Московский экономический журнал 1/2019

image_pdfimage_print

1MEZHlogo-e1521963337142-2

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-11044

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЕРДЛОВСКОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ  КВАЛИФИКАЦИЙ – СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СВЕРЛОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ – ФИЛИАЛА ОАО «РЖД»

ORGANIZATION OF ACTIVITIES OF THE SVERDLOVSK TRAINING CENTER OF PROFESSIONAL QUALIFICATIONS IS A STRUCTURAL UNIT SVERDLOVSKOY RAILWAY – BRANCH OF JSC «RZD»

Семенко Ирина Егоровна, кандидат педагогических наук,  доцент кафедры экономика транспорта Уральского государственного университета путей сообщения

Semenko Irina Egorovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of transport Economics of the Ural state University of Railways

Аннотация: Совершенствование подготовки работников, повышение уровня их профессиональной квалификации относится к числу важнейших элементов комплекса работ в настоящее время. Главной задачей современной системы подготовки и повышения квалификации рабочих является преодоление сложившихся в прошлом несоответствий в подготовке кадров по профессиям и в сбалансированном удовлетворении потребностей конкретного производства с учетом перспектив его развития в квалифицированных работниках. Это объясняется необходимостью научно обоснованного определения реальных потребностей производства в квалифицированных кадрах нужного количества и качества. 

Summary: Improving the training of employees, improving their professional skills is one of the most important elements of the complex of works at the present time. The main task of the modern system of training and advanced training of workers is to overcome the past inconsistencies in the training of personnel by profession and in a balanced satisfaction of the needs of a particular production, taking into account the prospects of its development in skilled workers. This is explained by the need for scientifically based determination of the real needs of production in qualified personnel of the required quantity and quality.

Ключевые слова: подготовка работников, структурное подразделение, ржд.

Key words: training of workers, structural division, Russian Railways.

Квалификация рабочих в современных условиях характеризуется такими признаками, как глубокие общеобразовательные технические и профессиональные знания, мастерство и профессиональная подвижность. Уровень развития рабочей силы непосредственно связан с изменением и совершенствованием технического оснащения производства. Научно-технический прогресс в современных условиях влияет на всю систему производственных сил, затрагивая в первую очередь человека как главную производительную силу общества с его способностью трудиться, создавать материальные блага, меняя содержание и условия трудовой деятельности, место человека в производстве. 

Другими словами, «квалификация» определяется характеристикой уровня компетентности специалиста в решении профессиональных задач и проблем. В связи с необходимостью определения квалификации работника вводятся квалификационные разряды, каждый из которых соответствует определенному уровню профессионального мастерства.

Специфика профессиональной деятельности в настоящее время определяется требованиями, предъявляемыми со стороны общества к функционированию профессионалов. С одной стороны, необходимыми и первостепенными признаются задачи комплексного обеспечения нормальных условий существования общества, сохранения стабильности, то есть требуется определенная степень устойчивости к изменениям. С другой стороны, происходящие в обществе перемены и осуществляемые реформы, предлагают необходимость быстрого реагирования профессионалов на изменяющиеся условия.

В условиях динамичного развития и успешного функционирования ОАО «РЖД» все более важную роль Компания придает качеству подготовки руководителей, специалистов и рабочих кадров, своевременности повышения квалификации персонала, обучению по актуализированным учебным программам и современным образовательным технологиям, комплексному и системному развитию компетенций всех категорий работников. Квалификация работника является целостным внутренним свойством человека, благодаря которым он может осуществлять профессиональную деятельность на определенном уровне качества. В состав профессиональной квалификации работника входят: компетентность, нравственность, инициативность, профессиональное мастерство. Компетентность работника основывается на знаниях, владении информации об особенностях условий, в которых происходит исполнение функциональных обязанностей. Нравственность предполагает соблюдение правовых и моральных норм, которые наиболее присуще данной профессиональной деятельности. Инициативность работника проявляется в процессе поиска перспективных вариантов, побуждает человека к совершенствованию собственной профессиональной квалификации. Профессиональное мастерство представляет способность работника устойчиво обеспечивать исполнение обязанностей социально востребованными результатами [1].

На предприятиях железнодорожного транспорта очень важным моментом является подбор высококвалифицированного производственного персонала. Необходима адаптация работников к особенностям железнодорожной отрасли, а также к специфике условий труда. Чтобы правильно и эффективно организовать работу по подбору кадров рабочих специальностей разрабатываются различные средства подачи информации, методы профессионального подбора и производственного обучения.

Основными методическими приемами, с помощью которых в настоящее время осуществляется исследование железнодорожных профессий, являются методы наблюдения, анализа системы управления, алгоритмического описания процессов управления, а также ряд методических приемов, позволяющих объективно регистрировать трудовые действия работающего человека.

Особую роль в изучении профессий железнодорожного транспорта играет метод воссоздания процесса труда в лабораторных условиях, который на современном этапе развития производства может рассматриваться как основной метод технической психологии.

Для производственного обучения, например, нужно воссоздать трудовую обстановку и построить такую схему эксперимента, которая обеспечивала бы полноценное формирование определенных трудовых навыков, а также необходимых для данной производственной деятельности психологических качеств. В этом случае аналог трудовой обстановки порождает у обучающегося психическую деятельность – аналог реальной деятельности – в ходе которой и формируются необходимые навыки и свойства. Такая организация экспериментов позволяет установить наличие или отсутствие у данного человека профессионально важных качеств и свойств, которые были выявлены в ходе предварительного профессиографического анализа. Что касается рационализации трудовой деятельности, то и при ее разработке создавались различные варианты организации трудового процесса, а на основе эксперимента отбирался оптимальный вариант.

Современная экспериментальная психология располагает многочисленными методами, позволяющими воссоздавать в лабораторных условиях различные компоненты трудовой деятельности человека, варьировать условия труда и находить пути оптимальной организации трудовой деятельности человека на подсознательном уровне.

В ходе исследования железнодорожной профессии, например, машиниста, выясняются каналы обратной связи человека с управляемым объектом, цели трудовой деятельности и контур управления, в который включены машинист и представители различных видов железнодорожной диспетчеризации.

Машинист может выступать в двух качествах: в качестве водителя и оператора объекта. Каждый из этих видов деятельности предъявляет к информационному моделированию машиниста различные требования. Основным психологическим качеством водителя локомотива является способность к быстрому восприятию объектов, составляющих дорожную обстановку, к длительному поддержанию бдительности – готовности к экстренному действию на события, время наступления которых не определено. Как оператор машинист должен воссоздать состояние энергетического комплекса локомотива и предугадывать возможность выхода из строя тех или иных его элементов.

В связи с этими двумя различными функциями мозгового информационного моделирования в деятельности машиниста и должна осуществляться рационализация его труда. Так, решение вопросов научной организации труда машиниста как водителя связано с разработкой психологических методов поддержания готовности к экстренному действию на достаточно высоком уровне, а также методов выявления людей, способных длительное время сохранять высокую скорость профессиональных реакций при многочасовом воздействии фактора монотонности. Что же касается научной организации труда машиниста как оператора, то она связана, прежде всего, с разработкой оптимальных методов подачи информации о состоянии агрегатов локомотива [2].

В июле 2013 года начал функционировать Свердловский учебный центр профессиональных квалификаций – структурное подразделение Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».  В соответствии с полученной в 2013 г. лицензией на образовательную деятельность  Свердловский учебный центр профессиональных квалификаций имеет право вести обучение по следующим профессиям:

  • дежурный по переезду;
  • дефектоскопист по неразрушающему контролю деталей подвижного состава;
  • машинист электровоза / тепловоза;
  • машинист электропоезда;
  • монтер пути 2-5 разряда;
  • обходчик пути и искусственных сооружений;
  • оператор дефектоскопной тележки;
  • оператор по контролю сварных стыков оператор путеизмерительных тележек;
  • оператор по путевым измерениям;
  • помощник машиниста дизель-поезда;
  • помощник машиниста электровоза / тепловоза;
  • помощник машиниста электропоезда;
  • слесарь по ремонту подвижного состава (вагоны, локомотивы);
  • слесарь-электрик по ремонту электрооборудования;
  • сигналист (при производстве путевых работ);
  • сигналист (хозяйство перевозок);
  • дежурный по сортировочной горке;
  • дежурный стрелочного поста;
  • приемосдатчик груза и багажа;
  • составитель поездов;
  • стропальщик [4].

В состав учебного центра входят 5 региональных подразделений (Екатеринбург–Пассажирское региональное подразделение; Екатеринбург – Сортировочное подразделение; Нижнетагильское, Пермское и Тюменское подразделения). Каждое региональное подразделение имеет свою техническую оснащенность в зависимости от того, обучение каким профессиям оно осуществляет [3].

Основной задачей Свердловского УЦПК является профессиональная подготовка, переподготовка рабочих, обучение вторым профессиям и повышение квалификации рабочих и служащих предприятий ОАО «РЖД».

Для решения возложенной на него задачи Учебный центр выполняет следующие функции:

  • организует образовательный процесс по профессиональной подготовке и переподготовке рабочих предприятий ОАО «РЖД»;
  • разрабатывает и обеспечивает реализацию рабочих учебных планов и программ подготовки, переподготовки рабочих кадров;
  • осуществляет внедрение новых форм обучения и актуализацию учебного процесса в соответствии с изменяющимися условиями деятельности и с использованием новой техники и технологий;
  • организует контроль за уровнем знаний обученных;
  • формирует бюджеты производства и затрат учебного центра, контролирует и анализирует их исполнение;
  • осуществляет мероприятия по охране труда, промышленной и пожарной безопасности, защите окружающей среды, а также по предупреждению производственного и непроизводственного травматизма;
  • реализует единую политику ОАО «РЖД» в области оплаты и мотивации труда, нормирования трудовых затрат, рационального использования трудовых ресурсов и социальной защиты работников в соответствии с нормативными документами и коллективным договором ОАО «РЖД».

Целью повышения качества работы учебного центра является подготовка квалифицированного рабочего соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [4].

В целях повышения профессиональной подготовки рабочих кадров в учебных центрах корпоративным центром развития профессионального обучения персонала ОАО «РЖД» проведен мониторинг качества и условий обучения в учебных центрах.  Организована централизованная подписка всех учебных центров на технические журналы по основным хозяйствам, сформирован перспективный план издания учебно-методической литературы. Проведен анализ оснащенности учебных центров тренажерными комплексами, проведена экспертиза документов и получены приложения к лицензии на право ведения образовательной деятельности в учебных центрах и были произведены мероприятия по созданию учебно-методических комплексов электронных образовательных ресурсов в «Системе управления знаниями для подготовки рабочих кадров».

В настоящее время ведется переработка нормативных документов о порядке организации учебного процесса и учебно-методической работы в учебных центрах профессиональных квалификаций. С учетом возрастающих требований компании к качеству профессиональной подготовки рабочих кадров, утверждено внедрение «Системы управления знаниями для подготовки рабочих кадров», внедрение технологии электронного обучения, в том числе дистанционного, а также практику проведения стажировок преподавателей подразделений учебных центров профессиональных квалификаций на предприятиях-производителях железнодорожной техники.

В целях выработки системного подхода к созданию и применению в учебном процессе современных учебно-методических комплексов изучен опыт издания учебных пособий для профессионального обучения рабочих кадров на примере отечественных и зарубежных компаний.

Проведены круглые столы по темам «Мотивация преподавателей на индивидуальную и коллективную работу по созданию учебно-методических комплексов», «Технология создания учебно-методических комплексов и механизмы их актуализации», «Потребности преподавателей и обученных в учебных пособиях. Применение пособий в учебном процессе».

В целях дальнейшего совершенствования учебно-методической работы и внедрения современных технологий в области профессионального обучения рабочих кадров для ОАО «РЖД» подготовлены методические рекомендации по созданию учебно-методических комплексов по программам профессиональной подготовки; переработано и предоставлено в департамент управления персоналом Положение о мониторинге качества и условий обучения в структурных образовательных подразделениях ОАО «РЖД»; актуализирован перспективный план издания учебников и другой учебной литературы для профессиональной подготовки рабочих ведущих профессий компании; подготовлена программа мероприятий по реализации системы непрерывного обучения. Обеспечена периодичность прохождения стажировок преподавателями специальных предметов на передовых предприятиях филиалов ОАО «РЖД» и предприятиях-поставщиках новой техники и оборудования. Обеспечено участие преподавателей в мероприятиях по развитию профессионально важных компетенций педагогического коллектива.

Организован систематический  контроль учебных занятий, уделено особое внимание эффективному использованию преподавателями имеющегося учебно-лабораторного и мультимедийного оборудования. Подготовлен пакет документов, необходимых для переоформления приложения к лицензии на право осуществления образовательной деятельности подразделениями учебных центров профессиональных квалификаций [1].

Используемая до настоящего времени организационная форма и технологии обучения не позволяют обеспечить единые стандарты и требуемое качество квалификации педагогических коллективов учебных центров.

К основным недостаткам реализуемого в настоящее время процесса обучения и развития педагогических коллективов относятся:

  • мероприятия по обучению и развитию педагогических коллективов не регламентированы нормативными документами компании;
  • ориентация на внешние учебные центры не позволяет обеспечить требуемое качество подготовки в соответствии с актуальными потребностями компании, оптимизировать расходы на обучение;
  • отсутствует единая методическая база обучения и система контроля приобретенных знаний и умений;
  • отсутствует методика входного контроля знаний и соответствия курсов повышения квалификации исходному уровню подготовки и потребности, что приводит к низкой эффективности обучения;
  • дистанционные технологии обучения не используются, что не позволяет оптимизировать затраты и расширить объемы обучения [5].

Эффективность существующей организации обучения работников учебных центров, с точки зрения достижения основной цели, может быть существенно повышена путем создания единой системы непрерывного обучения и развития педагогического коллектива Свердловского УЦПК.

Под такой системой понимается централизованное и регулярное осуществление таких процессов как оценка и анализ потребности в обучении, планирование обучающих мероприятий, проведение обучения, совершенствование учебно-методических материалов, оценка эффективности обучения.

Целью построения системы является обеспечение высокого качества подготовки рабочих кадров путем обучения и развития педагогических коллективов Свердловского УЦПК в соответствии с актуальными и перспективными потребностями ОАО «РЖД».

Для достижения цели в системе централизованно и с единых позиций взаимодействуют следующие элементы:

1) Оценка и анализ потребности в развитии:

  • профессионально важных качеств руководителей и специалистов;
  • профессионально-технических знаний целевых групп;
  • показателей качества учебно-методического процесса.

2) Планирование обучающих мероприятий:

3) Проведение обучения:

  • проведения обучающих мероприятий мастерами-преподавателями;
  • проведения обучающих мероприятий с привлечением внутренних и внешних экспертов;
  • организация передачи лучшего опыта по совершенствованию учебно-методического процесса между экспертами УЦ.

4) Совершенствование учебно-методических материалов:

  • актуализация учебных программ и программ производственной практики в соответствии с изменениями требований к качеству подготовки рабочих кадров;
  • совершенствование учебно-методических и контрольно-измерительных материалов, в соответствии с изменениями учебных программ и программ производственной практики.

Служба управления персоналом Свердловской железной дороги обеспечивают реализацию ежегодного плана мероприятий обучения и развития педагогического коллектива Свердловского УЦПК.

Повышение качества работы Свердловского учебного центра необходимо начинать с определения потребности в обучении и с анализа технической оснащенности учебных центров тренажерными комплексами. Поэтому за основу совершенствования качества работы взята единая система непрерывного обучения и развития педагогического коллектива Свердловского УЦПК, которая обеспечивает высокое качество подготовки рабочих кадров путем обучения и развития педагогических коллективов Свердловского УЦПК в соответствии с актуальными и перспективными потребностями ОАО «РЖД».

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что совершенствование подготовки работников, повышение уровня их профессиональной квалификации относится к числу важнейших элементов комплекса работ в настоящее время. От того, насколько правильно и аргументировано будут спланированы работы по совершенствованию подготовки работников, будет зависеть квалифицированность рабочего соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности.

Литература

  1. Железнодорожная психология / В.Н. Пушкин, Л.С. Нерсесян. – М.: Транспорт, 1971. – 240 с.
  2. Официальный сайт ОАО «РЖД» [Электронный ресурс] http://history.rzd.ru/history/public/ru?STRUCTURE_ID=5048& (дата обращения 27.04.2014 г.).
  3. Официальный сайт учебных заведений Екатеринбурга и Свердловской области «ЕКА-Учеба» [Электронный ресурс] http://www.eka-ucheba.ru/catalog/314 (дата обращения 28.04.2014 г.).
  4. Положение о Свердловском учебном центре профессиональных квалификаций – структурном подразделении Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».
  5. Корпоративное управление и стратегический менеджмент. Информационный аспект: моногр. / Д. В. Исаев. – М.: ГУ ВШЭ, 2010. – 219 с.
  6. Эффективность корпоративного управления на железнодорожном транспорте: Учеб. пособие / Н.П. Терешина, А.В. Сорокина. – М.: ФГОУ УМЦ ЖДТ, 2009.