Московский экономический журнал 2/2019

image_pdfimage_print

1MEZHlogo-e1521963337142-2

УДК 631.1 (71)

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-12002

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРАРНОЙ ОТРАСЛИ КАНАДЫ

ENVIRONMENTAL ASPECTS OF AGRICULTURAL SECTOR IN CANADA

Григорьева Е., кандидат биологических наук, доцент факультета мировой политики ГАУГН

Шульга П., к. с.-х.н., доцент факультета почвоведения МГУ имени М.В.Ломоносова

 Grigorieva E., Cand. Sci. (Biology), Assistant Professor, State Academic University for Humanities, World Politics Faculty

Shulga P., Cand. Sci. (Agriculture), Associate Professor, Faculty of Soil Science, Lomonosov Moscow State University

Аннотация: В статье рассматривается практика подготовки и использования фермерами Канады Фермерских экологических планов, стимулирующих экологически безопасное ведение сельского хозяйства.

Summary: The article analyses the practice of the preparation and application by Canada farmers of Environmental Farm Plans to support environmentally sound farming.

Ключевые слова: Канада, Фермерские экологические планы, практики эффективного экологического менеджмента, экологические риски, устойчивое развитие сельскохозяйственного производства.

Keywords: Canada, Environmental Farm Plans, Beneficial Management Practices, environmental risks, sustainable development of agriculture.

Значительное внимание в Канаде уделяется вопросам экологического сопровождения аграрного производства. Важным элементом экологически безопасного ведения сельского хозяйства является реализация государственных программ, стимулирующих разработку сельхозпроизводителями Фермерских экологических планов (далее – ФЭП) (Environmental Farm Plan EFP). Подготовка ФЭП является добровольным процессом, в ходе которого фермер самостоятельно при технической поддержке специалистов оценивает экологические риски ведения своего хозяйства и формирует план природоохранных мероприятий, т.н. План действий (Action Plan) с подробным описанием специализированных практик эффективного экологического менеджмента (Beneficial Management Practices – BMP) для нивелирования обозначенных рисков. В большинстве случаев при выполнении запланированных мероприятий фермеры используют дополнительные финансовые ресурсы в рамках специальных федеральных и провинциальных программ.

Практика формирования ФЭП при поддержке провинциального правительства впервые стала использоваться в Онтарио в 1993 г. и быстро приобрела популярность в других провинциях восточной части Канады: в 1995г. – в Новой Шотландии, Ньюфаундленде и Лабрадоре; в 1996 г.  – в Квебеке, Нью-Брансуике, Острове Принца Эдуарда.  В дальнейшем федеральное правительство взяло инициативу распространения практики ФЭП по всей территории страны. Начало реализации в 2003 г. на основе соглашений между федеральным и провинциальным правительствами национальной пятилетней Рамочной программы по аграрной политике (Agricultural Policy Framework) послужило формированию основных принципов и элементов ФЭП на федеральном уровне с учетом уже имеющегося опыта и содействовало распространению модели ФЭП в остальных провинциях Канады: в 2003 г. – в Альберте; в 2005 г. – в Саскачеване, Манитобе, Британской Колумбии [1]. Поддержка этого процесса осуществлялась за счет федеральных средств. В последующих пятилетних национальных программах – «Ускорение роста» (Growing Forward) (2008 –2013 гг.), «Ускорение роста 2» (Growing Forward 2) (2013 –2018 гг.) – природоохранная тематика финансировалась совместно федеральным и провинциальными правительствами. Подобная практика сохранилась и для текущего пятилетнего плана «Канадское сельскохозяйственное партнерство» (Canadian Agricultural Partnership) [2].

Содействие фермерам в подготовке и реализации ФЭП оказывается со стороны провинциальных министерств сельского хозяйства или аффилированных с ними структур, таких, как Ассоциация Онтарио по улучшению почв и сельскохозяйственных культур (Ontario Soil and Crop Improvement AssociationOSCIA) в провинции Онтарио или Корпорация по сельскохозяйственным исследованиям и развитию в провинции Британская Колумбия (Agricultural Research & Development CorporationARDCorp). Процесс подготовки сельхозпроизводителями ФЭП происходит во время проведения запланированных семинаров, а также при индивидуальных консультациях со специалистами, в том числе, если работа над планом проходит в интерактивном режиме с использованием специально разработанных электронных ресурсов. Фермер должен заполнить «Рабочую книгу ФЭП» (EFP Workbook), которая состоит из набора модулей (разделов), представляющих собой рабочие листы (worksheets) по отдельным экологическим проблемам. Например, «Рабочая книга ФЭП» в провинции Онтарио включает 23 модуля (табл.). Фермер выбирает для заполнения рабочие листы по направлениям, наиболее актуальным для оценки экологического состояния своего хозяйства.

Безымянный

Результатом проведенной оценки является определение потенциальных экологических рисков в ходе производственной деятельности на ферме и разработка Плана действий по снижению этих рисков. При планировании, помимо консультаций специалистов, фермеры имеют возможность пользоваться информацией из специально подготовленных провинциальными аграрными министерствами пособий по применению различных эффективных природоохранных практик (Best Management Practices books) [3].

После утверждения соответствующими специалистами проекта Плана действий фермеру выдается сертификат о завершении работы над ФЭП. Следует отметить, что вся информация, содержащаяся в ФЭП, является собственностью фермера и носит конфиденциальный характер. Сертификат, действующий в течение 5 лет (за исключением Альберты, где этот срок соответствует 10 лет), дает возможность производителю получить финансовую поддержку от государства (в пропорции: 60% из федерального бюджета и 40% – из провинциального бюджета) для покрытия части расходов при проведении запланированных природоохранных мероприятий. Доля государственного финансирования варьируется, в основном в зависимости от вида мероприятий. В Манитобе, к примеру, в рамках программы «АгЭкшн Манитоба» (Ag Action Manitoba) фермеру могут компенсировать от 25 до 50% затрат [4], в Британской Колумбии – от 40 до 70% в рамках программы «Практики эффективного экологического менеджмента» (Beneficial Management Practices Program) [5], в Онтарио – от 30 до 65% в рамках программы «Экологический менеджмент» (Environmental Stewardship) [6]. При этом для каждого мероприятия определяется максимальная сумма возможной финансовой поддержки. Например, в Онтарио фермер может рассчитывать на компенсацию за счет государственных источников до 50% затрат на проекты по контролю за эрозионными процессами с учетом того, что максимальная сумма компенсаций не может превышать 20 000 кан. долл. [7].

В соответствии с имеющимися последними данными Канадского статистического агентства в 2011 году ФЭП имели около 35% канадских ферм, занимающих 50% сельскохозяйственных земель (рис.). При этом большинство из этих хозяйств (до 95%) полностью или частично внедрили практики, обозначенные в Планах природоохранных мероприятий в рамках ФЭП [8, 9].

Безымянный

Количество ферм, имеющих ФЭП, постоянно увеличивается. Это подтверждают последние данные по некоторым провинциям. Так, в Манитобе и Британской Колумбии число ферм с ФЭП в 2018 г. возросло в 1,4 раза по сравнению с 2011 г.  и составило от общей численности фермерских хозяйств соответственно 40% — в Манитобе [10] и 29% — в Британской Колумбии [11].

Важное значение для принятия фермерами решения о принятии ФЭП играет и тот факт, что наличие этих планов является условием получения контрактов на поставку своей продукции на переработку компаниям, выражающими свою поддержку вопросам защиты окружающей среды и являющимися приверженцами устойчивого развития сельскохозяйственного производства. Подобное условие, к примеру, действует с 2010 г. в отношении производителей картофеля, имеющих контракты с компанией «МакКейн Фудс» (McCain Foods). Заявлено также, что строящееся в Манитобе компанией «Рокетт» (Roquette) крупное предприятие по переработке гороха также будет принимать сырье от производителей, владеющих ФЭП [10, 12]. 

В проведенном по заказу Федерации сельского хозяйства Онтарио (Ontario Federation of Agriculture) исследовании об эффективности Фермерских экологических планов показано, что в результате участия в подготовке ФЭП большинство опрошенных фермеров повысили свою осведомленность и понимание вопросов, связанных с защитой окружающей среды, а также активизировали осуществление мер по решению агроэкологических проблем в своих хозяйствах. Выполнение планов природоохранных мероприятий в рамках ФЭП привело к положительным изменениям: 74% опрошенных фермеров заметили улучшение качества почвы, 71% — качества воды [13]. Следует также отметить, что реализация практик эффективного экологического менеджмента влияет и на результаты производственной деятельности. К примеру, одна из востребованных практик – борьба с эрозией почв, вызывающей, по оценке канадских почвоведов, ежегодные потери урожая на сумму до 3,2 млрд. долл. [14].

В целом, можно констатировать, что принципы, заложенные в Фермерских экологических планах, способствуют развитию практик по экологизации аграрного производства. Участие в программах, связанных с разработкой и принятием ФЭП, повышает осведомленность и знания фермеров о надлежащей экологической практике и рисках, позволяет сельхозпроизводителям использовать меры по минимизации этих рисков и конкретные механизмы балансирования экологических интересов с экономическими мотивациями.

Литература

  1. Environmental Farm Planning in Canada: A 2006 Overview. Agriculture and Agri-Food Canada. 2009.
  2. Canadian Agricultural Partnership. Agriculture and Agri-Food Canada [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.agr.gc.ca/eng/about-us/key-departmental-initiatives/canadian-agricultural-partnership/?id=1461767369849.
  3. Ontario Ministry of Agriculture. Food and Rural Affairs. Best Management Practices [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.omafra.gov.on.ca/english/environment/bmp_books.htm.
  4. Manitoba Agriculture. Ag Action Manitoba Program for Farmers [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gov.mb.ca/agriculture/environment/environmental-farm-plan/ag-action-manitoba-assurance-beneficial-management-practices.html.
  5. ARDCorp. Canadian Agricultural Partnership. Beneficial Management Practices, 2018/19 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ardcorp.ca/wp-content/uploads/2018/06/2018-19-BMP-List-Version-3.0-June-21-FINAL.pdf.
  6. Ontario Ministry of Agriculture, Food and Rural Affairs. Canadian Agricultural Partnership Program: Overview of Environmental Stewardship Programming [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.omafra.gov.on.ca/english/cap/stewardship.htm.
  7. Canadian Agricultural Partnership. Program Guide. Erosion Control Structures [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ontarioprogramguides.net/pc-en-esim-pd-i/.
  8. Farm Environmental Management Survey – 2011. Statistics Canada. 2013.
  9. An Overview of the Canadian Agriculture and Agri-Food System. Agriculture and Agri-Food Canada. 2015.
  10. Manitoba Agriculture. Environmental Farm Plan [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gov.mb.ca/agriculture/environment/environmental-farm-plan/index.html.
  11. British Columbia Environmental Farm Plan Program Continues. June 7, 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dairyproducer.ca/british-columbia-environmental-farm-plan-program-continues/.
  12. Stevenson L. Environmental farm planning workshop season now underway. November 8, 2018. Manitoba Co-operator [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.manitobacooperator.ca/news-opinion/news/environmental-farm-planning-workshop-season-now-underway/.
  13. Environmental Farm Plans: Measuring Performance, Improving Effectiveness, and Increasing Participation. Final Report. Prairie Research Associates. November 15, 2011 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ontariosoilcrop.org/wp-content/uploads/2015/08/Final-Report-EFPs-Measuring-Performance-Improving-Effectiveness-and-Increasing-Participation.pdf.
  14. Arnason R. Soil erosion costs farmers $3.1 billion a year in yield loss: scientist. January 31, 2019. The Western Producer [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.producer.com/2019/01/soil-erosion-costs-farmers-3-1-billion-a-year-in-yield-loss-scientist/.