Московский экономический журнал 4/2019

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-14018

Мировой рынок мёда: современное состояние и особенности

World honey market: current state and features

Смоленцева Елена Викторовна, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятская государственная сельскохозяйственная академия», РФ, г. Киров

Smolentceva Elena,senior lecturer of the Department of Economics and management, Federal state budgetary educational institution of higher education «Vyatka state agricultural Academy», Russian Federation, Kirov

Аннотация: Рынок меда входит в систему мировых продовольственных рынков и отличается рядом специфических особенностей. В статье рассматривается современное состояние мирового рынка меда в разрезе таких показателей, как производство мёда в региональном, страновом аспекте, его импорт и экспорт. Рассмотрена динамика производства, экспорта и импорта мёда за последние десять лет по регионам мира и странам. Выделены основные тенденции, характеризующие данный рынок.

Summary: Honey market is part of the world food markets and has a number of specific features. The article deals with the current state of the world honey market in the context of indicators such as honey production in the regional, country aspect, its import and export. The dynamics of production, export and import of honey over the past ten years in the regions of the world and countries. The main trends characterizing this market are highlighted.

Ключевые слова: рынок, мёд, производство, экспорт, импорт, регион, страна

Keywords: market, honey, production, export, import, region, country

Несмотря на то, что в мировой структуре продовольственных рынков рынок меда занимает небольшую долю, в силу своей специфичности, он является одним из наиболее «жестких» рынков. Для него характерны межстрановые конфликты и в ряде случаев – торговые войны. Наиболее ярким примером является ситуация между США и Китаем – с 2001 по 2008 год, в результате введения антидемпингового тарифа на китайский мёд, поставки китайского мёда в США вначале уменьшились на 40%, а затем резко увеличились с 8 тыс. тонн до 32 тыс. тонн. Такое же количество китайского меда ввозилось под маркой третьих стран с целью уклонения от уплаты антидемпингового тарифа. Примерный ущерб американской казне от этих операций оценивается в 200 млн. долларов США.

В настоящее время можно выделить три основные рынка меда – азиатский, европейский и американский. Лидером в области производства и экспорта мёда является Азиатско-Тихоокеанский регион (таблица 1).

За анализируемый период времени все регионы мира, за исключением Океании характеризуются ростом объемов производства мёда. Особенно значительный рост наблюдается по Азии 48,6%, что обусловлено масштабным увеличением производства меда в Китае. Также наблюдается рост удельного веса Азии в мировом производстве меда – с 42,3% в 2007 году до 49,1% в 2017 году. Такой рост обусловил сокращение доли остальных регионов – наиболее значительно уменьшился удельный вес стран Южной и Центральной Америки – на 2,5 п.п и Европы – на 2,3 п.п. Для более корректной оценки роли отдельных стран в производстве мёда целесообразно рассмотреть динамику его производства в разрезе основных стран-производителей. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН – ФАО (FAO) представляет ежегодно обновляющуюся информацию по объемам производства, экспорта и импорта меда (таблица 2).

За последние 10 лет – с 2007 по 2017 год объемы производства мёда в мире увеличились на 28,0%, или на 407 тыс. т. Китай нарастил производство мёда на 54, 3%, то есть более чем в полтора раза. Страны ЕС увеличили объем производства меда на 17,9% или на 135 тыс. т. Также увеличили объемы производства меда такие страны как Турция – на 54,0%, Россия – на 22,2%, Индия – 27,4%, Эфиопия – 42,9%, Бразилия – 20,0%, Иран – 133,3%, Канада – 25,8%, Уругвай – на 25,0%, ЦАР – 14,3%.

На 6,2% сократилось производство меда в Аргентине, на 9% в Танзании, на 11,6% в Анголе.

Объемы производства мёда предопределяют возможности регионов и стран мира в отношении его экспорта. Но, особенностью рынка меда является то, что страны-экспортеры мёда одновременно являются и его импортерами [1]. Рассмотрим экспорт мёда в разрезе регионов мира (таблица 3).

В 2007 году наибольшую долю в структуре экспорта меда занимали страны Южной и Центральной Америки – 36,1%. До сих пор существенное влияние в экспорте меда сохраняют такие страны этого региона как Аргентина, Бразилия и Мексика. Но доля Южной и Центральной Америки сократилась за последние десять лет на 12,6 п.п. Значительно увеличился удельный вес таких регионов как Азия – на 7,7 п.п и Европа – на 6,4 п.п. Вместе эти регионы обеспечивают почти 70% мирового экспорта меда.

Стоимостные показатели экспорта мёда учитывают не только количество экспортируемого мёда, но и его качество, так как немаловажную роль в стоимости играет цена, которая напрямую зависит от качественных показателей такой уникальной продукции, которой является мёд. Структура мирового экспорта мёда, определенная по стоимости представлена в таблице 4.

Доля перечисленных 15 стран в мировом экспорте меда составила 77,3%. Страны, доля которых в мировом экспорте меда в 2016 году по сравнению с 2012 годом значительно увеличилась: Украина (247,9%), Новая Зеландия (98,9%), Бразилия (75,8%), Испания (36,5%), Бельгия (3,1%) и Вьетнам (30,6%). Страны, экспорт меда которых в указанный период значительно снизился: Канада (-26,4%), Аргентина (-21,4%) и Мексика (-7,3%). 

Сенсацией мирового рынка меда в 2016 году стало появление в списке ведущих экспортеров этого продукта Сьерра-Леоне — одной из беднейших африканских стран, до этого ничем не выделявшейся ни в области развития пчеловодства, ни в области производства и экспорта меда.

Динамика экспорта мёда по странам мира в натуральном выражении дает возможность оценить основные тенденции в экспорте за последние 10 лет (таблица 5).

В структуре экспорта, как и импорта, наибольшую долю занимают Китай и страны ЕС. При этом можно выделить страны, экспортирующие мед в значительных объемах – это Аргентина, Украина, Мексика, Индия, Бразилия и Канада (таблица 6).

Наибольший объем экспорта в натуральном выражении, как уже отмечалось, в Китае – 129,3 тыс. тонн в 2017 году. Самый маленький объем экспорта среди рассматриваемых стран – у Новой Зеландии – 11,1 тыс. тонн. При этом, стоимость экспорта у этих стран практически одинакова – 270,7 и 269,2 млн. долл. Это объясняется тем, что Новая Зеландия поставляет на мировой рынок уникальный сорт меда – манука, цена которого более чем в десять раз превышает среднюю цену китайского меда. Новозеландский мед манука имеет особые антибактериальные и антисептические свойства. Полученный из нектара лекарственного растения этот продукт по степени иммунной активности и уровню концентрации биологически активных веществ считается самым эффективным природным антибиотиком. Вероятно, поэтому его употребляют в первую очередь как природное лекарственное средство и уже потом как десерт.

Производство меда в Новой Зеландии строго контролирует государство. А потому совершенно невозможна подкормка пчел сиропами и сахарозой с целью увеличения медового урожая. Мед, производимый в Новой Зеландии, строго сертифицируется и является абсолютно натуральным продуктом очень высокого качества с уникальными свойствами [4].

Значительный по стоимости объем экспорта отмечается в таких странах как Аргентина – 183,1 млн. долл., Германия – 145,6 млн. долл., Украина – 133,9 млн. долл. и Бразилия – 121,3 млн. долл. [7].

Также можно выделить различия в средних ценах экспорта меда – они колеблются от 1773 долл./т во Вьетнаме до 24252 долл./т в Новой Зеландии. При этом средние цены экспорта меда составляют 4000-4500 долл./т.

Особенностью рынка мёда является то, что многие страны-экспортеры одновременно являются и импортерами этого продукта (таблица 7).

Наблюдается существенный рост импорта меда в Океании – более чем в 6 раз. Это связано с растущим импортом меда в Австралии. Но при этом доля Океании в общем объеме импорта невелика – 0,4 – 1,6%. В структуре импорта наибольший удельный вес приходится на Европу – свыше 50 %, при этом за последние десять лет он практически не изменился. Второе место по удельному весу импорта занимает Северная Америка – 27,2% в 2016 году. Это связано со значительным импортом меда в США. Импорт меда в странах Южной и Центральной Америки незначителен и в мировой структуре занимает 0,2%. Значительно уменьшилась доля стран Африки, импортирующих мед – с 13,2% в 2007 году до 1,7% в 2016 году.

Самыми крупными импортерами мёда являются страны ЕС, США, Китай, Австралия и Канада. Динамика импорта показывает, что с 2006 года Китай увеличил свой импорт практически в три раза, при том, что и производство внутри страны выросло на 54%. Значительные объемы импорта в странах ЕС объясняются тем, что внутри ЕС имеются существенные различия по объемам производства меда (таблица 8).

Минимальные объемы импорта меда наблюдаются в странах-производителях меда, которые не только обеспечивают собственные потребности, но и экспортируют этот продукт. Это такие страны как Аргентина, Турция, Украина, Мексика, Россия [3].

Уникальность мирового рынка мёда обусловливается уникальностью мёда как продукта питания [2]. Для рынка мёда характерно достаточно жесткое регулирование, которое обеспечивается с помощью наднациональных структур, представленных международными и региональными объединениями. К ним можно отнести Международную организацию экспортеров меда (IHEO) и Европейскую федерацию импортеров и фасовщиков меда (FEEDM). В Европейскую федерацию входят 15 национальных ассоциаций стран ЕС. К функциям федерации, в частности, относится контроль импорта меда из 45 стран мира, не входящих в ЕС, в том числе и России.

В IHEO входят16 стран, на которые приходится 85% поставок меда на мировой рынок. Это — Австралия, Аргентина, Болгария, Бразилия, Венгрия, Вьетнам, Индия, Канада, Китай, Куба, Мексика, Новая Зеландия, Сальвадор, Турция, Уругвай и Чили [6].

Таким образом, можно сделать вывод, что современное состояние мирового рынка мёда тесно связано с его спецификой. Наблюдается тенденция увеличения объемов производства мёда и смещение этого производства из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион. К основным проблемам развития рынка мёда можно отнести высокую гибель пчелосемей, связанную с загрязнением окружающей среды и изменению ландшафтов в зонах пчеловодства, значительную долю фальсифицированного мёда, «старение» профессии пчеловода и существенные барьеры на мировом рынке этого продукта.

Список литературы

  1. Головня К.Л. Мед на мировом рынке [Текст]/ К.Л. Головня // Пчеловодство. — 2012. — № 3. — с. 9.
  2. Данильчук, Ю.В. Мировой рынок меда [Текст]/ Ю.В. Данильчук// Инновационные технологии производства и хранения материальных ценностей для государственных нужд. – 2015. — №3. – с. 97 -107.
  3. Колебания экспорта/импорта меда на мировом рынке пчеловодства [Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://www.apiworld.ru/1529315552.html
  4. Новозеландский мед манука – природный антибиотик [Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://behoneybee.ru/med/vidy/med-manuka.html
  5. Основные продукты животноводства [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.fao.org/faostat/ru/#data/QL
  6. Россия на мировом рынке мёда [Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://www.apiworld.ru/1413539459.html
  7. Рост мировых цен на мед [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://pcelovodstvodoskaobavlenij.ylejbees.com/index.php/mirovoj-medovyj-rynok/363-rost-mirovykh-tsen-na-med