Московский экономический журнал 5/2018

image_pdfimage_print

1MEZHlogo-e1521963337142

УДК 338.3.01

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15067

Субхангулов Рустем Раисович, кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Уфимского юридического институт МВД России, 55671@rambler.ru89270805397

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Аннотация: статья описывает основные проблемы формирования инновационного потенциала на уровне региона. Особенностью природно-климатических факторов и наличие разнообразных ресурсов является то, что они распределены по территории, а субъект России как административно-территориальная единица лишь управляет ресурсами. Усовершенствование процесса производства возможно путем внедрения инноваций. Инновации способствуют сокращению издержек производства, а также повышению производительности труда. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена совокупностью проблем формирования инновационного потенциала региона. Цель статьи заключается в изучении интенсивных условий в формировании инновационного потенциала, как организации, так и региона в целом. Методология исследования носила аналитический характер, основное внимание автора уделено изучению закономерностей в формировании инновационного потенциала региона на современном этапе.

Для реализации конкурентоспособности необходимо остановиться на особенностях формирования и развития условий предпринимательской деятельности организаций. В статье показано влияние конкурентной борьбы на рынке, предпринимательского риска и высокой стоимости кредитных ресурсов на возможности привлечения инноваций на основе заимствования.

Результаты проведенного исследования будут полезны широкому кругу исследователей, занимающихся проблемами формирования и использования инновационного потенциала организаций и регионов.

Ключевые слова: инновации, риск, конкуренция, монополия, кредит, предприниматель, рентабельность

   Формирование инновационного потенциала региона напрямую зависит от уровня развития наукоемких отраслей в данном субъекте. Дифференциация субъектов России по уровню инновационного потенциала в первую очередь обусловлено влиянием природно-климатических факторов и наличием разнообразных ресурсов. Особенностью вышеуказанных факторов и ресурсов является то, что они распределены по территории, а субъект России как административно-территориальная единица лишь управляет ресурсами. Эффективность использования данных ресурсов определяет типы экономического роста региона. Основой экстенсивного типа экономического роста является количественное увеличение факторов производства. Такие факторы производства как природные ресурсы имеют высокую рентабельность, но при отсутствии должной обработки и доставки до потребителя слабо капитализируются. Природные ресурсы в субъектах являются базовыми рычагами для развития территории, региона.

   Регион развит, где больше возможностей для реализации  научно-технического прогресса, комерционализации научных идей, т.е. увеличения стоимостей конечного продукта на основе интенсивного типа экономического роста – применения инноваций.

   Инновационный потенциал субъекта является своего рода индикатором конкурентоспособности региональных экономических систем.

   Для реализации конкурентоспособности необходимо остановиться на особенностях формирования и развития условий предпринимательской деятельности организаций.

   В первую очередь на рынке необходимо установить равные возможности для организаций к выходу на рынки и использования разнообразных ресурсов. Монополии или же доминирующие организации на рынке, такие как ресурсоснабжающие не вкладывают средства в применение инноваций, это связано с тем, что они устанавливают цену, покупатель вынужден приобретать товар монополиста. Масштабы монополистов не позволяют им адекватно по времени реагировать на изменение технологий, инновации, если они являются доступными для большого числа организаций, как правило, по своему жизненному циклу быстро устаревают. Организации лишь в конкурентной борьбе вынуждены применять инновации, которые им позволяют создавать преимущество  перед потребителем при реализации продукта.

   Риск в предпринимательской деятельности присутствует всегда. Предприниматель, вкладывая денежные средства в оборот, подразумевает, что он получит прибыль, без данного показателя эффективности нет стимулов для вложений. При установлении стоимости продукта предприниматель исходит из того, что он должен будет покрыть свои затраты и получить норму прибыли, которая я бы позволила функционировать его организации. Однако реалии таковы, что организации устанавливают 100 и более процентную норму прибыли на товар, ежегодно увеличивая торговую наценку. Объясняется это двумя причинами, влияющими на стоимость, первый связан с тем, что на сегодняшний день у нас нет выработанного механизма, который бы влиял на установлении максимальных и минимальных порогов стоимостей товаров, все отдано на откуп рынку. Вторая причина вытекает из указанной выше и связана с тем,  что руководители организаций не уверены в рыночной ситуации завтрашнего дня, не могут защитить себя от рисков и изменений, исходя из этого их задача заключается в том, чтобы получить максимальный доход сегодня закладывая такие риски как недополучение прибыли, удорожание энергоносителей и сырья, возврат кредитных ресурсов и прочих затрат, поэтому и происходит так называемая «гонка стоимостей на подъем».

   Функционирование организаций в «режиме сегодняшнего дня» не позволяет им вкладывать в научно-технические изыскания, применять инновации, поэтому наиболее распространенным по масштабу и эффективным бизнесом остается торговля, хотя и здесь крупные сетевые ритейлеры увеличивают свою долю на рынке, которые предлагают и выигрывают ценовую конкуренцию. Решение данной проблемы возможно выработкой механизма, который бы позволил конкурировать организациям за счет свойств товара при стабилизированном внутреннем рынке, т.е. создав условия нормальных рыночных отношений с разумными наценками. Предложим следующий механизм установления стоимости на внутреннем рынке, который основан на фискальной политике государства, пример приведем на энергоресурсах, стоимость которых зависит от установленных мировых цен на внешнем рынке. При повышении стоимости энергоресурсов на внешнем рынке происходит увеличение и на внутреннем. Для сглаживания стоимости необходимо уменьшить акцизы на внутреннем рынке. В случае уменьшения стоимости энергоресурсов на внешнем рынке акцизы для внутреннего рынка необходимо увеличивать, до той стоимости, которая была бы средней за предыдущие годы на рынке. Сглаживание изменения стоимостей на рынке подтолкнет предпринимателей к применению прогрессивной техники и технологий – инноваций.

   Инновационный потенциал в регионе может сформироваться за счет сети малых  и средних предприятий инновационного характера с региональным кластером по определенным направлениям науки. Проблемой малых и средних предприятий является отсутствие внутренних резервов для приобретения и внедрения инноваций, в данных организациях НИОКР является заимствованным. Основным источником получения прогрессивной техники и технологий субъектами малого и среднего предпринимательства является доступность кредитных ресурсов (таблица 1).

Безымянный

   Инновации из-за особенностей их внедрения привлекаются в основном на основе долгосрочных кредитов, стоимость которых зачастую ниже, чем по иным срокам. Анализ таблицы 1 показал, что коммерческие банки предоставляют кредитные ресурсы субъектам малого и среднего предпринимательства по более высокой ставке, чем остальным организациям.

   Обслуживание кредитных ресурсов подразумевает, что рентабельность организации позволяет ей обслуживать заемные средства. Здесь необходимо учесть принцип, которым руководствуется предприниматель, процентная ставка равна или меньше чем рентабельность, в ином случае организации будут неспособны обслуживать платежи по кредиту.

   Рентабельность организаций, по сути, характеризует инвестиционные возможности, по которым возможно привлечь инновации. Для развития инновационной деятельности, в которой субъекты малого и среднего предпринимательства являются лишь потребителями инновационных продуктов необходимо на уровне государства решать вопросы с их льготным финансированием, например по покрытию полной ставки по кредитному договору, с участием трех сторон. В кредитном договоре третьей стороной выступает научная организация и чью НИОКР субъекты малого и среднего предпринимательства внедряют в свою предпринимательскую деятельность.

   Концентрация усилий по использованию региональных природно-ресурсных потенциалов, экономия на масштабах с использованием  административного  ресурса позволит организовать воспроизводство в предпринимательской деятельности инноваций.

Список литературы

  1. Фомин А.А. Уроки реформ Петра Аркадьевича Столыпина. Международный сельскохозяйственный журнал. 2017. № 2. С. 6-7.
  2. Фомин А.А., Рубанов И.Н. Последствия присоединения к ВТО для сельского хозяйства России. Хлебопродукты. 2014. № 6. С. 4-7.
  3. Фомин А.А. Оценка влияния вступления России в ВТО на состояние аграрного комплекса. Хлебопродукты. 2013. № 6. С. 4-7.
  4. Фомин А.А. Достаточна ли государственная поддержка АПК. Комбикорма. 2010. № 5. С. 4-5.