Московский экономический журнал 4/2018

image_pdfimage_print

1МЭЖлого

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-14028

Котова О.В.,

кандидат экономических наук, доцент Уральский экономический  университет, кафедра Финансовых рынков  и Банковского дела,

Воротилова О.А.,

кандидат экономических наук, доцент Волгоградский государственный технический университет, Кафедра Менеджмента, финансов производственных систем и технологического предпринимательства

olgav1969@mail.ru

Решение проблем развития муниципальных финансов – одно из важнейших направлений реформирования финансовой системы РФ и предпосылка  новой индустриализации российской экономики

Solving the problems of municipal Finance development is one of the most important directions of reforming the financial system of the Russian Federation and a prerequisite for the new industrialization of the Russian economy

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению проблемы развития региональной экономики в свете развития муниципальных финансов и поиску путей оптимального развития муниципалитетов с целью повышения уровня благосостояния  населения России. Основная цель исследования – исследовать проблемы развития муниципальных финансов в рамках концепции новой индустриализации и разобраться в тенденциях  повышения уровня благосостояния жителей регионов. Исследована сущность термина новая индустриализация, финансовая система, муниципальные финансы, уровень благосостяния. Проанализированы существующие подходы к анализу благосостояния населения, анализу бюджетной устойчивости муниципальных образований. Предложены некоторые рекомендации по решению проблем развития муниципальных финансов в рамках концепции «новой индустриализации» экономики России.

Summary

The article is devoted to the problem of new industrial development of the regional economy in the light of the development of municipal Finance and the search for ways of optimal development in order to improve the welfare of the population of Russia. The main purpose of the study is to investigate the problems of municipal Finance development in the framework of new industrialization and to develop measures to address them. The essence of the term new industrialization, financial system, municipal Finance is investigated. The existing approaches to the analysis of welfare of the population, the analysis of budgetary stability of municipalities are analyzed. Recommendations for solving the problems of municipal Finance development in the framework of the «new industrialization» of the Russian economy are proposed.

Ключевые слова: новая индустриализация, благосостояние населения, экономический рост, региональные финансы, проблемы развития муниципальных образований, финансовый потенциал.

Key words: new industrialization, welfare of the population, economic growth, regional Finance, problems of development of municipalities, financial potential.

   Сегодня мы часто слышим термин «новая индустриализация», зачастую этот термин употребляется в контексте экономического роста государства и повышение уровня благосостояния нации. В российской экономической науке достаточно много исследователей занимались вопросами разработки подходов к новой индустриализации и механизму ее реализации. В первую очередь хотелось бы отметить разработки и исследования ученых уральской экономической школы. На указанную тему высказывали свои взгляды многие отечественные экономисты, по данной тематике проходит много круглых столов и научных конференций, изданы коллективные монографии представителями уральской научной школы, в том числе и под руководством, таких ученых как академик,  д.э.н. профессора Татаркина А.И., д.э.н. профессора Анимицы Е.Г., д.э.н. профессора Иваницкого В.П., д.э.н. профессора Силина Я.П. Много статей на тему новой индустриализации и у доктора экономических наук Романовой О.А. Но в большинстве исследований рассматривается понятие индустриального развития экономики региона, где затрагивается ресурсный потенциал и технический потенциал, возможности влияния как таковых региональных (муниципальных)и их встроенность в систему развития региональной экономики и повышения уровня благосостояния населения, по мнению авторов требуют дальнейшего исследования.  Если мы обратимся к определению индустриализации в различных экономических словарях, то увидим, что термин «индустриализация» означает процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике. Этот процесс связан с развитием новых технологий.  По мнению авторов, индустриализация является достаточно емким понятием и включает в себя индустриализацию всех сфер экономики страны, в том числе совершенствование финансового механизма и оптимизации денежных потоков в экономической системе страны. Определяющим является индустриализация отдельных регионов как составляющих национальной экономики. Соответственно для индустриализации нужны предпосылки, одной из которых является рост благосостояния граждан и повышение качества жизни. Так как стимулировать экономический рост регионов и улучшить условия жизни своих граждан призваны органы государственного управления в территориальных образованиях, то роль муниципальных финансов в этом механизме является определяющей.

Финансовая система как основа системы новой индустриализации экономики страны

   Рассмотрим встроенность региональных финансов с  систему новой индустриализации в рамках развития региональной экономики. Так как на сегодняшний день главная цель любого экономически развитого  государства и его правительства – это повышение национального благосостояния в том числе  и повышение уровня жизни населения страны. На современном этапе развития экономики России целью стратегического развития также является повышение уровня жизни, борьба с бедностью, снижение уровня инфляции. Всех исследователей и политиков больше всего наверное волнует вопрос «Как это сделать быстро и качественно?». И здесь,  по мнению авторов, важнейшую роль играют региональные экономики, их развитие и соответственно изучение структурных составляющих региональной экономики, механизмов ее развития, в том числе развитие и совершенствование финансовых механизмов развития. На сегодняшний день важнейшими вопросами в рамках повышения качества жизни населения в условиях кризиса, являются вопросы повышения финансового потенциала муниципальных образований, обеспечение муниципальных органов власти финансовыми ресурсами. С этой целью рассмотрим взаимосвязь уровня жизни и уровня развития муниципальных финансов

   Муниципальные и государственные финансы обладают важнейшей ролью: они обеспечивают условия для роста экономики путем аккумулирования  бюджетных средств и их распределения по отраслям в соответствии с бюджетной политикой государства.

   Финансовая система государства является многоуровневой, и муниципальные финансы являются самостоятельным уровнем данной системы. Возникновение муниципальных финансов обуславливается необходимостью более полного удовлетворения потребностей населения в рамках муниципального образования. В Российской Федерации наличие многоуровневой финансовой системы объясняется общей децентрализацией государственной власти.

   По определению Бабича А.М: «Муниципальные финансы можно рассматривать как совокупность денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов для решения задач социально-экономического развития муниципального образования, повышения качества жизни проживающего на его территории населения».

   Основными принципами присущими муниципальным финансам являются: сбалансированность, целевая направленность, единство, диверсификация, стратегическая ориентированность, управление экономической ситуацией, учет стратегических перспектив.

   Главной составляющей муниципальных финансов является  местный бюджет.

   Местный бюджет представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов муниципального образования, за пополнение и реализацию которого отвечает орган местного самоуправления.

   В состав доходной части местных бюджетов включаются местные налоги и сборы; часть налоговых отчислений бюджетов других уровней закрепленные нормативными актами, получение межбюджетных трансферов, доход от приватизации муниципального имущества, доходы муниципальных организаций.

   Наличие самостоятельности муниципальных образований в вопросах распределения финансовых ресурсов местных бюджетов не исключает поддержку со стороны областных и федерального бюджета. Финансовые ресурсы могут быть привлечены из кредитных и страховых организаций, а так же от предприятий имеющих муниципальную форму собственности.

   Предприятия, существующие и ведущие хозяйственную деятельность на территории муниципального образования, так же принимают участие в образовании местных финансов.

   Помимо прочего, муниципальные финансы состоят из временно свободных средств населения при условии реализации грамотной финансовой стратегии со стороны органов муниципальной власти.

   К функциям, осуществляемым органами государственной власти РФ, относятся:

— распределение государственных средств, для реализации целевых программ;

— реализация целевых программ для решения проблем местного значения;

— регулирование межбюджетных отношений, в том числе в рамках целевых программ;

— контроль за эффективным и целевым использованием финансовых средств;

— осуществление контроля, за соблюдением законодательства в бюджетной и налоговой сфере.

   Расходная часть муниципального бюджета состоит из текущих расходов, и расходов идущих на развитие муниципального образования (фонд развития муниципального образования).

   Текущие, те расходы которые отводятся на содержание муниципальных объектов и учреждений, их капитальный ремонт и прочие расходы связанные с муниципальными организациями, которым относятся: учреждения здравоохранения, социального обеспечения, спорта и образования.

   Фонд развития муниципального образования включает в себя расходы на деятельность по инновационному развитию муниципального образования, крупными инвестиционными проектами в его рамках, а так же другие затраты связанные с улучшением качества жизни и повышения уровня расширенного воспроизводства жизни в нем.

Благосостояние населения в условиях новой индустриализации

   Если говорить об уровне благосостояния населения, то по данным Всемирного банка за 2016 год показатель GDP per capita (current US$)), то Россия на 67 месте с ВВП 8 748 $ на душу населения, средний ВВП на душу населения по миру 10 191 $. Огромная территория Российской Федерации раскинулась от Балтийского моря до Тихого океана и  уровень развития всех российских регионов различный. Этот показатель обусловлен географическими, социальными, экономическими факторами, преобладанием промышленности или сельского хозяйства и так далее. А уровень жизни населения определенного региона оценивается по разным показателям: уровню доходов и соцвыплат, наличию работы и уровню её оплаты, стоимости недвижимости и её доступности, а также ещё по множеству параметров. Кризисные явления последних лет существенно повлияли на качество и стоимость жизни в России, а дистанция между её регионами по этим показателям только увеличилась. По данным Минэкономразвития в  2018 году население, которое проживает за чертой бедности составляет 19 млн. человек, по данным других источников до 21 млн. человек. Если проанализировать данные по регионам, то можно увидеть следующую картину.  При расчете рейтинга эксперты проанализировали 72 показателя, которые объединены в 11 групп, характеризующих основные аспекты качества жизни: уровень доходов, занятость и рынок труда, жилищные условия, безопасность проживания, демографическая ситуация, экологические и климатические условия, здоровье и уровень образования, социальная инфраструктура, экономическое развитие и развитие малого бизнеса, освоенность территории и развитие транспорта. Баллы по всем группам суммировались, и на основе этого определялось место региона в итоговом рейтинге. В исследовании использовались данные Росстата, Минздрава, Минфина, Центробанка и других открытых источников.

   По данным указанного исследования первые позиции занимают Москва, Санкт-Петербург и Московская область, у которых сводный рейтинговый балл превышает 70 (минимум — 1, максимум — 100). За ними следуют Татарстан, Краснодарский край, Воронежская, Белгородская, Липецкая области, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра и Калининградская область. Годом ранее большинство этих регионов также входили в первую десятку. Исключение составила только Калининградская область, которая раньше занимала 11-е место, а теперь поднялась на одну позицию.

   Уровень жизни определяет собой степень обеспеченности материальными благами граждан страны или жителей определённого её региона, их финансовой и духовной удовлетворённости тем объёмом товаров, услуг и возможностей, которую они могут использовать в данный период. Базовым показателем является соотношение реального дохода к потребительской корзине. К понятию качества жизни можно отнести нематериальные факторы. В можно говорить о степени моральной удовлетворённости жизнью, состоянии здоровья, степени экологической безопасности проживания в определённом регионе, психологическим комфортом и даже степенью бюрократизации государственного аппарата в нём. Уровень жизни часто отождествляется с уровнем благосостояния, но это неверно. Благосостояние представляет собой более широкое понятие, в которое входят не только материальные, но и духовные блага. Для роста благосостояния населения России и построения новой экономики в рамках концепции новой индустриализации важным механизмом является развитие региональной экономики через совершенствование муниципальных финансов.

Проблемы развития муниципальных финансов на основе анализа их бюджетной устойчивости

   Проблемой муниципальных финансов в современной России является отсутствие достаточных источников финансирования как на федеральном так и на региональном уровне (нет роста объемов производства на ркгиональном уровне), а при наличии ограниченного количества ресурсов также недостаточная эффективность управлением местными финансами. Эти факты подтверждает анализ управления муниципальными финансами ряда муниципалитетов,  проведенные авторами на основании анализа бюджетов отдельных территориальных образований Волгоградской области ( Клетского, Жирновского муниципальных районов, Демидовского, Амовского сельских поселений). Авторами проведен расчет показателей финансовой  независимости  и бюджетной устойчивости этих муниципальных образований  по методике, рекомендованной экономистом Яшиной. Проведенные расчеты коэффициента финансовой независимости муниципальных образований говорят о росте налоговых доходов в 2016 и 2017 году, а это положительная тенденция, которая говорит  о финансовой устойчивости данного муниципального образования и устойчивому повышению уровня жизни населения. Рост  налоговых поступлений связан с ростом доходов в территориальном образовании и соответственно ростом благосостояния населения в определенной степени. Из расчетов коэффициента соотношения налоговых и неналоговых доходов уместно сказать, что территориальные образования могут избавлятся от дефицита бюджета, снижению величины дотаций со стороны государств. Рост налоговых поступлений связан в том числе и с ростом производства на территориях в связи с снижением объема экспорта, в том числе сельскохозяйственной продукции в Россию из-за экономических санкций.

   По результатам расчетов получилось, что их бюджеты достаточно устойчивы, за последние три года наметились положительные тенденции. Расчет коэффициентов независимости показал, что именно собственные доходы (налоговые и неналоговые) составляют общие доходы данных муниципальных образований.  Снижение коэффициента общей и абсолютной платежеспособности свидетельствует  об уменьшении способности бюджета к выполнению своих первоочередных, социально значимых задач.

   По результатам проведенных авторами расчетов установлено, что рост производства сельскохозяйственной продукции способствует  положительным изменениям в структуре налоговых поступлений и формировании доходной составляющей бюджета муниципальных образований Волгоградской области. Сокращение дефицита бюджета идет за счет выбора приоритетных направлений расходов и оптимизации остальных расходов.

   Из выявленных проблем муниципальных образований нужно отметить невысокий уровень менеджмента, так муниципальные образования Волгоградской области работают без выработки долгосрочной стратегии развития, без активного участия в различных государственных, региональных инвестиционных программах, без своих собственных инвестиционных проектов. Эти факты лишает муниципальные образования  будущего развития. Соответственно при  увеличении количества привлекаемых средств в местный бюджет и увеличении уровня эффективности расходования средств, можно добиться более быстрого роста экономического потенциала муниципального образования и повышения уровня жизни в нем. Повышение уровня жизни населения на региональном уровне связано с увеличением расходов на социальную сферу, рост выплат социального характера, разработка региональных программ для повышения качества жизни населения, в том числе и развитие системы защиты граждан от негативного влияния на экономику страны санкций со стороны США и европейских государств. 

   Подводя итог проведенного авторами исследования  эффективности управления финансами местных самоуправлений в Волгоградской и Свердловской  областях, были выявлены следующие проблемы в сфере управления местными финансами:

— неэффективное распределение бюджетных средств;

— недостаточный уровень развития муниципальной статистики;

— нецелевое расходование средств бюджета;

— отсутствие или недостаток мониторинга за исполнением муниципальных финансов;

— проблемы в области эффективного  управления муниципальными  финансами.

   Наиболее актуальной и не менее важной проблемой в современных условиях является проблема отношения между федеральным и местным бюджетом.

   В связи с этим возникает потребность в создании практических и теоретических рекомендация в вопросах организации экономических и финансовых отношений между органами власти всех уровней бюджетной системы. По большинства экономистов, связанных с изучением проблем региональной экономики  предлагают проводить комплекс мероприятий. Приведем некоторые из них:

— на законодательном уровне увеличить ответственность органов местного самоуправление за осуществление проектов, полномочия исполнения которых, были переданы высшими органами власти; так же и из-за развития системы мониторинга за качеством исполнения полномочий;

— проводить работу по предотвращению неплатежеспособности бюджетов муниципальных образования, снизить дефицит бюджетов за счет эффективной системы мониторинга налоговых поступлений;

— улучшать показатели результативности расходования бюджетных средств, с помощью внедрения системы нацеленной на результативность инвестиционных программ, а так же мониторинга их эффективности

— совершенствовать принципы предоставления финансовой помощи субъектам местного самоуправления в рамках формализации ее предоставления;

— повышать  уровень  прозрачности расходования и формирования средств местных образований за счет введения электронных систем, изменения механизма предоставления отчетности муниципальными образованиями ;

   Данные мероприятия позволят органам местного самоуправления более эффективно распоряжаться бюджетными средствами, тем самым увеличить расходы на социальные программы, осуществлять социальные выплаты определенным категориям населения тем самым обеспечивая поддержание  уровень благосостояния граждан муниципального образований, что в последствии будет стимулировать развитие региональной экономики и обеспечивать устойчивое развитие экономики страны в рамках концепции новой индустриализации в России.

Литература

  1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. -М.:ЮНИТИ-ДАНА.2017-703с.
  2. Багров М. В., Надеин Н. В. Бюджет муниципального образования: понятие и функции, анализ структуры и особенности бюджетного процесса // Основы ЭУП- 2015- №6 (12) С.8-13.
  3. Ларина С.Е. Проблемы управления муниципальными финансами в современных условиях // Финансы и кредит- 2017- №32 (368)- С.25-32.4) Яшина Н.И., Ясенев В.И., Ясенев В.Н. Совершенствование методов оценки бюджетной устойчивости муниципальных образований и субъектов РФ // Экономические науки. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского-2017-№1(1)-с.253–259
  4. Ракитина, И. С. Государственные и муниципальные финансы [Электронный ресурс]: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. С. Ракитина, Н. Н. Березина. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 333 с. — Режим доступа: — ISBN 978-5-534-00241-6. (дата обращения 25.09.2018 г.)
  5. Алехин, Б. И. Государственные финансы: учебник для академического бакалавриата [Электронный ресурс]. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 184с. — (Серия: Авторский учебник). —Режим доступа: ISBN 978-5-9916-9071-3 (дата обращения 25.09.2018 г.)
  6. Региональные и муниципальные финансы: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. Л. Игонина [и др.]; под ред. Л. Л. Игониной. [Электронный ресурс] — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 480 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). — Режим доступа: ISBN 978-5-9916-8281-7. (дата обращения 25.09.2018 г.)
  7. Шимширт, Н.Д. Государственные и муниципальные финансы [Электронный ресурс]: учеб. пособие — Электрон. дан. — Томск: ТГУ, 2015. — 174 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/45025. (дата обращения 25.09.2018 г.)
  8. Подъяблонская Л., Подъяблонская Е. Актуальные проблемы государственных и муниципальных финансов. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 303с.
  9. Региональные и муниципальные финансы: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. Л. Игонина [и др.]; под ред. Л. Л. Игониной. [Электронный ресурс] — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 480 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). — Режим доступа: ISBN 978-5-9916-8281-7. (дата обращения 25.09.2018 г.)
  10. Реутова, И.М. Государственные и муниципальные финансы: практикум [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Омск: ОмГУ, 2016. — 48 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/89984. (дата обращения 25.09.2018 г.)
  11. 11)riaraiting.ru (дата обращения 01.10.2018 г.)