Московский экономический журнал 3/2018

image_pdfimage_print

1МЭЖлого

УДК 331.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-13022

Зарубина Елена Васильевна,

кандидат философских наук, доцент,

Уральский государственный аграрный университет,  г. Екатеринбург

Симачкова Наталья Николаевна,

кандидат исторических наук, доцент,

Уральский государственный аграрный университет,  г. Екатеринбург

Фатеева Наталья Борисовна,

Старший преподаватель,

Уральский государственный аграрный университет,  г. Екатеринбург

Петрова Любовь Николаевна,

Старший преподаватель,

Уральский государственный аграрный университет,  г. Екатеринбург

Zarubina Elena Vasilievna,

candidate of philosophy, associate Professor,

Ural state agrarian University, Ekaterinburg

Simachkova Natalia,

candidate of historical Sciences, associate Professor,

Ural state agrarian University, Ekaterinburg

Fateeva Natalia Borisovna,

Senior lecturer,

Ural state agrarian University, Ekaterinburg

Petrova Lyubov ‘ Nikolaevna,

Senior lecturer,

Ural state agrarian University, Ekaterinburg

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

IMPROVEMENT OF TRAINING HIGHLY QUALIFIED SPECIALISTS FOR AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация

Сельское хозяйство является приоритетной отраслью российской экономики, так как оно позволяет обеспечить продовольственную безопасность страны. Основными конкурентными преимуществами сельского хозяйства являются природные ресурсы, квалификация кадров, уровень технологий и качества производственной сельскохозяйственной продукции, материальные и финансовые ресурсы, наличие государственной поддержки.

Комплекс демографических факторов, несмотря на все усилия органов власти, изначально обусловил неблагоприятную динамику возрастной структуры трудовых ресурсов. В настоящей статье проведен анализ социально-экономического состояния сельских территорий Свердловской области и подготовки кадров для АПК.

Summary

Agriculture is a priority sector of the Russian economy, as it allows to ensure food security of the country. The main competitive advantages of agriculture are natural resources, qualification of personnel, the level of technology and quality of agricultural production, material and financial resources, the availability of state support.

The complex of demographic factors, despite all the efforts of the authorities, initially led to the unfavorable dynamics of the age structure of the labor force. This article analyzes the socio-economic status of rural areas of the Sverdlovsk region and training for agriculture.

Ключевые слова: сельские территории, устойчивое социально-экономическое развитие, обеспечение АПК квалифицированными кадрами, аграрные специальности.

Keywords: rural areas, sustainable socio-economic development, provision of agriculture with qualified personnel, agricultural specialties.

   Цель исследования. Проанализировать состояния и направления подготовки кадров квалифицированных аграрных специалистов для сельского хозяйства с учетом опыта функционирования специализированных сельскохозяйственных классов в сельских школах Свердловской области.

   Методы исследования: анализа, синтеза, обобщения, экономического прогнозирования, статистические.

Результаты исследования.

   С целью обеспечения устойчивого развития сельских населенных пунктов Свердловской области на основе создания достойных условий для жизни и деятельности населения Министерству АПК и продовольствия Свердловской области было предложено в срок до 2020 года обеспечить координацию действий по решению следующих задач [10]:

  • развитие агропромышленного комплекса;
  • улучшение жилищных условий жителей села;
  • развитие инженерной и коммунальной инфраструктуры села;
  • развитие транспортной инфраструктуры;
  • развитие промышленного производства;
  • развитие малого и среднего предпринимательства;
  • развитие здравоохранения;
  • развитие образования;
  • развитие культуры;
  • развитие физической культуры и спорта;
  • обеспечение социальной защиты населения;
  • повышение занятости населения;
  • охрана окружающей среды;
  • обеспечение защиты населения от общих для человека и животных болезней.

   На основе этого, была проведена определенная ревизия той роли и тех задач, которые традиционно возлагались на систему образования, побудив ее к перестройке под продекларированные на государственном уровне механизмы достижения конечных целей в процессе устойчивого развития АПК и сельских территорий Свердловской области сел [6].

   Отличительной чертой современного аграрного рынка труда является его низкая обеспеченность высококвалифицированными кадрами, низкий уровень спроса и ограниченность предложения со стороны работников. В начале периода реформирования сельского хозяйства 1990-2006 гг. государство практически отстранилось от регулирования рынка труда, что повлекло за собой обострение кризисной ситуации [9]. В Свердловской области в 2014 году из 683,1 тыс. человек, проживающих в сельских населенных пунктах, лишь 42 тысячи было занято в сельском и лесном хозяйстве, в том числе собственно в сельскохозяйственных организациях и предприятиях работали 34 тысячи человек, а в 2017 году в сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах работают уже 25 тысяч человек.

   Опираясь на данные, следует отметить, что отнюдь не все жители сельских территорий трудятся на местных предприятиях (организациях, хозяйствах).

   Ввиду низкой оплаты и неблагоприятных условий труда наблюдается практически кризисная ситуация по потребности организаций сельскохозяйственной сферы в работниках для замещения вакантных должностей.

   Проблема кадрового обеспечения отраслей сельского хозяйства, по мнению значительной части экономистов аграрников, подкреплена неблагоприятной демографической, инфраструктурой и ресурсной ситуацией на селе.

   Малая привлекательность, отсутствие развития сельских территорий и их объктов культурного, социального и экономического типа – есть причины сложившейся ситуации. При этом ранее было исследовано, что третья часть населениясела (до 30-летнего возраста) трудится в сельском хозяйстве, а это значит, что потенциальный резерв на наличие квалифицированных кадров есть и имеется возможность рационально распределять трудовые ресурсы в хозяйствах.

   Следует отметить, что если вероятность технического и технологического перевооружения в хозяйстве велика, в этом случае работодателем следует задуматься над целесообразностью увеличения трудового штатного состава, т.к. данные мероприятия однозначно приведут к снижению трудоемкости, а, следовательно, потребуют минимизации численности, как основного, так и обслуживающего персонала.

   Также существует необходимость в следующей последовательности и использовании мер подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

   Сегодня на земле во многих хозяйствах трудятся в основном полупрофессиональные кадры, получившие умения и навыки на рабочем месте, не имеющие основ научных знаний по профессии. На практике далеко не все выпускники вузов и техникумов приходит на работу в сельскохозяйственные организации. Нынешний кадровый состав сельскохозяйственной отрасли стареет в целом. За последние годы в предпенсионный возраст вступила значительная часть работников массовых профессий, в том числе занятых ручным трудом в растениеводстве, животноводстве и других сферах деятельности. Освобождаемые места непривлекательны для молодежи. Существует множество факторов, которые отбивают у молодых специалистов желание жить и трудится на селе. Тяжелый труд – одна из причин. Сельский труд считается непрестижным также из-за сезонности работ и низкой оплаты. Заработок зависит от реализованной продукции, хотя трудозатраты и вложения могут быть разные при одинаковых объемах продукции. Как подтверждают данные Минсельхоза РФ, в 2017 году среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве чуть превысила 23,5 тыс. рублей, что в два раза меньше среднего показателя по всем отраслям экономики  [7].

   Многие учащиеся выпускных классов сельских школ сегодня не заинтересована в трудовой подготовке по сельскохозяйственному профилю. Отпугивает молодых  незначительность перспектив, как карьерном, так и социальном планах. Эксперты отмечают, что стратегические цели аграрного образования должны быть тесно увязаны с проблемами решения социальных проблем сельских территорий.

   Привлекательность труда для молодежи сдерживается инвестиционно-технологическими факторами. Современное высокотехнологичное производство на селе скорее исключение, чем правило, отсюда и не высокий уровень производительности труда в отрасли: по различным оценкам, в пять-десять раз меньше, чем в наиболее развитых странах мира, и в два раза ниже, чем в среднем в отечественной экономике. По словам специалистов, ситуация требует кардинальных мер, чтобы не пройти точку не возврата.

   Для обеспечения предприятий сельского хозяйства высококвалифицированными кадрами, необходимо создать такую систему подготовки специалистов, которая будет привлекать молодых людей, заранее определившихся с выбором своего профессионального пути. Акцент должен быть сделан на молодежи, желающей работать в сельском хозяйстве, умеющей и желающей организовать эффективное производство сельскохозяйственной продукции, обустроить село, создать условия для труда и отдыха своего окружения. Соответствующим образом следует выстраивать профориентационную работу среди сельских школьников, чтобы в дальнейшем они обучались и проводили мероприятия по улучшению своего села [11].

   Для того чтобы увеличить процент трудоспособного возраста населения, необходимо обеспечить рабочие места, развивать инфраструктуру, улучшать условия жизни, условия труда на предприятии, нужны немалые инвестиции для обновления материально-технической базы сельского хозяйства, так как невозможно обеспечить рост производительности труда без применения современных промышленных и ресурсосберегающих технологий. Для освоения новой высокопроизводительной техники нужны высококвалифицированные кадры. Необходим механизм регулирования трудообеспеченности сельскохозяйственных предприятий и повышение эффективности использования трудовых ресурсов в сельскохозяйственном производстве. С его помощью должны быть решены многие социально-экономические проблемы, формирование продовольственного рынка, функционирование сельскохозяйственных предприятий, рациональная занятость конкретного работника, возрождение сел [1].

   Для того, чтобы предприятия сельского хозяйства не испытывали нехватки высококвалифицированных кадров, требуется создать такую систему подготовки специалистов, которая привлечет в аграрные образовательные учреждения молодых людей. С целью решения проблемы нехватки квалифицированных рабочих необходимо создать реальные условия, при которых работа на селе была бы и почетной, и достойно оплачиваемой, а самое главное престижной. Для этого необходима реклама этих профессий, художественные фильмы, где главные герои не банкиры и адвокаты, а специалисты на селе. Необходимо прививать любовь к этим профессиям с детства  [2].

   Реальное пополнение трудового потенциала сельскохозяйственного производства зависит от профессиональной ориентации сельских школ и направленности их жизненных планов. Школьникам крайне трудно самим выбрать будущую профессию, поэтому необходимо и образовательным учреждениям и сельскохозяйственным организациям оказывать помощь в выборе профессии, организации обучения и дальнейшего трудоустройства, совместно с государственными органами власти  [8].

Решить проблему молодых кадров на селе можно, возродив так называемые сельхоз классы, где в рамках программы средней образовательной школы происходит профориентация ребят.

   Исходя из вышесказанного, мы предлагаем возродить агроклассы и направить особое внимание на населенные пункты, в которых ощущается нехватка высококвалифицированных кадров в сельском хозяйстве. Опыт показывает что, студенты, которые приехали из маленьких городов и сел, зачастую после окончания учебы возвращаются в родительский дом, так как в большом городе у них нет жилья и они не могут найти работу после окончания ВУЗа  [3].

   Возрождение агроклассов поможет укрепить сотрудничество школ, ВУЗа и предприятий АПК. Школьники, к моменту выпуска уже будут знать, каким специалистом они хотят стать.

   Реализация образовательного проекта «Агроклассы» предусматривает создание условий для профессионального самоопределения обучающихся и формирования мотивации к дальнейшему трудоустройству в сфере агропромышленного комплекса, пктем последующей реализации и профориентационных мероприятий для школьников по следующим направлениям:

  • мероприятия мотивационно-подготовительного характера (обучающиеся 1-11 классов)
  • профессиональная ориентация (5-11 классов)
  • профессиональное самоопределение (9-11 классов).

   Ожидания от этого проекта:

   Во-первых, необходимо привлечь внимание сельской молодежи к аграрным профессиям. Вместе с работодателями показать, что работать в сельском хозяйстве сейчас очень интересно и перспективно. Во-вторых, не скрываем, чтобы ребята, закончив агроклассы, пришли учиться в Уральский аграрный университет.

   Для  школьников также выгодно участие в данном проекте: как было сказано выше, они адаптируются к особенностям преподавания в вузе, те кто действительно поступят в аграрный университет уже будут знать его очень хорошо и свободно ориентироваться в многообразии его корпусов и лабораторий. При поступлении, согласно правил приема в вуз, участники проекта «Агроклассы» имеют приоритет на зачисление в аграрный университет. Этот проект может быть предложен, как часть программы по кадровому обеспечению организаций для агропромышленного комплекса Свердловской области. Отчасти решить проблему кадрового голода позволяет целевая подготовка. Целевая подготовка – это целевая контрактная подготовка специалистов, представляющая собой прием абитуриентов в рамках плана набора по отдельному конкурсу [4].

   Основной задачей целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (далее именуется – целевая контрактная подготовка специалистов), является удовлетворение потребностей в высококвалифицированных кадрах предприятий, организаций и учреждений, в первую очередь тех, финансирование которых осуществляется за счет средств указанных бюджетов сел [5].

   Оптимизации структуры подготовки специалистов в новых экономических условиях может послужить создание единых образовательных комплексов, включающих в себя профессионально-техническое, среднеспециальное, высшее, последипломное образование. Стратегической задачей таких комплексов будет являться формирование системы непрерывного образования, осуществляющей ступенчатую подготовку специалистов. Главным преимуществом единого образовательного центра будет концентрация ресурсов, скоординированность и преемственность учебных программ, большая привязка содержания образования к реальным потребностям рынка труда сел.   

Библиографический список

  1. Александрова Н. А., Фатеева Н. Б., Серебренникова М. С. Демографические предпосылки формирования кадрового потенциала Свердловской области // В сборнике: Стратегические задачи аграрного образования и науки Материалы Международной научно-практической конференции. 2015. с. 16-20.
  2. Александрова Н. А., Фатеева Н. Б., Серебренникова М. С. Демографические предпосылки формирования кадрового потенциала Свердловской области // Аграрный вестник Урала. 2016. №4.(146). С. 86-91.
  3. Воронин Б. А. Государственная политика в аграрной сфере Российской федерации/ Б. А. Воронин, Н. Б. Фатеева // Аграрный вестник Урала. 2014. №7 (125). – С. 84-87.
  4. Воронин Б. А., Фатеева Н. Б. Государственная политика в аграрной сфере Российской Федерации // Аграрный вестник Урала. 2014. №7(125). С. 84-87.
  5. Воронин Б. А., Воронина Я. В., Фатеева Н. Б., Серебренникова М. С., Петрова Л. Н. Кадровое обеспечение АПК в условиях ускоренного научно-технологического развития отрасли // Аграрный вестник Урала. 2017. №5 (159). С. 14.
  6. Гааг А. В., Пичугин А. П., Гончарова И. В., Цынгуева В. В., Самохвалова А. А. Экономическая эффективность рационального использования трудовых ресурсов в кормопроизводстве// Вестник НГАУ. – 2016. – №1. – С. 146-150.
  7. Донник И. М., Воронин Б. А., Лоретц О. Г., Фатеева Н. Б. Государственная аграрная политика в современной России// Аграрный вестник Урала. 2015. №9 (139). С. 74-80.
  8. Санду И. С., Демишкевич Г. М., Рыженкова Н. Е. Формирование инновационной системы АПК: организационно-экономические аспекты: науч. изд. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2013. – 216.
  9. Стадник А. Т., Самохвалова А. А., Денисов Д. А. Совершенствование механизма управления земельными ресурсами Новосибирской области // Вестник НГАУ. – 2015. – №4. С. 230-236.
  10. Ушачев И. Г. Экономический рост и конкурентоспособность сельского хозяйства Россиии// Аграрный вестник Урала. – 2009. – № 3 (57). – С. 4-12.
  11. Цынгуева В. В. Современное состояние сельского хозяйства России / В. В. Цынгуева, Е. Ю. Завальнюк, А. И. Агеенко, Ю. Е. Бессонова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №5. – С. 196-201.