Московский экономический журнал 4/2018

image_pdfimage_print

1МЭЖлого

УДК332.364 (470,53)

Желясков Александр Любомирович,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой кадастра недвижимости, ФГБОУ ВО Пермский государственный аграрно–технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова

Сетуридзе Давид Элгуджаевич, 

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры кадастра недвижимости ФГБОУ ВО Пермский государственный аграрно–технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова

ZheliaskovА. L.

candidate of economic Sciences, associate Professor, head of the Department of real estate cadastre, Perm state agrarian and technological University

Seturidze D.

candidate of economic Sciences, senior lecturer of the Department of real estate cadastre  Perm State agrarian and technological University  

СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИЙ И ИНТЕНСИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ПЕРМСКОМ КРАЕ

SOCIO-ECONOMIC POTENTIAL OF TERRITORIES AND INTENSITY OF USE OF AGRICULTURAL LAND IN THE PERM REGION

Аннотация

В статье вскрываются причины, по которым часть земель сельскохозяйственного назначения выбывает из оборота, переходит в состояние неиспользуемых сельхозугодий и невостребованных земельных долей. Доказано, что наряду с причинами природного характера, качественными характеристиками почв, местоположением и другими, важными и определяющими являются социально-экономические условия территорий, на которых находятся неиспользуемые земли. Доказана зависимость и определена степень влияния социально-экономического потенциала муниципальных образований на интенсивность использования земель сельскохозяйственного назначения. Дается понятие потенциала территории, раскрывается методика его определения. Прогнозирование социально – экономического потенциала муниципальных образований, управление этим потенциалом  позволит дать обоснованный прогноз использования земель сельскохозяйственного назначения в муниципальном районе.

Summary

The article reveals the reasons why part of the agricultural land is out of circulation, goes into a state of unused farmland and unclaimed land shares. It is proved that along with the reasons of natural character, qualitative characteristics of soils, location, etc., important and determining are the socio-economic conditions of the territories where unused land is located. The dependence is proved and the degree of influence of socio-economic potential of municipalities on the intensity of agricultural land use is determined. The concept of the territory potential is given, the technique of its definition is revealed. Forecasting the socio-economic potential of municipalities, management of this potential will allow giving a reasonable forecast of the use of agricultural land in the municipal area.

Ключевые слова: рациональное использование, интенсивность, социально-экономический потенциал, оценка, земли сельскохозяйственного назначения.

Key words: rational use, intensity, socio-economic potential, valuation, agricultural land

   Введение. Земли сельскохозяйственного назначения имеют особое значение как средство производства сельскохозяйственной продукции и являются второй по площади категорией земель единого земельного фонда Российской Федерации. В состав данной категории входят, как правило, плодородные земли, составляющие достояние страны[1]. Однако хорошо известны тенденции последних десятилетий, связанные с сокращением площадей сельскохозяйственных угодий. Особенно это заметно в регионах, относящихся к зонам рискованного земледелия. В таких субъектах, как Пермский край, ряде других, предприниматели неохотно инвестируют в аграрное производство. Это обусловлено тем, что сельское хозяйство здесь не является доходной отраслью, а, следовательно, вложение капитала не может считаться эффективным. Исключение составляют те регионы, где достаточно благоприятный климат с преобладанием плодородных земель. В то же время, статистические данные говорят о том, что отечественный аграрный сектор Российской Федерации обеспечивает внутреннюю потребность в продовольствии, а значит, и продовольственную безопасность лишь на 70-80 %. До сих пор часть сельхозугодий, переданная в результате реформы в частную собственность в 90-е годы прошлого века, продолжает оставаться невостребованной. По самым скромным оценкам экспертов площадь невостребованных и неиспользуемых угодий в регионах Урала и Сибири составляет до 35-40 %.

   Неопределенный правовой статус, отсутствие четкой информации о местоположении этих земель, ненадлежащий кадастровый учет, отсутствие государственного надзора за их использованием и, как следствие, зарастание земель лесом, сорной растительностью, деградация. Вот основные проблемы неиспользуемых и невостребованных сельскохозяйственных угодий. 

   Методы или методология проведения исследования. Не вызывает сомнений, что необходимость организации рационального землепользования сельскохозяйственных организаций и сельских поселений актуальна как никогда. В ходе этой организации определяется размер площадей сельскохозяйственных угодий, которые возможно обрабатывать на конкретной территории, решаются вопросы, связанные с использованием заросших и невостребованных земель.  К сожалению, организация территорий сельскохозяйственных предприятий на основе объединения земельных долей, а впоследствии и земельных участков не получила необходимой методической основы, а проводилась спонтанно, без надлежащей проектной проработки.  Так, в частности, не получили развития проекты землеустройства, в которых было возможно решение вопросов организации территорий, формирование земельных массивов, их устройство. В результате сегодняшнее сельскохозяйственное землепользование имеет нечеткую организацию и неопределенную правовую основу, неустановленные, приблизительные и неопределенные границы. Это приводит к тому, что сельскохозяйственные товаропроизводители не могут сформировать устойчивый земельно-имущественный комплекс. А, следовательно, вести поступательное развитие производства. Есть еще ряд причин, по которым сельскохозяйственный угодья продолжают оставаться невостребованными. Одно из них – отложенное  на долгие годы решение вопроса об обороте земель сельскохозяйственного назначения привело к тому, что работники сельскохозяйственного производства, а так же пенсионеры  не смогли распорядиться выделенными земельными долями так, как планировали. За долгие годы произошла существенная подвижка населения. Дольщики или поменяли место жительства, либо произошло естественное возрастное выбытие сельского населения. Это одна из причин образования невостребованных земель. Еще одной существенной причиной явилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий, ликвидация колхозов и совхозов. Это вызвало спад  сельскохозяйственного производства, безработицу на селе.  При общем экономическом упадке в стране в 90-х годах прошлого века отток населения из сельской местности стал обычным явлением. И сегодня, неустойчивость экономики аграрного сектора привела к демографическим проблемам в сельской местности. Низок в ряде сельских территорий и уровень социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры. И сегодня ряд сельскохозяйственных организаций по энерговооруженности, наличию основных фондов, трудовых ресурсов, квалификации кадров значительно уступает колхозам и совхозам конца 80-х годов.  О возможности появления этих проблем и учета их последствий  еще на ранних стадиях организации землепользования сельскохозяйственных предприятий ученые аграрники говорили еще в середине 20-го века. Так, рассматривая проблему, С.А. Удачин в 1965 году писал: «…В процессе производства любого предприятия рабочая сила и средства производства находятся в форме определенной организации и размещения. Организация средств производства и рабочей силы в сельском хозяйстве связана с большим пространством обрабатываемых земельных массивов.Всякого рода изменения в организации средств и рабочей силы неизбежно обусловливают внесение изменений в организацию территории. Организация же последних должна производиться с учетом свойств земли как основного средства сельскохозяйственного производства» [2].  С.Н. Волков справедливо считает, что  «организация рационального использования и охраны земли должна стать основой в земельной политике государства. В настоящее время в связи с необходимостью обеспечения продовольственной безопасности России и поддержания экологически стабильного природопользования данная задача из ряда социально-экономических переходит в острую политическую проблему» [3]. На необходимость учета экологической составляющей рационального использования сельскохозяйственных угодий, защиту их от техногенного воздействия  указывает В.В. Вершинин. В частности, он пишет: «…Экономика сельскохозяйственного производства и организация рационального использования земельного потенциала в значительной степени определяется экологическим состоянием агроландшафтов, которое характеризуется активным техногенным воздействием»[4]. Актуальность темы не вызывает сомнений, поэтому вопросы вовлечение в оборот неиспользуемых и невостребованных земель так же нашли отражение в трудах ряда ученых землеустроительной школы. О необходимости проведения мероприятий, направленных на ликвидацию и сокращение такого явления как неиспользуемые земли, максимальное вовлечение их в оборот, необходимость ведения рационального землепользования, обеспечения социально-экономического роста территорий говорится в трудах Желяскова А.Л., Шалдуновой Н.П., Сетуридзе Д.Э., Денисовой Н.С. [5, 6, 7, 8].

   Экспериментальная база, ход исследования. Любые управленческие решения на территории муниципальных районов должны опираться на имеющиеся материальные, земельные, трудовые ресурсы. Наличие достаточного социально-экономического потенциала гарантирует то, что мероприятия по использованию сельскохозяйственных угодий будут жизнеспособны и реализованы. Эффективность использования земельных ресурсов в той или иной степени можно проследить в интенсивности ведения сельскохозяйственного производства на территориях муниципальных районов. В свою очередь, эффективность сельскохозяйственного производства во многом зависит от социальных, демографических, экономических, пространственных особенностей территорий. В тех муниципальных районах, где отсутствует миграция, высок уровень социальных условий жизни, достаточное количество трудовых ресурсов и т.д., активно растет сельскохозяйственная продукция – земли используются надлежащим образом. Таким образом, социально-экономический потенциал влияет на интенсивность использования земельных ресурсов, и чем он выше, тем выше интенсивность использования земель. При расчете социально-экономического потенциала территории используются следующие показатели: площади сельскохозяйственных угодий в муниципальном районе; землеобеспеченность; средний рентный доход сельскохозяйственного производства (учитывая зональную систему севооборотов и качество почв); плотность сельского населения на территории. А так же населения занятого в сельскохозяйственном производстве. При анализе использования земель, находящихся в сельскохозяйственном обороте, трудовых ресурсов, занятых в сельскохозяйственной деятельности на территории муниципальных районов Пермского края, необходимо выяснить различия в землеобеспеченности населения в границах муниципальных образований. Под землеобеспеченностью в данном случае следует понимать площадь сельскохозяйственных угодий в расчете на одного работника, занятого в сельскохозяйственной отрасли (га/ чел).  Таким образом, отношение обрабатываемых сельскохозяйственных угодий в районе к количеству работников аграрного сектора описывается формулой:

Безымянный

где Безымянный – землеобеспеченность Безымянныйго муниципального района, га/чел.;

Безымянный – площадь земель, находящихся в сельскохозяйственном обороте Безымянныйго муниципального района;

Безымянный – количество трудовых ресурсы, занятые в сельскохозяйственной деятельности Безымянный

го муниципального района, человек.

   Как известно, величина дохода, получаемая собственником земли от ее использования без осуществления предпринимательской деятельности, называется рентным доходом.

   Величина общего дохода напрямую связана с величиной рентного дохода.

   Расчёты среднего рентного дохода проведены по известной формуле:

Безымянный

где УПЗР – удельный показатель земельной ренты, руб. /га;

ВД – удельный валовой доход, руб. /га;

Безымянный – удельные затраты на возделывание и уборку сельскохозяйственных культур, руб. /га;

Безымянный – удельные затраты на поддержание плодородия почв, руб. /га;

ПП – прибыль предпринимателя, руб. /га.

   Отношение численности населения, проживающего в границах муниципального образования, к площади земель, находящихся в обработке, характеризует, хотя и косвенно, плотность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве в расчете на 100 гектаров сельхозугодий. Данный показатель также дает представление о трудовом потенциале на территории. Он рассчитывается по формуле:

Безымянный

где Безымянный плотность населения – количество сельского населения на 100 гектаров сельскохозяйственных угодий  в границах Безымянныйго муниципального района, чел/100 га;

Безымянный – площадь земель, находящихся в сельскохозяйственном оборотеi-го муниципального района, га;

Безымянный – трудовые ресурсы, занятые в сельскохозяйственной деятельности i-го муниципального района, человек.

   Таким образом, необходимо доказать влияние социальных и иных факторов на интенсивность использования земель. Для этого предложена балльная методика оценки социально-экономического потенциала территории. Расчеты и апробация методики ведутся на материалах  муниципальных районов Пермского края.

   Общая оценка выражается совокупным баллом, величина которого определяется с учетом каждого показателя.

   Первым показателем, учитываемым в методике, является землеобеспеченность, расчет балла осуществляется по формуле:

Безымянный

где Безымянный – балл, характеризующий землеобеспеченностьi-го муниципального района;

Безымянный – землеобеспеченность Безымянныйго муниципального района;

Безымянный – максимальная землеобеспеченность в муниципальном районе Пермского края.

   Рассчитывается балл среднего рентного дохода Безымянныйго муниципального района Безымянный по формуле:

Безымянный

где Безымянный– средний рентный доход i-го муниципального района;

Безымянный – максимальный средний рентный доход по Пермскому краю.

   Балл плотности населения Безымянныйго муниципального района Безымянный рассчитывается по формуле:

Безымянный

где Безымянный – плотность Безымянныйго муниципального района;

Безымянный – максимальная плотность населения по Пермскому краю.

   Балл, характеризующий обеспеченность основными производственными фондами на территории Безымянныйго муниципального района Безымянный рассчитывается по формуле:

Безымянный

где Безымянный – балл, характеризующий обеспеченность основными производственными фондами  Безымянныйго муниципального района;

Безымянный– обеспеченность основными производственными фондами i-го муниципального района;

Безымянный– максимальная обеспеченность по Пермскому краю.

   Средний балл за социально-экономический потенциал Безымянныйго муниципального района Безымянный  рассчитывается по формуле:

Безымянный

где Безымянный –  балл, характеризующий землеобеспеченность Безымянныйго муниципального района;

Безымянный– балл, характеризующий средний рентный доход   Безымянныйго муниципального района;

Безымянный – балл, характеризующий плотность населения  i-го муниципального района;

Безымянный – балл, характеризующий обеспеченность основными производственными фондами  Безымянныйго муниципального района;

n – количество оцениваемых показателей.

   Итогом проведенных расчетов выступил расчет балла за социально-экономический потенциал муниципальных районов Пермского края. Фрагмент этих расчетов представлен в таблице 1.

Безымянный

   Результаты и обсуждение. Из таблицы видно, что районы с наибольшим удельным весом невостребованных и неиспользуемых угодий имеют наиболее низкий балл социально-экономического потенциала (менее 40). К таким районам относятся северные районы края – Гайнский, Губахинский, Кизеловский. Наиболее благоприятными условиями обладают такие районы как Березовский, Кунгурский, Сивинский (балл более 65).Здесь выше и удельный вес обрабатываемых сельхозугодий. Это объясняется тем, что данные районы занимают удобное местоположение относительно краевой столицы, что обусловливает минимизацию затрат на транспортировку продукции, обслуживание и доставку в эти районы сельскохозяйственной техники и удобрений. В этих же районах более высокие показатели плодородия сельскохозяйственных угодий (балл бонитета). Выше здесь и плотность населения. Проведена группировка муниципальных районов (рисунок 1).

   Согласно группировке на территории Пермского края 1 район (пригородный Пермский муниципальный район ) имеет очень высокий балл социально-экономического потенциала,  9 районов – высокий, 5 районов  балл выше среднего, 10 районов – средний, 14 районов –  баллом ниже среднего по краю и 3 района – низкий балл социально – экономического  потенциала. Для оценки влияния учитываемых факторов на интенсивность использования сельскохозяйственных угодий рассчитан коэффициент множественной корреляции, (R=0,877), демонстрирующий высокую зависимость (значение критерия Стьюдента превышает теоретическую величину 2,5). Представляется возможным с помощью показателей социально-экономического потенциала продемонстрировать возможности муниципальных районов по использованию сельскохозяйственных угодий, предложить вариант вовлечения земель в оборот индивидуально для каждой административной территории. Так,  на основании выполненных расчетов, авторами предложено  зонирование территории Пермского края. Выделены следующие типы зон, таблица 2. Это позволило установить зависимость между потенциалом территории и удельным весом  неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. Для каждой зоны предложены мероприятия по улучшению показателей социально-экономического потенциала, нацеленные на организацию использования земель. В результате этого появится возможность освоения новых и вовлечения неиспользуемых земель, улучшения естественных кормовых угодий. На основании показателей, которые характеризуют социально-экономический потенциал, можно определить качественные характеристики территории, качество земель, участвующих в сельскохозяйственном производстве, дать представление о потенциале территорий. Из них наиболее характерным показателем является валовой сбор сельскохозяйственной продукции.

Безымянный

Безымянный

   Валовой сбор сельскохозяйственной продукции характеризует количественный состав используемых сельскохозяйственных угодий. Динамика изменений валового сбора сельскохозяйственной продукции на территории Пермского края приведена на рисунке 2 [9, 10, 11, 12].

Безымянный

   Представленная на рисунке динамика характеризует не столько сокращение производства, сколько объясняет причины и последствия. Сокращение численности сельского населения, отсутствие капиталовложений в сельское хозяйство, отсутствие развития социальной инфраструктуры привели к снижению потенциала сельских территорий, и, как следствие, сокращению посевных площадей, росту неиспользованных земель в границах муниципальных образований. Вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых длительное время сельскохозяйственных угодий становится приоритетной задачей и муниципалитетов и государства. В подтверждение этому стоит отметить, что, по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, потребность региона в зерне составляет около 800 тыс. т, а обеспеченность зерном собственного производства чуть более 50 %.

   Выводы. Расчет социально – экономического потенциала территории направлен, прежде всего, на обоснование площадей сельскохозяйственных угодий, которые возможно обрабатывать в конкретном муниципальном образовании, определить максимальные площади неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, которые возможно включить в оборот.

   Расчет потенциала территории позволяет:

– дать оценку происходящих тенденций и явлений в границах конкретного муниципального образования;

– обеспечить прозрачность и доступность результатов оценки потенциала территории,  сделать ее привлекательной для инвесторов;

– обосновать возможное увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции в границах конкретного муниципального района;

– увеличить количество рабочих мест в сельском хозяйстве, иных секторах экономики;

– придать новый импульс развитию территорий муниципальных районов;

– пополнить местные бюджеты налоговыми поступлениями;

– улучшить социальные условия жизнедеятельности общества, снизить социальную напряженность в регионе.

   Обоснованное и реально возможное вовлечение в сельскохозяйственный оборот угодий будет способствовать развитию эффективной и динамичной системы управления земельными ресурсами. Увеличение площадей, используемых в сельскохозяйственном производстве, за счет вовлечения неиспользуемых сельскохозяйственных угодий позволит повысить объемы произведенной и реализованной сельскохозяйственной продукции, способствовать развитию занятости на селе. Проведение работ по вовлечению в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий отвечает выполнению задач, поставленных правительством РФ по эффективному развитию агропромышленного комплекса.

Список литературы

  1. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 25.10.2001 г. № 136 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  2. Удачин, С.А. Научные основы землеустройства [Текст] / С.А. Удачин. – М.: Колос, 1965. – 270 с.
  3. Волков, С.Н. Землеустройство в системе мер по организационно-экономическому и правовому регулированию земельных отношений [Текст] / С.Н. Волков // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2008. – № 11. – С. 11–16.
  4. Вершинин, В.В. Экономические проблемы земельных отношений и развития сельских территорий: пути и методы решения [Текст] / В.В. Вершинин // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2008. – № 5. – С. 10–20.
  5. Желясков, А.Л.,Сетуридзе, Д.Э. Осуществление контрольно-надзорных функций по установлению местоположения и качественного состояния, оценке эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения [Текст] ARS ADMINISTRADI (Искусство управления) Научный журнал №1. ПК «АСТЕР» Пермь, 2014. – С 106-112.
  6. Желясков, А.Л., Денисова, Н.С., Сетуридзе, Д.Э. Экономическая целесообразность вовлечения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий [Текст] Российское предпринимательство. №15 (261) 2014, ООО Издательство «Креативная экономика», 2014. – С 85-94.
  7. Желясков, А.Л., Сетуридзе, Д.Э. О необходимости ведения качественного учета сельскохозяйственных угодий. [Текст] Журнал «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель» №9 (117) 2014, ИД «Панорама», 2014 Издательство «Сельхозиздат» – С 70-76.
  8. Сетуридзе Д.Э. «Землеустроительное обеспечение вовлечения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий (на примере муниципальных районов Пермского края)» Автореферат диссертации на соискание ученой степени  кандидата экономических наук по специальности  08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (землеустройство), Пермь 2017
  1. Сайт Министерства сельского хозяйства Пермского края [Электронный ресурс]. – URL: http://www.agro.perm.ru.
  2. Сайт Министерства сельского хозяйства РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mcx.ru.
  3. Сайт Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Пермскому краю [Электронный ресурс]. – URL: http://permstat.gks.ru/default.aspx.
  4. Сайт Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю [Электронный ресурс]. – URL: http://to59.rosreestr.ru.
  5. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 №717 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  6. Фомин А.А. Тенденции и проблемы развития земельного законодательства. Материалы к Парламентским слушаниям Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и к Столыпинским чтениям в Государственном университете по землеустройству 19 апреля 2018 года / Под общ. ред. С.Н. Волкова, А.А Фомина. Москва, 2018.
  7. Фомин А.А. Законодательное обеспечение эффективного и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. В сборнике: Тенденции и проблемы развития земельного законодательства. Материалы к Парламентским слушаниям Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и к Столыпинским чтениям в Государственном университете по землеустройству 19 апреля 2018 года. Под общ. ред. С.Н. Волкова, А.А Фомина. Москва, 2018. С. 223-232.
  8. Фомин А.А. Анализ реализации программ устойчивого развития сельских территорий. Международный журнал прикладных наук и технологий Интеграл. 2017. № 4. С. 11.
  9. Фомин А.А. О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования. Международный журнал прикладных наук и технологий Интеграл. 2017. № 4. С. 15.