Московский экономический журнал 5/2018

image_pdfimage_print

1MEZHlogo-e1521963337142

УДК 336.72

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15100

Леонов Михаил Витальевич, кандидат экономических наук, доцент, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, г. Ижевск

Leonov M.V.    leonov@istu.ru

Актуальные вопросы совершенствования регулирования рынка вкладов населения в России

Current issues of regulation advance of the retail deposit market in Russia

ИНФОРМАЦИЯ О ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ: Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (научный проект № 17-3201147 «Формирование эффективной модели регулирования банковской деятельности на рынке вкладов населения»)

Аннотация

В статье представлено обоснование экономических, правовых и организационных мер для совершенствования регулирования рынка вкладов населения в рамках мер по повышению эффективности и устойчивости банковской системы России. В числе ключевых проблем, препятствующих развитию рынка, выделены информационная асимметрия, высокие транзакционные издержки для вкладчиков, методика определения максимальной доходности по вкладам и низкий уровень страхового покрытия. Основываясь на текущем анализе рынка вкладов, в статье предлагается изменение подхода к страхованию вкладов в части повышения предельных величин выплат или постепенного отказа, введение безотзывных вкладов, совершенствование принципов установления максимальной ставки по вкладам, создание универсальной электронной площадки и введение ограничений по совокупному объему привлекаемых банком вкладов.

Summary

The article discusses the instruments for economic, legal and organizational activities to improve the regulation of the retail deposit market to improve the efficiency and sustainability of the Russian banking system. Among the key problems that hindered the development of the market are information asymmetry, high transaction costs for investors, a method for determining the maximum deposit interest rate and a low level of insurance coverage. Based on the current analysis of the deposit market, the article proposes a change in the approach to deposit insurance in terms of increasing the maximum payments or phasing out, introduction of irrevocable deposits, improving the principles for setting maximum deposit rates, creating a universal electronic platform and imposing restrictions on the total amount of deposits attracted.

Ключевые слова: вклады населения, банковское регулирование, процентная политика, банковская система России

Keywords: retail deposit, banking regulation, interest rate policy, banking system of Russia

   Последние годы характеризуются существенной трансформацией сектора банковских услуг в России. С одной стороны, наблюдается рост ресурсной базы банковской системы [1]. В частности, объем совокупных активов коммерческих банков к ВВП страны находиться на одном уровне со странами сопоставимого экономического развития. Это позволяет банкам поддерживать кредитную активность на высоком уровне. Однако, ключевыми источниками расширения активов по-прежнему остаются вклады населения.

   С другой стороны, происходит важные изменения в рыночной структуре отрасли. Общее количество кредитных организаций сократилось за последние пять лет в два раза. В рамках дифференцированного подхода в части обязательных для исполнения требований большинство региональных банков перейдут на базовую лицензию. При этом продолжается увеличение доли крупнейших банков при одновременном вытеснении частных банков связанными с государством. В частности, десять крупнейших банков, подконтрольных правительству, Банку России или компаниям с участием государства в акционерном капитале, в настоящее время представляют более двух третей от совокупных активов банковской системы и привлеченных вкладов населения.

   Необходимость совершенствования регулирования рынка вкладов населения обосновывается потребностью в более эффективном распределении сбережений населения в банковской системе, что должно непосредственно отразиться и на повышении благосостояния населения. В настоящее время можно выделить следующие ключевые проблемы, ограничивающие качественное развитие рынка вкладов населения в России:

— низкий порог страхования вкладов. При существовании дифференциации коммерческих банков по структуре собственников, это создает дополнительные преимущества для кредитных организаций, связанных с государством. Население предполагает, что такие банки получат помощь в первую очередь;

— существующая методика регулирования минимальной ставки не позволяет банкам учесть особенности бизнес-модели, в том числе эффективность операционной деятельности, и фактически ограничивает положительные последствия использования ценовой конкуренции;

— транзакционные издержки по переводу сбережений между банками остаются на высоком уровне. Наряду с угрозами физической безопасности, вкладчики также вынуждены практиковать предварительное бронирование денежных средств. Кроме того, открытие вклада может сопровождаться дополнительными временными затратами в части удостоверения личности;

— информационная асимметрия на рынке. Несмотря на почти абсолютную доступность интернета, не все пользователи могут проанализировать рыночную конъюнктуру и выбрать оптимальный для себя вариант. Кроме того, на финансовом рынке агрессивную рекламу ведут небанковские структуры, предлагающие высокие процентные ставки без соответствующего раскрытия сопутствующих рисков. Наряду с сохранением в памяти информации о высоких процентных ставок в предыдущие годы, такая информация создает у населения ощущение искусственного занижения банками ставок по вкладам.

   Ограниченный доступ к международным рынкам капитала и неразвитость рынка ценных бумаг существенно сужают возможности финансирования бизнеса. Банковское посредничество остается ключевым каналом трансформации сбережений в инвестиции [2]. В связи с этим требуется решение таких задач как увеличение сбережений населения в банках за счет их вывода из домашних хранилищ или непрозрачных околофинансовых институтов (например, рынок криптовалют, финансовые пирамиды типа «Кэшбери»). Во-вторых, в условиях близким к нулевым ставкам по валютным вкладам, делающих их непривлекательными для вкладчиков, и существенными ограничениями по кредитованию в иностранной валюте, необходимо также создать условия для перевода этих денег в рублевые вклады. В-третьих, снижение транзакционных издержек позволит повысить благосостояние вкладчиков, усилив конкуренцию и заинтересованность банков [3]. В-четвертых, удлинение сроков вкладов является неотъемлемой задачей для формирования долгосрочного кредитования в экономике России. Существующие ограничения не позволяют увеличить ставки по долгосрочным вкладам по сравнению с краткосрочными. Учитывая макроэкономическую неопределённость, отсутствие компенсации за более длительный срок приводит к выбору краткосрочных вкладов, а следовательно, и ограничивает долгосрочное кредитование.

   Основываясь на анализе рынка вкладов населения, предлагаются следующие экономические, правовые и организационные меры для совершенствования регулирования рынка вкладов населения в рамках мер по повышению эффективности и устойчивости банковской системы России:

  1. Целесообразно изменить подход к страхованию вкладов в части повышения предельных величин выплат или постепенного отказа от нее. В настоящее время сумма страхового покрытия является незначительной по сравнению с другими странами [4]. Это создает сложности для вкладчиков, в части необходимости дробления вкладов на нескольких членов семьи или распределения вкладов по нескольким банкам. Аргумент, связанный с тем, что вкладчик взвешивает риски в текущих условиях не представляется актуальным. С одной стороны, несмотря на открытость многих форм отчетности, сложность анализа и прогнозирования информации не является проблемой только для немногочисленного круга специалистов. Кроме того, Банк России осуществляет тщательный мониторинг деятельности банков и имеет возможности по превентивному предотвращению кризисных событий, что делает маловероятным со стороны вкладчика осуществление более продвинутого анализа. Как показывает исследование практики отзыва лицензий, большинство случаев связано с нарушениями в части вовлечения банка в легализацию доходов, полученных преступным путем, а также злоупотреблений со стороны менеджмента, которые не могут быть идентифицированы вкладчиком и в большей степени относятся к уголовным преступлениям, чем ошибкам банковской бизнес-модели.

   Увеличение лимитов по сумме страхования вкладов позволит также расширить конкурентную среду на рынке. В настоящее время вкладчики несут крупные вклады в связанные с государством банки, так как считают их более надежными. При этом маловероятно, что с учетом их масштабов государство допустит банкротство лидеров рынка. Таким образом, прочие коммерческие банки с учетом информационного фона могут рассчитывать в настоящее время привлечение от сторонних клиентов вкладов, величина которых не превышает 1,4 миллиона рублей.

  1. Введение безотзывных вкладов и ослабление ограничений процентной ставки по ним. Одним из наиболее стрессовых событий, приводящих к наступлению нестабильности на финансовом рынке, является банковская паника – массовый вывод клиентами денежные средства в короткие временные сроки без объективных оснований. Безотзывные вклады исходно предполагают согласие вкладчика на ограничения по доступу к денежным средствам, так как он может быть изъят только по окончании срока [5]. Коммерческие банки могут рассматривать безотзывные вклады как ресурсную базу с качественно иными характеристиками, в частности, с повышенной дюрацией по сравнению со стандартными вкладами. Это, в свою очередь, даст возможность банку повысить процентные доходы, а следовательно увеличить ставки по вкладам при сохранении чистой процентной маржи. Снятие ограничений по процентной ставке или расширение диапазона допустимых отклонений позволит предложить банкам финансовый продукт, конкурентный структурированным продуктам с использованием производных ценных бумаг, применяемым другими финансовыми институтами, а также накопительным страховым продуктам и договорам займа или участия с микрофинансовыми организациями и потребительскими кооперативами.
  2. Установление базовой ставки доходности по вкладам должно быть связано с ограничением принимаемых банками рисков, а не только с контролем стоимости привлеченных средств. Методика определения максимальной предельной ставки была модифицирована в 2015 году, в частности, стали учитываться капитализация и дифференциация ставок по срокам. Однако, выборка банков, чьи ставки используются в расчетах, по-прежнему остается нерепрезентативной: согласно методике регулятор определяет среднеарифметическое значение максимальных ставок крупнейших банков, привлекающих две трети средств населения. В связи с наблюдаемыми на рынке тенденциями консолидации и огосударствления банковского сектора, в данную группу оказались включены банки, подконтрольные правительству, агентству по страхованию вкладов или организациям с акционерным участием государства. Такие банки представляют из себя универсальные банки, у которых значительная часть ресурсов привлекается со стороны юридических лиц.

   К другому недостатку можно отнести определение границ срочности вкладов, используемых для дифференциации процентной ставки. Международный опыт показывает, что дифференциация может проводиться одновременно по двум параметрам — по срокам и по суммам [6]. Обоснование такого подхода к регулированию заключается в том, что банк несет меньшие организационные и маркетинговые расходы на один рубль крупного вклада, чем на рубль малого вклада. Кроме того, крупные вклады характеризуются меньшей вероятностью досрочного изъятия и пролонгацией. Существующие ограничения по срокам имеют ступенчатый характер, в связи с чем разница в сроке вклада на один день позволяет существенно изменить ставку без нарушения правил регулирования. Целесообразно устанавливать ограничения на какой-то конкретный срок, а предельно допустимую ставку по принимаемому сроку определять как средневзвешенную с учетом сроков.

   Целесообразно рассмотреть изменение якоря привязки базовой доходности вкладов не к ставкам лидеров рынка, а к рыночным процентным ставкам, характеризующим стоимость альтернативных источников фондирования коммерческих банков. В частности, это может быть доходность государственных ценных бумаг или доходность облигаций коммерческих банков, скорректированная на какую-то дифференцируемую величину рисковой премии. Таким образом, для целей регулирования будет применяться объективный критерий, который будет рассчитываться автоматически и не будет предоставлять неконкурентных преимуществ на рынке вкладов отдельным банкам.

  1. Требуется уточнить порядок информирования о процентных ставках по вкладам для целей избежания недобросовестного поведения коммерческих банков при продвижении финансовых продуктов. В частности, некоторыми банками используются элементы маркетинговой стратегии, направленные на принятие потенциальными вкладчиками нерациональных решений. В частности, большинство ступенчатых вкладов не предполагают возможности досрочного изъятия вклада без потери процентов. Таким образом, вкладчик не имеет возможности воспользоваться высокими ставками, а фактически получает вклад с меньшей относительно среднерыночной ставкой по вкладу. Кроме того, в случае начисления простых процентов на долгосрочном периоде возникает недополучение процентных доходов по сравнению со случаем использования капитализации. В ряде случаев банки предлагают высокие проценты по остаткам на карте, но фактически банк может изменить ставку в любой момент. Другие банки рекламируют вклад с высокой процентной доходностью, однако фактически согласно условиям договора она достигается за счет низкой фиксированной ставки и периодически пересматриваемой бонусной премии. Для повышения ответственности банков и прозрачности условий вкладов предлагается указывать фактическую ставку доходности в приведенных годовых процентах с учетом капитализации и полного срока, вклада.
  2. Одним из важных способов снижения издержек вкладчиков является формирование универсальной электронной площадки или агрегатора информации. С одной стороны, такая площадка позволяет банкам существенно сократить непроизводительные расходы на продвижение своих вкладов и отказаться от расходов на инфраструктуру в виде офисной сети. Таким образом, банк может полностью сконцентрироваться на реализации своих компетенций в области управления и размещения денежных средств [7]. Для вкладчика появляется возможность сравнить условия широкого круга банков по предлагаемым вкладам и выбрать без дополнительных усилий. В частности, в Казахстане национальным регулятором реализован раздел сайта, на котором размещена полная информация об актуальных вкладах всех действующих вкладов. Существенным отличием реализуемыми в России коммерческими проектами типа Банки.ру или Сравни.ру является добровольное участие банков и существование рекламы, когда в поисковой выдаче на первых позициях появляются оплаченные результаты.

   В 2017 году Банк России анонсировал проект по открытию финансового маркетплейса, но его открытие откладывается в силу причин законодательного характера. Кроме добровольного участия, значимым недостатком является неурегулированность вопросов пополнения и перевода денежных средств, что существенно ограничивает ее применимость только справочной и информационной функциями. Ближайшим этапом развития универсальной электронной площадки мог бы стать обязательный переход на возможность открытия вкладов и перевода денежных средств между банками с использованием данного сайта. При этом вкладчик мог бы получать средства в любом банке по желанию, а комиссию оплачивал бы банк, в котором размещался вклад. Согласно проведенному моделированию, в случае реализации универсальной электронной площадки можно ожидать повышения ставок по вкладам на 0,3-0,6 п.п. от текущего уровня при сохранении банками существующего уровня кредитных ставок. Таким образом, повышение мобильности вкладчиков благодаря введению маркетплейса позволило бы частично перераспределить доходы от финансовых институтов к населению.

   Другим важным следствием внедрения универсальной электронной площадки может также стать снижении дифференциации ставок в зависимости от объемов вклада. Так как издержки банка не будут связаны с объемами вклада. Это позволит в большей степени повысить благосостояние вкладчиков с низкими суммами вкладов.

  1. Одним из ключевых факторов устойчивости рынках вкладов населения может стать введение предельного ограничения на объем привлекаемых вкладов как по абсолютному размеру, так и по относительному размеру от собственного капитала. В настоящее время у 40% кредитных организаций вклады населения обеспечивают более половины всех привлеченных средств. Введение ограничения позволит усилить рыночную конкуренцию – ориентированный ранее только на привлечение вкладов коммерческий банк будет вынужден диверсифицировать свою базу фондирования, что будет стимулировать качественное развитие банковской системы. Абсолютные ограничения позволят снизить риски, связанные с деятельностью на рынке системно значимых банков.

Литература

  1. Улюкаев А., Данилова Е. Российский банковский сектор в условиях нестабильности на мировом финансовом рынке: проблемы и перспективы //Вопросы экономики. 2018. №. С. 4-19.
  2. Усоскин В. М., Белоусова В. Ю., Козырь И. О. Финансовое посредничество в условиях развития новых технологий //Деньги и кредит. 2017. №. 5. С. 14-21.
  3. Brunetti M., Ciciretti R., Djordjevic L. The determinants of household’s bank switching //Journal of Financial Stability. 2016. Т. 26. С. 175-189.
  4. Demirguc-Kunt A., Kane E., Laeven L. Deposit insurance around the world: A comprehensive analysis and database //Journal of financial stability. 2015. Т. 20. С. 155-183.
  5. Уличкина И. А. Безотзывные вклады в российской банковской практике: новые вызовы и возможности //Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. №. 5-2. C. 16-22.
  6. Wolk A., Ebling C. Multi-channel price differentiation: An empirical investigation of existence and causes //International Journal of Research in Marketing. 2010. Т. 27. №. 2. С. 142-150.
  7. Dal Colle A. The mechanics of commercial banking liberalization and growth //Journal of Banking & Finance. 2018. Т. 86. С. 194-203.