Московский экономический журнал 8/2019

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-18030

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

THE MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF INVESTMENT ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

Митрофанов Илья Леонидович, Байкальский институт природопользования Сибирского отделения Российской академии наук (БИП СО РАН), аспирант, E-mail: mitrofanov.ilja@yandex.ru

Mitrofanov I.L, Baikal Institute of Nature Management Siberian branch of the Russian Academy of sciences (BINM SB RAS), Postgraduate student, E-mail: mitrofanov.ilja@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу направлений реализации государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Бурятия (РБ). Необходимость принятия эффективных плановых решений и действий, направленных на активизацию инвестиционной деятельности Республики Бурятия обусловлено введением новых экономических инструментов государственного управления в сфере инвестиций и обеспечения экономического роста в субъектах Федерации в условиях требований современных технологических укладов.

Summary: The article is devoted to the analysis of the directions of implementation of the state regulation of investment activity in the Republic of Buryatia (RB). The need for effective planning decisions and actions aimed at enhancing the investment activity of the Republic of Buryatia is due to the introduction of new economic instruments of public administration in the field of investment and economic growth in the subjects of the Federation in the conditions of the requirements of modern technological structures.

Ключевые слова: инвестиции, государственное регулирование, инвестиционные проекты, Республика Бурятия.

Key words: investments, state regulation, investment projects, Republic of Buryatia.

В современных условиях основными целями государственной инвестиционной политики являются: мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности; преодоление спада инвестиционной активности; реализация государственных целевых комплексных программ строительства; обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений.

Для государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Бурятия (РБ) на федеральном уровне используются следующие нормативно-правовые акты: Соглашение о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве – Федеральный закон от 13.07.2015 г. №224-ФЗ (ред. от 27.12.2018), Специальные инвестиционные контракты для отдельных отраслей промышленности – Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2015 г. №708 (ред. от 01.08.2018), Методика отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона – Постановление Правительства Российской Федерации от 16.10.2014 г. № 1055 (ред. от 31.08.2018), Поддержка инвестиционных проектов, планируемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования – Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2014 г. № 1044 (ред. 30.12.2018), Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений – Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ (ред. 25.12.2018).

На региональном уровне: Реализация масштабного инвестиционного проекта в соответствии с Распоряжением Главы Республики Бурятия Реализация инвестиционного проекта в рамках зон экономического благоприятствования, Инвестиционное соглашение – Закон Республики Бурятия от 30.12.2003 г. № 601-III (ред. от 12.11.2018), Постановление Правительства Республики Бурятия от 18.08.2015 г. № 410 (ред. от 05.12.2018), Закон республики Бурятия от 14.03.2007 г. №2073-III (ред. от 13.12.2018), Постановление Правительства Республики Бурятия от 22.04.2009 г. №144 (ред. от 05.12.2018), Закон Республики Бурятия от 08.05.2009 №868-IV (ред. от 08.12.2017), Постановление Правительства Республики Бурятия от 17.02.2010 г. №52 (ред. от 05.12.2018). [1]

В вышеперечисленных документах указаны целый ряд мер, направленных на эффективное использование имеющихся инвестиционных ресурсов в экономических интересах республики. К основным направлениям ведения инвестиционной деятельности, как правило, относятся следующие: во-первых, это поиск источников финансирования в целях трансформационных изменений в структуре экономики, направленных на ускорение социально-экономического роста региона, во-вторых, необходимы мероприятия, позволяющие реально стимулировать предприятия в использовании собственных инвестиций, в-третьих, контроль за целевым использованием бюджетных средств.

Экономика Бурятии занимает 0,3 % от ВВП России и 3,0 % от ВРП, производимого в Сибирском федеральном округе. ВРП по итогам 2017 г. оценивается в 215,2 млрд. руб. или 99,1 % к уровню 2016 г. в сопоставимых ценах. ВРП на душу населения составил 218,5 тыс. руб. или 44,0 % от ВВП на душу населения в среднем по России. В отраслевой структуре экономики Республики Бурятия наибольший удельный вес занимают промышленность – 24,0 %, торговля – 15,8 %, транспорт и связь – 13,9 %.

Как ведущая отрасль экономики региона промышленность дает порядка 40,0 % налоговых платежей в консолидированный бюджет Бурятии. Основными отраслями промышленности являются машиностроение и металлообработка, энергетика, добыча золота, угля и урана, промышленность строительных материалов, лесопромышленный комплекс, производство электрооборудования, пищевая и легкая промышленность. Республика обладает рядом благоприятных факторов, сложившихся естественным путем и способствующих привлечению инвестиций. В первую очередь, к ним относится природно-ресурсный потенциал региона: земельный фонд (35 млн.га), запасы древесины (2,1 млрд куб. м, расчетная лесосека 6,5 млн.куб.м.), рыбные ресурсы (возможный объем вылова рыбы 5 тыс. т), минерально-сырьевой комплекс (выявлено 700 различных по генезису месторождений).

В качестве ключевых проблем, препятствующих развитию региона можно отметить влияние «Байкальского фактора» и связанные с выполнением природоохранных функций издержки, неравномерность расселения и размещения производства, недостаточная коммуникационная связанность территории, неравномерность развития муниципальных образований в республике. Кроме того, экономика республики завязана на группе крупных предприятий, большинство из которых входят в холдинги, поэтому руководители этих предприятий на местах не имеют возможности принимать оперативные управленческие решения и вести собственную инвестиционную политику, а прибыль, получаемая от деятельности на территории региона, перераспределяется управлением холдинга и не всегда тратится на развитие данных предприятий. К сдерживающим факторам развития стоит также отнести сохраняющуюся зависимость от финансово-экономической политики федерального центра и относительно высокую стоимость энергетических ресурсов.

На основе анализа социально-экономического развития, оценки состояния и использования инвестиций осуществлена группировка сильных и слабых сторон республики для активизации инвестиционной деятельности.

Затяжное снижение инвестиций в основной капитал в период с 2012 по 2016 гг., связанное с ухудшением возможностей для вложения капитала по широкому кругу отраслей и региона в целом, сменилось их ростом в 2017 г. В январе – июне 2018 г. инвестиции в основной капитал (с учетом досчета на малое предпринимательство и неформальную экономику) использованы в объеме 11472,3 млн. рублей или 68,9 % к уровню января – июня 2017 г. В таблице 2, представлена динамика инвестиций в основной капитал в Республике Бурятия по основным источникам финансирования.

Как показывает анализ данных таблицы 2, произошло снижение инвестиций в основной капитал в 2016 г. по сравнению с 2012 г. на 16,82 % или 54,62, 4 млн. руб.

Рассмотрим основные направления государственного регулирования в инвестиционной деятельности республики. Для инвестора выработана система преференций: предоставление государственных гарантий, компенсация процентной ставки по кредитам, обнуление налога на имущество на 5 лет и пониженная ставка налога на прибыль в течение 6 лет, право получить инвестиционный налоговый кредит, республиканское имущество в аренду на льготных условиях, а также бюджетные инвестиции. Республика предоставляет инвестору выбор площадки под предполагаемый проект и готовит соответствующую инфраструктуру.

Инвестиционные предложения, сформированные в Бурятии, имеют широкий спектр направлений. В настоящее время в республике реализуются 26 крупных инвестиционных проектов общей стоимостью 22368,44 млн. руб.

Исходя из проведенного исследования, рассмотрим предложения по ускорению социально-экономического развития республики на основе повышения коэффициента полезного действия сильных сторон и минимизации негативных воздействий слабых сторон.

Как известно, в ноябре 2018 г., Республика Бурятия и Забайкальский край вошли в состав Дальневосточного федерального округа. Сразу после этого был создан Проектный офис, в рамках деятельности которого был утвержден подробный план действий. Так, в рамках утвержденного плана, специалисты Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта совместно с региональными властями и бизнес сообществом определили приоритетные и первоочередные инвестпроекты по ключевым отраслевым направлениям.

В настоящее время имеются конкретные предложения от потенциальных инвесторов. Оптимальные участки для включения в состав ТОР также проработаны. Для организации полноценного присутствия в новых дальневосточных регионах АО «Корпорации развития Дальнего Востока» создаст проектные офисы в Чите и Улан-Удэ. В настоящее время они находятся на стадии утверждения. Это будут дочерние общества, создаваемые по примеру уже существующих в ДФО. Специалисты будут на местах работать с инвесторами, что позволит управляющей компании оказывать полноценную поддержку резидентов.

Подготовка к запуску на территории Республики Бурятия и Забайкальского края с 1 июля 2019 г. программы «Дальневосточный гектар» идет в соответствии с графиком плана мероприятий: проведено обучение сотрудников уполномоченных органов и МФЦ, ответственных за прием, обработку и рассмотрение заявлений граждан на предоставление земельных участков; в федеральную информационную систему вводится информация о так называемых «серых зонах», в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование.

Кроме того, Агентство определило перечень работодателей и инвестиционных проектов, с которыми планируется подписание соглашений о сотрудничестве по обеспечению кадрами. Приняты основные критерии поддержки проектов.

Таким образом, можно выделить следующие основные направления инвестиционной деятельности в РБ:

  • создание новых производств, расширение, реконструкция и модернизация действующих на основе внедрения новых технологий;
  • осуществление инновационной деятельности;
  • создание новых рабочих мест;
  • приобретение оборудования в целях повышения энергетической эффективности;
  • государственная поддержка инвестиционных проектов;
  • субсидии на компенсацию процентов (постановление Правительства РБ от 21.02.2008 № 77) – компенсация 70 %, но не более 4/5 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Размер субсидии не более 10 млн. руб. в год.

В результате реализации государственных мероприятий в сфере инвестиционной деятельности возможно осуществление перспективных изменений в рамках ускоренного социально-экономического развития республики во взаимосвязи с благоприятными факторами, которые сложились естественным путем и сохранением окружающей природной среды.

Литература

  1. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года».
  2. Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России / под ред. Л. Б. Вардомского, С. В. Голунова. М.; Волгоград: НОФМО, 2017. 572 с.
  3. Порядок предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности и заключения инвестиционных соглашений на территории Республики Бурятия утвержден Постановлением Правительства республики Бурятия от 17 февраля 2010 года № 52.