Московский экономический журнал 3/2018

image_pdfimage_print

1МЭЖлого

УДК 349.4

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-13021

Зарубина Елена Васильевна,

кандидат философских наук, доцент,

Уральский государственный аграрный университет,  г. Екатеринбург

Симачкова Наталья Николаевна,

кандидат исторических наук, доцент,

Уральский государственный аграрный университет,  г. Екатеринбург

Фатеева Наталья Борисовна,

Старший преподаватель,

Уральский государственный аграрный университет,  г. Екатеринбург

Петрова Любовь Николаевна,

Старший преподаватель,

Уральский государственный аграрный университет,  г. Екатеринбург

Zarubina Elena Vasilievna,

candidate of philosophy, associate Professor,

Ural state agrarian University, Ekaterinburg

Simachkova Natalia,

candidate of historical Sciences, associate Professor,

Ural state agrarian University, Ekaterinburg

Fateeva Natalia Borisovna,

Senior lecturer,

Ural state agrarian University, Ekaterinburg

Petrova Lyubov ‘ Nikolaevna,

Senior lecturer,

Ural state agrarian University, Ekaterinburg

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ

LEGAL REGIME OF LAND PLOTS PEASANT (FARMER) FARMS

Аннотация

В статье   рассматриваются проблемы правового регулирования оборота земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств, автор определяет организационно-правовые формы крестьянских (фермерских) хозяйств и на основании актуального земельного законодательства выявляет существенные проблемы, связанные с оборотом земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств.  В работе проанализированы судебные дела и юридические казусы, выявлены  противоречия в применении и исполнении действующего земельного законодательства.

Annotation

The article deals with the problems of legal regulation of the turnover of land plots of peasant (farm) farms, the author defines the organizational and legal forms of peasant (farm) farms and on the basis of the current land legislation identifies significant problems associated with the turnover of land plots of peasant (farm) farms.  The paper analyzes court cases and legal incidents, revealed contradictions in the application and implementation of the current land legislation.

Ключевые слова: крестьянские (фермерские) хозяйства, оборот сельскохозяйственных земель, целевое использование земли, Уральский федеральный округ.

Key words: peasant (farm) farms, agricultural land turnover, land use, Ural Federal district.

   Земельный кодекс Российской Федерации №136-ФЗ от 25.10.2001 г. регулирует земельные отношения и правовые режимы различных категорий земель. Являясь основополагающим, данный кодекс в п.1 ст.81 признает данное право и за другими нормативно – правовыми актами, один из которых – Федеральный Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №74-ФЗ 11.06.2003 г. (далее – ФЗ №74) [4,5].

   ФЗ №74 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», является основой правового регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, определяет их новый статус, организационно – правовую форму, как самостоятельное объединение граждан, зарегистрированных индивидуальными предпринимателями, совместно ведущих аграрную деятельность и связанных родством и общим имуществом[5].

   Такая организационно – правовая форма применяется впервые в Российской Федерации, так же крестьянские (фермерские) хозяйства имеют право принимать в свое объединение граждан, состоящих или не состоящих в родстве, но не более 5 человек[2].

   Статус крестьянского (фермерского) хозяйства  можно получить, имея в собственности или в аренде земельный участок, так и не имея в собственности или в аренде участка земли, но ведя сельскохозяйственную деятельность, например, по переработке сельскохозяйственной продукции, так и получив участок земли в аренду или в собственность.

   Крестьянские (фермерские) хозяйства могут вести сельскохозяйственную деятельность по особому налоговому режиму (ЕСХН) и получать государственную поддержку в виде грантов, субсидий и др.

   В ст.12 ФЗ №74 определен порядок действий получения земельного участка для сельскохозяйственной деятельности. В ней регламентируется очередность действий, начиная от подачи заявления, и срок выполнения этапов рассмотрения и оформления документов со стороны муниципалитета [4,6].

   Наряду с ФЗ №74, муниципалитеты должны учитывать и другие нормативно-правовые акты, которые регламентируют земельные отношения различных режимов.  На основании,   Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г.- ФЗ №101 (далее ФЗ №101),  ст. 10, муниципалитеты проводят торги на получение земельных участков в аренду или в собственность, часто умалчивая о том, что в п. 5.1.этого же ФЗ №101, именно крестьянские (фермерские) хозяйства имеют право на получение земли без торгов, если такой участок образован из земель муниципалитета и принадлежит муниципалитету [6].

   В таком случае, фермер может получить участок по льготной стоимости – 15% от кадастровой стоимости или 0,3% при аренде земли. Но оговорены еще некоторые условия для крестьянского (фермерского) хозяйства: заявление на получение участка должно быть подано в течение шести месяцев со дня публикации о предложении данного участка и заявитель должен быть единственным.

   Как видно из материалов дела от 30 июня 2016 г.,   арбитражного суда Свердловской области. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенев Я.Н. просил суд  признать незаконным бездействия Администрации Режевского городского округа, по предоставлению в аренду земельного участка.

   Суд не нашел оснований для признания  незаконным отказа в предоставлении  земельного участка в аренду, ссылаясь на нормы Закона № 101-ФЗ, где обязательным условием предоставления земельного участка единственному заявителю указывают на необходимость выявления всех возможных пользователей земельного участка [7].

   А так как, публикация о предложении земельного участка муниципалитетом не была размещена, то процедура, предусмотренная законом, считается не выполненной, потому что нельзя утверждать, что заявитель был единственный, и не нашлись бы другие заявители на данный участок. Поэтому, муниципалитет не должен заключать договор купли продажи или аренды с единственным заявителем, в данном случае фермером Жбеневым Я.Н.

   То есть, суд законным образом оправдывает незаконные действия, или, недоработки служащих муниципалитета. Отдел по имуществу не сделал публикацию, а фермер не может получить земельный участок без торгов, и вместо того, чтобы заниматься непосредственно сельскохозяйственной деятельностью, обращается в суд.

   Проблема с выделом земли обсуждалась на съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов РФ, где учеными и фермерами было высказано мнение о полном пересмотре Федерального Закона №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [7].

   Пока органы исполнительной власти, всячески препятствуют получению земли для сельскохозяйственной деятельности, перепись выявила, что более 100 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий в России оказались заброшены и не обрабатываются.

   Эксперты РАНХ и ГС установили большую разницу между данными Росреестра, где земли  зарегистрированы как колосящиеся пашни и фактическими данными Переписи, когда эти земли оказались на самом деле заброшенными и заросшими [3].

   Вступивший в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ «О внесении изменений в порядок изъятия земель используемых не по целевому назначению» сократил срок изъятия участков до трех лет.  То есть нерадивые собственники  могут лишиться своих заросших участков [4].

   В Уральском федеральном округе созданы специальные рабочие группы, которые должны выявлять заброшенные участки. Но оказалось, что масштаб проблемы очень существенен.

   Муниципалитеты в Уральском федеральном округе активно взялись за изъятие брошенных земель. Но получить изъятые земли фермеры могут только на торгах и по рыночной стоимости. Хотя стоимость обработки заросших участков обойдется намного дороже. Заброшенный участок, по мнению аграриев, станет урожайным только через два года. И с каждым годом обработка такого участка становиться дороже.

   Российская газета опубликовала первые итоги работы мониторинговых групп по Уральскому Федеральному округу. Так, в Свердловской области насчитали 406  тысяч Га необработанных земель сельскохозяйственного назначения,  из них 357 тысяч Га пашня; в Челябинской области 500 тысяч Га таких заброшенных земель, что составляет 16% от общей площади земель сельскохозяйственного назначения в регионе; в Тюменской области 15% заросшей земли были отнесены экспертами к нецелевому использованию, что составило 189 тысяч Га.

   По данным Россельхознадзора, в Курганской области доля залежной земли выросла от 1%  с начала земельной реформы до 11% к  2016 году  и составила 450 тысяч Га. И уже треть этой земли на практике невозможно вернуть в сельхоз оборот, так как она покрыта уже настоящим лесом [6].

   Еще одной недоработкой закона специалисты Госкомнадзора считают невозможность изъятия земель, находящихся под залогом субъектам [9].

   Согласно статье 6 ФЗ №101, земельные участки, находящиеся в ипотеке исключены из списка изъятия нецелевого использования. В связи с этим у банков накопился довольно большой фонд земли, которые не смогли выкупить из залога. В меру своей деятельности банки не занимаются обработкой сельскохозяйственной земли, но и ответственность за нецелевое использование на банки возложить нельзя, они не относятся к хозяйствующим субъектам [8].

   Россельхознадзор считает, что земли поросшие лесом не будут востребованы и их нужно перевести в другую категорию лесных угодий.

Большинство крестьянских (фермерских) хозяйств желают получить землю, но не имеют экономических  возможностей расчистить и распахать заросшие бурьяном гектары.

   Фермеры выступили с просьбой  поддержки государства в виде субсидий хотя бы на половину затрат на «поднятие целины». Необходимы субсидии и на подведение дорог и электричества к земельным участкам. Назрела проблема с разрешением постройки домов для проживания фермеров.

   По мнению фермеров, необходимо ввести стандарты развития земель сельскохозяйственного назначения, усилить контроль за оборотом земель, выделять сельскохозяйственные участки только тем, кто будет на ней работать, тем, кто имеет сельскохозяйственное производство, поголовье и т.п. Сделать процедуру получения земли без торгов – доступной, но создать земельные комиссии для тщательного контроля использования и оборота земельных участков, предназначенных для крестьянских (фермерских) хозяйств.                                            

Библиографический список

  1. Воронин Б. А., Фатеева Н. Б. Государственная политика в аграрной сфере Российской Федерации // Аграрный вестник Урала. 2014. №7(125). С. 84-87.
  2. Лайкам К.Э.– председатель редакционной коллегии, Демина Л.В., Ленник А.В., Нестеров В.Н., Новокщенова Е.И., Субботина Л.В., Шашлова Н.В. // Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2017 года. Предварительные итоги: В85 Статистический бюллетень//Федеральная служба государственной статистики. М: ИИЦ «Статистика России», 2016 – 70 с.
  3. Симачкова Н.Н., Домбаева И. В., Зарубина Е. В. Государственная кадровая политика России через призму исторической ретроспективы // Образование и право. 2018. № 2. С. 178 – 183.
  4. Симачкова Н.Н. К проблеме установления правового режима земель населенных пунктов // В сборнике: Природопользование и устойчивое развитие регионов России Сборник статей Международной научно-практической конференции. Под редакцией И.А. Байракова, И.А. Лушкина. 2018. С. 88-91.
  5. Федеральный закон “Земельный кодекс Российской Федерации” от 25.10.2001 №136-Ф (ред. от 31.12.2017) // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/
  6. Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации” от 03.07.2016 N 354-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2017 г.) // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200731/
  7. Федеральный закон “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77003/bf70dfd74dc5cfe8c01c0d8adfc62d4e403e6269/#dst100012
  8. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101-ФЗ от 24.07.2002 (ред. от 03.07.2016 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)  // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76953/b76ad1538ffc755cdbc8f57ac105ca09a72da3a9/#dst100020
  9. Центр стратегических разработок (ЦСР) // доклад «О проблемах земельных отношений в России» [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://sia.ru/?section=484&action=show_news&id=346766