Московский экономический журнал 1/2019

image_pdfimage_print

1MEZHlogo-e1521963337142-2

УДК 332.145

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-11071

Управление продвижением муниципального образования

Management of advance of the municipal unit

Урал Рамазанович Мусинкандидат экономических наук, доцент кафедры управления проектами и маркетинга Башкирского государственного университета

Ильмир Вилович Нусратуллинкандидат экономических наук, доцент кафедры управления проектами и маркетинга Башкирского государственного университета

Ирина Рудольфовна Кандауровакандидат экономических наук, доцент кафедры управления проектами и маркетинга Башкирского государственного университета

Ural R. Musincandidate of economic sciences, associate professor of the department of project management and marketing of the Bashkir state university

Ilmir V. Nusratullin,candidate of economic sciences, associate professor of the department of project management and marketing of the Bashkir state university

Irina R. Kandaurovacandidate of economic sciences, associate professor of the department of project management and marketing of the Bashkir state university

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы управления продвижением муниципального образования. В качестве дополнения к стратегии социально-экономического развития муниципального образования предлагается продвижение территории как один из механизмов ее реализации, который позволит обеспечить достижение стратегических целей. Определена логическая последовательность этапов процесса продвижения муниципального образования при разработке и реализации стратегии развития территории.

Summary: In article questions of management of advance of the municipal unit are considered. As addition to the strategy of social and economic development of the municipal unit advance of the territory as one of mechanisms of its realization which will allow to provide achievement of strategic objectives is offered. The logical sequence of stages of process of advance of the municipal unit during the developing and implementation of the strategy of development for the territory is defined.

Ключевые слова: продвижение, муниципальное образование, территория, управление, стратегия.

Keywords: advance, municipal unit, territory, management, strategy.

В условиях усиления конкуренции между территориями за ресурсы у муниципальных образований возрастает потребность в разработке стратегии социально-экономического развития, которая позволяет определить пути и механизмы достижения целей муниципалитета. При этом стратегия развития территории позволяет сформировать цели, задачи, приоритетные направления и сценарии развития на основе разработанных механизмов ее реализации. В связи с этим формирование стратегии развития муниципального образования, на основе оптимального сочетания имеющегося потенциала, ресурсов и конкурентных преимуществ территории, считается ключевым фактором успеха деятельности органов местного самоуправления.

Целенаправленное использование имеющихся ресурсов у муниципального образования для привлечения на территорию новых инвестиций, потребителей служит одним из приоритетных направлений стратегии развития для продвижения муниципалитета во внешней среде. При этом основной задачей продвижения муниципального образования остается повышение качества жизни жителей и привлекательности территории.

Успешность продвижения муниципального образования зависит во многом от чётко сформированной идентичности и определения ниши территории, а также своего места для позиционирования на социально-экономическом пространстве региона, страны. В связи с этим муниципальные образования проявляют значительный интерес к таким инструментам продвижения территории, как маркетинг и брендинг. В стратегиях развития применение инструментария маркетинга и формирование конкурентного бренда территории должны служить одними из основных задач по повышению инвестиционной привлекательности муниципального образования и узнаваемости во внешней среде. Но данные вопросы часто не включаются и не отражаются в стратегиях социально-экономического развития муниципального образования.

Это говорит о том, что муниципальные образования маркетингом и брендингом практически не занимаются, что приводит к низкой инвестиционной привлекательности территории. Продвижение территории носит фрагментарный характер, который во многом связан с низкой квалификацией работников органов местного самоуправления. Процесс продвижения муниципального образования должен быть согласован со стратегией развития для привлечения инвесторов, развития туристических направлений, а также укрепления лояльности населения к своей территории проживания через систему социально-культурных мероприятий [2].

Для грамотного управления продвижением муниципального образования необходимо формирование механизма сценарного развития. Основой для этого служит использование стратегического подхода к продвижению муниципалитета, который предусматривает необходимость согласования целей и ресурсов. Данный подход обеспечивает наиболее эффективное использование имеющихся ресурсов для достижения лучших результатов в области продвижения.

Процесс продвижения муниципального образования может состоять из следующих этапов:

  • оценка внутреннего потенциала территории, анализ конкурентоспособности по основным видам товаров и услуг с учетом их роли в муниципальном образовании, выявление конкурентных преимуществ муниципального образования и конкурентных позиций по основным видам продукции и услуг, сильных и слабых сторон экономики территории;
  • разработка стратегических целей развития муниципального образования;
  • определение основные целевых групп потребителей продукции и услуг муниципального образования и выявление их потребностей;
  • выбор механизма продвижения и воздействия на целевые группы потребителей продукции и услуг муниципального образования.

На первом этапе проводится комплексный анализ социально-экономического развития муниципального образования, в ходе которого определяется его место в экономике региона, страны, выполняется анализ основных показателей социально-экономического развития, а также оценка конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. Для качественной оценки состояния и возможностей муниципального образования применяются методы PEST-анализа, SWOT-анализа, SPACE-анализа, бенчмаркинг.

В процессе анализа определяются ключевые проблемы социально-экономического развития и факторы экономического роста территории. Анализ конкурентных позиций муниципального образования по видам продукции и услуг на региональном и национальном рынках дает возможность выявить конкурентные преимущества.

Полученные результаты комплексного анализа социально-экономического развития муниципального образования позволяют  определить перспективы и ограничения реализации конкурентных преимуществ муниципального образования.

Выявленные проблемы и возможности развития муниципального образования позволяют определить приоритетные направления развития и стратегические цели муниципального образования.

В процессе целеполагания происходит разработка сценария развития муниципального образования в согласовании со стейкхолдерами. На данном этапе необходимо учитывать такие направления развития муниципального образования, как человеческий капитал, реальный сектор экономики, пространственное развитие, муниципальные финансы, муниципальное управление, что в свою очередь позволит отразить возможности продвижения территории во внутренней и внешней среде и способы воздействия на них. Выделяются следующие группы потребителей, которые в зависимости от положения по отношению к территории, необходимо разделить на две категории – внешние и внутренние. Данная сегментация потребителей и ее последствия имеют решающее значение для эффективности продвижения территории.

К внутренним потребителям муниципального образования относятся:

  • местные жители;
  • местное бизнес-сообщество;
  • работники органов местного самоуправления;
  • муниципальные предприятия и учреждения.

К внешним потенциальным потребителям можно отнести:

  • туристов;                                             
  • инвесторов;
  • органы региональной государственной власти;
  • национальные и международные организации и учреждения.

Особенностью продвижения муниципального образования является ориентация на внутренние целевые группы потребителей, что значительно сужает возможности и эффективность инструментов маркетинга и брендинга. В связи с этим специфика продвижения муниципального образования должна быть сбалансирована в процессе воздействия не только на внутренних потребителей, но и на внешних. Необходимо усилить процесс коммуникации муниципального образования с внешней средой, заключающийся в предоставлении информации об имеющемся потенциале территории, созданных условиях и потенциальных возможностях. Продвижение ценностей и имиджа муниципального образования представляет собой процесс информирования потенциальных потребителей о конкурентных преимуществах и отличительных характеристиках.

В дальнейшем управление продвижением муниципального образования строится на основе плана PR-мероприятий, который должен быть адаптивным к внешним воздействиям, что позволить реагировать на изменения с учетом различий регионов, стран, рыночных и прочих условий. Продвижение территории должно быть ориентировано на расширение возможностей конкретных PR-мероприятий  с целью стратегического выбора муниципалитета для последующего привлечения туристов, инвестиций при взаимодействии с внешней средой.

Наиболее гибкой и распространённой формой продвижения территории является формирование привлекательного имиджа муниципального образования, основанного на конкурентных преимуществах, и их пропаганде. Маркетинг имиджа муниципального образования считается относительно недорогой стратегией, хотя и требующей дополнительных затрат, зависящих от уже сложившегося имиджа, целей его развития [2]. Механизмом реализации стратегии имиджа муниципального образования служит план PR-мероприятий.

Важным процессом для продвижения территории является планирование всех PR-событий, фиксирование планов построения коммуникаций для осуществления рационального взаимодействия с целевыми потребителями. Также важно разработать конкретные мероприятия по продвижению территории, которые будут формировать будущий имидж муниципального образования, исходя из его специфики.

Эффективность реализации PR-мероприятий по продвижению муниципального образования во многом зависит от формирования проектной команды с соответствующей квалификацией сотрудников, которая будет способствовать достижению поставленных целей.

Таким образом, в современных условиях возникает необходимость разработки научно-методического инструментария для обеспечения интеграции продвижения территории в систему стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования. Для большинства муниципальных образований наиболее целесообразен подход по включению инструментария по продвижению территории в процесс разработки стратегии развития муниципального образования, который должен носить системный характер в ходе ее реализации.

Список литературы

  1. Акьюлов Р.И. Муниципальный маркетинг в управлении развитием территории. — 2014. — №3. [Электронный ресурс]. URL: http://municipal.uapa.ru/ru/issue/2014/03/05/
  2. Ахметов В.Я., Фатхуллина Н.Х., Ярмухаметов Р.З., Матинова Ф.В., Якшимбетова Г.И. Проблемы и перспективы использования инструментария территориального брендинга в региональном управлении (на примере Республики Башкортостан) // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2016. — №6. — Том 8. [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/25EVN616.pdf
  3. Диков Я.А., Нусратуллин И.В. Пространственное развитие территорий: комплексный подход // Экономические исследования и разработки. 2017. №7. С. 15-23.
  4. Дубова Ю.И., Франк Е.В., Ермолина Л.В. Маркетинг территорий: ограничения применения в российских условиях // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика» = Perm University Herald. Economy. — 2017. — Том 12. № 1. — С. 110–123.
  5. Кандаурова И.Р., Мусин У.Р. Роль регионального бренда в продвижении Республики Башкортостан // Современные научные исследования и разработки. — 2017. — № 2 (10). — С. 306-307.
  6. Лапыгин Ю.Н., Тулинова Д.В. Сценарный подход в реализации стратегических приоритетов развития муниципальных образований // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика» = Perm University Herald. Economy. 2017. Том 12. № 4. С. 649–664.
  7. Мусин У.Р., Кандаурова И.Р. Маркетинг территории и стратегическое развитие муниципального образования // Экономика и управление собственностью. 2018. № 1. С. 66-68.