http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 6/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 6/2019

УДК 657.352

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-16022

Кластеры как инструмент управления агробизнесом Кабардино-Балкарской Республики

CLUSTERS AS INSTRUMENT OF MANAGEMENT OF AGROBUSINESS
OF KABARDINO-BALKAR REPUBLIC

Работа
выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-010-00947
«Разработка методологии формирования системообразующих инновационных
агропромышленных кластеров в условиях роста инвестиционного потенциала
однотипных региональных экономик»

Шогенцукова Залина Хасановна, кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора института права, экономики и финансов КБГУ, профессиональный аудитор, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» (КБГУ), г. Нальчик, E-mail: zsh27@yandex.ru

Гедгафова Ирина Юрьевна, кандидат
экономических наук, доцент, заместитель директора института права, экономики и
финансов КБГУ, профессиональный аудитор, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский
государственный университет им. Х.М. Бербекова» (КБГУ), г. Нальчик

Мирзоева Жанна Мухарбиевна, кандидат
экономических наук, доцент, заместитель директора института права, экономики и
финансов КБГУ, профессиональный
бухгалтер, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.
Бербекова» (КБГУ), г. Нальчик

Шогенцуков Али Хасанович, начальник отдела
Экономики и развития предпринимательства местной администрации Баксанского
муниципального района Кабардино-Балкарской Республики

Shogentsukova Zalina Khasanovna, candidate of economic Sciences, associate Professor, Deputy Director of the Institute of law, Economics and Finance, a professional auditor, Of the «Kabardino-Balkar
state University. After H. M. berbekov» (KBSU), Nalchik, E-mail:
zsh27@yandex.ru

Hedgerow Irina, candidate of
economic Sciences, associate Professor, Deputy Director of the Institute of
law, Economics and Finance, professional auditor, Of the «Kabardino-Balkar
state University. After H. M. berbekov» (KBSU), Nalchik

Mirzoeva Zhanna Mukharbievna, candidate of economic Sciences, associate Professor, Deputy Director of
the Institute of law, Economics and Finance, professional accountant, Of the
«Kabardino-Balkar state University. After H. M. berbekov» (KBSU),
Nalchik

Shogentsukov Ali Hasanovich, Head of the Department of Economy and business development of the local administration of the Baksan municipal district of Kabardino-Balkar Republic

Аннотация: Статья посвящена исследованию понятия кластера и его использования как инструмента управления повышения эффективности деятельности агропромышленным комплексом Кабардино-Балкарской Республики. Рассматриваются предпосылки и особенности кластеризации АПК как в отдельном регионе, так и в России в целом. Реализация кластерной политики  в области сельского хозяйства России является инновационным подходом развития отрасли и повышения конкурентоспособности производимой продукции на рынке, повышения эффективности производственного процесса и т.д. В статье исследована модель «тройной спирали», используемой при создании и функционировании кластеров в сфере АПК.

Исследование кластеров, как инструмент
управления АПК отдельного региона, в частности Кабардино-Балкарской Республики,
позволяет выявить факторы, обуславливающие необходимость данного процесса с
одной стороны, а также выявлять резервы и иные возможности для общего развития
эффективности АПК России и активации внедрения инновационных механизмов  в сельское хозяйство.

Summary:
The Article is
devoted to the study of the concept of cluster and their use as a management
tool to improve the efficiency of the agro-industrial complex of the
Kabardino-Balkaria Republic. The prerequisites and features of agribusiness
clustering both in a separate region and in Russia as a whole are considered.
The implementations of the cluster policy in the field of agriculture in Russia
are an innovative approach to the development of the industry and improve the
competitiveness of products in the market, improve the efficiency of the
production process, etc. The article investigates the model of «triple
helix» used in the creation and functioning of clusters in the field of
agriculture.

The study of clusters as an instrument of agribusiness
management in a particular region, in particular the Kabardino-Balkaria
Republic, allows to identify the factors causing the need for this process on
the one hand, as well as to identify reserves and other opportunities for the
overall development of the efficiency of the Russian agribusiness and the
activation of the introduction of innovative mechanisms in agriculture.

Ключевые
слова:
кластеры,
урожайность в овощеводстве, селекция, современные технологии,
«продовольственная безопасность», АПК, растениеводство, животноводство, модель
«тройной спирали», модернизация, селекция.

Keywords:
clusters, productivity in vegetable growing,
selection, modern technologies, «food security», agriculture, crop
production, animal husbandry, «triple helix» model, modernization, selection.

Кластерный подход «как инструмент развития» в России был
принят Министерством экономического развития и торговли РФ в начале 2006 года.
В системе нормативно-правового регулирования можно выделить два документа
раскрывающих кластерный подход:

  1. Согласно  Методическим рекомендациям  по 
    реализации  кластерной  политики 
    в  субъектах  Российской 
    Федерации  (утв.  Минэкономразвития  РФ, 
    письмо № 20615-ак/д19 от 26.12.2008 г.) 
    раскрывается понятие «территориальный 
    кластер – объединение  предприятий,  поставщиков 
    оборудования,  комплектующих,  специализированных  производственных  и 
    сервисных  услуг,
    научно-исследовательских  и  образовательных  организаций, 
    связанных  отношениями
    территориальной близости и функциональной 
    зависимости  в  сфере  производства 
    и реализации товаров и услуг» [1].
  2. Согласно пункту 3  ст. 
    2  Федерального закона от
    22.07.2005 г. № 116-ФЗ (в ред. от 13.07.2015 г.) «Об особых экономических зонах
    в Российской Федерации» «кластер  –  совокупность 
    особых  экономических зон одного
    типа или нескольких типов,  который  определяется 
    правительством  Российской  Федерации, 
    и  управление которым  осуществляется  одной 
    управляющей  компанией» [2].

Предпосылками
применения кластеров, как инструмента повышения эффективности управления
агробизнесом в стране и в отдельных её регионах, для которых АПК является
приоритетным направлением развития, выступают:

  • деградация старой системы управления
    или фактическое отсутствие «единого пространства» управления процессом
    производства сельхозпродукции;
  • необходимость участия страны в
    решении глобальных внешнеэкономических проблем: продовольственное обеспечение и
    общая «продовольственная безопасность» страны через активизацию развития
    сельского хозяйства (АПК) по обеспечению населения продуктами питания; а также
    создание рабочих мест и т.д.;
  • рост населения и обострение проблем
    «продовольственной безопасности»  внутри 
    страны и по отдельным её регионам;
  • совершенствование сотрудничества между
    финансовыми институтами и иными участниками АПК путем создания агрокластеров  для повышения информированности о
    нововведениях и потенциальных возможностях;
  • аккумулирование усилий и ресурсов с
    целью повышения эффектности развития отрасли. 

Использование механизмов
кластеризации с целью повышения эффективности управления в отдельных отраслях
сельского хозяйства России, позволяет подходить к процессу стратегически и
вовлекать инновационные и цифровые технологии в агропромышленном комплексе
(АПК) страны.    

Кластеризация в агропромышленном комплексе, как страны в
целом, так и отдельных регионов (например, Кабардино-Балкарской Республики),
может способствовать:

  • аккумуляции или объединению в единое
    пространство, т.е. «кластер» ресурсов (материальных, технологических,
    информационных, и иных) различных участников в единую инфраструктуру
    сельскохозяйственного производства;
  • выработке единых путей и
    согласованного алгоритма агропромышленного сотрудничества между участниками,
    для обеспечения инновационного и 
    производственного роста отрасли;
  • приобщение к единому пространству,
    т.е. кластеру как таких участников как производителей, потребителей  и иных заинтересованных участников, так и
    научных центров с целью применения инновационных технологий в процессе
    производства и продвижения сельхозпродукции.

Теоретические основы кластеризации были заложены А. Маршалом,
который исследовал вопросы концентрации специализированных производств в
отдельных районах и принципы географического районирования, основы которых
«стали опорными в кластерной теории». Исследование кластерной политики нашло
свое отражение и в научной литературе. Путем обобщения, можно выделить ряд авторов,
рассматривающих различные аспекты применения кластеризации АПК в российской
практике:

  • Б.С.
    Ястермский, который еще в 1920 г. рассматривал 
    кластеры как «статический подход на примере хозяйствования в аграрной
    сфере экономики». Он выделял критерии группировки районов в «зависимости от вида
    деятельности: … в земледельческих районах это площадь земельных участков, а
    там, где преобладало животноводство – численность скота» [10];
  • методологию
    и теорию районирования и специализации, заложенные в основу формирования
    кластеров, рассматривали в своих работах 
    Скворцов А.И., Кондраков Н.Д. и другие;
  • современная
    трактовка «кластеров» в сфере АПК исследованы в работах Аблеева А.М., Фроловой
    О.А и т.д.    

Одним из основных сложностей развития и реформирования АПК
России после перехода к рыночным отношениям в начале 90-х годов, как справедливо
отмечают Рязанова О.Е., Максимова Т.П., является «сокращение площадей
обрабатываемых сельскохозяйственных земель более чем на 40 млн.га.; снижение
урожайности основных зерновых культур, резкому снижению уровня жизни на селе и
сокращению сельского населения» [11]. На первоначальных этапах, из-за
отсутствия системности, проведение активного процесса развития АПК в стране
было невозможно. Важнейшим стимулом активизации АПК как в России в целом, а
также в отдельных его регионах, по нашему мнению, является систематизация
процесса: через активное участие государства, государственных органов, путем
совершенствования национальной системы законодательства в сфере сельского
хозяйства, государственной поддержки аграрного сектора, а также применение
инновационных механизмов и новых технологий в управлении и организации АПК. Но
одних этих усилий недостаточно, необходимым становится активизация участия в
данном процессе самих аграриев страны, представителей агробизнеса, а также
различных научно-исследовательских институтов, т.е. осуществления процесса
развития АПК России не только вертикально, но и горизонтально.

Кроме названных факторов, при определении механизмов развития
АПК России, сложной проблемой была зависимость аграрной сферы экономики страны
от импорта из-за отсутствия соответствующих отечественных технологий
производства, организации и управления АПК. Кроме того, как справедливо
отмечает Максимова Т.П., «необходимость поиска внутренних механизмов решения …
проблемы в долгосрочной перспективе с тем, чтобы иметь «внутренний иммунитет» и
«защитные механизмы» к любым внешнеполитическим и экономическим вызовам»» [12]. Процесс развития АПК России
необходимо осуществлять с учетом как национальных интересов страны, путем
создания «подушки безопасности», т.е. активного развития и модернизации
российского агропромышленного комплекса с внедрением современных и
инновационных технологий, так и развивать основные направления участия
Российской Федерации в мировой
системе АПК, реализация которых возможно в рамках кластерной политики сельского
хозяйства.      

Выбор кластера, как инструмента управления агропромышленным
комплексов в РФ и реализации кластеризации в отдельно взятом регионе (например,
Кабардино-Балкарской Республике), позволяет решать такие проблемы в сфере
сельского хозяйства как: повышение конкурентоспособности  производимой и перерабатываемой продукции
(работ, услуг); ускорение процессов внедрения новых технологий и инноваций в
процессе производства и организации управления в различных  отраслях экономики; повышение эффективности
развития малого и среднего предпринимательства; мотивация активного
сотрудничества государства, в лице муниципальных, региональных и федеральных
органов власти, представителей бизнеса и различных научных институтов. Агропромышленные
кластеры в современной экономике выступают «детерминантами устойчивого развития
аграрной сферы национальной экономики» [13, стр. 17].

Путем обобщения различных трактовок в экономической литературе, можно дать следующее определение: «агропромышленный кластер» – географически и территориально обособленное «единое пространство», «инновационная платформа» объединения и взаимодействия между участниками как в производственной сфере, сфере управления различными процессами в отрасли, а также активное внедрение инноваций, современные технологий и разработок, позволяющих развивать АПК отдельных регионов и России в целом. Актуальность внедрения цифровых технологий и инноваций регламентировано в Указе Президента РФ от 9 мая 2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы», который выступает основой реализации в российской практике кластеризации АПК и реализации концепции «цифровой кластер» в рамках программы «Цифровой экономики РФ». 

Одним из основных характеристик перехода к инновационным
механизмам и приемам в экономических системах, является формирование
определенной среды, обеспечивающей устойчивое развитие мировой и национальных
экономик: путем преобразования сетевых и горизонтальных связей между основными
участниками экономических систем. Данное преобразование реализуется путем
перехода от модели командно-административной (статичной) и
индустриально-рыночной (называемой в научном сообществе «двойной спиралью») к
постиндустриальной экономике («тройной спирали»). Именно попытки применения
модели «тройной спирали» в АПК России, по нашему мнению, может способствовать
построению и развитию «новой» системы, среды повышения эффективности управления
процессами сельского хозяйства как страны в целом, так и в отдельных регионах,
в рамках реализации кластерной политики.

Основными участниками экономических отношений в современных
условиях, в том числе, и в сфере агропромышленном комплексе выступают:

  • государство,
    т.е. местные, региональные, муниципальные государственные и иные органы власти;
  • бизнес-структуры,
    т.е. производители, посредники, продавцы продукции (работ, услуг) и иные
    организации (учреждения, фирмы, предприятия), осуществляющие свою деятельность
    в сфере бизнеса;
  • научные
    институты (высшие учебные учреждения, научно-исследовательские центры и
    институты в области исследования и разработок и т.д.).  

Концепция «тройной спирали» т.е. партнерства между всеми тремя основными участниками: государством, бизнес-структурой и  научными институтами, появилась в середине 90-х годов в работах Генри Ицковица (Стэндфордский университет, США)  и Лойета Лейдесдорфа (Амстердамский университет, Нидерланды). Предложенная ими модель «тройной спирали» предполагает «особую» роль университетов (научных институтов) в области разработки и применения инноваций и  определения направления повышения эффективности управления и развития экономических систем. При этом «модель тройной спирали» возможно реализовать только при тесном взаимодействии университетов, частных предприятий (представителей бизнеса) и государства, с целью создания «новой» экономической системы, институциональных и общественных форм  производства, перепроизводства; передачи и применения знания.

Внедрению инноваций в АПК
при формировании агрокластеров способствует, как справедливо отмечают
Бондаренко Н.Е. и Максимова Т.П., «тесное взаимодействие и сотрудничество
представителей трех институциональных секторов – науки, бизнеса и власти» [13, стр. 16]. Такое участие и
сотрудничество при создании и функционировании кластеров в АПК России и
отдельных его регионах, дает возможность «вовлекать в процесс коэволюции»,
сближать и аккумулировать ресурсы и инновации для обеспечения кластера  как динамичной и саморазвивающейся системы.

Каждая из сторон «троевластья»
выступает автономно отдельными участниками, деятельность которых направлена на
разработку и применение инноваций, научно-практических разработок,
предпринимательских проектов. Бондаренко Н.Е. и Максимова Т.П. уточняют, что
«пересечение трех секторов (власти, бизнеса и науки) становится новым
механизмом достижения консенсуса и универсальной институциональной матрицей для
инновационного роста» [13, стр. 16].

Как справедливо отмечает Г.
Ицковиц «спираль – это
попытка визуально представить изменчивое и гибкое взаимодействие. Хитрость
состоит ещё и в том, что в модели незримо присутствует четвёртый элемент –
время, вокруг которого, изменяясь и развиваясь, вьются все три спирали» [7].
Нельзя однозначно определить четкое направление развития спирали или степень
участия каждой из сторон в той или иной сфере применения концепции «тройной
спирали», поскольку сочетание факторов и инструментов,  в том числе и инновационных, может быть
различной.  

Применение концепции «тройной
спирали» при создании и функционировании кластеров в АПК России или отдельно
взятом регионе (например, Кабардино-Балкарской Республике) позволит реализовать
следующие мероприятия:

  • аккумуляция усилий трех основных субъектов
    общественных, социально-экономических и иных сфер отношений,  в том числе и агропромышленного комплекса
    России, с целью существенного снижения степени неопределенности в отрасли и
    затрат участников процесса создания и производства сельхозпродукции, путем
    обеспечения экономии и наиболее эффективного выстраивания процесса управления
    ресурсами и т.д.;
  • варианты компиляции ресурсов участников тройной
    спирали (науки, власти и бизнеса) могут быть различными и индивидуальными под
    конкретный проект, отрасль, регион, страну и т.д. От сочетания комбинации
    ресурсов, производственных масштабов и научного потенциала могут зависеть итоги
    реализации: создание нового «продукта» АПК; обновление процесса производства
    или управления в отдельных отраслях сельского хозяйства, путем применения новых
    технологий, например, тепличного производства в овощеводстве; применение
    цифровых технологий при селекции и т.д.
  • объединение усилий трех секторов дает
    возможность в рамках создания агропромышленных кластеров формировать матрицу
    или «коллективную модель» путем активного внедрения инноваций в процесс
    производства. В рамках данной матрицы, при пересечении интересов, ресурсов или
    иных усилий его участников, а точнее представителей бизнеса, науки и   власти,
    «каждый из институтов обеспечивает систему производства знаний за счет создания
    гибридных институциональных форм» [14,
    стр.286].

Использование «модели
тройной спирали» в АПК,  как справедливо
отмечают ряд авторов, «стало основой инновационных и кластерных программ во
многих странах» [13, стр. 16]. Для того, чтобы создание и
использование кластеров в современной экономике считалось инновационным, в
экономической литературе формируется мнение о необходимости учета такого
фактора как «сетевые связи (модели)».

Как справедливо отмечают Бондаренко Н.Е. и Максимова Т.П. «очевидные черты агропромышленных кластеров  наблюдаются на мезоуровне отдельных регионов» [13]. Одним из базовых основ создания и развития кластеров в Кабардино-Балкарской Республики, по нашему мнению, выступает модель (матрица) «тройной спирали» – локальной системы сотрудничества и объединения усилий и ресурсов: государства (региональные и муниципальные органы власти), бизнеса (средние и малые компании и предприятия) и наука (научные институты – университеты, научные центры и т.д.) (см. рис. 1).

Применение на практике базовой модели «тройной спирали» в АПК КБР может способствовать увеличению степени внедрения инноваций, модернизации и обновлению технологии производства в созданных и функционирующих в республике агропромышленных форм хозяйствования, а также объединить их в единую систему с целью налаживания безотходных способов производства продукции, внедрения современных высокотехнологических бизнес-процессов, активизации механизмов защиты окружающей среды, создания «высокопроизводительных рабочих мест», т.е. кадровое обеспечение путем обучения и повышения квалификации и прочие. Все данные факторы развития АПК возможно реализовать по нашему мнению, в рамках создания и функционирования отраслевых кластеров сначала в отдельных регионах России, затем на уровне страны в целом. В рамках кластеров происходит сочетание работ не только различных форм хозяйствования (т.е. малых и средних предприятий с крупными агрохолдингами) в области сельского хозяйства региона, но и вовлечение научного сообщества региона, а также активизация государственной поддержки основных приоритетных направлений социально-экономического развития  КБР, в том числе и АПК (см. рис. 2). 

Кроме
выделенных на рис. 2  участников модели
«тройной спирали», ряд авторов [13], рекомендуют выделять как
отдельного участника – финансовые институты. В рамках создания кластера в
агропромышленном комплексе региона, появляется возможность создания  единого пространства объединения ресурсов и
возможностей для общего развития сельского хозяйства России, начиная
преобразования с регионов. Формирование кластеров в регионах РФ становиться
наиболее эффективным процессом, поскольку именно их территориальная
обособленность способствует оперативности решения различных проблем.

Кластеризация агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики обеспечит включение механизмов перенесения и мультипликации полученных положительных тенденций в другие отрасли и сферы региона. Процесс создания и использования кластера, как эффективный инструмент управления АПК и агробизнеса КБР, необходимо рассматривать как проект на уровне региона, состоящий из реализации множества мероприятий и этапов. Формирование зон кластеров должно сопровождаться активным внедрением научно-промышленных и технологических достижений; созданием общей инфраструктуры, обеспечивающей принятие и реализацию различных категорий организационных и управленческих решений различных уровней управления производственной и перерабатывающей промышленности, а также достижение наибольшей эффективности от сотрудничества в рамках кластера.

С
помощью кластеризации АПК региона возможно создание условий, для развития
сельского хозяйства, начиная с конкретного региона, переходя к общероссийским
показателям в сфере АПК. Одним из основных стимулов развития  АПК 
является продовольственная безопасность, которая выступает «основой
экономического и научно-технического развития страны, региона, а также
определяет благосостояния и здоровье населения» [15]. При этом очевидно, что достижение
оптимального уровня продовольственной безопасности в стране возможно путем
активизации развития агропромышленной сферы страны, поскольку сельское
хозяйство способно обеспечить население России необходимым количеством
продуктов питания, поэтому развитие АПК входит в состав приоритетных
национальных проектов как регионов, там и в России в целом.   

Одним из основных конкурентных преимуществ Кабардино-Балкарской
Республики (КБР) является агропромышленный комплекс республики.
Агропромышленный комплекс Кабардино-Балкарской Республики составляет 30,6 % валового
регионального продукта республики (ВПР), и представлен следующими основными
направлениями:

  • животноводство
    (молочное, мясное, овцеводство, птицеводство);
  • растениеводство
    (производство зерна, овощеводство, садоводство, виноградарства и прочие виды);
  • переработка
    сельскохозяйственной продукции (консервная промышленность, производство
    молочных продуктов, производство напитков, переработка мясопродуктов, прочие
    виды).

В табл. 1 представлены данные по объему продукции АПК
республики по основным направлениям.

Из табл. 1 видно, что продукция АПК КБР имеет тенденцию к
повышению и составляет в среднем 5 % ежегодно. В структуре продукции АПК по
направлениям на растениеводство приходится наибольший удельный весь (56,9 % в
2016 г. и 56,1 % в 2017 г.), но темп роста в животноводстве наиболее эффективен
и составляет 12,6 % в 2017 г. по сравнению с 2016 г. 

Структура продукции АПК республики по категориям хозяйств
представлена в табл. 2.

Наибольший удельный вес по выпуску сельскохозяйственной
продукции в КБР приходится на такие категории, например как подсобные хозяйства
населения.

Агропромышленный комплекс КБР выступает важнейшим сегментом региональной
экономики «от состояния и развития которого зависит не только продовольственная
и финансовая безопасность жителей но и социально-экономическое развитие
региона» [3].

Основными факторами, способствующими развитию АПК
Кабардино-Балкарской Республики, являются:

  • природные
    условия и ресурсный потенциал республики. Природные и климатические условия в
    республике позволяют активно развивать садоводство, овощеводство, скотоводство
    и овцеводство;
  • накопленный
    практический опыт развития АПК республики, в частности, переработка овощей,
    фруктов, винограда; выращивание кукурузы и т.д.
  • способность
    отрасли в обеспечении потребностей не только внутреннего рынка, но и
    потребности в сельхозпродукции в других регионах России.

Ресурсный потенциал КБР в области земельных угодий, трудового
обеспечения производственного процесса в области АПК в сочетании с внедрением
достижений научно-технического развития и инноваций может существенно
способствовать росту общего уровня эффективности агробизнеса как в регионе, так
и в стране. Кроме названных факторов, важным стимулом развития АПК КБР согласно
государственной программе [5], является «решение вопросов
импортозамещения», который  частично
решается в рамках производства плодов, овощей и продукции по их переработке.

Для развития АПК к каждому проекту в области сельского
хозяйства необходимо подходить как к инвестиционному проекту. Положения о
необходимости развития агропромышленного комплекса, как одного из приоритетных
национальных проектов, заложены как на федеральном, так и на региональном
уровне, в нормативно-правовых документах, в частности:

  1. Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 г. (утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666).
  2. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года (утв. Распоряжением Правительство РФ от 6 сентября 2010 г. №1485-р).
  3. Стратегия развития Кабардино-Балкарской Республики до 2034 г. (утв. Распоряжение Правительства КБР от 24 августа 2018 г. №500-рп).
  4. Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014 — 2020 годы (утв. Постановлением Правительства КБР от 29 января 2012 г № 1-ПП).
  5. Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в КБР» на 2014 — 2020 годы (утв. Постановлением Правительства КБР от 19 марта 2015 г № 54-ПП).

В состав основных приоритетных направлений развития
агропромышленного  комплекса, согласно
Стратегии развития КБР до 2034 г. [3], которые можно реализовать путем
кластеризации сельского хозяйства на уровне региона  входят:

  • «создание
    условий для сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством
    природных ресурсов, поддержку почвенного плодородия;
  • повышение
    уровня производства основных видов высококачественных продуктов питания и
    повышение эффективности функционирования АПК;
  • развития
    максимальной переработки сельскохозяйственной продукции;
  • совершенствования
    научного обеспечения АПК, создания условий для внедрения инноваций» [3].

Развитию АПК КБР способствует и поддержка государства путем
создания условий и механизмов привлечения инвестиций, реализация поддержки
сельскохозяйственных производителей и иных участников аграрной сферы   финансовыми и кредитными ресурсами через
реализацию государственных программ и т.д. В этих условиях происходит
сотрудничество между представителями государства и бизнеса, но достижение
эффективности АПК республики усилиями только государства и бизнеса, без учета
инновационных механизмов в условиях активной цифровизации как мировой, так и
национальных экономик невозможно. Рациональное внедрение в аграрную сферу
цифровых технологий и достижений научно-технического развития возможно через
приобщение к АПК представителей научного сообщества. Сочетание усилий
представителей трех ветвей: государства, бизнеса и науки; единой модели
«тройной спирали» рассмотренной ранее, как раз и дает тот эффект и стимул
развития агропромышленного комплекса.

В области агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской
Республики можно выделить следующие основные направления реализации
приоритетных инновационных
проектов, заложенные в документах, принятых на уровне региона [4; 5; 3]:

  • создание
    новых и совершенствование функционирующих в регионе высокотехнологических
    тепличных комплексов, способных обеспечить круглогодичное выращивание свежих
    овощей;
  •  строительство новых, и переоснащение
    существующих современных фруктохранилищ, 
    плодохранилищ, а также с встроенным холодильным оборудованием;
  •  создание птицеводческого комплекса по
    производству и переработке мяса индейки, бройлера и других видов птиц;
  • закладка
    садов по интенсивной технологии;
  • строительства
    заводов по переработке мясной и плодоовощной продукции;
  • создание
    селекционно-семеноводческого центра и другие.

Все данные направления реализации приоритетных инновационных проектов в
области агропромышленного комплекса КБР требуют применения современных
технологий и инновационного подхода к развитию отрасли. Применение современных
технологий и аккумуляция всех объектов, субъектов и основных составляющих
процесса производства в сельском хозяйстве возможно путем кластеризации, т.е.
объединения усилий и технологий в единый комплекс «производственного
пространства», участники которого работают над созданием продукции,
качественной и конкурентоспособной в отрасли, регионе, стране или мире.  Кластеризация в сельском хозяйстве различных
регионов России обусловлена необходимость управления процессом производства
сельскохозяйственной продукции. Грамотное сочетание различных видов
деятельности в отдельных отраслях  в
процессе производства продукции, с применением кластеров,  дает возможность, как обеспечить, так и
повысить конкурентные преимущества производимой продукции за счет применения
цифровых технологий. 

По оценкам специалистов в Кабардино-Балкарской Республике можно выделить
следующие направления АПК, имеющие предпосылки по реализации кластерной
политики, т.е. создания кластеров:

  • животноводческая
    отрасль – активно развивающаяся в республике производство мясной и молочной
    продукции;
  • рост
    производства зерновых культур и подсолнечника – традиционная специализация
    республики, тенденции развития отрасли, позволит активизировать сдвиги в
    структуре производстве продукции смеженных отраслей АПК;
  • производство
    и переработка овощей, природные и климатические условия республики дают
    возможность создания овощных комплексов, активное развитие тепличных
    комплексов.

Кабардино-Балкарская
Республика имеет все предпосылки активизации кластерной политики в аграрной
сфере, существуют и создаются условиях для развития кластерных технологий
развития регионального АПК. Результатом реализации кластерной политики АПК на
уровне КБР могут быть следующие:

  • модернизация существующей системы АПК
    республики и кооперация имеющих ресурсов всех возможных участников
    производственного процесса;
  • активное внедрение цифровых,
    научно-технологических и иных инноваций в АПК республики;
  • налаживание сетевых и горизонтальных
    связей между участниками, начиная от процесса прогнозирования и закладки новых
    производств, заканчивая производством, переработкой  и реализацией сельскохозяйственной продукции;
  • активация участия малых и средних
    предприятий в АПК республики.

Литература

  1. Методические рекомендации по реализации  кластерной  политики  в  субъектах  Российской  Федерации,  утв.  Минэкономразвития  РФ от  26  дек.  2008  г.  N  20615-ак/д19. [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Министерства экономического развития  Российской Федерации.  URL:  http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc1248781537747   
  2. Об особых экономических зонах в Российской Федерации  [Электронный  ресурс]:  федеральный  закон  от  22.07.2005  N  116-ФЗ  (ред.  от  13.07.2015) //  КонсультантПлюс:  сайт  –  URL:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_54599/ 
  3. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы»
  4. Стратегия развития Кабардино-Балкарской Республики до 2034 г. (утв. Распоряжение Правительства КБР от 24 августа 2018 г. №500-рп)
  5. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики «О Государственной программе КБР «Экономическое  развитие и инновационная экономика» от 17 января 2012 г. № 1-ПП [Электронный ресурс]  https://economy.kbr.ru/activities/investpolicy/respub_celevie_prog/17243
  6. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики «О Государственной программе КБР «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в КБР» на 2014-2020 г.» от 19 марта 2015 г. № 54-ПП Официальный сайт Портала Правительства Кабардино-Балкарская Республика. [Электронный ресурс] http://pravitelstvo.kbr.ru/oigv/minselhoz/postanovl_pravit_kbr_po_apk/
  7. Тройная спираль. Университеты – предприятия – государство. Инновации в действии / Генри Ицковиц; пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. Томск: Изд-во ТГУ систем управления и радиоэлектроники, 2010. 238 с.
  8. Кабардино-Балкария в цифрах. Краткий статистический сборник, 2018 г. Официальный сайт Портала Правительства Кабардино-Балкарская Республика. // http://pravitelstvo.kbr.ru/kbr/o_kabardino_balkarskoy_respublike/kabardino_balkariya_v_tsifrakh.php
  9. Официальный сайт Паспорт Кабардино-Балкарской Республики https://invest.kbr.ru/o-regione/ekonomika/
  10. Ястремский Б.С. Связь между элементами крестьянского хозяйства в 1917 и 1919 годах. //Вестник статистики, 1920, стр. 19-21
  11. Рязанова О.Е., Максимова Т.П. Трансформация аграрной сферы экономики РФ: концептуальные подходы. Монография //Москва, 2015 – 301с.
  12. Максимова Т.П. Институциональные факторы рыночной трансформации форм хозяйствования в аграрной сфере экономики. //Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2011. № 3. С. 16-23
  13. Бондаренко Н.Е., Максимова Т.П. Модель «тройной спирали» как механизм инновационного развития агропромышленных кластеров РФ. //Инновации и инвестиции. № 9. 2016. С.14-20
  14. Шапкин И.Н. и др. Экономическая история: взгляд из XXI века. Институциональные аспекты теории и практики хозяйственной жизни: Монография. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015 . – 288с.
  15. Дышекова А.А.,  Шутко Н.Н. Обоснование предпосылок реализации кластерных технологий в продовольственном комплексе Кабардино-Балкарской Республики. //Региональная экономика. Теория и практика. 18 (111) — 2009