http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 1/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 1/2020

УДК 369.041

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10060

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

BASIC PRINCIPLES OF SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION

Урусова А.Б.,
доцент
кафедры «Финансы и кредит», к.э.н., Северо-Кавказская государственная академия,
г. Черкесск, abu-77@list.ru

Urusova A.B., associate Professor of » Finance and credit», Ph. D., North Caucasus state Academy, Cherkessk, abu-77@list.ru

Аннотация. В настоящее время система социальной защиты населения в Российской
Федерации находится в стадии развития. Понятие «социальная защита» имеет
разнообразные значения. В новейших экономических условиях понятие «социальная
защита» заменило понятие «социальное обеспечение», которое наряду с другими
терминами широко использовалось в советской экономике, где определял особенную
организационно-правовую модель социальной защиты населения, проводимую
непосредственно государством.

Понятия
социальная политика и социальная защита граждан тесно взаимозависимы друг с
другом. С одной стороны, социальная защита является механизмом реализации
социальной политики, то есть какова социальная политика, такова и социальная
защита. Но, в то же время, социальная защита не может не отражаться на
социальной политике, в направлении ее целей, способов. Поэтому социальная политика
может рассматриваться как фундамент социальной защиты населения, будучи ее
основой. 

Определена
необходимость того, что система социальной защиты представляет собой форму
государственного обеспечения, которая гарантирует гражданам поддержку при наступлении
трудной жизненной ситуации в виде пенсий, социальных пособий и социальных
пособий, и социальных услуг, которая также при этом включает различные
мероприятия по профилактике и предотвращению социальных рисков.

Summary. Currently, the system of social protection of the population in the
Russian Federation is under development. The concept of «social
protection» has various meanings. In modern economic conditions, the
concept of «social protection» replaced the concept of «social
security», which along with other terms was widely used in the Soviet
economy, where it defined a special organizational and legal model of social
protection of the population, conducted directly by the state.

The concepts
of social policy and social protection of citizens are closely interdependent
with each other. On the one hand, social protection is a mechanism for
implementing social policy, that is, what social policy is, social protection
is. But at the same time, social protection cannot but affect social policy in the
direction of its goals and methods. Therefore, social policy can be considered
as the Foundation of social protection of the population, being its basis.

It is
necessary that the social protection system is a form of state security that
guarantees citizens support in the event of a difficult life situation in the
form of pensions, social benefits and social benefits, and social services,
which also includes various measures for the prevention and prevention of
social risks.

Ключевые
слова:
социальная защита, социальная политика, социальная поддержка, социальная
помощь, социальный институт, социальное обслуживание, материальная помощь.

Keywords: social protection, social
policy, social support, social assistance, social institution, social services,
financial assistance.

Социальная защита — это совокупность действующих на государственном,
региональном, муниципальном уровне органов и должностных лиц, ответственных за
оказание помощи и поддержки граждан при возникновении тех или иных социальных
рисков.

Термин «социальная защита населения» в Российской Федерации был введен в
1992 году, который уже длительное время использовался в мировой практике.

Социальная защита населения — это необходимый элемент функционирования
любого развитого государства. Она обеспечивается государственными структурами
путем соблюдения социальных гарантий, системы реализации этих гарантий и
функций обеспечения социальными льготами и поддержкой малообеспеченных людей [5,
c.142].

Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, право на социальную защиту
имеет любой гражданин государства. Данное право закреплено в Конституции
Российской Федерации. В соответствии со статьей 7 Конституции Российской
Федерации, Российская Федерация социальное государство, которое призвано
оказывать помощь слабым гражданам, воздействовать на распределение
экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому
гражданину достойное человеческое существование. Социальные гарантии направлены
на поддержку возраста, случаев болезни, потери кормильца, инвалидности, а также
воспитания детей, которые установлены законом [1]

Исследование проблем и изучение особенностей социальной защиты населения
привлекает особое внимание различных ученных и специалистов в данной области. В
имеющейся отечественной литературе встречается большое количество трактовок
понятия «социальная защита». Так, можно рассмотреть существующие подходы к
истолкованию данного определения в его широком и узком смысле.

Итак, в широком смысле, под социальной защитой понимается деятельность
государственных органов, главными целями которых состоит осуществление
первостепенных целей и задач социальной политики. Она представляет собой
комплекс совокупных правовых, экономических, а также социальных гарантий,
закрепленных на законодательном уровне. Данные социальные гарантии,
обеспечивают любому члену страны соблюдение важнейших социальных прав, таких
как:

  • трудоспособных гражданам страны должны быть созданы
    оптимальные условия, для существования и поддержания их благосостояния;
  • социально уязвимым слоям населения (то есть не
    трудоспособным гражданам) должна быть гарантирована социальная поддержка и
    защищенность.

А в узком смысле — под социальной защитой рассматривается комплекс
конкретных целенаправленных мероприятий государства (правового, экономического
и социального характера), который направлен на поддержание и обеспечение
социальной защищенности наиболее уязвимых слоев населения общества [6, c.5].

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи» основными целями Государственной социальной
помощи являются:

  • поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также
    малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже
    величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте
    Российской Федерации;
  • усиление адресности социальной поддержки нуждающихся
    граждан;
  • снижение уровня социального неравенства; — повышения
    доходов населения [2].

На помощь со стороны государства имеет право абсолютно каждый гражданин.
Для этого, в Конституции РФ прописаны соответствующие обязанности государства,
которое должно создавать все необходимые условия для достойного существования
населения.

Социальная помощь является одним из элементов социальной защиты населения,
находящегося в кризисных условиях, и к которой можно отнести:

  • обеспечение в натуральной и денежной форме в виде
    льгот или услуг, которые устанавливаются государством;
  • совокупность социальной помощи и иных поддержек со
    стороны государственных и негосударственных структур.

Существует два вида государственной социальной помощи (Рисунок 1).

Под денежными выплатами следует понимать социальные пособия, субсидии,
компенсации и другие выплаты, а под натуральной помощью — товары первой
необходимости, продукты питания, одежда и обувь, медикаменты и другие её виды.

Социальная защита как социальный институт представляет собой комплекс
правовых постановлений, направленных регулировать и исполнять существующие
определенные социально-экономические проблемы, определенных необходимостью
поддержки государством категорий граждан, которые являются не трудоспособными
по той или иной причине, отсутствия работы, или же по каким то другим иным
причинам, не имеющие достаточных средств для удовлетворения своих жизненно
важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов своей семьи. Система
социальной защиты населения непосредственно также направлена на осуществление
профилактических мер в неблагополучных семьях, а также на предотвращение

Социальное обслуживание населения включает достаточно широкий комплекс
мероприятиями социальной защиты населения.

 К ним можно отнести все традиционные
меры финансовой поддержки нуждающихся граждан, а также меры социальной
реабилитации граждан. Данная мера реабилитации является новым видом направления
социальной политики в Российской Федерации. В отличие от мер финансовой помощи
людям, которые оказались в сложной жизненной ситуации, меры социальной
реабилитации граждан направлены на восстановление их утраченного статуса через
различные реабилитационные центры, к примеру — медицинские, социокультурные,
психологические.

Социальное обслуживание престарелых граждан, семей с детьми, матерей
одиночек, нетрудоспособных лиц и других категорий населения является
неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в
Российской Федерации.  

Оказание социального обслуживания населению регулируется Федеральными
законами Российской Федерации, которые адресованы различным группам населения —
ветеранам, детям, инвалидам, престарелым, беженцам, вынужденным переселенцам и
другим. 

Трудная жизненная ситуация — это ситуация, при которой человек не в
состоянии самостоятельно найти выход. Это может возникнуть по разным причинам.
В этом случае гражданин может обратиться за помощью в государственные
структуры.

Структура оказания социальной помощи представлена на рисунке 2. 

В свою очередь, государственная социальная помощь, определена в статье 1
Федерального закона «О государственной социальной помощи». Она представляет
собой оказание материальной и другой помощи одиноко проживающим гражданам,
инвалидам, малоимущим семьям. Помощь данным категориям граждан обеспечивается в
виде доплат к пенсии, социальных пособий, услуг социального характера, а также
в предоставлении товаров первой необходимости. 

Следует отметить, что государственная социальная помощь включает небольшой
перечень проблем социальной защиты населения. Помощь населению предоставляется
в виде оказания социальных услуг, минимальный перечень которых определен в виде
государственной социальной помощи, за счет средств субъектов Российской
Федерации.

В целом, если рассматривать структуру социальной защиты, то на современном этапе её можно представить в виде рисунка (Рисунок 3)

Социальное обеспечение — направлено на материальное обеспечение
определенных категорий граждан. При переходе к рыночной системе, термин
«социальная защита» заменил систему социального обеспечения, которая в
значительной степени утратила свои функции, однако, часть элементов данной
системы вошла в существующие современные системы социальной защиты населения.

Можно выделить следующие категории граждан, которые особо нуждаются в
социальной защите со стороны государства:

  • одинокие и одиноко проживающие граждане, в том числе
    одинокие супружеские пары;
  • многодетные семьи;
  • малообеспеченные семьи;
  • инвалиды, в том числе инвалиды детства;
  • инвалиды;
  • сироты; 
  • одинокие матери;
  • безработные;
  • участники, инвалиды Великой Отечественной войны,
  • семьи погибших военнослужащих;
  • граждане, участвующие в ликвидации техногенной аварии
    в Чернобыльской АЭС;
  • студенческие семьи;
  • лица с ограниченными возможностями;
  • граждане, инфицированные ВИЧ и больные СПИДом; 
  • граждане без определенного места жительства и
    другие. 

Основными принципами социальной
защиты являются:

  • принцип социальной справедливости;
  • принцип системности;
  • принцип комплексности;
  • принцип адресности;
  • принцип     превентивных     (предупредительных)   мер    по социальной защите;
  • принцип многосубъектности социальной защиты.

Принцип системности и комплексности связан с созданием системы социальной
защиты населения, как целостного образования и комплекса структурных элементов,
контролем за осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки всем слоям
населения, сочетания между современной практикой помощи человеку с историческим
опытом и традициями. Субъекты и объекты социальной защиты, содержание которых
раскрывается в целях, задачах, функциях и средствах, являются особо важными её
элементами.

Принцип адаптивности показывает способность системы социальной защиты
населения к развитию активности и инициативы социальных субъектов, их
способности к проявлению собственных средств социальной защиты и
самосовершенствованию.

Принцип многосубъектности социальной защиты населения означает, что
государство, являясь одним из важнейших субъектов социальной защиты своего
населения, осуществляет влияние на функционирование всей её системы путём
утверждения государственного бюджета, а также бюджетов, находящихся в
государственной собственности других источников финансирования. Принцип
многосубъектности социальной защиты населения также подразумевает участие
различных субъектов в осуществлении социальной помощи людям и уязвимым группам
населения. Важнейший субъект социальной
защиты — государство, одной из основных функций которого является социальная
защита населения [8, c.3].        Профсоюзы
— это субъект социальной защиты, который осуществляет активную деятельность на
предприятиях, в учреждениях, трудовых коллективах. Общественные объединения
обеспечивают участие граждан в достижении целей и задач социальной защиты
населения, помогают реализовывать потребность личности в благотворительном
участии. Работодатели создают на предприятиях условия социальной помощи и
поддержки трудящихся, обеспечивая обязательные социальные гарантии в виде
минимальной заработной платы, обязательного медицинского страхования,
социальных выплат, компенсаций.

Принцип адресности является важнейшим принципом в социальной защите
населения, подразумевающим осуществление системы мер защиты населения
посредством поддержки достойных условий существования конкретно нуждающихся
людей, попавшим в трудные жизненные ситуации.

Принцип гуманизма и социальной справедливости социальной защиты населения
направлен на обеспечение законодательных прав всем членам общества, всем слоям
и группам одинаковых защитных гарантий и благ, с учетом трудового вклада;
учением правильно оценить личностный потенциал человека, его внутренние
ресурсы, осознание жизненных затруднений и определение путей выхода из них. Это
значит, что создание системы социальной защиты населения тесно связано с построением
правового государства, где потенциальные возможности приобретения
равнодоступных защитных гарантий и благ исключают лишь пассивное ожидание
поддержки, а также исключают оказание помощи иждивенчески настроенным
гражданам.

В организации и содержании системы социальной защиты с системностью
комплексность пересекается тесным образом, а именно, обеспечивает тесное
единство, взаимосвязь всего комплекса мер экономической, социальной и правовой
направленности по предоставлению гарантий социальной защиты со стороны
государства.

Комплексность осуществляется следующим образом:

  • единство целей, принципов и направлений деятельности;
  • сочетание исторического опыта, традиций и современной
    практической помощи населению;
  • всестороннего изучения объекта социальной защиты
    (индивидуума, социальной группы);
  • координации и согласованности действий субъектов
    социальной защиты;
  • контроля над осуществлением различных мер по оказанию
    поддержки населению.

На основе принципа комплексности можно наиболее эффективно защитить тех
категорий граждан, которым грозит ситуация перехода за черту бедности, тем, кто
оказался в сложной или критической жизненной ситуации, а также преобразовать
деятельность системы социальной защиты в фактор стабилизации экономического и
социального развития государства.

Важным принципом системы социальной защиты является адресность. Это
осуществление комплекса различных мер по поддержанию условий существования
конкретно нуждающихся граждан, которые попали в сложные жизненные
обстоятельства, с учетом индивидуальных потребностей и возможностями их
возмещения, в соответствии с установленными критериями. 

Критерии оказания помощи основываются на нормативах социального характера,
представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления
важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и иных данных, определяющих
условия жизнедеятельности человека:

  • потребностей человека;   
  • величины прожиточного минимума; 
  • содержания потребительской корзины;
  • уровня минимального размера оклада (заработной платы);
  • минимального размера пенсий и стипендий.

Принцип превентивных (предупредительных) мер по социальной защите означает
необходимость предупреждения причин социального неравенства, неблагополучия,
распознавать их еще на начальном этапе формирования и устранять их. Это в
первую очередь, означает создание необходимых условий, при которых граждане
могут самостоятельно справиться со сложившейся трудной ситуацией в жизни, а
также использовать собственные личные ресурсы на случай возникновения
социальных рисков, а именно: нарушение социального положения граждан вследствие
болезни, потери кормильца, потери трудоспособности, безработицы [3, c.23].

Законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание следующих
категорий социальных услуг:

  • финансовая или материальная помощь;
  • предоставление услуг социального работника на дому;
  • медицинское обследование и лечение в стационаре;
  • предоставление временного жилья;
  • предоставления дневного пребывания в помещениях
    социального обслуживания;
  • оказание юридической помощи; — оказание услуг
    реабилитации.

Материальная помощь выделяется гражданам, оказавшимся в сложной жизненной
ситуации, посредством предоставления продуктов питания, топлива, вещей первой
необходимости, технических средств для реабилитации инвалидов и лиц,
нуждающихся в постоянном уходе.

Эффективность деятельности органов социальной защиты населения Российской
Федерации, зависит непосредственно от проводимой в государстве политики в
отношении малоимущего населения.

Государство занимается формированием федеральных систем по оказанию
социальной защиты населения для исполнения различных видов государственной
деятельности — исполнения социальной политики для оказания социальной поддержки
гражданам, социального обслуживания граждан, регулирования вопросов, связанных
с укреплением института брака и семьи, охраны, безопасности прав детей, а также
реализации программ демографической политики Российской Федерации [10, c.52]

Направленность развития экономики в настоящее время в Российской Федерации
сопутствуется наличием возникновения проблем в социальной сфере государства.
Поэтому в приоритете у государства всегда стояли задачи ликвидации всех
негативных последствий перехода к рыночной экономике. Это вызвано,
непосредственно стремлением обеспечить стабильность в государстве, а также
необходимостью совершенствования рыночной экономики государства.

Социальная защиты граждан является
одной из главнейших задач социальной политики, одним из инструментов, с помощью
которого осуществляется ее реализация. Ее действие направлено на оказание
каждому гражданину юридических, социальных гарантий и возможностей для
реализации его прав на уровень жизни, необходимый для осуществления, развития
личности и воспроизводства. Также система социальной защиты населения
базируется на принципах, которые позволяют ей наиболее полно и эффективно
реализовывать все свои функции.

Библиографический
список

  1. Конституция
    Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом
    поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №
    6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
  2. Федеральный
    закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной
    помощи» (с изменениями и дополнениями)
  3. Гаматаева С.Х..
    К вопросу о сущности системы социальной защиты населения /С. Х. Гаматаева//
    Вопросы структуризации экономики. – 2007. — №3. — С. 23-24
  4. Зубова, И. Г. Социальная защита населения в Российской Федерации: учебное
    пособие / И. Г. Зубова, А. Г. Коноплева, С. П. Головач. – М.: Кнорус, 2015. –
    530с.
  5. Кипинган
    Н. С. Понятие и сущность социальной защиты населения в современном государстве
    /Н.С. Кипинган// Вестник Кемеровского государственного университета. – 2010. —
    №1.  — С.142-147.
  6. Корчагина
    Д. Т. Правовые аспекты социальной политики государства на современном этапе /Д.
    Т. Корчагина// Вестник Челябинского государственного университета. 2008. — №8.
    —  2008.- С. 5-7.
  7. Мысляева
    И. М. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И. М. Мысляева. —  М: ИНФРА-М., 2014. – 360с.
  8. Нешитой,
    А. С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / А. С. Нешитой. —
    Москва: Дашков и К°, 2015. — 307с.
  9. Урусова
    А.Б. Современное состояние и совершенствование социального обеспечения
    населения // Известия Северо-Кавказской государственной
    гуманитарно-технологической академии / А. Б. Урусова. — 2018. — № 3 (17). –
    С.3-9.
  10. Хамидуллин
    Н.  Р., Галимуллина Р. Р.
    Социально-экономические аспекты формирования государственной политики
    социальной защиты населения России /Н. Р. Хамидуллин, Р. Р. Галимуллина//
    Вестник Оренбургского государственного университета. – 2013. — № 9 (158).
    – С. 52-57.

References

1. The Constitution of the Russian Federation
(adopted by popular vote 12.12.1993) (as amended, amended Laws of the Russian
Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from
30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FKZ, from 05.02.2014 No. 2-FKZ, from
21.07.2014 No. 11-FCL)

2. Federal law of July 17, 1999 N 178-FZ «On
state social assistance» (with amendments and additions)

3. Hamutaev Sh. To the question about the essence
of the system of social protection of the population /sh Hamutaev// Issues of
economy structuring. — 2007. — No. 3. — Pp. 23-24

4. Zubova, I. G. Social protection of the
population in the Russian Federation: a textbook / I. G. Zubova, A. G.
Konopleva, S. P. Golovach. — Moscow: KnoRus, 2015. – 530c.

5. Kipingan N. S. the Concept and essence of
social protection of the population in the modern state /N. S. Kipingan / /
Bulletin of the Kemerovo state University. — 2010. — No. 1.  — Pp. 142-147.

6. Korchagina D. T. Legal aspects of social policy
of the state at the present stage /D. T. Korchagina// Bulletin of the
Chelyabinsk state University. 2008. — No. 8. — 2008.- Pp. 5-7.

7. Myslyaeva I. M. State and municipal Finance:
textbook / I. M. Myslyaeva. — M: INFRA-M, 2014. — 360C.

8. Neshitoy, A. S. Budget system of the Russian
Federation: textbook / A. S. Neshitoy. — Moscow: Dashkov & Co., 2015. —
307s.

9. Urusova A. B. Current state and improvement of
social security of the population / / Izvestiya Severo-kavkazskoy
gosudarstvennoy gumanitarno-tekhnologicheskoy Akademii / A. B. Urusova. — 2018.
— No. 3 (17). — Pp. 3-9.

10.        Khamidullin N. R., Galimullina R. R.
Socio-economic aspects of the formation of the state policy of social
protection of the population of Russia /N. R. Khamidullin, R. R. Galimullina /
/ Bulletin of the Orenburg state University. — 2013. — No. 9 (158). — Pp.
52-57.