Московский экономический журнал 1/2019

image_pdfimage_print

1MEZHlogo-e1521963337142-2

УДК 378.016

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-11049

Исследование профессионального типа личности будущих менеджеров с целью проектирования их успешной карьеры

Research of professional type of personality future manager in order to design their successful career

Грацианова Лариса Ивановна, старший преподаватель кафедры УЧР Московского финансово-промышленного университета «Синергия», E-mail: lgratsianova@synergy.ruSPIN-код: 9943-0410

Gratsianova Larissa Ivanovna, senior lecturer of the Department of HR Moscow financial-industrial University «Synergy», E-mail: lgratsianova@synergy.ruSPIN-code: 9943-0410

Аннотация: в статье изложен краткий анализ результатов исследования профессионального типа личности студентов факультета Управления и предложения по совершенствованию деятельности вуза в области профессионального самоопределения студентов.

Summary: the article presents a brief analysis of the results of the study of the professional type of personality of students of the faculty of Management and suggestions for improving the activities of the University in the field of professional self-determination of students.

Ключевые слова: кадровый профайлинг, методика Д.Голланда, профессиональный тип личности, профессиональное самоопределение, профессиональная мотивация, профессиональная карьера.

Key words: personnel profiling, D. Holland’s method, professional personality type, professional self-determination, professional motivation, professional career.

По мнению исследователей, в настоящее время в России существует значительный разрыв между кадровыми потребностями бизнеса и уровнем соискателей [9]. Россия занимает 11 место в мире по дефициту квалифицированных кадров [4]. Особенно это касается квалифицированных менеджеров [8].

В результате анализа пяти важнейших для российской экономики секторов, проведенного Глобальным институтом McKinsey (MGI) и его московским офисом были выявлены три основные группы проблем, определяющих отставание России от США по производительности. Первой из них является неэффективная организация труда [16]. Данный фактор связан, в том числе, и с недостаточным профессионализмом менеджеров [5].

Изучение результатов научных исследований за последние 10 лет позволило выявить следующее:

  1. 87 % опрошенных молодых людей считают, что высшее образование необходимо для получения хорошей профессии и достижения определенного жизненного статуса в будущей жизни [10].
  2. Доминирующим для выпускников школ является желание иметь высшее образование как таковое, при этом малозначимо или практически не значимо, какой специальности обучаться [13]. Так, например, абитуриенты, выбирающие профессию «менеджер» часто не имеют полноценных представлений о ее содержании [2].
  3. Выбор профессии «менеджер» обусловлено привлекательностью имиджа профессии, представлениями о ней как о высокооплачиваемой и востребованной, а также стремлением к получению статуса руководителя [14].
  4. Наличие специальности, соответствующей собственным интересам и способностям, не оказалось решающим фактором для принятия решения о месте профессионального обучения [3].

Следствием этих факторов является недостаточная полнота освоения необходимых профессиональных компетенций будущими менеджерами.

Таким образом, очевидно, что активная поддержка вуза в самопроектировании будущего менеджера остро необходима и студентам, бизнесу, и государству в целом. Специалисты предлагают такие меры, как «образовательный форсайт» (обсуждение возможных путей профессионального развития и формирование долгосрочных целей) [6] и проведение тренингов целеполагания для студентов [7].

Но для того, чтобы обеспечить «адресную» поддержку студентов следует изучить их личностные особенности, связанные с профессиональным самоопределением.

В современной практике широко используется кадровый профайлинг, который применяется HR-менеджерами для изучения индивидуальных и профессиональных особенностей сотрудников [1].

Однако метод профайлинга пока не принято применять для диагностики абитуриентов и студентов вузов. По мнению автора статьи, данный метод позволит существенно не только улучшить условия профессиональной подготовки будущих специалистов за счет помощи им в повышении мотивации к профессии, но и будет способствовать более рациональному распределению ресурсов, затрачиваемых на обучение менеджеров.

Результаты пилотного исследования на примере студентов 1 курса факультета Управления МФПУ «Синергия», обучающихся по направлению «Менеджмент»,  позволили выявить их профессиональные типы, а также сделать выводы о факторах, способствующих и препятствующих успешному освоению профессиональных компетенций, и о профилях их дальнейшей профессиональной подготовки.

В основу проведенного исследования положена методика психодиагностики профессионального типа личности Дж.Голланда (опросник профессионального самоопределения) [12].  Под профессиональным самоопределением принято понимать определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма [11].

Теоретической основой методики является теория профессионального выбора, разработанная американским профессором Дж Голландом. В соответствии с данной теорией успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия типа личности типу профессиональной среды. 

Исследование проводилось методом письменного тестирования, в котором приняли участие 82 студента.

При обработке данных получены следующие результаты:

  • у 48,8% респондентов выявлен предприимчивый профессиональный тип, причем у 17% представителей этой группы (что составило 8,5% от общего числа) предприимчивый тип сочетался с артистическим типом; кроме того, у одного респондента предприимчивый тип сочетался с социальным, у одного – с конвенциональным типом и еще у одного – с реалистическим;
  • у 37,8% респондентов выявлен артистический профессиональный тип (включая тех, у кого он сочетался с предприимчивым типом); сочетаний артистического типа с другими, кроме предпринимательского не выявлено (за исключением одного испытуемого, у которого проявилось сочетание артистического и исследовательского типа);
  • у 9,8% респондентов выявлен социальный профессиональный тип, который у одного из испытуемых сочетался с предприимчивым, а у другого – с артистическим типом;
  • у 6% респондентов выявлен конвенциональный профессиональный тип, который у одного из испытуемых сочетался с предприимчивым типом;
  • у 4,9% респондентов проявился реалистический тип, среди которых у одного из испытуемых он сочетался с предприимчивым типом;
  • у 3,7% респондентов проявился исследовательский тип, причем у одного из них данный тип сочетался с артистическим.

Таким образом, преобладающими профессиональными типами у значительной части респондентов (79,2%, т.е. 71 человек) являются предприимчивый и артистический.

Исходя из интерпретации типов, предприимчивый тип обладает такими качествами, как находчивость, практичность, социальная активность, способность быстро ориентироваться в сложной обстановке, склонность к самостоятельному принятию решений, готовность к риску, высокий уровень притязаний, ориентация на материальное благополучие. Но, наряду с этим, «предприимчивые» неусидчивы, не любят кропотливую аналитическую деятельность, т.к. не способны к длительной концентрации внимания. Поэтому они предпочитают динамичную среду, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей.

Артистический тип характеризуется оригинальностью, независимостью в принятии решений, гибкостью мышления. Представители данного типа редко бывают эмоционально чувствительными, но ориентируются на социальные нормы и одобрение. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы.

На основании полученных характеристик можно сделать выводы о личностных особенностях основного контингента первокурсников факультета Управления, как являющихся преимуществами, так и создающих ограничения в работе менеджера. Следует отметить, что, с учетом современных рыночных условий, ряд факторов было бы неверно трактовать как однозначно отрицательные. Корректнее назвать их факторами риска. В связи с этим мы сочли необходимым проделать анализ выявленных особенностей личности c точки зрения возможностей и угроз для результативности деятельности будущих менеджеров.

Факторами, создающими преимущества, являются:

  1. Социальная активность
  2. Стремление к лидерству
  3. Практичность
  4. Способность успешно ориентироваться в новых обстоятельствах
  5. Гибкость мышления
  6. Стремление принимать самостоятельные решения

Факторы риска и их анализ представлены в таблице (см. Таблицу 1)

Безымянный

Безымянный

На основании полученной информации можно наметить пути совершенствования процесса профессионального самоопределения студентов:

  1. Проведение тренингов эффективного целеполагания.
  2. Организация процесса самопроектирования будущих менеджеров в процессе обучения в вузе как образовательного форсайта [6].
  3. Расширение базы организаций, готовых привлекать практикантов к реализации проектов и более активное вовлечение студентов в решение актуальных управленческих задач.
  4. Обязательное проведение «круглых столов» по итогам практики с обсуждением результатов анализа управленческих проблем организации, выявленных в процессе участниками в компаниях. Приглашение представителей бизнеса в качестве экспертов на заседания «круглых столов» по итогам практики.
  5. Вовлечение студентов в проведение интервью с действующими менеджерами разных уровней с целью изучения их управленческого опыта, анализа актуальных управленческих проблем, исследования принимаемых руководителями решений, а также создание на основе полученной информации базы кейсов для последующей отработки собственных управленческих навыков.

Предложенные меры помогут сделать процесс подготовки и профессионального самоопределения будущих менеджеров более увлекательным и эффективным и позволит решить следующие проблемы:

  • помочь обучающимся не только целенаправленно совершенствовать свои профессионально важные личностные компетенции [15], но и выбрать сегмент профессиональной области, где они способны стать наиболее эффективными;
  • усовершенствовать технологию подготовки специалистов по профилю «Менеджмент»;
  • сформировать у будущих менеджеров более четкие представления о наиболее успешных вариантах их профессиональной карьеры;
  • снизить непроизводительные затраты на подготовку специалистов, не способных качественно осуществлять профессиональную деятельность или не планирующих работать в соответствии с полученной квалификацией.

Список использованных источников

  1. Виды профайлинга. [Электронный ресурс]. / Searchinform. Informtion security. URL: https://searchinform.ru/kontrol-sotrudnikov/profajling/vidy-profajlinga (дата обращения: 15.01.2019)
  2. Гарбузова М.А. Актуализация профессионального самоопределения молодежи в современных условиях. [Электронный ресурс]. /Вестник Кемеровского государственного университета – 2008. — №4. С.86-90. URL: https://searchinform.ru/kontrol-sotrudnikov/profajling/vidy-profajlinga (дата обращения: 01.08.2018)
  3. Головей Л.А., Исаева ДА. Особенности профессионального самоопределения студентов-менеджеров на разных этапах обучения. [Электронный ресурс]./Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. — 2011.- Вып.4. С.28-35. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-professionalnogo-samoopredeleniya-studentov-menedzherov-na-raznyh-etapah-obucheniya (Дата обращения: 13.06.2018)
  4. Дефицит профессионалов – третья беда России. [Электронный ресурс]./ Наш бизнес. URL: https://nbru/rubric/trends/deficit-professionalov-tretya-beda-rossii (дата обращения: 20.01.2019)
  5. Домчева Е. Люди не те пошли. [Электронный ресурс]. / Российская газета — Федеральный выпуск №6422 (150). URL: https://rg.ru/2014/07/08/kadri.html (дата обращения: 20.01.2019)
  6. Криницын Д.В. Самопроектирование будущего менеджера в процессе обучения в вузе как образовательный форсайт. [Электронный ресурс]. / Сибирский педагогический журнал – 2012.- №5. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/samoproektirovanie-buduschego-menedzhera-v-protsesse-obucheniya-v-vuze-kak-obrazovatelnyy-forsayt-1 (дата обращения: 17.11.2018)
  7. Маркова М.Ю. Формирование мотивации профессионального обучения у студентов вуза посредством осознания и структуризации ими жизненных целей[Электронный ресурс]./Казанский педагогический журнал – 2012. — №2 (92). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivatsii-professionalnogo-obucheniya-u-studentov-vuza-posredstvom-osoznaniya-i-strukturizatsii-imi-zhiznennyh-tseley(дата обращения: 18.11.2018)
  8. Почти половина компаний в РФ испытывает дефицит квалифицированных кадров. [Электронный ресурс]/ URL: https://rb.ru/article/pochti-polovina-kompaniy-v-rf-ispytyvaet-defitsit-kvalifitsirovannyh-kadrov/6739207.html (дата обращения: 19.11.2018)
  9. Российские топ-менеджеры назвали дефицит кадров главной проблемой бизнеса.[Электронный ресурс]./HR-Сообщество и Публикации. URL:http://hr-portal.ru/ (Дата обращения: 10.05.2018)
  10. Рыченков М.В., Рыченкова И.В., Киреев В.С. Исследование факторов, оказывающих влияние на выбор вуза абитуриентами, на различных этапах процесса поступления. [Электронный ресурс]/ Современные проблемы науки и образования. – 2013. №6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?Id=11612 (дата обращения: 18.12.2018)
  11. Словарь по профориентации и психологической поддержке. [Электронный ресурс]. /Наука и Образование. ФГБОУ ВПО «МГТУ им.Н.Э.Баумана. — Эл.№ ФС 77-48211. URL:http://engineering-science.ru/doc/42344.html(дата обращения: 12.08.2018)
  12. Тест Голланда. Методика профессионального самоопределения. [Электронный ресурс]. / Научно-популярный психологический портал. URL:
    https://psychojournal.ru/tests_online/121-test-dzh-gollanda-na-opredelenie-professionalnogo-tipa-lichnosti.html (дата обращения: 03.02.2018).
  13. Шарова Е.Н., Мулина Т.В. Профессиональное самоопределение молодёжи в условиях социокультурной трансформации российского общества (региональный аспект). [Электронный ресурс]. / Журнал социологии и социальной антропологии – 2010. — Т. 13. № 1. С. 50-68. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/35862636/
  14. Шкель А.В. Основные факторы, мотивирующие выбор профессии абитуриентами забайкальского края. [Электронный ресурс]./ Вестник Забайкальского государственного университета – -№04 (107) URL:https://cyberleninka.ru/search?q=Шкель%20Алексей%20Владимирович (дата обращения: 9.10.2018)
  15. Хабибулина З. З. Профессиональные и личностные качества менеджера [Электронный ресурс]./ Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 174-177. URL:https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8835/ (дата обращения: 20.01.2019).
  16. Эффективная Россия. Производительность как фундамент роста. [Электронный ресурс]./ Российский журнал менеджмента — 2009. – Том 7, № 4, С. 109–168. URL: http://gtmarket.ru/files/news/1986/MGI_Effective_Russia_Productivity_Growth_as_the_Foundation_2009.pdf (Дата обращения: 12.02.2018)