http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 5/2018 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 5/2018

1MEZHlogo-e1521963337142

УДК 316.334.55

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15104

Белкина Елена Николаевна, д.э.н., профессор

Belkina Elena Nikolaevna, doctor of economics, professor

Зайцева Мария Владимировна, старший преподаватель

Zaytseva Mariya Vladimirovna, senior lecturer

Абрамян Роксана Тиграновна, магистрант

Abrahamyan Roksana Tigranovna, undergraduate 

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

PROBLEMS OF DEVELOPMENT AND SELF-REALIZATION OF HUMAN CAPITAL OF RURAL TERRITORIES

Аннотация. Устойчивое формирование, развитие и использование человеческого капитала сельских территорий во многом зависит от признания политики развития человеческого капитала государственным приоритетом.  Изменение парадигмы стратегического развития человеческого капитала необходимо с целью привлечь внимание органов государственного управления к планированию и контролю ключевых показателей производства человеческого капитала территории, стимулированию развития новых компетенций в составе человеческого капитала как одного из ключевых факторов конкурентоспособности государства, региона, сельской территории и дальнейшего ее социально-экономического развития.

Annotation. The sustainable formation, development and use of human capital in rural areas is largely dependent on the recognition of the human capital development policy as a state priority. Changing the paradigm of strategic development of human capital is necessary in order to attract the attention of government to planning and controlling key indicators of human capital production, stimulating the development of new competencies in human capital as one of the key factors of competitiveness of the state, region, rural area and its further social economic development.

Ключевые слова: сельская территория, устойчивое развитие, человеческий капитал, качество жизни, проблемы развития, региональный аспект.

Keywords: rural territory, sustainable development, human capital, quality of life, development problems, regional aspect.

   На современном этапе развития Российской Федерации пришло глубокое осознание важности агропромышленного производства в обеспечении продовольственной безопасности регионов. Принятые в нашей стране законы и нормативно-правовые акты создают предпосылки и условия для увеличения производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, технического и технологического перевооружения сельского хозяйства, модернизации перерабатывающей промышленности. Вместе с тем, острой проблемой остаётся социальная деградация значительной части сельского населения и сельских местностей. Наблюдается нарастание оттока трудоспособного населения и молодёжи из села, в то время, когда сельскохозяйственным организациям не хватает квалифицированных механизаторов, животноводов и специалистов.

   Диспропорция средств, которые вкладываются в развитие города и села в значительной мере объясняет катастрофическое состояние ряда сельских территорий. А отсутствие должного внимания со стороны государства к  формированию человеческого капитала территории приводит к утрате человеческого потенциала.

   Сельские территории обладают значительным экономическим, природно-экологическим демографическим потенциалом, и выполняют  ряд важнейших функций (рисунок 1).

Безымянный

   Их устойчивое развитие является одной из основных стратегических целей современной государственной политики.

   В ходе исследования нами была рассмотрена сущность понятия «устойчивое развитие сельских территорий», в результате чего было установлено, что данная категория авторами и законодателями трактуется по-разному.

   Основным считается определение, данное в Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, в которой устойчивое развитие сельских территорий охарактеризовано как стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель [8].

   Адукова А.Н. рассматривает устойчивое развитие сельских территорий как достижение такого уровня хозяйствования, который обеспечивает приемлемые занятость, доходы и уровень жизни основной массы населения, не нарушая сложившиеся традиции, не нанося ущерба обществу и природе и, тем самым, позволяя избежать социального, экономического, морально-нравственного и экологического кризиса на селе [1].

   Туровая А.В. и Яроцкая Е.В. под устойчивым развитием сельских территорий понимают стабильное формирование аграрного сообщества, которое сможет обеспечить достойный уровень жизни и труда сельского населения, а так же рост численности жителей и повышение значимости развития аграрного сектора страны [7].

   Полушкин Н.А. определяет устойчивое развитие сельских территорий, как целенаправленный процесс долговременного (непрекращающегося) развития с сохранением этой способности в будущем, c качественным и справедливым градиентом развития в экономической, экологической и социальной сферах жизнедеятельности [6].

   По мнению Грекова А.Н. и Грековой Н.С. устойчивое развитие сельских территорий – это целенаправленный процесс стабильного развития сельского сообщества, обеспечивающий экономически обоснованное расширенное воспроизводство, повышение уровня и улучшение качества жизни сельского населения при сохранении природно-ресурсного, историко-культурного и духовно-нравственного потенциала сельской местности [3].

   Обобщив и систематизировав научные подходы к определению устойчивого развития сельских территорий, полагаем, что данная категория отражает с одной стороны способность сельских территорий, как социально-экономической системы сохранять свои экономические, социальные, экологические, социальные и прочие характеристики при внешнем или внутреннем воздействии, с другой – набор методов и инструментов воздействия на экономический, экологический, социальный аспект сельской местности с целью ее улучшения.

   Инновационный путь развития Российской Федерации принципиально изменяет роль человеческого капитала в социально-экономическом развитии страны. В настоящее время от качества человеческого капитала зависит уровень развития общества. В недостаточной мере использование имеющегося человеческого капитала и отсутствие интереса к его развитию не позволяет формировать конкурентные преимущества государства, региона, отрасли, хозяйствующего субъекта [4].

   Под человеческим капиталом следует понимать всю совокупность знаний, умений, навыков человека, запас его здоровья, позволяющие удовлетворять всевозможные потребности человека и создавать добавленную стоимость в экономической системе.

   Немаловажную роль в развитии и использовании человеческого капитала играют региональный и отраслевой аспект.

   Очевидно, что для устойчивого развития сельских территорий, регионов, страны недостаточно проведение суммы отдельных мероприятий по поддержке сельского хозяйства и содействию развития предпринимательства, необходимо признание политики развития человеческого капитала государственным приоритетом и принципиальное значение имеют те составляющие человеческого капитала, которые могут быть изменены политическими средствами.   

   Краснодарский край в социальном и экономическом отношении является одним из наиболее развитых регионов Южного федерального округа. Значительное воздействие на экономику края оказывает выгодное географическое положение, высокий ресурсный и кадровый потенциал.

   Экономику народного хозяйства, занятость населения края и уровень его благосостояния во многом определяет агропромышленный комплекс, удельный вес которого в общем объеме валового регионального продукта составляет около 25 %. Демографическая ситуация в региона отражена в таблице 1.

Безымянный

   За исследуемый период демографическая ситуация в Краснодарском крае улучшилась в целом по краю за счет резкого роста рождаемости среди городского населения. Последние четыре года в крае сохраняется динамика естественного прироста населения. Снижается младенческая смертность, что связано с повышением качества работы учреждений здравоохранения в вопросах профилактики материнства и детства. Естественное движение сельского населения находится в отрицательной зоне и продолжает тенденцию снижения. За исследуемый период убыль сельского населения возросла в 3 раза, что связано с старением сельского населения, миграцией молодежи в город, несовершенством медико-санитарной помощи на селе. Проведенный анализ свидетельствует о сохранении тенденции неблагоприятного изменения возрастного состава населения. Увеличиваются темпы снижения численности экономически активного сельского населения, происходит активизация процесса демографического старения населения [5].

   Сегодня в структуре сельского расселения Краснодарского края преобладают сельские населенные пункты с численность населения до 5000 человек, их доля составляет 56,25 % от общей численности сельских населенных пунктов в них проживает 26,3 % сельского населения (таблица 2).

Безымянный

   На территории Краснодарского края в 2010 году зафиксировано 20 сельских населенных пункта без населения, а также более 50 с численностью населения до 10 человек. Как правило, это хутора или поселки, которые в советское время являлись структурным подразделением крупных совхозов и колхозов и выполняли функцию связующего звена, а также были местом проживания и приложения труда. Возрастной состав данных поселений представлен, как правило, людьми престарелого пенсионного возраста, этим вызвано постоянное сокращение численности и активная естественная убыль населения. Данные населенные пункты находятся в группе риска по опустыниванию, по причине сверхмалой численности и низкого потенциала к воспроизводству населения [2]. Также значительная доля поселений с малой численностью от 51–100 человек, как правило, это – отдаленные пункты (хутора) без какой либо инфраструктуры.

   Подавляющую долю населенных пунктов составляют поселения с численностью постоянного населения от 101–500 человек (595 единиц), данную группу можно назвать каркасом сельской местности. Малые сельские поселения формируют портрет сельских территорий Краснодарского края: хутора или села, имеющие близкое расположение от административных районных центров, стабильное транспортное сообщение с соседними населенными пунктами, средний возраст населения 45 лет (т.е. представлены все возрастные группы), наличие инфраструктурных жилищно-коммунальных объектов (водопровод, газовое снабжение), стабильная занятость (как правило, сельскохозяйственное производство). Жизнедеятельность и выживаемость таких сел напрямую зависит от наличия крепких сельскохозяйственных хозяйств, которые являются основным местом занятости населения или приносят дополнительный доход в виде арендной платы за участки земель сельскохозяйственного назначения [2].

   Следующие две группы (от 501 до 2000 чел.) представляют собой средние населенные пункты, имеющие базовую социальную инфраструктуру в виде дошкольных и общеобразовательных учреждений, пунктов стационарной медицинской помощи, культурно-досуговых учреждений, а также развитую торговую сеть. Населенные пункты привлекательны для мигрирующего населения, по причинам низкой стоимости недвижимости, особого сельского уклада, а также в качестве альтернативы дачным участкам.

   Следующие три группы (от 2001 до 5000 чел.) можно объединить в одну большую (169 поселений) на основании схожести признаков. Это – крупные населенные пункты с постоянным воспроизводством населения, наличием альтернативных видов занятости, а также сильным производственным сектором. Наличие объектов социального назначения в полном составе.

   Крупнейшие сельские населенные пункты (от 5001 до 7000 чел. и более) – самые стабильные населенные пункты с позиций демографической ситуации в виду наличия достаточного социального обеспечения. В данных поселениях остро не стоит проблема кадрового дефицита среди работников социальной сферы необходимой квалификации в виду стабильной возвратной трудовой миграции молодых специалистов [2].

   Следует отметить, что чем крупнее населенный пункт, тем индекс развития бедности ниже. Для территорий с численность свыше 5000 человек индекс развития бедности составляет 1,42, а для территорий с численностью ниже 5000 человек он равен 2,53.

   Важное значение имеет заработная плата на селе, где преимущественно основным видом деятельности является сельскохозяйственное производство (таблица 3).

Безымянный

   За исследуемый период численность занятых в сельском хозяйстве сокращается очень быстрыми темпами, сокращение составило 31 % или 117,9 тысяч человек. Данная тенденция связана с отсутствием вакантных рабочих мест на селе, а также с высоким уровнем региональной дифференциации сельского и городского населения по уровню и качеству жизни.

   Сохранение такой динамики в скором времени может привести к появлению населенных пунктов, не имеющих населения и отсутствию в них рабочей силы.

   Более высокими темпами растет размер начисленных пенсий, размер пенсии за исследуемый период вырос на 93,5 %, но гораздо ниже средней заработной платы трудоспособного населения и составляет всего 57,7 % от средней заработной платы в крае.

   На уровень развития и самореализации человеческого капитала сельских территорий оказывает влияние обеспеченность социальной инфраструктурой (таблица 4).

   За исследуемый период наблюдается сокращение сети объектов учреждений здравоохранения в сельской местности, низкая обеспеченность врачами, данное значение ниже среднекраевого на 43,0 %, что негативно сказывается на уровне заболеваемости сельского населения и высоких показателях смертности [5].

Безымянный

Безымянный

   Обеспеченность местами в дошкольных образовательных учреждениях в сельской местности составляет 96 человек на 100 мест. Однако, материально-техническая база дошкольных образовательных учреждений устарела, свыше 30,8 % учреждений требуют капитального ремонта.

   В сельской местности Краснодарского края остро стоит вопрос привлечения населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Данный показатель на 40 % ниже, чем в городской местности. Это связано с недостаточной обеспеченностью сельских жителей спортивной инфраструктурой, ухудшением их территориальной доступности.

   За исследуемый период сокращается число дневных образовательных учреждений, что связано с закрытием неукомплектованных школ, что увеличивает радиус доступности сельской школы, который на сегодня в среднем по краю составляет 18,3 км. Из удаленных населенных пунктов организован подвоз учащихся школьными автобусами.

   Также весьма значительной является доля муниципальных учреждений культуры Краснодарского края, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта. В Краснодарском крае наблюдается сокращение числа клубных учреждений на селе. За исследуемый период было закрыто 34 библиотеки, 13 учреждений культурно-досугового типа. Закрываются в основном мелкие периферийные клубы, являющиеся первичным, наиболее важным звеном в организации досуга сельских жителей. Более того, «работающие» клубные учреждения на селе практически не функционируют.

   Важным условием развития человеческого капитала является обеспеченность жильем населения и его благоустроенность, данные представлены в таблице 5.

Безымянный

   Общая площадь жилья сосредоточенного в сельской местности составляет 42,9 % от всей площади жилых помещений Краснодарского края. За исследуемы период жилищный фонд увеличился на 8,4 %. Около 1 % жилья в сельской местности находится в аварийном состоянии и требует капитального ремонта. Обеспеченность жильем на одного человека в сельской местности ниже, чем городской и составляет в отчетном году 23,6 м2. Растет число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

   Проводимая органами государственной власти политика по обеспечению граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе молодых семей и молодых специалистов дала положительные результаты, были улучшены жилищные условия 175 молодых семей, предоставлено жилье 94 молодым специалистам, в целом за исследуемый период 3333 семьи, проживающие в сельской местности, улучшили жилищные условия [5].

   Уровень благоустройства сельского жилищного фонда оценивается как средний, так как только у половины жилых помещений имеется и вода, и газ, и канализация, и отопление. Водопроводом оснащены 72,3 % жилых помещений, газифицированы 76,3 % помещений, снабжены горячим водоснабжением 52,5 % жилых помещений (таблица 6).

Безымянный

   Несмотря на рост показателей благоустройства сельского жилищного фонда, его темпы крайне низкие. За исследуемый период растет протяженность всех видов сетей в сельской местности. Одновременно возрастает протяженность сетей, нуждающихся в замене, высокий износ приводит к росту аварий. Темпы замены сетей остаются крайне низкими, что снижает качество предоставляемых услуг ресурсоснабжающими компаниями.

   Анализ структуры доходов и расходов сельских домохозяйств, за последние пять лет свидетельствует о преобладании в ней удельного веса денежных доходов (90 %), 7 % приходится на  натуральные поступления и только  3 % составляет сумма сбережений (таблица 7).

Безымянный

   За рассматриваемый период почти все виды ресурсов возросли, однако величина сбережений в 2017 г. сократилась на 35 %.

   Структура расходов на конечное потребление сельского населения Краснодарского края выглядит следующим образом: 41 % – продукты питания; 35 %–непродовольственные товары; 22 %–оплата услуг. Рост расходов отмечается по всем статьям, наиболее высокий зафиксирован на услуги – в 2 раза [2] .

   Таким образом, результатом исследования позволяют сделать следующие выводы:

  • Краснодарский края является территорией с высокой долей сельского населения, что вызвано благоприятным климатическим фактором, а также наличием аграрного производства, что гарантирует занятость населения в сельской местности;
  • согласно официальным статистическим данным в регионе наблюдается тенденция к опустыниванию сверхмалых населенных пунктов (до 10 человек), а также зафиксирована значительный массив сел с малой численностью населения (от 10–50 человек);
  • не развитость социальной инфраструктуры и низкое качество предоставляемых социальных услуг тормозит  процесс производства человеческого капитала территории;
  • низкий уровень располагаемых ресурсов сельского населения не позволяет сформировать накопления и финансовые резервы;
  • быстрыми темпами сокращается численность занятых в сельском хозяйстве региона, что свидетельствует о неразвитости инструментов привлечения человеческого капитала в приоритетные для региона сферы и комплексы;
  • сельское население более уязвимо к кризисным явлениям в экономике, отдаленность от очагов экономической активности провоцирует исход молодежи из села и как следствие опустынивание территорий.

   Определение ключевых направлений, социальных, организационных и экономических мер государственного  регулирования развития человеческого капитала сельских территорий является необходимостью для преодоления затяжного структурного кризиса на селе. В реализации государственной политики по развитию человеческого капитала сельских территорий должны быть задействованы помимо государства также регионы, муниципалитеты, бизнес структуры и местное сообщество, а также необходимо рассматривать в стратегических программных документах социально-экономического развития категорию качества жизни как определяющий фактор улучшения человеческого капитала.

Список используемой литературы

  1. Адукова А.Н. Местное самоуправление на селе: организационно-экономические аспекты. – М.: ООО «Угрешская типография», 2009.
  2. Белкина Е.Н. Анализ социальных аспектов развития сельских территорий Краснодарского края / Е. Н. Белкина, В. Г. Агибалова // Вестник Академии знаний. 2018. –№ 3.(26). – С. 50-57.
  3. Греков А.Н. Существенные направления и механизм устойчивого развития сельских территорий / А.Н. Греков, Н.С. Грекова // Агропродовольственная политика России. – 2017. – №2(62). – С. 73-76.
  4. Зайцева М.В., Исаев А.Н. Перспективные направления использования человеческого капитала в сельскохозяйственном регионе/М.В. Зайцева, А.Н. Исаев// Экономика и предпринимательство. 2017. № 10-2 (87). С. 666-670.
  5. Зайцева М.В. Оценка современного состояния сельских территорий Краснодарского края/М.В. Зайцева. В сборнике: ИТОГИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ЗА 2017 г. сборник статей по материалам 73-й научно-практической конференции преподавателей. 2018. С. 439-440.
  6. Полушкин Н.А. Государственное регулирование развития сельских территорий / Н.А. Полушкин // Дисс… канд. экон. наук. – Саранск, 2017. – 224 с.
  7. Туровая А.В. Развитие программ по устойчивому развитию сельских территорий в аграрных регионах / А.В. Туровая, Е.В. Яроцкая // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2016. – №3-1. – С. 219.
  8. Распоряжение Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. №151-р «О Стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ на период до
    2030 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mcx.ru/upload/iblock/ceb/ceb7e41243b72aa0637cf04177329d25.pdf