Московский экономический журнал 5/2018

image_pdfimage_print

1MEZHlogo-e1521963337142

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15124

Константинова Наталия Николаевна, д.э.н., доцент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, кафедра региональной экономики и природопользования, Email Natnauka@gmail.com

Погорельский Петр Павлович, аспирант, Международный банковский институт, Санкт-Петербург , кафедра менеджмента

Теоретические и методические проблемы формирования региональной социальной инфраструктуры 

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL PROBLEMS OF THE FORMATION OF REGIONAL SOCIAL INFRASTRUCTURE 

Аннотация 

В статье рассмотрены проблемы формирования региональной социальной инфраструктуры, которая представлена как важнейший элемент ресурсной базы региона. Уточнено понятие региональной социальной инфраструктуры, предложена ее классификация. Анализируются основные проблемы формирования и развития социальной инфраструктуры в России. Предложена структура региональной социальной инфраструктуры. Проанализированы механизмы формирования социальной инфраструктуры региона.  

Summary

The article deals with the problems of the formation of a regional social infrastructure, which is represented as the most important element of the resource base of the region. The concept of regional social infrastructure has been clarified, its classification has been proposed. The main problems of the formation and development of social infrastructure in Russia are analyzed. The structure of the regional social infrastructure is proposed. Analyzed the mechanisms of formation of the social infrastructure of the region.

Ключевые слова: социальная инфраструктура, региональные ресурсы, ресурсная обеспеченность, человеческий капитал, государственно-частное партнерство.

Keywords: social infrastructure, regional resources, resource security, human capital, public-private partnership.

   В Российской Федерации создание, модернизация и развитие социальной инфраструктуры, в силу ее особой значимости в процессах формирования человеческого капитала, является важнейшим направлением региональной социально-экономической политики (далее РСЭП). Генеральной целью такой политики  является комплексное развитие территории посредством использования имеющихся ресурсов (природных, трудовых, капитальных, финансовых, информационных и т.д.). Очевидно, что ресурсная база должна использоваться максимально рационально и эффективно, кроме того в регионе должны создаваться предпосылки для ее расширения и модернизации.

   Для оценки результативности РСЭП используется масса показателей: уровень и качество жизни, конкурентоспособность, ВРП, устойчивость и т.д. В данной статье авторами предложено использовать такой комплексный показатель как социально-экономическая обеспеченность региона, которая представляет собой систему показателей и индексов, необходимых для оценки состояния региональных социально-экономических систем и отражающих наличие и состояние всей совокупности ресурсов региона, в том числе в динамике, степень эффективности и рациональности ее использования, а также перспектив ее  трансформации (рис.1).

Безымянный

   К обобщающим характеристикам социально-экономической обеспеченности региона можно отнести: уровень достаточности; уровень эффективности и уровень перспективности. Причем, эти характеристики могут быть оформлены в индексы.

   Особое значение для достижения высокого уровня социально-экономической обеспеченности региона имеет социальная инфраструктура, которая одновременно составляет часть региональной ресурсной базы; участвует в процессах использования ресурсов; является инструментом трансформации ресурсной базы.

   Причем с точки зрения использования и трансформации, социальная инфраструктура может оказывать на ресурсную базу непосредственное воздействие (человеческий капитал), так и опосредованное (например, улучшение качества трудовых ресурсов, будет способствовать повышению производительности труда, снижению издержек на лечение и т.д.).

   Таким образом, социальная инфраструктура региона представляет собой совокупность объектов, оказывающих социальные услуги населению с целью непосредственного улучшения качественных и количественных характеристик человеческого капитала, и в перспективе позволяющих повысить степень социально-экономической обеспеченности региона посредством прямого и опосредованного влияния на ресурсную базу, а также процессы ее использования и трансформации.

   Социальная инфраструктура (СИ) региона может быть классифицирована по следующим признакам:

  • наиболее традиционно СИ классифицируется по типу предоставляемых услуг. В данном случае выделяют объекты здравоохранения, образования, ЖКХ, культуры, физической культуры, социального обслуживания и т.д.;
  • вторым классификационным признаком может стать характер выполняемых функций с точки зрения региональной социально-экономической обеспеченности, по которому можно выделить СИ поддержания, СИ модернизации, СИ расширения; «СИ-полюс роста» (услуги, оказываемые объектами СИ приносят значительный вклад в экономику региона);
  • третий признак – характер собственности объектов – позволяет выделить публичную СИ, частную СИ и смешанную СИ. Очевидно, что принадлежность отнесения СИ в данном случае к тому или иному типу определяется характером существующей в стране (регионе) социально-экономической системы;
  • четвертый признак – степень инвестиционных перспектив – дает возможность выделить инвестиционно привлекательная СИ (предполагает возможность активных частных вложений) и не инвестиционно привлекательная СИ (не представляет интереса для инвесторов, поэтому финансироваться может только из бюджетных средств, а также за счет средств потребителей услуг);
  • пятый признак – отношение к региональному воспроизводственному процессу – вторичная СИ (объекты СИ подстраиваются под процесс) и первичная СИ (наличие и состояние объектов СИ являются фактором размещения производительных сил).

   Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что социальная инфраструктура является самостоятельной экономической категорией, самым тесным образом  связанной с региональным воспроизводственным процессом, а также важнейшим элементом социально-экономической обеспеченности региона.

   Формирование социальной инфраструктуры является важнейшей функцией органов власти субъекта РФ.  Однако в настоящее время значительная часть ее объектов создается  не только за счет бюджетных средств. Это продиктовано следующими причинами:

  • во-первых, в условиях рыночной экономики ряд объектов имеют коммерческую привлекательность для бизнеса;
  • во-вторых, кризисное состояние национальной экономики не позволяет регионам осуществлять финансирование строительства и модернизации некоторых объектов СИ. Данный факт ставит перед органами власти необходимость поиска различных вариантов софинансирования.

   Соответственно, социальная инфраструктура региона может быть представлена как система, состоящая из трех элементов:

  • «публичная подсистема СИ» — совокупность объектов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности и оказывающие бесплатные (частично платные) услуги;
  • «частная подсистема СИ» — совокупность объектов, находящихся в частной собственности и оказывающие платные услуги;
  • «сепаратная подсистема СИ» — совокупность объектов, находящихся в совместной собственности, созданные на основе механизмов государственно (муниципльно) частного партнерства (концессионные соглашения в соответствии с Законом о концессиях; соглашения о государственно-частном партнерстве в рамках законодательства о ГЧП; неконцессионные договорные формы, предусмотренные ГК РФ, с учетом обязательных норм применимого федерального законодательства) и оказывающие как бесплатные, так платные услуги.

   Первая подсистема формируется на основании существующей в стране (регионе) системы гарантированных населению услуг. Вторая подсистема формируется, исходя из факторов инвестиционной привлекательности регионов. Что касается сепаратной подсистемы СИ, то ее формирование происходит под влиянием интеграции обязательств органов власти региона обеспечивать высокое качества жизни населения и желания частного бизнеса участвовать в проектах с более низкими инвестиционными рисками.

   Очевидно, что наиболее названным принципам соответствует именно сепаратная система, которая с одной стороны способна обеспечить доступность (территориальную и финансовую) гарантированного набора социальных услуг для населения региона, а с другой может способствовать качественному развитию объектов социальной инфраструктуры. Это достигается разнообразием субъектов, участвующих в процессах формирования и развития социальной инфраструктуры.

   Существование сепаратной подсистемы социальной инфраструктуры предполагает наличие значительного количества взаимодействующих между собой субъектов, к которым относятся, прежде всего, органы власти, государственные и муниципальные учреждения и частные организации.

   Таким образом, основой формирования сепаратной системы социальной инфраструктуры является создание механизмов межсубъектных взаимодействий в рамках этой системы. Авторами выделены следующие группы механизмов межсубъектных взаимодействий:

  • передача (делегирование) полномочий между уровнями власти;
  • законодательно регулируемые договорно-правовые формы государственно(муниципально)-частного партнерства (концессии,  соглашения о государственно-частном партнерстве в рамках законодательства о ГЧП, неконцессионные договорные формы);
  • размещение государственного (муниципального) заказа на покупку социальных услуг у частных организаций;
  • безвозмездное участие бизнес-сообщества в строительстве, модернизации и развитии объектов социальной инфраструктуры.

   На выбор того или иного механизма влияет множество факторов, важнейшими из которых являются нормативная потребность трритории в объектах СИ, расходные обязательства бюджетов бюджетной системы РФ, состояние объектов СИ и инвестиционная привлекательность объектов СИ.

   В конечном итоге выбранные механизмы должны способствовать повышению социально-экономической обеспеченности региона путем развития социальной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования.

Библиографический список

  1. Акимова, Татьяна Акимовна Основы экономики устойчивого развития. Учебное пособие для вузов. Гриф МО РФ / Акимова Татьяна Акимовна. — М.: Экономика, 2018. — 359 c.
  2. Денежкина И.Е., Суздалева Д.А. Система показателей для мониторинга экономической безопасности региона //  Информационный  сайт  научно-практического  журнала  Эффективное  антикризисное управление -URL: http://info.e-c-m.ru/magazine/66/eau_66_91.htm. [Дата обращения: 15.12.2018].
  3. Курнышев В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования : учебное пособие / В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2011. — 272 с.
  4. Методика оценки эффективности стратегии социально-экономического развития /Болтина Л.В. – журнал «Креативная экономика». — 2012. — № 1 (61). — c. 3-8.
  5. Развитие региональной социальной инфраструктуры в рамках социальной защиты населения/ Константинова Н.Н., Стасюк Т.П. – Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. — 2010. — № 14 (2). — c. 3-8.
  6. Развитие региональной социальной инфраструктуры в рамках социальной защиты населения/ Милоенко Е.В. – Инновационная наука. — 2015. — № 9 (9). — c. 177-179.
  7. Социально-экономические аспекты устойчивого развития экономики территорий / Морковкин Д.Е. – Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление.. — 2014. — № 1. — c. 4-10.