Московский экономический журнал 1/2017

image_pdfimage_print

УДК 351/354.528

DOI: 10.24411/2413-046X-2017-10001

bezymyannyj-12

Анна Рассказова,

кандидат экономических наук, доцент,

Государственный университет по землеустройству

Руслана Жданова,

кандидат экономических наук, доцент,

Государственный университет по землеустройству

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ДЕМАРКАЦИИ РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЙ ГРАНИЦЫ

В данной статье подробно рассмотрен процесс организации работы по демаркации Российско-Украинской государственной границы, а именно анализ состава и содержания землеустроительных работ при этих работах.

Summary

This article details the process of organization of work on the demarcation Ukrainian-Russian state border, namely the analysis of the composition and content of land management for these works

Ключевые слова: государственная граница, геодезическое обеспечение, топографическая карта, геодезическая сеть

Keywords: state border, surveying software, topographic map, geodetic network

Режим государственной границы играет в жизни страны значительную роль, поскольку он непосредственно связан с государственной, военной, политической, экономической и другими сферами безопасности Российского государства. В определенной мере от него зависят темпы и уровень дальнейшего развития России [9].

Современный период в России, как и в мире в целом, происходят значительные геополитические и социально-экономические изменения.  Последним значимым событием стал распад СССР, в связи с чем кардинально изменилась государственная территория и границы России [10].  Отдельные ранее исконно российские территории перешли в состав сопредельных государств. Распад СССР создал проблему международно-правового оформления государственных границ как для России, так и для бывших союзных республик, ставших новыми независимыми государствами.

Объектом исследования в нашей статье является работы по демаркации  Российско-Украинской государственной границы, а именно анализ состава и содержания землеустроительных работ при работах по демаркации.

Работы по составлению графического проекта, а также работы по выносу в натуру линии государственной границы,  закреплению мест установки пограничных знаков (столбов) временными столбами, определению их координат и высот инструментальными методами и составление каталогов координат и высот пограничных знаков проводились на Курско-Сумском и Брянско-Сумском участках государственной границы.

Курская область входит в состав Российской Федерации, разделена на 28 районов, из которых шесть – граничат с Сумской областью Украины (рисунок 1 ).

1

Рисунок 1 – Курско-Сумской участок государственной границы

Работы по составлению графического проекта мест установки пограничных знаков (столбов) на Курско-Сумской участок российско-украинской государственной границы выполнялись ОАО «Госземкадастрсъёмка» – ВИСХАГИ в 2013 г.

Совместная российско-украинская демаркационная комиссия ( далее – Совместная комиссия) была образована в целях реализации договора между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе от 28 января 2003 года, а также Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о демаркации российско-украинской государственной границы от 17 мая 2010 .

В целях проведения демаркации российско-украинской границы Совместная комиссия разработала и утвердила следующие документы:

  • Графический проект мест установки пограничных знаков;
  • Инструкция совместным российско-украинским рабочим группам по демаркации российско-украинской государственной границы;
  • Инструкция о порядке обозначения российско-украинской государственной границы пограничными знаками;
  • Инструкция по определению местоположения пограничных знаков на российско-украинской государственной границе;
  • Инструкция о порядке составления протокола-описания прохождения линии российско-украинской государственной границы;
  • Инструкция по проведения гидрографических работ;
  • Инструкция по созданию карты государственной границы между Российской Федерацией и Украиной;
  • Инструкция о порядке составления и издания итоговых документов по демаркации российско-украинской государственной границы;

В соответствии с ранее достигнутым соглашением между сторонами графический проект на Курско-Сумской участок российско-украинской государственной границы был разработан на листах топографической карты масштаба 1:10 000 (рисунок 2), издания 1971-1990 гг., в системах координат 1942, 1963 гг.

1

Рисунок 2 – Схема расположения листов топографической карты масштаба 1:10000 графического проекта мест установки пограничных знаков

Создание картографической основы для графического проектирования мест установки пограничных знаков проводилось путем анализа полученных из МИД России растровых копий топографической карты масштаба 1:10000 с последующей привязкой рамок листов карты и приведением их в цифровом виде к Системе координат 1942г.

Работы по созданию графического проекта масштаба 1:10000 с последующим определением графических координат проектируемых мест установки пограничных знаков состояли из следующих этапов:

  1. Проектирование на листах топографической карты масштаба 1:10000 положений мест установки пограничных знаков (столбов) на основании Договора о государственной границе между Российской Федерацией и Украиной от 28 января 2003 г., а именно:

– Описания прохождения государственной границы между Российской Федерацией и Украиной и Альбома карт государственной границы между Российской Федерацией и Украиной масштаба 1:50000. Фрагмент Карты государственной границы между Российской Федерацией и Украиной (лист М-36-21-А) прилагается (приложение 1).

  1. Анализ топографической карты масштаба 1:10000 и изучение состояния местности в приграничной полосе российской территории по ортофотопланам, изготовленным в масштабе 1:25000 по материалам ДЗЗ на 2008 г. (увеличенным для проведения анализа до масштаба 1: 10000) и, при необходимости, по материалам землепользований и землевладений районов Курской области, приграничных с Украиной, на предмет идентичности географических объектов, приведенных в описании госграницы и наличия их на топографической карте. Фрагменты ортофотопланов масштаба 1:10 000 прилагаются .
  2. Изучение рельефа местности по топографической карте масштаба 1:10 000 и определение мест установки пограничных знаков на линии государственной границы, обеспечивающих прямую видимость между пограничными знаками, с учетом требований нормативно-технических документов.
  3. Нанесение линии государственной границы на топографическую карту масштаба 1:10000 между определенными местами установки пограничных знаков. Фрагменты листов топографической карты масштаба 1:10 000 прилагаются (Приложение 2).
  4. Определение координат проектируемых мест установки пограничных знаков (столбов) и составление каталога координат проектируемых мест установки пограничных знаков на российско-украинской государственной границе.

Все работы по созданию графического проекта выполнялись в программе «ГИС «Панорама» версии 11.5.4. и конвертировались в МapInfo.

При проектировании мест установки пограничных знаков руководствовались следующим:

  • граница обозначалась основными и промежуточными пограничными знаками (столбами);
  • на прямолинейных участках сухопутной границы пограничные знаки (столбы) устанавливались на расстоянии прямой видимости, не более 1км;
  • на речных (водных) участках – основными речными пограничными знаками.
  • пересечение линией границы автомобильных и железных дорог осуществлялось, как правило, перпендикулярно.

Всего по результатам проектных работ по картографической основе масштаба 1:10 000 графического проекта на Курскую область  были определены координаты 828 проектных мест установки пограничных знаков (таблица 2).

Таблица 2 – Типы и количество запроектированных мест установки пограничных знаков и столбов в пределах Курской области

Безымянный

Окончательный вариант графического проекта был доработан на очередной рабочей встрече экспертов Совместной российско-украинской демаркационной комиссии в июне 2013 года в Киеве.

Работы по выносу в натуру линии государственной границы,  закреплению мест установки пограничных знаков (столбов) временными столбами, определению их координат и высот инструментальными методами и составление каталогов координат и высот пограничных знаков в Брянской области включили в свою очередь: подготовительные работы; полевые работы по рекогносцировке, закрепление мест установки пограничных знаков и определению их координат и высот и составление каталога координат и высот мест установки пограничных знаков (столбов).

Таким образом, основными документами при демаркации государственной границы стали [7]:

  • документы делимитации государственной границы: графическое изображении линии делимитации государственной границы на карте масштаба 1:50000 и описание прохождения государственной границы между Российской Федерацией и Украиной;
  • графический проект мест установки пограничных знаков (фрагменты листов топографической карты масштаба 1:10000 с нанесёнными проектируемыми местами установки пограничных знаков) и таблица координат проектируемых пограничных знаков, утверждённых Совместной российско-украинской демаркационной комиссией.

Для геодезического обеспечения выполнения работ были использованы результаты геодезических измерений и вычислений выполненные ФГУП «Госземкадастрсъёмка»- ВИСХАГИ на территории Брянской области в 2011 году.

 В 2013 году в период с мая по июль работы на Брянско-Сумском участке по выносу линии государственной границы на местность были завершены в полном объёме (рисунок 3).

Безымянный

Рисунок 3 – Схема расположения мест установки пограничных знаков (столбов)

Полевые работы по выносу линии государственной границы включали в себя следующие технологические процессы:

  1. Отыскание на местности с помощью спутникового приёмника точки линии государственной границы согласно графическому проекту. В п
  2. Установление соответствия определённой на местности точки линии государственной границы из графического проекта контурам местности и материалам делимитации.
  3. Производилось закрепление места установки пограничного знака.
  4. В случае возникновения неоднозначных мнений по вопросу места закрепления деревянного кола между российской и украинской сторонами подгруппы, точка не закреплялась и вопрос по определению места установки пограничного знака выносился на решение совместной рабочей группы экспертов с привлечением дополнительных материалов и документов, а за тем, в свою очередь, выносился на утверждение Совместной российско-украинской демаркационной комиссии.
  5. Закреплённые места установки пограничных знаков (столбов), согласно Техническому заданию, координировались с точностью 1-3м.

Задачи, решаемые в составе мероприятий землеустройства по демаркации Российско-Украинской границы, нами были сгруппированы в три блока задач: пространственные (технические), юридические и экономические. В данной статье подробно рассмотрена пространственная или техническая сторона работы по демаркации  Российско-Украинской государственной границы, при которой были соблюдены все необходимые требования.

Литература

  1. Антонович, К. М. Геопространственное обеспечение землеустроительных и кадастровых работ [Текст] / К. М. Антонович, Н. А. Николаев, А. А. Струков // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. – 2012. – № 2/1. – С. 139–143.
  2. Баранов, В. Н. Космическая геодезия: Системы координат и время. Сведения из небес. механики: текст лекций для студентов 6-го курса спец. «Прикл. геодезия» заоч. фак. [Текст] / В. Н. Баранов, С. Н. Яшкин; Моск. ин-т инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. – М.: МИИГАИК, 2011. – 56 с.
  3. Герасимов, А. П. Спутниковые геодезические сети [Текст] / А. П. Герасимов. – М., 2012.
  4. Об утверждении Положения «О согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства» [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 514. – Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства [Электронный ресурс]: приказ Министерства экономического развития РФ от 3 июня 2011 г. № 267 – Режим доступа: http://base.garant.ru/12188046/. – Доступ из правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Система государственного и муниципального управления. [Текст] : учебник // А.А.Варламов; ФГБОУ ПВО «ГУЗ» , -М., 2014. -452с.
  7. Сергеев, В.В. Проблемы формирования правовой основы государственной границы России [Электронный ресурс] // Сборник «Военное право» , 2009.
  8. Суханов, Н.С. Законодательство о государственной границе РФ [Текст] // Отечественные записки. -2009, – №6.
  9. Паламарь, Н.Г. К вопросу об установлении государственной границы Российской Федерации [Текст] // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – №6.
  10. Саматов, О.В. Мирное разрешение споров в рамках СНГ ( международно-правовые вопросы) [Текст] // Закон и армия. -2010. – №1.
  11. http://rosreestr.ru/site/ – официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
  12. http://economy.gov.ru/minec/main – официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития).

zhdanova1604@yandex.ru