Московский экономический журнал 3/2017

image_pdfimage_print

УДК 574:502/504

Bezymyannyj-12

Махотлова Маратина Шагировна,

кандидат биологических наук, старший преподаватель,

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный

аграрный университет имени В.М. Кокова», г.Нальчик

Makhotlova M.SH.  m.mahotlova@yandex.ru

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ КБР

PROTECTED AREAS OF THE KBR

Аннотация

В статье рассматриваются особо охраняемые природные территории Кабардино-Балкарской республики. Освещаются экологические проблемы, которые предполагают тесную взаимосвязь, взаимозависимость и взаимовлияние отдельных природных компонентов и явлений с функционированием общества в формировании и развитии условий окружающей среды человека.

Abstract

The article deals with specially protected natural territories of Kabardino-Balkarian Republic. Highlights environmental problems which assume a close relationship, interdependence and interaction of natural components and phenomena with the functioning of society in the formation and development of the environment of the person.

Ключевые слова: экологический кризис, природопользование, особо  охраняемые природные территории, экологическое образование.

Key words: environmental crisis, environmental management, protected areas, environmental education, nature protection.

Серьезнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации.

Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология. Проблемы экологии заставили искать их решение не только в сокращении количества выбросов загрязняющих веществ в природу, но и в формировании экологической культуры личности. Поэтому вопросы экологии становятся сегодня приоритетным направлением в системе образования и воспитания.   Главной задачей воспитания подрастающего поколения является освоение ими не только базовых национальных ценностей, но и морально-нравственных норм, формирование бережного отношения к природе, развитие творческих способностей и социальной активности.

Важнейшее ‏ положение ‏современной ‏ㅤ экологии ‏ состоит ‏ в ‏том, ‏ㅤ что ‏экологическая ‏ стабильность ‏ㅤ обеспечивается ‏ㅤ способностью ‏природных ‏сообществ ‏к саморегуляции и ‏ самовосстановлению [3].  Компенсируя ‏внешние воздействия, природные сообщества нейтрализуют ‏нестабильность ‏окружающих ‏ㅤ территорий, ‏ㅤ не ‏ㅤ давая ‏ㅤ ей ‏распространяться. ‏Это ‏ необходимо ‏для ‏обеспечения ‏‏здоровой ‏среды ‏обитания ‏ㅤ и ‏ㅤ успешного ‏развития ‏ㅤ природопользования. 

В ‏ㅤ России создание  особо охраняемых ‏ㅤ природных ‏ㅤтерриторий

является ‏ㅤ традиционной ‏ㅤ и ‏ㅤ весьма ‏ㅤ эффективной ‏ㅤ формойприродоохранной ‏ㅤ деятельности.

В КБР  на сегодняшний ‏ день ‏ㅤ действует ‏ㅤ система ‏ㅤ всеобщего ‏непрерывного ‏ экологического ‏ образования. ‏ Фундаментом ‏ㅤ для ‏этого ‏служат ‏ㅤ особо ‏ㅤ охраняемые  ‏ㅤ природные ‏ㅤ территории ‏ㅤ республики. ‏ㅤ  ‏ㅤПлощадь, ‏ㅤ занимаемая ‏ㅤ особо ‏ㅤ охраняемыми ‏ㅤ природными ‏территориями, ‏ㅤ составляет ‏ㅤ 350,28705 ‏ㅤ тыс. ‏ㅤ га, ‏ㅤ или ‏ㅤ 28%  ‏территории ‏ㅤ республики, ‏ㅤ в ‏ㅤ том ‏ㅤ числе: ‏ㅤ особо ‏ㅤ охраняемые ‏природные ‏ㅤ территории ‏ㅤ федерального ‏ㅤ значения ‏ㅤ – ‏ㅤ ФГУ ‏«Кабардино-Балкарский ‏ㅤ высокогорный ‏ㅤ государственный ‏заповедник», ‏ФГУ ‏ㅤ «Национальный ‏ㅤ парк ‏ㅤ «Приэльбрусье» ‏ㅤ – ‏ㅤ 183,8 ‏ㅤ тыс.га, ‏9 ‏государственных ‏ㅤ природных ‏ㅤ заказников ‏ㅤ и ‏ㅤ 21 ‏ㅤ памятник ‏природы ‏ㅤ республиканского ‏ㅤ значения, ‏ㅤ занимающие ‏ㅤ 163,22515 ‏ㅤ и ‏3,2619 ‏ㅤ тыс.га. ‏ㅤ соответственно.

Памятник ‏ㅤ природы ‏ㅤ «Озеро ‏ㅤ Тамбукан» ‏ㅤ переведен ‏ㅤ в государственный ‏природный ‏ㅤ заказник ‏ㅤ республиканского ‏ㅤ значения ‏«Тамбуканский»,  утверждено  Положение ‏ о ‏ㅤ государственном ‏природном ‏заказнике ‏ㅤ республиканского ‏ㅤ значения ‏«Тамбуканский».

Повышение ‏категории ‏особо ‏ㅤ охраняемой ‏ㅤ природной ‏территории ‏до ‏государственного ‏ природного ‏ㅤ заказника ‏республиканского ‏ㅤ значения ‏обеспечит ‏сохранение ‏ㅤ естественной ‏экосистемы озера ‏ Тамбукан,  а также  лечебных ‏качеств ‏тамбуканской ‏грязи.

Охраняемым ‏природным ‏ территориям ‏ㅤ  уделено ‏ㅤ  особое ‏внимание ‏в ‏ㅤ Конвенции ‏ㅤ о ‏ㅤ биологическом ‏ㅤ разнообразии ‏(КБР) ‏- ‏глобальном ‏соглашении ‏о ‏сохранении ‏и ‏устойчивом ‏использовании ‏живой ‏природы ‏ [4].   

Согласно ‏ㅤ КБР, ‏ㅤ охраняемые ‏природные ‏ㅤ территории ‏ㅤжизненно ‏необходимы ‏ㅤ для ‏ㅤ сохранения ‏мировых ‏ㅤ природных ‏ㅤ ресурсов ‏ㅤ и ‏культурных ‏ㅤ ценностей. ‏ㅤ Их ‏значение ‏ㅤ состоит ‏ㅤ как ‏ㅤ в ‏сохранении ‏природных ‏местообитаний ‏и ‏ связанных с ‏ ними ‏ㅤ флоры ‏ㅤ и ‏ㅤ фауны, ‏так и ‏в ‏поддержании ‏экологической ‏ㅤ стабильности ‏ㅤ прилегающих ‏территорий. ‏ㅤ Охраняемые ‏природные ‏территории ‏ㅤ создают ‏возможности ‏для ‏ㅤ развития сельских ‏районов, ‏рационального ‏использования ‏заброшенных земель, ‏ роста ‏доходов ‏и ‏занятости ‏населения, ‏ㅤ научных исследований ‏ и ‏ㅤ мониторинга, ‏экологического ‏образования, ‏ㅤ рекреации ‏и ‏ㅤ туризма [6].  ‏ 

Особо ‏ охраняемые ‏ㅤ природные ‏ㅤ территории ‏ㅤ предназначены ‏для ‏сохранения природной чистоты, не ‏ тронутой ‏ㅤчеловеком, ‏для ‏ сохранения ‏уникальных ‏ㅤ элементов ‏ㅤ живой ‏ㅤ природы ‏ㅤ [1].

Особо ‏ㅤ охраняемые ‏ㅤ природные ‏ㅤ территории ‏ㅤ имеют ‏огромный ‏потенциал ‏ㅤ в ‏ㅤ системе ‏ㅤ современного ‏ㅤ экологического ‏образования.  ‏         Экологическое просвещение ‏ заповедников, ‏ㅤ согласно ‏нормативным ‏документам, ‏ㅤ проводится ‏ㅤ по ‏ следующим направлениям:  ‏ㅤ

  • работа ‏ㅤ со ‏ㅤ школьниками ‏ㅤ и ‏ㅤ студентами;
  • экологические ‏ㅤ экскурсии;
  • сотрудничество ‏ㅤ со ‏ㅤ средствами ‏ㅤ массовой ‏ㅤ информации ‏ㅤ регионального ‏ㅤ и ‏ㅤ местного ‏ㅤ уровней;
  • организация ‏ㅤ стационарных ‏ㅤ и ‏ㅤ временных ‏ㅤ выставок ‏ㅤ различной ‏ㅤ экологической ‏ㅤ и ‏ㅤ природоохранной ‏ㅤ тематики;
  • проведение ‏ㅤ экологических ‏ㅤ праздников ‏ㅤ и ‏ㅤ акций. ‏ㅤ          

Существенной ‏ㅤ проблемой ‏ㅤ территориальной ‏ㅤ охраны ‏природы является ‏ㅤ фрагментация ‏ㅤ (дробление) ‏ㅤ природных ‏ㅤландшафтов ‏населенными ‏пунктами, ‏ㅤ полями, ‏ㅤ транспортными ‏магистралями, ‏линиями ‏ электропередач ‏ и ‏ т.п. ‏Известно, ‏что ‏ в ‏ изолированных ‏природных ‏резерватах, ‏как на ‏ небольших ‏ㅤ островках ‏ㅤ в ‏«океане» ‏преобразованных ‏ территорий, ‏ㅤ происходит ‏обеднение ‏фауны ‏ㅤ и флоры, ‏а ‏ устойчивость природных ‏сообществ ‏снижается. ‏ Методическую ‏ㅤоснову ‏предотвращения ‏последствий ‏фрагментации  природных ландшафтов ‏составляет ‏разработанная вㅤпоследние ‏десятилетия ‏ концепция ‏экологической ‏сети, ‏или ‏ экологического ‏каркаса.

Принцип ‏экологической  сети  состоит ‏ в ‏ㅤ том, ‏ㅤ чтобы ‏ㅤ избежать ‏отрицательных ‏ㅤ последствий ‏ㅤ дробления ‏ㅤ природных ‏ㅤ территорий ‏путем ‏обеспечения ‏экологических ‏ связей ‏ между ними ‏ [2].

Экологическая ‏ㅤ сеть ‏ㅤ состоит ‏ㅤ из ‏ㅤ следующих ‏ㅤ основных ‏функциональных ‏ㅤ компонентов:

  1. Ключевые территории, обеспечивающие оптимально достижимое качество и количество экологического пространства для сохранения наиболее важных природных объектов.
  2. Транзитные территории, обеспечивающие связь между ключевыми территориями через линейные элементы ландшафта, фрагменты местообитаний или связующий ландшафт.
  3. Буферные территории, защищающие ключевые и транзитные территории от потенциально опасных внешних воздействий.
  4. Участки экологической реставрации, выделяемые для восстановления того или иного функционального компонента экологической сети.

Для защиты природных территорий и экологических связей между ними могут быть эффективны не только правовые нормы, но и иные меры, например — экономические стимулы, соглашения с природопользователями и т. д. В обеспечении функционирования экологических сетей особенно велика роль гражданского общества, в том числе природопользователей, местного населения и общественности [5].

Таким образом, особо охраняемые природные территории КБР обладают высоким образовательным потенциалом и являются наиболее важным звеном в системе современного экологического образования, так как имеют целый ряд преимуществ:

  • располагаются в наиболее живописных, привлекательных, интересных с познавательной точки зрения местах;
  • обладают сложившейся системой обслуживания туристских групп, опытом организации просветительской работы;
  • формируют бережное отношение обучающихся к конкретному природному резервату.

Литература

  1. Ахматова М.Х. Основные пути рационального использования земли и повышение ее эффективности. В сборнике: Инструменты современной научной деятельности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 88-91.
  2. Ахматова М.Х. Перспективы развития особо охраняемых территорий в г.Нальчике. Успехи современной науки иобразования. 2016. Т.7. № 11. С. 145-148.
  3. Карашаева А.С. Проблемы охраны и восстановления земельных ресурсов. В сборнике: Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки.  Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4-х частях. 2016. С.7-9.
  4. Махотлова М.Ш., Трамова Д.И. Экологическая проблема современного мира. В сборнике: Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Западно-Сибирский научный центр. 2016. С.416-419.
  5. Накова Л.В. Воспитание экологического человека – основной путь решения глобальных проблем. В сборнике:Вектор развития современной науки сборник материалов X Международной научно-практической конференции. 2016. С.844-847.
  6. Накова Л.В. Концепция равновесного природопользования.
    В сборнике:Вектор развития современной науки сборник материалов X Международной научно-практической конференции. 2016. С.848-851.