Московский экономический журнал 5/2017

image_pdfimage_print

УДК 330.8

Bezymyannyj-12

Родина Елена Евгеньевна

кандидат экономических наук,

доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

erodina@mail.ru

Rodina Elena Evgenevna

National Research Mordovia State University

erodina@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ  ОТЧЕТНОСТИ 

TECHNOLOGIES FOR FORMATION OF MANAGEMENT REPORTING

Аннотация. Управленческая отчетность является информационной основой подготовки информации для принятия решений менеджерами разного уровня управления. В статье определена экономическая сущность управленческой отчетности, а также выделены основные этапы процесса её формирования.

Abstract. Management reporting is the information basis for preparing information for decision-making by managers of different levels of management. The economic essence of management reporting is defined in the article, as well as the main stages of the process of its formation.

Ключевые слова: управленческая отчетность, уровень управления, информация, автоматизация, центр ответственности, принципы

Keywords: management reporting, management level, information, automation, responsibility center, principles

Введение. В современных реалиях остро стоит вопрос о быстрой адаптации предприятия к изменениям внешней и внутренней среды и как следствие этого повышения информационных потребностей менеджмента для эффективного управления предприятием. В связи с этим особо актуально становится функционирование внутреннего информационного контура сбора, анализа и интерпретации данных, обеспечивающего оперативный доступ к оценке динамики показателей работы организации.

По мнению А.О. Коваленко, отчетность интегрирует информацию всех видов учета (бухгалтерского, статистического, оперативного и др.), обеспечивает связь и сопоставление плановых, нормативных и учетных данных, представленных в виде таблиц, удобных для восприятия информации всеми пользователями [1].

Для удовлетворения оперативных информационных потребностей руководителей разного уровня необходимо иметь хорошо проработанную методическую основу, включающую в себя такие основные элементы как:

планирование (бюджетирование);

оперативный, финансовый, управленческий и налоговый учет;

экономический анализ.

На разных уровнях управления для реализации функций менеджмента информация имеет разную наполненность критериями оценки –показателями. Однако, для полноты удовлетворения информационных потребностей необходимо постоянное сравнение текущего состояния управляемых процессов с плановыми (бюджетными) параметрами и максимально детальное выявление факторов, повлиявших на достигнутое состояние управляемой деятельности в виде набора формализованных показателей. Именно формализованные показатели и являются основой управленческой отчетности предприятия.

В современной науке нет однозначного подхода к экономической сущности управленческой отчетности, так:

управленческая отчетность — это комплекс взаимосвязанных данных и расчетных показателей, отражающих функционирование организации как субъекта хозяйственной деятельности, сгруппированных в целом по предприятию и его структурным подразделениям (К. Друри) [1];

управленческая отчетность — взаимосвязанный комплекс фактических, плановых, прогнозных данных и расчетных показателей о функционировании хозяйственной организации как экономической и производственной единицы (В.Б.Ивашкевич) [3].

управленческая отчетность – это, по сути, совокупность способов получения итоговых сведений для целей управления ком-панией. Другими словами, управленческая отчетность – это следующий этап группировки данных учета, она зависит от организации бухгалтерского аналитического учета (А.Ю. Соколов) [1];

управленческая отчетность, как завершающий этап учетного процесса, отражает целый комплекс данных о деятельности организации в целом и ее центров ответственности. Она представляет собой совокупность упорядоченных показателей, с помощью которых дается интерпретация отклонений от целей, планов и смет ( В.Ф. Палий) [4];

управленческая отчетность – это определенным образом сгруппированная информация, предоставляемая различным пользователям для обеспечения функций управления. Управленческая отчетность должна рассматриваться в диалектическом единстве: как элемент метода управленческого учета и как способ агрегирования информации на различных уровнях по потребностям (Мишин Ю.А.)[3];

управленческая отчетность – это комплекс взаимосвязанных данных и расчетных показателей, отражающих функционирование организации как субъекта хозяйственной деятельности и сгруппированных в целом по организации и в разрезе ее структурных подразделений [1];

управленческая отчетность является системообразующим элементом, на котором держится вся управленческая структура. Поэтому, управленческая отчетность как информационная основа системы внутреннего контроля экономического субъекта должна предоставлять возможность управляющей системе оценивать результаты деятельности организации в целом и ее центров ответственности, а также пересматривать варианты действий и принимать обоснованные решения для достижения намеченных целевых показателей (Семина Л.А., Ковалева И.В.)[3].

Основная цель управленческой отчетности – удовлетворение информационной потребности менеджеров различных уровней управления экономического субъекта. Принципы организации управленческой отчетности определяются спецификой деятельности экономического субъекта (организационно-правовая форма, вид собственности, масштаб организации, организационная структура управления, отраслевая принадлежность, технология и организация производства, особенности сбыта продукции, порядок и методы учета затрат и т.д.), а также особенностями работы конкретного подразделения организации, его функциями в системе управления [3].

Регулярное применение управленческой отчетности для принятия управленческих решений помогает максимально быстро выявлять причины отклонений от желаемых параметров реализации стратегии бизнеса, а также оценить положительные и отрицательные отклонения в процессе осуществления отдельных этапов развития предприятия.

Технология формирования управленческой отчетности предполагает несколько последовательных стадий:

  1. Оценка существующих информационных потоков и потребностей предприятия на разных уровнях управления.
  2. Определение ключевых для реализации бизнес-процессов подразделений в управленческой структуре, способных аккумулировать и интерпретировать плановую, текущую и итоговую информацию.
  3. Разработка унифицированных для компании классификаторов информации, структурирующих потоки данных в составе бизнес-процессов в ключевых элементах организационной структуры управления, а также обеспечивающих перевод информации в натуральный и финансовый форматы для планирования, контроля и анализа.
  4. Определение набора показателей в процессе управления подразделениями для формализованного представления лимитов, нормативных значений или предельных границ показателей.
  5. Разработка технологии контроля показателей работы подразделений при планировании (бюджетировании), текущем исполнении и подведении результатов.
  6. Закрепление информационных принципов формирования показателей в виде внутренних регламентирующих процессы документов, определяющих временной период исполнения, процедуры планирования, форматы бюджетов, программу действий каждого из участников процесса в разрезе календарных интервалов.
  7. Автоматизация информационных процессов в разных по функциональности программных продуктах.

Реализация первого этапа оценки существующих информационных потоков и потребностей компании на разных уровнях управления предполагает исследование следующих вопросов.

  1. Выявление действующих форм отчетности в информационном пространстве предприятия и их классификация по разным признакам, ключевыми из которых являются:
  • форма представления;
  • сегменты деятельности;
  • адресность представления;
  • объем информации;
  • содержание.
  1. Изучение информационной емкости и сроков получения информации, необходимой для принятия качественных управленческих решений на разных уровнях управления.
  2. Исследование значимых аспектов информации: достоверность, аналитическая ценность, непротиворечивость и однократность отражения в информационной среде предприятия.
  3. Оценка достаточности объема фиксируемой разными способами информации и определение недостающих элементов качественно и количественно повышающих аналитичность осуществления бизнес-процессов.
  4. Определение возможностей реинжиниринга бизнес процессов и форм отчетности, адаптации учетных систем получения и представления управленческой отчетности.

На втором этапе определения ключевых для реализации бизнес-процессов подразделений в управленческой структуре, способных аккумулировать и интерпретировать плановую, текущую и итоговую информацию, на предприятиях применяют хорошо зарекомендовавший себя подход по выделению центров ответственности (ЦО). Главная задача ЦО – выделение в организационной структуре предприятия подразделений, деятельность которых непосредственно связана с реализацией бизнес-проектов и стратегий, а именно центров затрат, центров прибыли и центров инвестиций. Выделение ЦО инициирует анализ функциональных, аналитических и управленческих возможностей воздействия руководителей ЦО на подконтрольные процессы и полномочия для их реализации. Чем крупнее предприятие, тем сложнее структура и информационные связи между ЦО, поэтому их построение может реализовываться по уровням управления.

На третьем этапе разработки унифицированных для компании классификаторов информации, структурирующих потоки данных в составе бизнес-процессов в ключевых элементах организационной структуры управления, а также обеспечивающих перевод информации в натуральный и финансовый форматы для планирования, контроля и анализа проводится работа по созданию максимально полных справочников данных. В составе структурированных классификаторов формируются списки общей и локальной функциональности с уникальными кодами, которые позволяют реализовывать технологию произвольной (свободной) группировки данных при их обработке.

На четвертом этапе определение набора показателей в процессе управления подразделениями для формализованного представления лимитов, нормативных значений или предельных границ показателей в разных видах управленческой отчетности. Управленческую отчетность можно сгруппировать по разным признакам, но наиболее часто используемые отчеты о результатах деятельности ЦО, об исполнении бюджетов, о достижении ключевых показателей деятельности (KPI – Key performance indicators). Установление ключевых контрольных показателей эффективности позволяет осуществлять планирование, контроль и анализ через формализованные критерии оценки. Набор показателей эффективности ЦО зависит от выполняемых функций этого центра в системе управления. Менеджмент предприятия устанавливает значения показателей с учетом стратегических планов развития бизнеса как для организации в целом, так и для отдельных подразделений, участвующих в их достижении. KPI определяет систему стимулирования вознаграждения сотрудников.

На пятом этапе разработки технологии контроля показателей работы подразделений при планировании (бюджетировании), текущем исполнении и подведении результатов заключается в формировании системы контроля из трех элементов: предварительного, текущего и итогового.

Предварительный контроль заключается в согласовании показателей деятельности центров ответственности.

Текущий контроль организуется посредством мониторинга этапов работы центров ответственности для экспресс-выявления отклонений фактических показателей от запланированных.

Итоговый контроль – анализ степени выполнения планов деятельности компании после закрытия учетного периода в целом и по ключевым объектам бизнеса.

На шестом этапе закрепления информационных принципов формирования показателей в виде внутренних регламентирующих процессы документов, определяющих временной период исполнения, процедуры планирования, форматы бюджетов, программу действий каждого из участников процесса в разрезе календарных интервалов проводятся организационные мероприятия по доведению до исполнителей, реализующих процедуры, планов и графиков работ.

На седьмом этапе автоматизации информационных процессов в разных по функциональности программных продуктах проводится экспертная оценка выбора программного продукта, создание технического задания, внедрение и сопровождение системы, реализующей поставленные задачи реализации и функционирования управленческой отчетности.

На российском рынке представлено большое количество промышленных систем управления как западных, так и отечественных производителей, в которых реализована функция формирования управленческой отчетности. Пока функциональные возможности реализуют стандартные функции управления, однако, возможности информационного объединения поддерживаемых управленческих функций, унификация процесса анализа информации, целеориентированное соответствие управленческим стандартам и концепциям готовит объективную базу формирования и представления управленческой отчетности в интеграции с другими системами компании[5].

Внедрение автоматизированных систем ведет к повышению уровня планирования, контроля и эффективности управления в целом.

Вывод. Управленческая отчетность является важным источником информации для принятия эффективных управленческих решений по оценке деятельности организации в целом, а также по оптимизации деятельности ее структурных подразделений (центров ответственности). Своевременно и правильно принятое управленческое решение будет способствовать дальнейшему успешному существованию экономического субъекта в условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке, являющемся экономической средой его обитания. Рынок косвенно воздействует на отбор методов и инструментов внутрифирменного управления. Кроме того, рынок стабильно вынуждает нацеливать внутрифирменное управление на достижение внешних целей экономического субъекта как субъекта рынка. Данный факт постоянно принуждает экономический субъект к развитию внутрифирменного управления и внутренней управленческой отчетности, контролю процесса внедрения и использования новых приемов и методов[3].

Итак, управленческая отчетность – гибкий механизм формализации информационных потребностей менеджеров разного уровня.  Поэтому разработка форм, сроков представления и методологии управленческой отчетности является с одной стороны сложным, а с другой необходимым условием повышения эффективности управления предприятием.

Список использованных источников

  1. Коваленко А.О. Управленческая отчетность в системе управления производственными затратами / Коваленко А.О.//Академический вестник, 2014.-№ 1 (27). -С. 88-95.
  2. Макарова Л.М., Родина Е.Е. Учет затрат в условиях реализации принципов бережливого производства / Макарова Л.М., Родина Е.Е. //Научное обозрение, 2014.- № 9-1.- С. 56-59.
  3. Ковалева И.В., Семина Л.А. Управленческая отчетность как форма обратной связи в системе внутрифирменного управления организацией / Ковалева И.В.,Семина Л.А. //Экономика и бизнес: теория и практика, 2016.- № 1.- С. 109-111.
  4. Попов А.Н. Управленческая отчетность: критический анализ существующих подходов и определений / Попов А.Н. // Фундаментальные исследования,2012.- № 6 (часть 3) – С. 753-757
  5. Макарова Л.М., Родина Е.Е. Интегрированные системы управления затратами в энергоменеждменте Макарова Л.М., Родина Е.Е.// Московский экономический журнал. 2016.- № 4. — С. 51.
  6. Управление затратами как основа устойчивого развития организации/ Родина Е.Е., Макарова Л.М. // Горизонты экономики, 2014. – № 6-2 (19). – С. 98-100.
  7. Мамаев Д.Е. Автоматизированные системы стратегического управления // Актуальные вопросы экономических наук, 2008. – № 2. – С. 82-86.
  8. Тенденция развития автоматизированного учёта / Макарова Л.М., Мялина Е.М. // Системное управление, 2012.- № 1 (14). – С. 31.