Московский экономический журнал 5/2018

image_pdfimage_print

1MEZHlogo-e1521963337142

УДК 338.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15098

Скоробогатов Михаил Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург

Ивлев Илья Юрьевич, магистрант 2 года обучения, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург

Skorobogatov M.V. mvskor@rambler.ru

Ivlev I.Y. admin@prf60.ru

Основные подходы и методы, используемые для оценки коммерческого потенциала инновационных проектов

The main approaches and methods used for assessment of commercial potential of innovative projects 

Аннотация

В статье рассматривается основные подходы для оценки коммерческого потенциала инновационных проектов (ИП), используемые в Российской и зарубежной практике. Проведен анализ основных методик и методов проведения экспертизы. Особое внимание уделено изучению методике оценки инновационных проектов, использующейся Фондом содействия инновациям для выбора проектов, которым необходима грантовая поддержка. Выделены основные проблемы и ограничения применения существующих методик и технологий, сформулированы требования для улучшения современных подходов.

Summary

In article is considered the main approaches for assessment of commercial potential of the innovative projects (IP) used in the Russian and foreign practice. The analysis of the main techniques and methods of conducting examination is carried out. Special attention is paid to studying a technique of assessment of innovative projects which is used Fund of assistance to innovations for the choice of projects for which grant support is necessary. The main problems and restrictions of application of the existing techniques and technologies are allocated, requirements for improvement of modern approaches are formulated.

Ключевые слова: инновационный проект (ИП), коммерческий потенциал, экспертные оценки инноваций, Фонд содействию инноваций (ФСИ), Технология конкурса «У.М.Н.И.К.», STAR, BSC, IRI, NPV, IRR, PP, PI

Keywords: innovative project (IP), commercial potential, expert estimates of innovations, foundation for assistance to small innovative enterprises (FASIE), Technology of a competition «U.M.N.I.K.», STAR, BSC, IRI, NPV, of IRR, PP, PI

   В современном мире, в эпоху глобализации, создавать малый и/или средний бизнес, работающий на традиционных рынках по классической схеме, становиться практически нерентабельно. В данных условиях, для обеспечения конкурентных преимуществ, каждый успешный бизнес-проект должен быть инновационным. Для детального понимания этой особенности введем понятие «инновация». Будем его рассматривать как процесс, или как результат процесса, в котором:

  • Используются результаты интеллектуальной деятельности, с правовой охраной;
  • Выпускаемая продукция обладает патентной защитой;
  • Качество продукции конкурентно на международном рынке;
  • Достигается высокая экономическая эффективность.

   Инновационный проект (ИП) – комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени.

   Коммерческий потенциал ИП — совокупная способность инновационного бизнес-плана генерировать денежные потоки, учитывая личные способности и уровень заинтересованности участников проекта.  Он объединяет в себе техническую экспертизу, оценку компетенций команды и рыночные перспективы реализации. В научной литературе выделяют 3 основных подхода при оценке коммерческого потенциала [1]:

  1. Затратный подход — основан на суммировании всех фактических затрат на разработку и доведение объекта до возможности коммерческого использования, и достижение определенного экономического эффекта;
  2. Доходный подход – основан на расчете всех возможных дополнительных доходов от использования интеллектуального продукта;
  3. Сравнительный подход — базируется на сравнении стоимости «инновации» со стоимостью сопоставимого по полезности объекта.

   На практике, обычно, при оценивании  ИП используют комплексный подход, данный процесс нашел отражение в составлении бизнес-плана (далее – БП), позволяя составить более детальное представление о различном позиционировании инновации на рынке. Основные методы, используемые для оценки инноваций:

  • анализ внешней среды – сбор всей информации, непосредственно влияющей на коммерциализуемость инновации;
  • функциональный анализ – рассмотрение инновации как системы элементов, предназначенных для выполнения определенных функций;
  • прогнозирование и другие статистические методы – отслеживание и прогнозирование потенциальных изменений на рынке (в основе метода – экстраполяция – т.е. проецирование прошлого на будущее);
  • экспертная оценка – основана на применении различных групповых методов («Дельфи», «Мозговой штурм») экспертной комиссией;
  • метод сценариев – составление различных путей(сценариев) развития инновационного проекта;
  • учетные показатели (окупаемость (ROI), срок окупаемости (PP), рентабельность (ARR);
  • динамические показатели (чистая текущая стоимость (NPV), дисконтированный срок окупаемости (DPP), рентабельность инвестиций (PI), внутренняя норма доходности (IRR)[2].

   Следует понимать, что вышеперечисленны обобщенные методы, на которых базируется разработка и оценка БП, применяемая на различных стадиях бизнес планирования.

   На практике, для оценки коммерческого потенциала ИП, используются различные методики, в зависимости от характера по отношения к проекту и поставленных перед экспертизой целей, их можно разделить на внутренние и внешние. Внутренняя оценка проводится с непосредственным участием разработчиков проекта, основная цель – собственная проверка потенциала ИП.  Внешняя инициируется по потребности возможного инвестора (частного, государственного), основной целью проведения данной экспертизы является сторонняя проверка ИП, для принятия решения об участии в проекте. В таблице 1 продемонстрирована классификация основных видов методик для оценки коммерческого потенциала. 

Безымянный

   Следует отметить, что все методики основаны на экспертных методах оценки, соответственно выбору экспертов и построению работы комиссии должно уделяется особое внимание.

   Внешние методики экспертизы ИП инициируются и проводятся потенциальными инвесторами, в их роли могут выступать — бизнес-ангелы, технологические брокеры венчурные фонды, организаторы конкурсов инновационных проектов и прочие подобные организации. Внутренние методики экспертизы оценки инициируются непосредственно разработчиками проекта для собственной проверки эффективности и реализуемости инновационного проекта. Данная оценка производится путем составления бизнес-плана инновационного проекта на стадии его разработки, позволяющая получить подробную информацию о текущем состоянии и перспективах.

   Конкурсные методики оценки ИП получили широкое распространение в Российской экономике. В утвержденной правительством РФ программе «Экономическое развитие и инновационная экономика» [4], в паспорте подпрограммы 5 «Стимулирование инноваций», общий объем бюджетных ассигнований за 2017 составил – 6 302 781,2 тыс. руб., для сравнения, размер финансирования конкурса «У.М.Н.И.К.» Фонда содействию инноваций, за аналогичный период составил 625 000 тыс.руб.[5]. Общее количество поддержанных проектов – 1245. Конкурсные методики по программам поддержки ИП, таких как фонда «Сколково», Фонда развитию интернет инициатив (ФРИИ), Фонда содействию инновация (ФСИ) рассчитаны на проекты, находящиеся на более поздних стадиях реализации и не только на оценку, но и на дальнейшее развитие и сопровождение проекта (бизнес-акселерация).

   Наиболее широко распространенные оценки ИП проводимые заинтересованным инвестором, по заказу или реализуемые самостоятельно, в РФ на практике производятся на базе методики бизнес-планирования. За основу в Российской научной литературе и инвестиционной практике используются «методические рекомендации по оценке эффективности инноваций на этапе проекта»[6], в которых необходим расчет основных экономических показателей (NPV, PP, PI, IRR). Популярные в зарубежной литературе методы оценки инноваций такие как, STAR, BSC, IRI, не учитывают данные показатели, что не позволяет им полноценно использоваться Российских реалиях[7].

   Согласно данным за 2017 год в РФ, общий размер венчурных инвестиций на ранних стадиях проекта составил 2 311 390 тыс.руб., при среднем размере 43 728 тыс.руб.[8]. Данные статистики об объемах и структуре государственного и венчурного финансирования свидетельствуют о более высоких шансах получения инвестиций, путем успешного прохождения оценки ИП на основе конкурсных методик.

   В качестве объекта для дальнейшего анализа, в данной статье была выбрана методика оценки инновационных проектов, используемая Фондом содействия инновациям при проведении конкурса «У.М.Н.И.К.». Направления поддержки проектов:

  • Н1. Цифровые технологии;
  • Н2. Медицина и технологии здоровьесбережения;
  • Н3. Новые материалы и химические технологии;
  • Н4. Новые приборы и интеллектуальные производственные технологии;
  • Н5. Биотехнологии;
  • Н6. Ресурсосберегающая энергетика.

   Данное мероприятие успешно реализуется фондом с 2013 года, за это время была проведена экспертиза >130 000 заявок и поддержано >17 000 инновационных проектов. Стоит отметить, что конкурс рассчитан на молодых ученых в возрасте от 18 до 30 лет включительно. Целями программы являются: поддержка молодых ученых, стремящихся реализоваться через инновационную деятельность, и стимулирование массового участия молодежи в научно-технической и инновационной деятельности. Основные результаты провдения программы в 2017 году представлены в таблице 2.

Безымянный

   В 2017 году впервые была проведена заочная экспертиза заявок, представляющая собой повторную экспертизу по научной новизне, выполненную экспертами из другого региона. Всего приняло участие 10 480 человек, из которых 4 250 смогли успешной пройти первую процедуру из них 3 731 участник был допущены к финальному отбору. В итоге 1250 проектов получили гранты на поддержку проекта в размере 500 тыс. руб.

Безымянный

   Проведение конкурса «У.М.Н.И.К.» состоит из 4 основных этапов представленных на рисунке 1. Начиная с подачи заявки, все этапы непосредственно связаны с работой сайта фонда – www.fasie.ru.  Процедура оценки проводится аккредитованными экспертами, которые получают электронный доступ к заявкам участников и системе выставления баллов. На 3 этапе, в отличии от 2, в полуфинальном и финальном отборе эксперты выставляют оценки на сайте только после очной защиты заявки (презентации проекта). Заключительный этап подразумевает заключение договора и финансирование. Далее в таблице 3 проведем анализ сильных и слабых сторон методики «У.М.Н.И.К.»

Безымянный

   Исходя из анализа методики конкурса «У.М.Н.И.К.», можно сделать выводы, что она удовлетворяет потребностям оценки ИП на территории Российской Федерации, учитывая его инновационную направленность (проектируется интеллектуальная собственность, рассчитываются риски и инвестиционные показатели (NPV,PP,IRR)). Также из сильных сторон следует отметить высокую степень автоматизации процедуры оценки за счет использования сайта.

   Подводя общий итог, следует отметить, что на сегодняшний момент в руках потенциальных инвесторов и разработчиков ИП существует достаточное количество инструментов для оценки коммерческого потенциала инноваций, в основе большинства из которых лежат экспертные методы. Но также следует отметить, что основные методики проводятся в закрытом режиме и имеют длинные сроки проведения в следствии трудоемкости процедуры или обусловленные сложным согласованием мероприятий. В следствии данных факторов возникает потребность в ускоренной технологии оценки ИП. На основе проведенного в статье анализа, можно сформулировать требования к необходимой методике:

  • применяться для проведения внешней и внутренней оценки,
  • использовать интернет ресурсы для упрощения работы экспертной комиссии (в т.ч. предусматривать возможность защиты проектов через интернет с помощью видео-конференции)
  • учитывать показатели ИП, рекомендованные для инвестиционных проектов в РФ.

Литература

  1. Тихонов Н.А. Оценка коммерческого потенциала инноваций // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 26. С. 42–47.
  2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О науке и государственной научно-технической политике“» N 254-ФЗ от 21 июля 2011 года
  3. Лифшиц А.С. Оценка производственного и коммерческого потенциалов промышленного предприятия // Cовременные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2016. №3. С. 115-123.
  4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 (ред. от 19.09.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»
  5. Отчет Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере за 2017 год (доступ — http://fasie.ru/reports)
  6. Методические рекомендации по оценке эффективности инноваций на этапе проекта //  Национальное объединение проектировщиков. Москва – 2014 г. (доступ — http://archiv.nop.ru/upload/iblock/892/fini.pdf)
  7. Chavan M. The balanced scorecard. — A new challenge Journal of Management Development, May. 2009. C. 393-406. ·
  8. Прямые и венчурные инвестиции — Обзор рынка 2017 год // Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ) (доступ — http://www.rvca.ru/upload/files/lib/RVCA-yearbook-2017-Russian-PE-and-VC-market-review-ru.pdf )