УДК 323.1(479.2) ББК 66.094(531.7)
Грибанова Анна Александровна
Магистр международных отношений
аспирант факультета международных отношений
Санкт-Петербургского государственного университета
Gribanova Anna
Master of international relations
PhD student, faculty of international relations
St. Petersburg state University
Аннотация. В статье рассматривается особая роль Российской Федерации в решение нагорно-карабахского конфликта.
Abstract. The article considers the special role of the Russian Federation in the Nagorno-Karabakh conflict.
Ключевые слова: Проблемы Нагорного Карабаха, Россия , Армения, Азербайджан, конфликт.
Keywords: The problem of Nagorno-Karabakh, Russia , Armenia, Azerbaijan, the conflict.
Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом президента в 2008 году, «Россия продолжает активно содействовать мирному разрешению конфликтов на пространстве СНГ на основе международного права, уважения достигнутых ранее договоренностей и поиска согласия между вовлеченными в них сторонами, ответственно реализуя свою посредническую миссию в переговорном процессе и миротворчестве».1 Кавказ, как регион, входящий в СНГ, «является одним из приоритетных направлений российской внешней политики».2 Реализуя основные задачи своей внешней политики на Кавказе, Россия идет по пути создания в регионе условий, «при которых северный маршрут транспортировки каспийской нефти станет фактически единственным и предотвратить дальнейшее влияние НАТО, в первую очередь США и Турции, на Грузию и Азербайджан».3
Распад СССР ознаменовался общим ослаблением позиций России «на постсоветском пространстве, которое в свою очередь породило три важнейших направления международной политики, реализуемых в Закавказье».4 Это связано прежде всего с «политикой соперничества России с тюркоязычными странами и ее присутствие в регионе, политикой западных держав по сдерживанию России и политикой интеграции Закавказского региона в структуру международных, экономических и политических отношений».5
Реализация этих направлений, по сути, превратила Закавказский регион в средство политики региональных государств и мировых держав, которые преследуют собственные интересы в регионе.
В силу очевидных обстоятельств, сопутствовавших распаду СССР в 1991 году, Россия была вынужденная «оставить большую часть региона и акваторий Черного и Каспийского морей».6 В соответствии с этим, наша страна столкнулась «с феноменом экспансии соседних государств в Закавказье и интеграции тюркоязычных стран».7 Данный процесс открыто одобрялся со стороны западных стран, пропагандирующих демократию, и «стремящихся сдержать восстановление влияние России на страны региона».8
«Изменившаяся геополитическая ситуация в Закавказье, заставила Россию сформировать рычаги сохранения своего присутствия в регионе для реализации национальных интересов. Важная дилемма, стоящая перед Россией, связана с нефтяными ресурсами Закавказья и, соответственно, вопросами транспортировки и экспорта. Яркое свидетельство тому – активная политика России в выборе маршрутов строительства нефтепроводов и определения правовых норм использования Каспийского моря прибрежными государствами. И, наконец, серьезное участие России в событиях, происходящих в Закавказье, также связано с региональными конфликтами и ролью России в урегулировании этих конфликтов».9
Однако на данный момент у России нет достаточного финансового ресурса, который имел бы возможность способствовать предотвращению «растущей прозападной ориентации этих республик».10 Заинтересованнос
Невозможно подвергнуть сомнению утверждение о том, что полномасштабная посредническая деятельность России в отношении урегулирования карабахского конфликта значительно осложнена определенными факторами. К ним можно пречислить и то, что «Россия и западные страны имеют разные, взаимоисключающи
Безусловно, Россия имеет значимый потенциал для оказания существенного воздействия на ход событий на Кавказе, в частности, на урегулирование карабахского конфликта. Такое влияние Россия имеет благодаря тому, что она «является не только лишь посредником» в вопросах регулирования карабахского конфликта. На сегодняшний день Россия является одним из сопредседателей Минской конференции ОБСЕ. Это институт, который получил «основной мандат на урегулирование данного конфликта»12. Позже в период 1993-1994 гг. проявились изменения российской внешней политики, направленной на урегулирование конфликтов. «Одним из важных инструментов российской политики посредничества в конфликтной зоне Нагорного Карабаха, стала операция по поддержанию мира. Уже 20 марта 1992 г. в Киеве одиннадцать государств СНГ, в том числе, Азербайджан и Украина с оговорками, подписали Соглашение о группе наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира».13
В процессе урегулирования нагорно-карабахс
Настоящим прорывом стала встреча между руководителями парламентов Армении16, Азербайджана17 и заинтересованной стороны Нагорного Карабаха18 в Бишкеке 5 мая 1994г. при посредничестве Межпарламентской Ассамблеи СНГ, и России в частности. На нем был принят Бишкекский протокол19 – призыв к сторонам конфликта подписать соглашение о прекращении боевых действий. Спустя неделю вступил в силу один из самых важных документов, относящийся к Карабахскому конфликту – соглашение о прекращении огня. Оно было разработано российским посредником В. Казимировым в Баку и согласовано оттуда с Ереваном и Степанакертом. Оно было подписано министрами обороны сторон конфликта и вступило в силу 12 мая 1994г.
Важно отметить, что в конце 20 века в ООН и СБСЕ обострились тенденции «применения принудительно-си
Такая ситуация со временем обострила отношения России с СБСЕ. Россия начала оспаривать права СБСЕ на урегулирование конфликтов в Кавказском регионе. Возникшее напряжение между Россией и СБСЕ на этой почве привело к созданию института сопредседательст
В этот же момент Россия начинает более активные действия в области посредничества. Так, были проведены переговоры министров иностранных дел и министров обороны противоборствующ
После саммита ОБСЕ в декабре 1996 года в Лиссабоне, где резко обострилась ситуация по вопросу принципов урегулирования Карабахского конфликта, сопредседательст
На протяжении 1997-1998 гг. российскими представителями регулярно применялись методы челночной дипломатии. Осуществлялись поездки в Баку, Степанакерт и Ереван. Все предложения, выносимые на обсуждение российской стороной, безусловно, учитывали и основывались на принципах регулирования, предложенных на Лиссабонском саммите. Однако, должного эффекта, на тот период, это не возымело. «Лиссабонское заявление председателя ОБСЕ и дальнейшая деятельность сопредседателей Минской Группы в этом направлении загнали переговорный процесс в тупик и привели, в конечном счете, к политическому кризису в Ереване и отставке президента Армении». 27
Далее «перед посредниками стояла задача найти новые подходы в разработке плана урегулирования, который будет приемлем для азербайджанской и армянской общин Нагорного Карабаха».28 Какой-либо национальной концепции посредничества и регулирования конфликта у российской стороны на тот момент выработано не было. Предпринимались отдельные попытки «совместить разрозненные, а порой противоречивые подходы с общей позицией сопредседателей»
Закавказье сегодня представляет собой «геополитическое единство, которое считается одной из наиболее конфликтогенных зон в мире. Достаточно отметить, что на этой сравнительной малой в географическом плане территории существуют пять национальных армий, три национальных государства, две самопровозглашен
Среди них наиболее ожесточенным, кровопролитным, крупномасштабным по военным действиям оказался Карабахский конфликт. «Современное развитие Карабахского конфликта можно представить в следующей последовательнос
-
Обострение всей совокупности противоречий между сторонами;
-
Попытка при помощи вооруженной силы разрешить эти противоречия;
-
Переход от войны к миру без политического урегулирования конфликта;
-
Политическое урегулирование взаимоотношений конфликтующих сторон».32
На двух последних этапах приоритетную роль имели и имеют переговоры, как самое на сегодняшний день цивилизованное и эффективное средство для урегулирования конфликтов, противоречий, спорных вопросов, налаживания взаимоотношений и сотрудничества между различными политическими субъектами. Переговоры признаны основным средством разрешения Карабахского конфликта на данном этапе урегулирования.
Эта договоренность сохраняется и по сей день, во многом благодаря Российской посреднической миссии и политической воле конфликтующих сторон.
Итак, развитие переговорного процесса урегулирования Карабахского конфликта непосредственно показывает, что позиции и интересы тех субъектов, которые выступают посредниками в мирном урегулировании Карабахского конфликта, вступают между собой в сложное взаимодействие. Это наряду с сотрудничеством, часто приобретает черты столкновения и соперничества, что, разумеется, соответствующим образом отражается и на динамике политического урегулирования Карабахского конфликта.
Участие международных субъектов в миротворческом процессе часто шло вразрез с интересами России, так как те умаляли ее доминирующую посредническую роль как крупнейшего центра силы в регионе. «Только при активной посреднической деятельности России в результате различных переговоров на разных уровнях между конфликтующими сторонами был достигнут ряд договоренностей: «Железноводское коммюнике» от 23 сентября 1991 года; «Московский протокол», принятый в феврале 1994 года; «Бишкекский протокол» от 9 мая 1994 года, и «Договоренность о прекращении огня» от 12 мая 1994 года».33
Обращаясь к ситуации сегодняшнего дня, мы можем говорить о сохранности политики посредничества Российской Федерации в конфликте. Так, трехсторонние рабочие встречи министров иностранных дел России, Азербайджана и Армении, в рамках которых происходит обсуждение ключевых вопросов принципов нагорно-карабахс
Регулярный характер носят также и трехсторонние встречи на высшем уровне. Последняя встреча такого рода состоялась 23 января 2012 года в г. Сочи. По итогам данной встречи было опубликовано совместное заявление.35
Мы считаем предельно важным обратить внимание на ту информацию, которая представлена в интервью посла по особым поручениям МИД России И.В.Попова 20 марта 2012 года. Относительно роли России в урегулировании конфликта было отмечено следующее. «Наша страна традиционно активно участвует в мирном процессе. В последние годы руководство России использует свои отношения с Баку и Ереваном для того, чтобы в русле согласованных сопредседателями подходов постараться поискать развязки и в формате президентов России, Армении и Азербайджана. Важным этапом на этом пути стало принятие в 2008 году Московской декларации. Это первый и пока единственный документ по нагорно-карабахс
«В 2008-2012 гг. Д.А.Медведев провел более десяти встреч с коллегами. Помимо политического урегулирования обсуждались вопросы и принимались решения, связанные со снижением напряженности во взаимоотношениях между сторонами, в том числе на линии соприкосновения. Среди договоренностей, достигнутых за последние полтора года, — обмен пленными и телами погибших военнослужащих, проведение расследований вооруженных инцидентов в зоне конфликта, организация гуманитарных контактов».37
Вместе с тем, отмечается, что «главной темой российского посредничества сейчас остается помощь сторонам в работе над Основными принципами урегулирования, осуществляемая в тесной координации с другими странами – сопредседателями
В данном соглашении упоминается «высокая оценка посреднической деятельности Российской Федерации». Тот факт, что именно страны конфликта позитивно оценивают посредническую деятельность России, по нашему мнению, говорит о многом.
Как уже отмечалось ранее, Россия имеет высокую степень личной заинтересованнос
Посредническая деятельность для Российской Федерации продолжает оставаться одним из важнейших механизмов внешнеполитическ
1 Концепция внешней политики Российской Федерации 2008 г
2 Там же.
3Гаспарян А. Динамика Карабахского Конфликта и роль Российской Федерации в его урегулировании. № 5(6) 1999 г. Центральная Азия и Кавказ <http://www.ca-c.
4Кюрегян С.П. Этнополитические конфликты на Южном Кавказе: российская (постсоветская) практика их политического урегулирования. Автореферат диссертации кандидата политических наук. М,: 2005
5 Кулагин В.М. Политико-правово
6Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве. М.: Аспект Пресс, 1999
7 Там же.
8 Там же.
9 Там же.
10Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве. М.: Аспект Пресс, 1999
11 Там же.
12 Там же.
13 Казимиров В. Россия и «Минская Группа» СБСЕ/ Сегодня. 14 октября 1994
15 Выступление Министра иностранных дел С.В. Лаврова на пресс-конференци
16 Представитель — спикер Б. Араркцян
17 Представитель — вице-спикер А. Джалилов
18 Представитель — спикер К. Бабурян
19 Азербайджанский представитель в Бишкеке не подписал этот протокол – подпись азербайджанской стороны была поставлена в Баку 8 мая (подписал спикер парламента Р. Гулиев).
20 Казимиров В. Россия и «Минская Группа» СБСЕ/ Сегодня. 14 октября 1994
21 Там же.
22 Там же.
23Галстян Х.С. Россия в Закавказье: посредническая роль в урегулировании Карабахского конфликта // Десять лет внешней политики России. – М., 2003. С. 287.
24 Ochs M. The Current situation in Nagorno-Karabakh
25Аббасов А., Хачатрян А. Карабахский конфликт: Варианты решения: идеи и реальность. М.: Международные отношения, 2004
26 Там же.
27 Кочарян Ш. Азербайджан признал Нагорно-Карабахс
28 Там же.
29 Арсен Гаспарян. Динамика Карабахского Конфликта и роль Российской Федерации в его урегулировании. № 5(6) 1999 г. Центральная Азия и Кавказ <http://www.ca-c.
30 В. Казимиров. Карабахский конфликт: решение задачи сущетсвует. Независимая газета. 2002. 27 мая <www.ng.ru/courie
31 Там же.
32Галстян Х.С. Россия в Закавказье: посредническая роль в урегулировании Карабахского конфликта // Десять лет внешней политики России. – М., 2003. С. 285-286.
33 Там же. С. 288.
34 Сообщение Министерства иностранных дел Российской федерации для СМИ. О рабочей встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова, Министра иностранных дел Азербайджана Э.М.Мамедъярова и Министра иностранных дел Армении Э.А.Налбандяна 12 июня 2011 года, <http://www.mid.
35 Совместное заявление Президентов Азербайджанской Республики, Республики Армения и Российской Федерации по нагорно-карабахс
36 Интервью посла по особым поручениям МИД России И.В.Попова РИА «Новости» по вопросам нагорно-карабахс
37 Там же.
38Там же.
39 Кочарян Ш. Азербайджан признал Нагорно-Карабахс