http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 1/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 1/2019

1MEZHlogo-e1521963337142-2

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-11040

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

APPLICATION OF COMPETENCE APPROACH IN ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER SCHOOL

Ахметшин Эльвир Мунирович, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Казанский (Приволжский) федеральный университет”, Елабужский институт КФУ (г. Елабуга)

Аверьянова Татьяна Александровна, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова” кандидат педагогических наук, доцент

Тубалец Анна Александровна, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина” (г. Краснодар), кандидат экономических наук

Новикова Светлана Игоревна, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого” Министерства здравоохранения Российской Федерации

Приходько Александра Николаевна, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет”, кандидат экономических наук, доцент

Akhmetshin Elvir Munirovich, Federal state Autonomous educational institution of higher education «Kazan Federal University», Elabuga Institute of KFU (Elabuga)

Averianova Tatiana Aleksandrovna, Nosov Magnitogorsk State Technical University Ph.D. of Pedagogic Sciences, Associate Professor

Tubular Anna Aleksandrovna, Federal state budgetary educational institution of higher professional education «Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin» (Krasnodar), PhD in economics

Novikova Svetlana Igorevna, Federal state budgetary educational institution of higher professional education «Krasnoyarsk state medical University named after Professor V. F. Voyno-Yasenetsky» of Ministry of health of the Russian Federation

Prikhodko Aleksandra Nikolaevna, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, PhD in economics; Associate Professor

Аннотация: В статье проведен анализ компетентностного подхода как механизма модернизации образования. Представлены достоинства этого подхода, специальные и общие компетенции образовательных модульных программ высшей школы, представлены предложения по применению компетентностного подхода в высшей школе.

Summary: The article analyzes the competence approach as a mechanism of modernization of education. The advantages of this approach, special and general competence of educational modular programs of higher education are presented, the proposals for the application of competence-based approach in higher education are presented.

Ключевые слова: высшая школа, модернизация, компетентностный подход, предприятия, производства, студенты.

Key words: higher school, modernization, competence approach, enterprises, production, students.

После подписания многими странами Европы и России болонской декларации произошло включение вузов в процессы реформирования высшей школы, основной которого считается повышение качества образования.

Среди задач высшего образования необходимо выделить задачи связанные с потребностями общества в компетентных, конкурентоспособных специалистах, стремящихся к личностному совершенствованию и профессиональному росту.

Именно поэтому во всех сферах профессионального образования назрела возможность применения инновационных образовательных технологий, которые развивают личностную и коммуникативную активность студентов. Наиболее перспективным направлением в решении такой задачи считается компетентностный подход, осуществляемый средствами модульных технологий [3].

Выбор компетентностного подхода как основного механизма модернизации образования определяется его преимуществами перед знаниево-ориентированной моделью обучения.

  1. Компетентностный подход дает возможность эффективно формировать не только знания, умения и навыки, но и профессиональную, а также личностную компетентность будущего специалиста;
  2. Направленность компетентностного подхода на результат образования, а не на процесс;
  3. В образовательном процессе при компетентностном подходе первостепенное значение отдается формированию у студентов умений применять на практике полученные знания, в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Поэтому первоочередное значение приобретают исследовательские, имитационно-моделирующие, проектные и игровые технологии;
  4. В рамках компетентностного подхода в отличие от знаниево-ориентированной модели, внимание уделяется формированию у студентов универсальных компетенций [4].

В таблице 1 представлена сравнительная характеристика моделей обучения в квалификационном и комплексном подходе к обучению в высшей школе.

Безымянный

Компетентностный подход не отрицает квалификационный (традиционный) подход к образованию и оценке его результатов, а расширяет, дополняет и углубляет его [8].

В настоящий момент времени компетенции выступают в качестве основополагающего понятия модернизации содержания образования, т.к. объединяют в себе навыковую и интеллектуальную составляющие результата образования, интегрируют знания и умения, которые относятся к широким сферам деятельности. Компетенции представляют собой динамическое сочетание понимания и знаний, способностей и навыков [5].

Компетентностный подход к обучению студентов высшего звена меняет современные образовательные цели. Сегодня приоритеты смещаются в сторону практико-ориентированных специалистов, способных к быстрой адаптации в профессиональной деятельности, умеющих мыслить креативно. Большинство выпускников высшей школы к этому не готовы, и этим обусловлено введение в систему образования компетентностного подхода. Поэтому компетентностный подход, предполагающий тесную и взаимообогащение взаимосвязь практики и теории, должен стать базисом проектирования национальной модели подготовки специалистов высшего звена.

Компетентностный подход может быть реализован в полной мере только в цепочке «преподаватель – студент – работодатель». Сейчас необходима выработка новых подходов к формированию взаимоотношений работодателей и кафедры [10].

В образовательном процессе высшего звена основополагающая роль отводится преподавателям и работодателям. Таким взаимоотношения должны проявляться в поддержании взаимодействия между ними, а именно в совместной разработке учебных планов, формировании перечня компетенций. Участие работодателя должно служить ориентиром в деятельности преподавателя и основой учебно-методической работы. Решение вышеуказанной проблемы осуществляется поддержанием взаимоотношений кафедры с работодателями в совместной разработки учебных планов, на уровнях магистратуры и бакалавриата [9].

По данным ряда статистических исследований в последние годы, работодатели, вместе с профессиональными умениями и знаниями, отдают предпочтение таким качествам, как целеустремленность, креативность мышления, умение вести деловые переговоры, коммуникабельность, ответственность, уверенность в себе. Востребованными являются правовая грамотность, практические навыки, знание современных технологий, владение иностранными языками, подготовка в области информационных систем.

Кафедры многих вузов тесно сотрудничает с организациями и предприятиями, разрабатывающими программные продукты. Работники предприятий привлекаются к проведению лабораторных занятий, участию в работе государственных экзаменационных комиссий, к чтению лекций, в организации и проведении практик, выездных занятий, мастер-классов, круглых столов, участию в заседаниях кафедры и т.д.

Проблема реализации компетентностного подхода в системе высшего образования отягощается тем, что существует инертность профессорско-преподавательского состава, их предметная ориентированность, нежелание освоения инновационных технологий обучения, нежелание перестройки деятельности, связанных с модульной организацией учебного процесса, единой системой зачетных кредитов (единиц), новым подходом к оценке результатов образования [7].

Проблемным аспектом считается отсутствие нормативно закрепленной системы оценки компетенций [7].

Внедрение в образовательный процесс высшей школы компетентностного подхода усиливает внимание преподавателей кафедры к воспи­тательной деятельности, развитию личност­ных качеств студентов: самостоятельности, инициативности, умению мыслить неординарно, реагировать быстро на изменения окружающей среды, соблюдать Кодекс чести студента, воспитание корпоративной культуры, любви к языку, воспитанию к старшему поколению уважительного отношения, соблюдению обычаев и традиций народа страны, воспитанию патриотизма.

Для этого в современных вузах созданы условия для патриотическое, интернационального, эстетического, нравственного, физического, экономического, религиозного, семейно-бытового и правового воспитания.

На основании компетентностного подхода, отхо­дят на второй план разрозненные знания учебных дисциплин, основополагающими являются способности к успешным действиям, основываются которые на интеграции знаний в связке к действиям (или последовательный набор компетенций). Система высшего образования, которая не имеет связи с производством, не имеет возможности качественно готовить специалистов для высшего звена [6]. Интеграция образования считается решающим фактором в расширении научных разработок. Осуществление научных исследований дает возможность приблизить студента к новейшим достижениям и разра­боткам, которые касаются сферы его интересов.

При компетентностном подходе появля­ется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентностной личности, ориен­тированной на будущее, способной решать задачи и проблемы исходя из приобре­тенного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Одним из современных методов является обучение через сотрудничество, который используется для работы в малых группах, например, по дисциплинам «Информационный менеджмент», «Проектирование информационных систем». Данный метод дает возможность студентам в командном зачете разрабатывать и защищать проект.

С целью оценки качества занятий в 2018 году было разработано и проведено анкетирование для студентов на предмет оценки дисциплины и качества проведения занятий преподавателями. Это анкетирование должно проводится ежегодно по завершении изучения дисциплины.

Для аттестации студентов на кафедрах вузов по всем дисциплинам всех циклов рабочего учебного плана созданы фонды оценочных средств, которые состоят из средств поэтапного контроля формирования компетенций (текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация и рубежный контроль): вопросы для самопроверки, задания и вопросы для самостоятельной работы, доклады и рефераты по теме, тематику курсовых работ (проектов), тесты для контроля знаний, вопросы к экзамену.

Контроль качества подготовки спе­циалистов и успеваемости студентов проводится с целью получения необходимой информации о следовании графику учебного процесса, степени достижения поставленной цели обучения, определения качества усвоения учебного материала, стимулирования самостоятельной работы студентов. Содействует он улучшению проведения и организации учебных занятий, а также усилению ответ­ственности студентов за качество учебы в вузах.

Предложения по применению в обучении компетентностного подхода [6]:

  • поиск эффективных методов взаимодействия студентов и преподавателей в формировании компетенций;
  • разработка и обновление требований к уровню подготовки выпускников на основе набора специальных и общих компетенций;
  • разработка объективных процедур оценки уровня умений и знаний обучающихся, компетенций выпускников;
  • усиление индивидуализации обучения студентов;
  • внедрение в практику реализации образовательных программ современных подходов, форм и методов активизации учебной деятельности;
  • изменение роли преподавателя, обеспечение компетентности преподавательского состава.

На основании вышесказанного авторы пришли к выводу: в современных условиях язык компетенций считается самым адекватным для описания результатов образования. По словам экспертов, результаты образования, выраженные на языке компетенций, считаются направлением к расширению профессиональной и академической мобильности и признания, совместимости и сопоставимости квалификаций и дипломов [7]. Компетентностный подход призван также обеспечить достижение современного качества образования.

Литература 

  1. Дамм И.А. Антикоррупционные стандарты поведения работников образовательных организаций высшего образования // Lex russica. — 2018. — № 8. — С. 113-129.
  2. Дуйсебекова Ж.Е. Компетентностный подход как современная парадигма иноязычного образования в Казахстане // Молодой ученый. — 2018. — №23. — С. 415-418. — URL https://moluch.ru/archive/209/51222/ (дата обращения: 17.01.2019).
  3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М., 2004. – 121 с.
  4. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. — Ростов-на-Дону «Феникс» 2013. – 189 с.
  5. Корчагин Ю. Человеческий капитал — интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности, Высшая школа экономики, Факультет психологии, кафедра организационной психологии, Научный семинар «Человеческий капитал как междисциплинарная область исследований»: Москва, Воронеж, 2011. – 66 с.
  6. Орлова Л.В. Компетентностный подход в образовательном процессе вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. — 2011. — Т. 13. — № 2-1. — С. 41-44.
  7. Смирнов Д.А., Струсь К.А. К вопросу о формировании компетенций по направлению подготовки 030900 — юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»): на примере магистерской программы «корпоративное право» // Юридические исследования. — 2013. — № 3. — С. 96-100.
  8. Сорокина Н.Д. О компетентностном подходе и проективном обучении (на примере курса «Конфликтология») // Социологические исследования. — 2010. — № 5 (313). — С. 123-128.
  9. Тонкович И.Н. Формирование модели учебной дисциплины в рамках компетентностного подхода // Инновационные образовательные технологии. — 2012. — № 2 (30). — С. 40-44.
  10. Шаймуханова С.Д. Кенжебаева З.С. Модернизация образования Республики Казахстан: состояние и перспективы развития // Успехи современного естествознания. — 2014. — № 5 (часть 1).

Literature

  1. Damm I.A. Anti-corruption standards of behavior of employees of the educational organizations of the higher education // Lex russica. — 2018. — N 8. — Page 113-129.
  2. Duisembekova J. E. Competence approach as a modern paradigm of foreign language education in Kazakhstan // the Young scientist. — 2018. — №23. — P. 415-418. URL https://moluch.ru/archive/209/51222/ (accessed: 17.01.2019).
  3. Winter. I. A. Key competences as effectively-targeted basis of competence approach in education. Moscow – 2004 – 121 C.
  4. Zanin, L. V., Menshikova N. P., Fundamentals of teaching skills, Rostov-on-don, Feniks, — 2013, — p. 189
  5. Korchag, Human capital-intensive socio-economic factor of the development of the individual, economy, society and state, Higher school of Economics, faculty of psychology, Department of organizational psychology, scientific seminar «Human capital as an interdisciplinary field of research»: — Moscow, — Voronezh, — 2011. — 66 p.
  6. Orlova L.V. Competence-based approach in educational process of higher education institution//News of the Samara scientific center of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences. — 2011. — T. 13. — No. 2-1. — Page 41-44.
  7. Smirnov D.A., Strus’ K.A. To a question of formation of competences in the direction of preparation 030900 — law (qualification (degree) «master»): on the example of the master program «corporate law»//Legal researches. — 2013. — No. 3. — Page 96-100.
  8. Sorokina N.D. About competence-based approach and projective training (on the example of the course «Conflictology»)//Sociological researches. — 2010. — No. 5 (313). — Page 123-128.
  9. Tonkovich I.N. Formation of model of a subject matter within competence-based approach//Innovative educational technologies. — 2012. — No. 2 (30). — Page 40-44.
  10. Shaymukhanova S.D. Kenzhebayev Z.S. Modernization of education of the Republic of Kazakhstan: state and prospects of development//Achievements of modern natural sciences. — 2014. — No. 5 (Part 1).