Московский экономический журнал 4/2018

image_pdfimage_print

1МЭЖлого

УДК 338.436.33

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-14030

Юлдашев Нуритдин Курбанович,

д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент», Ташкентский государственный экономический университет, Ташкент

Набоков  Владимир Иннокентьевич,

д.э.н., профессор, профессор  кафедры управления и права Уральский государственный аграрный университет, Екатеринбург

Некрасов  Константин Викторович,

к.э.н., доцент, доцент кафедры  мировой экономики и логистики, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург

Yuldashev Nuritdin K.,

doctor of Economics, Professor,  Head of the Department “Management” of Tashkent State Economic University, Tashkent

Nabokov Vladimir I.,

doctor of Economics, Professor of the Department of management and law of Urals State Agrarian University, Yekaterinburg

Nekrasov Konstantin V.,

candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Department of International Economics and logistics of Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg

Перспективы инновационного развития сельского хозяйства Республики Узбекистан

Prospects of innovative development of agriculture of the Republic of Uzbekistan

Аннотация. Важнейшей отраслью Республики Узбекистан является сельское хозяйство. Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, утвержденной Указом Президента Республики, определены пути развития данной отрасли. Это: углубления структурных реформ,  оптимизация площадей под картофель и другие культуры, создание   интенсивных садов за счет сокращения земель под  хлопком и  зерновыми; улучшение мелиорации орошаемых земель; расширение исследований по созданию и внедрению новых сортов сельхозкультур;  строительство новых и реконструкция существующих перерабатывающих предприятий по выпуску  продуктов питания  глубокой переработки;  развитие многопрофильных фермерских хозяйств; расширение инфраструктуры хранения, транспортировки и  сбыта  продукции;   принятие  мер по смягчению  глобального изменения климата и высыхания Аральского моря. Стратегией предусмотрено использование для этого средств международных финансовых институтов.  

Summary. The most important branch of the Republic of Uzbekistan is agriculture. The strategy of actions in five priority areas of development of the Republic of Uzbekistan for 2017-2021, approved by the decree of the President of the Republic, determines the ways of development of this industry. These are the deepening of structural reforms, optimization of areas for potatoes and other crops, the creation of intensive gardens by reducing the area for cotton and grain; improvement of reclamation of irrigated lands; expansion of research on the creation and introduction of new varieties of crops; construction of new and reconstruction of existing enterprises for the production of deep processing products; development of diversified farms; expansion of infrastructure for storage, transportation and marketing of products; measures to mitigate the effects of global climate change and shallowing of the Aral sea. The strategy involves the use of funds from international financial institutions.

Ключевые слова: инновационная деятельность сельского хозяйства, стратегия развития сельского хозяйства, Республика Узбекистан, инвестиции в сельское хозяйство.

Keywords: innovative activity of agriculture, strategy of development of agriculture, Republic of Uzbekistan, investments in agriculture.

   Сельское хозяйство – важнейшая отрасль экономики Узбекистана. Она осуществляет удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, а отраслей промышленности – в сырье (рисунок 1 ).

Безымянный

   В «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах», утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП-4947, основное внимание обращено на модернизацию и интенсивное развитие сельского хозяйства.

   Важнейшими задачами сельского хозяйства республики признаны углубление структурных реформ, развитие сельскохозяйственного производства, укрепление продовольственной безопасности страны, увеличение производства экологически чистой продукции, существенное повышение экспортного потенциала отрасли [1].

   В соответствии с данным документом в 2017 – 2021 годах будут осуществлены работы по оптимизации посевных площадей, связанные с расширением площадей под картофель на 36,0 тыс. га, овощи – на 91,0 тыс. га, интенсивные сады – на 18,0 тыс. га, масличные культуры – на 14,0 тыс. га и виноградники – на 11,2 тыс. га за счет сокращения на 170,5 тыс. га земель, занятых хлопчатником и 50,0 тыс. га –  зерновыми культурами. При этом в результате применения передовых агротехнологий обработки культур, высокопроизводительной сельскохозяйственной техники и машин, а также современных методов орошения прогнозируется увеличить урожайность хлопчатника с 26,1 до 26,9 ц/га, зерновых культур – с  54,9 до 66,4 ц/га, картофеля – с 218,9 до 230,5 ц/га, овощей – с 277,1 до 294,0 ц/га, плодов – с 123,9 до 140,4 ц/га, винограда – с 126,7 до 137,1 ц/га [2].

   Меры по оптимизации структуры посевных площадей и повышению урожайности культур приведут к существенному росту объемов производства сельскохозяйственной продукции. В частности, в 2017-2021 годах объем производства зерна увеличится на 1 195,0  тыс. тонн, картофеля – на 931,0 тыс. тонн, овощей – на 3 002,2 тыс. тонн, плодов – на 648,6 тыс. тонн и винограда – на 273,9 тыс. тонн, будет создана основа для обеспечения продовольственной безопасности страны.

   В соответствии со Стратегией действий в 2017 году сокращены на 49 тыс. га площади под хлопчатником и на 10 тыс. га – под зерновыми культурами.  За счет этого размещен картофель на 8,1 тыс. га, овощи – на 27,2 тыс. га, интенсивные сады – на 5,9 тыс. га, виноградники –  на 2,9 тыс. га, кормовые культуры – на 10,9 тыс. га и масличные культуры – на 4 тыс. га. В результате этого сокращен ущерб от выращивания хлопчатника и зерновых культур в неблагоприятных для их выращивания районах, созданы дополнительные  рабочие места, увеличен  экспорт плодоовощной продукции.

   Важнейшми задачами являются развитие интенсивных садов и виноградников путем посадки на основе современных агротехнологий высокоурожайных, скороспелых деревьев, карликовых и полукарликовых деревьев,  а также увеличение объемов производства пользующейся спросом на мировых рынках экспортоориентированной плодоовощной продукции.

   По данным Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан в 2011-2016 годах на основе применения в садоводстве новых агротехнологий созданы высокоурожайные карликовые и полукарликовые интенсивные сады на площади 31,3 тыс. га [3].

   Стратегией действий определено осуществление в этом направлении за счет использования средств фермерских хозяйств и кредитов им на общую сумму 532,3  млрд. сум следующих мер:

  • создание новых интенсивных садов на площади 13 тыс. га и виноградников – 7,3 тыс. га, а также реконструкция 15,4 тыс. га садов и 9 тыс. га виноградников;
  • поэтапный перевод малорентабельных садов и виноградников (по 14,1 тыс. га в год) на интенсивные методы, увеличение их доли к 2020 году до 30%;
  • повышение в 3-4 раза урожайности плодовых садов;
  • поэтапное внедрение системы капельного орошения во вновь создаваемые и имеющиеся интенсивные сады и виноградники – по 5,7 тыс. гектаров в год;
  • увеличение не менее чем на 7 млн. саженцев и подвоев карликовых и полукарликовых деревьев, адаптированных к почвенно – климатическим условиям республики;
  • испытание саженцев перспективных и востребованных на мировых рынках экспортоориентированных сортов плодовых деревьев для интенсивных садов, включение их в Государственный реестр сельскохозяйственных культур, рекомендованных для высаживания на территории республики и др.

   Важное значение для повышения урожайности сельскохозяйственных культур имеет семенная селекция. По данным Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан в постсоветский период учеными страны проведены широкомасштабные исследования по созданию новых сортов плодовых, ягодных, орехоплодных, субтропических, цитрусовых растений и винограда, изучению местных и интродуцированных сортов, разработке технологий выращивания и внедрению их в производство. В результате этого впервые в Центральной Азии селекционным путем была налажена селекция семенных, косточковых, ягодных, орехоплодных культур, заложена основа создания новых сортов. Благодаря многолетним научным исследованиям было создано более 170 сортов плодов и винограда, около восьмидесяти из них  включены в Государственный реестр. На сегодняшний день в Государственный реестр включено 709 видов плодов, овощей, картофеля и бахчевых культур, 189 из них-  местные сорта,  520 – зарубежные.

   В соответствии со Стратегией действий  в этом направлении определены задачи по:

  • расширению научно-исследовательских работ по созданию новых сортов сельскохозяйственных культур и видов животных, обладающих устойчивостью к почвенно-климатическим условиям республики, засухе, засоленности почв и болезням;
  • созданию скороспелых и высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур, адаптированных к различным почвенно-климатическим условиям [3].

   Важная часть стратегии развития аграрного комплекса – модернизация и интенсификация развития животноводческой отрасли. В Постановлении Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2015 года № ПП-2460 «О мерах по углублению реформирования и развитию сельского хозяйства на 2016-2020 годы» определены задачи по увеличению в 2016-2020 годах поголовья крупного рогатого скота на 3 165 тыс. голов,  овец и коз – на 4 281 тыс. голов, птицы – на 31 200 тыс. голов. В результате этого производство мяса (в живом весе) увеличится на 519,0 тыс. тонн, молока – на 4 177,0 тыс. тонн, рыбы – на 90,0 тыс. тонн, меда – на 13,7 тыс. тонн, яиц – на 4 100,0 млн. штук.

   Серьезное внимание уделяется ввозу из стран с развитым животноводством племенного крупного рогатого скота. По данным Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, в 2006-2016 годах ввезено из Украины, Белоруссии, Польши, Австрии, Германии, Голландии и других государств  Европы 69 175 голов высокоплеменного крупного рогатого скота (рисунок 2).

Безымянный

   В целях защиты крупного рогатого скота от болезней и повышения его продуктивности  в республике в 2016 году 2616 зооветеринарными пунктами оказаны зооветеринарные услуги и произведено искусственное осеменение 2465 голов коров и телок. Количество племенных хозяйств по разведению крупного рогатого скота доведено до 610, ими подготовлено и реализовано через аукционы населению и фермерским хозяйствам 7677 голов племенного крупного рогатого скота. Запланировано создание в 2016-2020 годах 1533 новых племенных хозяйств (рисунок 3).

Безымянный

   В настоящее время одной из глобальных проблем является продовольственная безопасность. По данным ООН в настоящее время 30% населения земли страдает от недоедания. В этих условиях в республике достигнуты весомые результаты в обеспечении населения качественной пищевой продукцией. Так, если в 1990 году потребление всех видов продуктов питания (в расчете на душу населения) было меньше  нормы, то уже в 2016 году объем потребления мяса составил 105,4% от нормы, молочных продуктов –  194,9%, картофеля –  104,4 %, овощей и бахчевых –  221,3% [3].

   Стратегией     действий с целью повышения объемов производства сельскохозяйственной продукции, предотвращения резкого роста цен на нее  определены следующие меры:

  • повышение объемов производства овощей, картофеля, бахчевых, плодов, винограда, мяса, молока, яиц, рыбы и меда ;
  • создание на 394 га  503 тепличных хозяйств,  на 176 га  – 6885 личных приусадебных участков граждан;
  • создание на приусадебных участках населения и дехканских хозяйствах легкоконструкционных теплиц, малых птицеводческих, рыбоводческих, пчеловодческих хозяйств, использующих альтернативные источники энергии;
  • разъяснение и распространение современных технологий эффективного и рационального использования личных приусадебных участков, получения высокого урожая и прибыли;
  • строительство 184 холодильных складов общим объемом 132,2 тыс. тонн и модернизация 4 холодильных складов на 1,4 тыс. тонн, доведение общего объема холодильных складов до 632 тыс. тонн, создание 1000 новых рабочих мест;
  • повышение плодородности почвы и урожайности культур на основе перехода к планированию долгосрочного размещения сельскохозяйственных культур с применением комбинированного порядка посева.

   Важным фактором стабильного и эффективного развития сельского хозяйства является создание и укрепление многопрофильных фермерских хозяйств. Они должны заниматься не только выращиванием сельскохозяйственной продукции, но и ее глубокой переработкой и оказанием услуг населению. Это поможет укрепить их финансовое положение, стабильность и платежеспособность, повысить конкурентоспособность.

   В 2017 году в 23 846 фермерских хозяйствах осуществлено 25 506 проектов общей стоимостью 1762203 млн. сум по переработке сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг, созданию интенсивных садов и виноградников, развитию животноводческой сферы.

   В последние годы в ряде регионов республики проходят испытания и рекомендуются к применению новые технологии орошения культур. В соответствии с «Государственной программой улучшения мелиоративного состояния орошаемых земель и рационального использования водных ресурсов на 2013-2017 годы» в республике было осуществлено внедрение современных методов орошения 104,6 тыс. га земель. По данным Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, в  республике в 2011-2016 годах внедрены технологии капельного орошения посевных площадей на 47356,0 га, орошения грядок под полиэтиленовой пленкой – на 19214,0 га, орошения передвижными гибкими трубами – на 18418,0 га (рисунок 4).

Безымянный

   Постановлением Президента Республики Узбекистан от 5 марта 2016 года № ПП-2505 «О мерах по дальнейшему развитию сырьевой базы, углублению переработки плодоовощной и мясомолочной продукции, увеличению производства и экспорта пищевой продукции в 2016-2020 годах» предусмотрено осуществление 180 инвестиционных проектов по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции общей стоимостью  595 886,3 тыс. долл. (таблица 1).

Безымянный

   В соответствии с данным постановлением в 2016-2020 годах предусмотрен ввод в эксплуатацию 138 предприятий по переработке плодоовощной продукции общей мощностью 99,1 тыс. тонн продукции, 46 – по переработке мясной продукции мощностью 16,5 тыс. тонн, 79 –  по переработке молочной продукции мощностью 34,8 тыс. тонн, 153 – по переработке прочей пищевой продукции мощностью 26,8 тыс. тонн [2].

   В результате осуществления системных мер по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции появится возможность увеличить производство плодоовощных консервов на 79,4%, плодовых соков – на 80,5%, сухофруктов – на 73,1%, мяса и мясной продукции – на 59,5%, колбасной продукции – на 68,8%, молока и молочной продукции – на 56,6%, сливочного масла – на 51,4%, кондитерских изделий – на 59,9%, растительного масла – на 57,2%, сахара – на 24,0%, сыра – в 2,5 раза, мясных консервов – в 2,4 раза, рыбной продукции – в 3,4 раза, замороженной рыбы – в 2,8 раза.

   Стратегией действий предусмотрено в 2018 году освоение средств международных финансовых институтов, направляемых на развитие сельского хозяйства, на общую сумму 337,8 млн. долл, по следующим направлениям:

  • средств «Азиатского банка развития» (15,0 млн. долл) – на проект «Модернизация производства в сельском хозяйстве»;
  • средств «Международного банка реконструкции и развития» (150,0 млн. долл) – на проект «Развитие животноводческого сектора»;
  • средств «Международного фонда развития сельского хозяйства» (23,8 млн. долл) – на проект «Расширение производства и развитие переработки молочной продукции в Кашкадарьинской и Джизакской областях»;
  • средств «Международной ассоциации развития» (14,0 млн. долл) – на проект «Адаптация и смягчение последствий изменения климата в Приаральском регионе».

Заключение  

   Таким образом, содержащиеся в «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах» меры по интенсивному развитию и модернизации сельского хозяйства обеспечат устойчивое развитию аграрного сектора, укрепление продовольственной безопасности страны, увеличение экспортного потенциала и повышение качества жизни населения республики.

Список литературы 

  1. Речь Президента Узбекистана Ш. Мирзиёева 14 января 2017 года на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном всестороннему анализу итогов социально-экономического развития страны в 2016 году и определению важнейших приоритетных направлений экономической программы на 2017 год. Народное слово. 19 января 2017 года, №
  2. Указ Президента Республики Узбекистана Ш.Мирзиёева от 23 января 2017 года «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан».
  3. Данные Государственного комитета статистики Республики Узбекистан за 2011-2015 годы. (Режим доступа: http://old.lex.uz/pages/getpage.aspx?lact_id=3107042)
  4. Набоков В.И. Некрасов К.В. Управление инновационной деятельностью организаций АПК в современных условиях //Агропродовольственная политика России. – 2017. – №1(61). – С. 30–32.
  5. Лялина Т.М., Набоков В.И., Горбунова О.С. Инновационная деятельность организаций животноводства региона и человеческий капитал //Аграрный вестник Урала. – 2015. – № 2 (132). – С. 91–93.
  6. Skvortsov E.A., Bykova O.A., Mymrin V.S., Skvortsova E.G., Neverova О.P., Nabokov V.I. Determination of the applicability of robotics in anmal husbandry. The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication – TOJDAS. March 2018 Special Edition, 291-299.
  7. Фомин А.А., Тихомирова А.И. Макроэкономические факторы реализации экспортного потенциала животноводства. Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 3. С. 68-72.
  8. Фомин А.А. Законодательное обеспечение эффективного и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. В сборнике: Тенденции и проблемы развития земельного законодательства. Материалы к Парламентским слушаниям Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и к Столыпинским чтениям в Государственном университете по землеустройству 19 апреля 2018 года. Под общ. ред. С.Н. Волкова, А.А Фомина. Москва, 2018. С. 223-232.