Московский экономический журнал 5/2017

image_pdfimage_print

УДК 339.13

Bezymyannyj-12

Плотников Андрей Викторович,

кандидат экономических наук

доцент кафедры менеджмента

ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова», г. Пермь

Plotnikov A.V. andreiplotnikovwork@gmail.com

МОДЕЛИ И ЭЛЕМЕНТЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

MODELS AND ELEMENTS OF ECOMMERCE

Аннотация

В работе раскрыты модели электронной коммерции («Бизнес – Бизнес» (B2B), «Бизнес – Потребитель» (В2С), «Бизнес – Правительство» (B2G),  «Потребитель – Правительство» (С2G), «Потребитель-Потребитель» (C2С), E2E (Биржа-Биржа), C2A (to-G) (Потребитель-Государство, B2E – системы (Бизнес-Образовательные организации). Такая классификация позволяет оценить структуру электронной торговли в срезе субъектов операций. В работе раскрыты проблемы и перспективы рынка электронной коммерции.

Summary

The paper considers the models of electronic commerce (Business-to-Business (B2B), Business-Consumer (B2C), Business-to-Government (B2G), Consumer-Government (C2G), Consumer-Consumer (C2C)), E2E (Exchange-Exchange), C2A (to-G) (Consumer-State, B2E-systems (Business Educational Organizations) .This classification allows to assess the structure of electronic commerce in the context of the subjects of operations. The paper also considers the problems and prospects of the market e-commerce.

Ключевые слова: электронная коммерция, коммерция, цифровая экономика, модели электронной коммерции.

Keywords: electronic commerce, commerce, digital economy, e-commerce models.

Введение

В свете современной тенденции к глобализации у экономики появилось множество новых возможностей в сети Интернет. Осуществлять экономическую деятельность с применением современных информационных технологий – значит, повысить ее прибыльность и эффективность. Добавляет актуальности рассматриваемой теме зарождение нового сектора – электронной коммерции. Эта сфера является одним из главных компонентов «новой экономики» и с каждым днем приобретает все большую значимость на практике. Это основа электронно-информационного бизнеса, имеющая в настоящее время ряд вопросов и проблем. Для того, чтобы эффективно развивать коммерческую деятельность в России в обозримом будущем, важно выявить и тщательно проанализировать основные закономерности и тенденции, составляющие элементы и перспективы электронной коммерции именно в нашей стране.[1]
Рассмотрим зарубежный опыт. Molla A., Licker P. S.[2] в своей статье описывают, что при исследовании электронной коммерции в развивающихся странах подчеркивается влияние контекстных препятствий, связанных с экономической, технологической, правовой и финансовой инфраструктурой. Несмотря на то, что предприятия  действуют в рамках ограничений, некоторые организации в развивающихся странах занимаются разработкой электронной коммерции, а другие – нет. В работе рассматривается  целостная и теоретически построенная модель, которая идентифицирует соответствующие правовые  и организационные факторы, способные влиять на внедрение электронной коммерции в развивающихся странах.

Jansen B. J., Resnick M. [3] в своей работе приводят результаты исследования влияния платных ссылок на поиск электронной коммерции в Интернете. Устанавливают взаимосвязь между поисковой самоэффективностью, историей поиска, типами потребностей в электронной коммерции и порядком платных ссылок при просмотре. Результаты исследования указывают на то, что предпочтение отдаются неконтролируемым связям, а поисковые системы впервые просматривают эти результаты более чем в 82% случаях. Поиск самоэффективности не увеличивает вероятность просмотра платных ссылок, и порядок списка результатов не влияет на оценку поисковых запросов. Авторами  обсуждаются последствия для платных ссылок как долгосрочной бизнес-модели.

Электронную коммерцию («е-commerce») интерпретируют как «осуществление бизнес-коммуникаций и транзакций в сетях и через компьютеры, или как куплю-продажу товаров и услуг и передачу денежных средств при помощи цифровых коммуникаций.[4]

Первоначально электронная коммерция представляла собой форму коммерческой деятельности, один из множества инструментов организации продаж. Не претендуя на самостоятельность, она лишь воспроизводила методы традиционной коммерции, перенося их в виртуальную среду.[5]

Screenshot_1

Рисунок 1. Элементы электронной коммерции

Экономическую деятельность, осуществляемую через Интернет, в основном можно классифицировать по четырем направлениям: «Бизнес – Бизнес» (B2B), «Бизнес – Потребитель» (В2С), «Бизнес – Правительство» (B2G) и «Потребитель – Правительство» (С2G), «Потребитель-Потребитель» (C2С). [6] Со своей стороны можно добавить E2E (Биржа-Биржа), C2A (to-G) (Потребитель-Государство, B2E – системы (Бизнес-Образовательные организации). Такая классификация позволяет оценить структуру электронной торговли в срезе субъектов операций.

 

Screenshot_2

Рисунок 2. Модели электронной коммерции

Система Business-to-Business (B2B) представляет собой сектор рынка, который призван организовывать взаимодействие между фирмами, осуществляющими производство и продажу товаров, или предоставление услуг. В него входят торговые отношения между предприятиями, которые реализуются в электронной форме: это согласование планов развития, обсуждение и подписание контрактов, организация поставок и продаж. Так, две компании могут посредством Интернета направлять друг другу предложения о сделках, получать котировки от поставщиков, удаленно заключать контракты, принимать и оплачивать с помощью онлайн-платежей счета.

Помимо торговли друг с другом сырьем, полуфабрикатами, всевозможными комплектующими для производственных процессов, B2B занимается разработкой и использованием специальных электронных систем, предназначенных для сбора информации, ее передачи, а также способствующих необходимой интеграции партнеров по коммерческой деятельности. В таких системах взаимодействие бизнес-процессов двух предприятий полностью автоматизировано и осуществляется посредством сети Интернет.

B2G (Business-to-Government) – система взаимодействия бизнеса и правительства. Она подразумевает электронный бизнес между юридическим лицом и госструктурой. Сейчас данная система переживает успешное развитие, предполагаются впечатляющие перспективы. Ее развитие позволит во многом изменить концепцию деловых отношений в глобальном масштабе.

С тех пор как Интернет стали использовать в своей деятельности государственные организации, все чаще используется понятие «электронное правительство». Развитие этой модели идет путем внедрения электронных технологий в таможенную, налоговую сферы (в электронном виде подаются и обрабатываются декларации), систему госзакупок (тендеры проводятся на электронных площадках), социальную сферу (через Интернет осуществляется реализация и мониторинг ряда социальных программ), информационное обеспечение функционирования госслужб.

Переживает период интенсивного развития модель Consumer-to-Government (C2G) – организация работы системы электронной коммерции между потребителем и правительством. Цель этой системы – расширение электронного взаимодействия в сфере социального обеспечения государственных органов и физических лиц. Один из самых интересных и крупномасштабных проектов в рамках такой системы – организация и проведение электронных выборов.

С2С – Consumer-to-Consumer – еще одна модель электронной торговли. На основе данной модели потребители торгуют друг с другом: они могут продавать товары друг другу, заключать сделки, а их развитие обеспечивается при помощи третьего лица, в роли которого выступает провайдер. Так, в США такой провайдер – площадка Ebay.com: она предоставляет потребителям торговый хостинг для торговли через Интернет в форме аукциона. В такой схеме продаются и покупаются автомобили, б/у компьютеры, элементы коллекций, а большинство сделок заключаются после проведения аукциона.

Посредник в таких взаимоотношениях – сайт объявлений, интернет-аукцион. Он же является гарантом, а также может играть роль исполнителя проведения платежей. Но получение товара посредник не гарантирует, хотя может регулировать спорные ситуации. Продвижением своего товара занимается непосредственный продавец, посредник в этом не участвует. Схема С2С отличается такими особенностями, как низкие трансакционные издержки, более доступные цены, чем в магазинах, но также на подобных площадках выше вероятность мошенничества. Для профилактики и борьбы с недобросовестными продавцами вводится система репутации. Также к этой категории относится кооперативная торговля, хотя операции обмена между пайщиками внутри кооператива по сути не является торговлей (не происходит переход собственности).

Модель C2A или C2G (Consumer-to-Administration или Consumer-to-Government): ее развитие в нынешнее время только началось. Реализация такой системы «потребитель-организация» расширит возможности электронного взаимодействия в области социального обеспечения и других важных сферах жизнедеятельности.

Модель Exchange-to-Exchange (E2E) представляет собой схему «биржа-биржа», она зародилась сразу после появления и набора популярности интернет-бирж. На одной бирже в Интернете невозможно предложить клиентам полный комплекс товаров и услуг, поэтому возникает такое явление, как кооперация и партнерство между интернет-биржами. Потребителю неудобно принимать активное участие в деятельности сразу нескольких разных бирж, а при помощи данной модели он может отправить заявку на товар или услугу в любую биржу, а та в свою очередь передает эту заявку на другие биржи, если сама не может ее удовлетворить. Такая цепочка может затрагивать большое количество бирж до тех пор, пока не доберется до исполнителя заявки.

Система B2E (business-to-education) – это электронная коммерция для поддержки образовательных учреждений. Такие системы помогают осуществлять сделки по поставкам школам, вузам и другим учебным заведениям. Интересна такая модель продавцам и поставщикам компьютеров и программного обеспечения (ПО) (осуществляются разработки специальных моделей лицензирования, ПО может предоставляться в аренду). Также разработчики предлагают особое ПО для молодежных интернет-магазинов с использованием скидок, опционов, предоставлением персональных возможностей.

Электронная торговля – одна из самых перспективных форм организации, уже сейчас она успешно используется во внешней и международной торговле, а благодаря целому ряду преимуществ перед традиционной торговлей, в будущем, эту сферу ждет еще большее развитие.

В сравнении с традиционным рынком, электронный пока недостаточно силен. Потенциал этого направления не может до конца реализоваться по ряду причин:

  1. Не развивается нормативная и законодательная база в сфере электронной коммерции. Вследствие этого возникают проблемы договорного и финансового характера, а также проблемы с защитой интеллектуальной собственности на товары и услуги. Отсюда появляется недоверие как со стороны инвесторов, так и со стороны потенциальных покупателей, и существенно снижаются темпы развития.
  2. Проблемы в глобальной концепции электронной коммерции. Клиент не уверен в реальном существовании компании-партнера, ее продуктов и услуг на другом уголке планеты, если с ее представителем он общается только посредством Интернета. Также приносят ряд трудностей различия в правилах и традиционных представлениях о ведении бизнеса в разных компаниях и разных странах.
  3. Безопасность электронной коммерции постоянно находится под угрозой. Необходимо постоянно использовать и разрабатывать новые механизмы с все большей надежностью и эффективностью, которые могли бы гарантировать конфиденциальность, обеспечивать идентификацию и авторизацию.
  4. Совместимость и взаимодействие сетей должны иметь универсальную стандартизацию вне зависимости от географического положения и особенностей конкретной сети, иначе не все участники электронной коммерции смогут получить доступ к интернет-ресурсам организаций.
  5. Сложно привлекать новых людей: пока еще нет квалифицированных менеджеров с большим опытом интернет-продаж, а также специалистов по обслуживанию, маркетологов, логистов. Большое внимание уделяется дизайну интернет-проектов, а не традиционной торговле. Как итог – потеря потенциальных покупателей для бизнеса.

Заключение

Проанализировав возможности роста и развития рынка электронной коммерции, можно утверждать, что благодаря регионам, где наблюдается быстрое развитие, возможен экстенсивный рост данной сферы.

В российской экономике доля электронной коммерции будет только возрастать в ближайшее время, а также будет расти и ее положительное влияние на экономику государства в целом и уровень жизни граждан. Откроются новые выгодные преимущества:

— новые современные возможности для ведения бизнеса;

— интенсивное развитие конкурентной среды;

— уменьшение издержек при торговле;

— оперативная реакция на изменения спроса, персонализация продаж;

— открытие глобального выбора и глобального присутствия.

Список литературы

  1. Снежковая Ю.Д. Проблемы и перспективы развития электронной коммерции в России // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: Сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(26). URL: http://sibac.info/archive/economy/11(26).pdf
  2. Molla A., Licker P. S. eCommerce adoption in developing countries: a model and instrument //Information & management. – 2005. – Т. 42. – №. 6. – С. 877-899.
  3. Jansen B. J., Resnick M. An examination of searcher’s perceptions of nonsponsored and sponsored links during ecommerce Web searching //Journal of the Association for Information Science and Technology. – 2006. – Т. 57. – №. 14. – С. 1949-1961.
  4. Бергер Э.Дж. Е-коммерция и цепи поставок: ломка прежних границ / Управление цепями поставок. Под ред. Дж.Л. Гатторны. – М.: Инфра-М, 2008.
  5. Калужский, Михаил Леонидович. К17 Электронная коммерция: маркетинговые сети и инфраструктура рынка / М.Л. Калужский ; ОмГТУ. – Москва : Экономика, 2014. – 328.]
  6. Классификация систем электронной торговли https://www.mybntu.com/economy/trade/klassifikaciya-sistem-elektronnoj-torgovli.html