Московский экономический журнал 1/2018
УДК 332.1
DOI 10.24411/2413-046Х-2018-11013
Развитие экономической теории и практики и их влияние на систему управления в земельно-имущественном комплексе России
Ирина Андреевна Хабарова
Государственный университет по землеустройству, 105064, Россия, г. Москва, ул. Казакова, 15, старший преподаватель кафедры городского кадастра, тел. (915)165-36-54, email: irakhabarova@yandex.ru
Анастасия Викторовна Шипиева
Государственный университет по землеустройству, 105064, Россия, г. Москва, ул. Казакова, 15, студентка 4 курса по направлению Городской кадастр , тел. (985)492-85-29, email: nastya_shipieva@mail.ru
Аннотация: В статье указаны основные направления, принципы построения, методы и средства разработки по развитию экономической теории и практики, и их влияние на систему управления в земельно-имущественном комплексе России.
Ключевые слова: земельно-имущественный комплекс, земельно-имущественные отношения территориальные уровни, автоматизированные информационные системы (АИС), теоретические и методические положения, объект недвижимости, земельные ресурсы.
Земельно-имущественный комплекс РФ является огромным богатством страны, для рационального использования и систематизированного управления которого, необходима структурированная и отлаженная система. Стоит отметить что ЗИК –это не просто состав имущественных объектов(элементов), а их совокупность по обеспечению жизнедеятельности людей, что определяет ее системность и социальную направленность. Целью данной статьи является изучение развития экономической теории и практики и их влияние на систему управления в земельно-имущественном комплексе России, что предполагает собой развитие системы управления ЗИК, для стабильного развития нашей страны. Если подойти к этому вопросу с правовой точки зрения, проанализировав исторические изменения реформ по отношению к ЗИК, а так же опираясь на выводы специалистов в этой области можно заметить что:
1) В ходе земельной реформы уже к середине 90 годов сложилась многоуровневая система земельного законодательства. Была принята новая Конституция РФ, что определило законодательные предпосылки формирования нового земельного строя;
2) Рыночная экономика, частная собственность на землю, значительный крен на эффективную работу вчерашних простых работников колхозов и совхозов определили слабую работу аграрно – продовольственного комплекса, а порой и ошибочного распространения в части использования земель и других ресурсов (особенно на селе).
3) Сложившееся положение могло быть поправлено только государством, поэтому насущным вопросом стало создание действительной системы управления земельными ресурсами страны и ходом земельной реформы в целом. Такие органы были созданы как на Федеральном, так и на местном уровнях. Широкое распространение получило создание земельных комитетов, в состав которых были введены лучшие на то время специалисты: сельского хозяйства, землеустройства и значительное число местных руководственных реформированных служб.
4) Показано, что на современном этапе развития общества трансформация правовых основ в этой сфере способна упростить некоторые процедуры; [1].
На данный момент органы местного самоуправления придают большое значение возрастающей роли земельно-имущественных отношений в общей совокупности экономических реформ и в системе управления муниципальной собственностью. Используя полномочия в области земельно-имущественных отношений местные органы власти планируют использование земли, объектов недвижимости, а так же разрабатывают планы по проведение землеустроительных работ, с последующим контролем, а также взиманием платы за землю. В свою очередь налоги на землю в других странах играют большую значимость для бюджета и являются одним из главных источников, что отличается от системы в РФ, где доход с местного бюджета составляет малую часть.
Проанализировав имеющиеся работы можно отметить наличие положительных результатов в исследованиях данной проблемы, сложно сделать вывод, что проработка на данном этапе эффективна и полноценна в области комплексного и системного подходов к решению вопросов формирования эффективных экономического и организационного механизмов управления комплексом. Детального исследования управления ЗИК Российской Федерации и её регионов, муниципальных образований и отдельных хозяйствующих субъектов на основе структурированного подхода к его образованию и использованию, тенденции социально-экономического развития различных административно-территориальных образований до настоящего времени не проводилось. Ввиду этого многие теоретические и практические вопросы экономического и организационного механизмов управления земельно-имущественным комплексом разных территориальных уровней остаются неразработанными.
Так, требуют разработки теоретические и методические положения развития системы управления ЗИК, формирования и эффективного функционирования комплекса субъектов Российской Федерации, прибегая к улучшению правового обеспечения и информационно-экономической системы управления Комплексом муниципальных образований, оценке эффективности управления земельно-имущественным комплексом на различных территориальных уровнях.
Что бы наладить и начать практиковать механизм по развитию системы управления в ЗИК, становится очевидна необходимость в формировании:
- видов, групп и классификаций ЗИК по иерархии управления и функциональному назначению, составу и значению объектов недвижимости;
- обеспечение нормативно-правовой базы, регулирующей земельно-имущественные отношения;
- формирование и совершенствование АИС сведений о земельных участкахи объектах капитального строительства в составе земельно-имущественного комплекса, а также его экономической оценки;
- создание территориальной информационной системыуправления земельно-имущественным комплексом разных территориальных уровней на полученной информации после мониторинга земель и кадастра недвижимости. [2]
Малоэффективно просто произвести теорию, методологию и методику управления земельно-имущественным комплексом на различных территориальных уровнях, необходимо выявить актуальность, направление, формулировку цели и задач данного научного исследования.
Из выше изложенного мы понимаем, что ЗИК имеет колоссальную экономическую значимость , что обуславливает ее оценку рядом важных факторов. Невыполнение этих критериев отрицательно отражается на экономической ситуации, что ведёт к низкому значению собираемости налогов, недоборам бюджетов, повышению безработицы и другим негативным экономическим процессам, снижению производительности и фондоотдачи. Можно выделить основные задачи эффективности использования земельно-имущественного комплекса промышленных предприятий:
- Использование земельного кадастра для оценки земельно-имущественного комплекса промышленных предприятий;
- Улучшение эффективности, отдачи от предприятий и прогнозирование, предупреждение возможных кризисных ситуаций, путём организации мониторинга за промышленными комплексами ; Постоянно растущая цена на землю в городе и как следствие необходимость её рационального использования;
- Наличие разнообразных методик анализа земельно-имущественного комплекса;
- Потребность в разработке метода активизирования промышленных предприятий с целью повышения отдачи от их деятельности для бюджета города; [3]
Для реализации таких задач, учитывая все нюансы земельно-имущественного комплекса, необходимо вводить программы по созданию автоматизированной информационной системы (АИС) в данной отрасли. Такая система призвана высокоэффективной в: сборе, хранение и обработке максимально возможного количества характеристик, достоверно описывающих состояние имущественного комплекса, для последующего рационального использования данного комплекса. Назначением АИС является комплексная автоматизация работ по созданию и ведению реестров объектов недвижимости, земельных участков.
Целью данной автоматизации является упрощение процессов работы с расчетами и поиска информации, что способствует повышению эффективности работы и увеличение доходности бюджетов за счет:
– замены бумажных носителей информации на электронные, тем самым снижая трудоемкость операций в работе сотрудников;
– повышения эффективности управления финансовыми ресурсами;
– повышения уровня налоговых поступлений;
– повышения совокупного налогового потенциала;
– сокращения затрат на обработку информации;
– улучшения качества контроля и учета обрабатываемой информации;
– обеспечения доступности информации;
– уменьшение риска возможности утери информации.[4]
Таким образом, проанализировав данную проблему можно сделать следующие выводы: в настоящее время единая обоснованная система показателей анализа эффективности функционирования ЗИК должным образом не разработана и требует детального анализа и принятия решений по введению на различных административно-территориальных уровнях, выбор показателей эффективности использования ЗИК многогранен, таким образом применение полной системы показателей и анализа эффективности управления комплексом на одном административно-территориальном уровне осложняется отсутствием в необходимом объеме технико-экономической информации об объекте анализа; оценка эффективности управления комплексом в условиях решения различных народно-хозяйственных задач сложна, так как в большинстве случаев сложно определить материальный вклад результата производства в конечный продукт деятельности региона (валовой региональный продукт, стоимость продукции и размеры собираемых платежей). По проблемам экономической эффективности производства также высказываются различные, нередко противоположные точки зрения.
Для обеспечения эффективного регулирования земельно-имущественных отношений и управление недвижимостью необходима система управления на всех территориальных уровнях, основанная на принципиально новых экономических, организационных и информационных подходах. И, конечно же, необходим системный анализ формирования ЗИК, а процессы его функционирования должны быть легкодоступными, эффективными с учетом развития социально-экономических возможностей и рынка недвижимости территориальных образований
Список использованной литературы:
- Жарников В.Б. «История земельных отношений, землеустройства и земельного кадастра»-2011г.-53с.
- https://studme.org/51968/ekonomika/predpriyatie_kak_zemelno-imuschestvennyy_kompleks
- Набатникова А.В. Регулирование земельно-имущественных отношений и их роль в экономике города (на примере города Москвы)/Автореферат дессертация-2006-150с.
- А.Н. Асаул, Х. С. Абаев, Ю. А. Молчанов
Теория и практика управления и развития имущественных комплексов СПб.: Гуманистика, 2006.-250с.