http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 4/2017 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 4/2017

Индекс УДК 332.36

Bezymyannyj-12

Горбунов Владимир Сергеевич

к.г.н., доц. кафедры экономической теории и менеджмента

ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству»

г. Москва

Gorbunov V.S.  79164369421@ya.ru

Определяющая роль многофакторной теории размещения промышленного предприятия А. Вебера для создания глобальных теорий размещения народонаселения и ее графическое представление

The defining role of the multiple-factor theory of placement of the industrial enterprise of A. Weber for creation global theories of placement population and its graphical representation

Аннотация

Данная статья является продолжением работ автора в серии изучения основ одного из актуальных направлений региональных исследований – пространственной экономики. Вслед за «Идеальным государством» Й. фон Тюнена [13], локационным треугольником В. Лаунхардта [14] работы немецкого ученого А. Вебера позволили окончательно закрепить основополагающую роль в появлении и развитии этого направления региональных исследований за немецкой школой классических штандартных теорий.

Анализ технических и экономических факторов, определяющих пространственное расположение производства, позволил А. Веберу найти оптимальное место его расположения на местности. Для этих целей им было найдено «пространственное равновесие», в котором конкретные точки, обозначающие места производства и потребления в регионе, стране или группе стран, на основе установления эффективных взаимосвязей между транспортными, финансовыми и иными потоками позволяли извлекать максимальную прибыль при заданном уровне издержек, и, таким образом, оптимально использовать все имеющиеся в регионе факторы производства.

Summary

This article is continuation of works of the author in a series of studying of bases of one of the relevant directions of regional researches – spatial economy. After «The ideal state» of J. von Thünen [13], a locational triangle of W. Launhardt [14] of work of the German scientist A. Weber have allowed to fix finally a fundamental role in emergence and development of this direction of regional researches behind the German school classical theories.

The analysis of the technical and economic factors defining a spatial arrangement of production has allowed A. Weber to find the optimum place of his arrangement on the area. For these purposes he has found «spatial balance» in which the concrete points designating the place of production and consumption in the region, the country or group of the countries on the basis of establishment of effective interrelations between traffic, financial and other flows allowed to take the maximum profit at the set level of expenses, and, thus, optimum to use all factors of production which are available in the region.

Ключевые слова: региональная экономика, промышленный штандорт, теория оптимального размещения промышленности, земельная рента, стоимость земли, агломерация, весовой треугольник.

Keywords: regional economy, theory of optimum placement of the industry, land rent, earth cost, agglomeration, weight triangle.

Альфред Вебер (Alfred Weber, 1868–1958 гг.ж.) был младшим братом известного немецкого социолога Макса Вебера, изучал историю искусства и археологию, право и национальную экономию. Защитив докторскую диссертацию в 1895 г. он начинает академическую карьеру. В 1909 г. в учении «О штандорте промышленности» вводит понятие «штандорт», которое описывало не реальное, а предлагаемое оптимальное размещение производства, а также понятие «изодапан» – замкнутых кривых линий, соединяющих точки с одинаковыми отклонениями от минимальных транспортных издержек.

Штандорт (нем. – standort) – досл. местоположение. Это географическая фигура, построенная на основе сочетания мест потребления и расположения «складов», которыми обозначаются места добычи (получения, сбора) исходных материалов – различных видов промышленного сырья и энергоресурсов [16].

А. Вебер, как это было и до него, свой анализ проводит на примере отдельного взятого предприятия. Однако, по сравнению с предшественниками, он вводит новые факторы размещения производства в дополнение к транспортным издержкам, создает различия в топографии и условиях транспортировки грузов, ставя более общую оптимизационную задачу минимизации общих издержек производства и создавая подробную классификацию факторов размещения по их влиянию, степени общности и проявлениям. Фактором размещения А. Вебер называет экономическую выгоду, которая выявляется в зависимости от того места, где осуществляется деятельность [4, 6]. Эта выгода заключается в сокращении издержек по производству и сбыту определенного товара и означает возможность изготовлять его в одном каком-либо месте с меньшими издержками, чем в другом.

При изучении особенностей производственного использования материалов он различал «чистые материалы», безотходные (хлопковое волокно, прокат) и «грубые материалы» (руды металлов, картофель при переработке в крахмал, молоко в масло), которые вместе с общим весом грузов и расстоянием перевозки влияют на общую величину транспортных издержек и сдвигают штандорт к местам минимальных транспортных затрат [11].

Свой анализ А. Вебер проводит по трем основным ориентациям в размещении – транспорт, рабочая сила, агломерация. Вебер уделил значительное внимание важности транспортировки, когда он разработал свою теорию. Вебер начал анализ промышленного местоположения, концентрируясь на обнаружении производственного местоположения, которое минимизирует затраты, связанные с приобретением сырья и топлива, и с получением готовых изделий на рынки.

Для простых арифметических расчетов был использован треугольник – рис. 1, так, что два вида сырья, необходимых для производства, и место реализации продукции связаны между собой прямыми линиями. Важным был так называемый вес сырья и материалов, учитывая, что некоторые из них распространены повсеместно, а некоторые могут быть добыты лишь в конкретных местах.

Screenshot_1

Рис. 1 – Весовой треугольник А. Вебера, где d – расстояние; w – вес, M – рынок, P – наименее стоившее местоположение; w(M) – вес готового изделия; w(S1) и w(S2) – тонны материалов, прибывающих от S1 и S2 [15]

Величина транспортных издержек зависит от веса перевозимых грузов и расстояния перевозки. Под влиянием транспортных издержек промышленное предприятие будет притягиваться к транспортному пункту, транспортному штандорту, в котором с учетом местоположения потребительского центра и источников сырья транспортные издержки минимальны. При этом используются два показателя: материальный индекс и штандортный вес.

Поиск оптимального места размещения предприятия, штандорта, ведется в рамках штандортной фигуры – рис. 2. «Положим, – пишет Вебер, – мы имеем перед собой производство, работающее с двумя локализованными материалами, причем для выработки 1 т продукта требуется 3/4 т одного материала и 1/2 т другого. В таком случае мы получаем штандортную фигуру, на «материальных компонентах» (линиях, соединяющих штандорт с «материальными складами») которого передвигаются веса в 3/4 и 1/2, в то время как «потребительская компонента» отягощена 1,0 – рис. 2Г.

Screenshot_2

Рис. 2 – А, Б, В – варианты штандортной фигуры при числе «складов» М = 2 и местом потребления продукта K = 1; Г – штандортная фигура с весами [10, 15, 17]

Производства с высоким материальным индексом тяготеют к пунктам производства сырья материалов, а производства с небольшим индексом – к центру потребления. Под влиянием транспортных издержек производство будет притягиваться к тому пункту, в котором с учетом местоположения потребительского спроса и источников сырья транспортные издержки минимальны.

Таким образом, единственными факторами, определяющими транспортные издержки являются вес и расстояние. Веса, соответствующие различным компонентам, и представляют те силы, с которыми различные вершины, углов штандортной фигуры притягивают к себе штандорт производства.

Закономерности размещения промышленности могут основываться только на факторах, общих для всех отраслей промышленности [1, 2, 5]. Специальные факторы связаны с особенностями технологий отдельных отраслей. Все факторы, общие и специальные, разделены можно разделить на региональные, определяющие размещение промышленности в отдельных местах, и агломерационные, способствующие концентрации промышленности в некоторых из этих мест [3, 20]. Возможно также разделение на природно-технические и культурно-общественные факторы [7, 8, 18, 22].

Для построения теории размещения достаточно учитывать общие факторы регионального характера. В теории А. Вебера к таким факторам относятся:

—  издержки на земельную ренту (аренда, покупка);

—  издержки на основной капитал (здания, машины, оборудование);

—  издержки на сырье и энергоресурсы;

—  издержки на рабочую силу;

—  транспортные издержки;

—  процент на заемный капитал;

—  амортизационные отчисления на основной капитал.

Транспортные издержки переменны, а издержки на рабочую силу – постоянны [21]. Если, издержки на оплату рабочей силы изменяются, то и размещение производства будет определяться уже не только транспортными издержками, и предприятие становится более свободным в своем выборе.

Учитывая различия в издержках на рабочую силу определяется рабочий пункт – пункт с наименьшими рабочими издержками, который будет притягивать производство к себе, в результате чего производство либо останется в транспортном пункте, либо переместится в рабочий пункт. Такое перемещение может произойти тогда, когда экономия на рабочих издержках в данном пункте перекрывает перерасход в транспортных затратах из-за перемещения производства.

Приросты транспортных затрат, обусловленные перемещением производства из транспортного пункта в рабочий, увеличиваются с удалением от транспортного пункта, причем более или менее равномерно в любом направлении удаления. Поэтому в каждом направлении должны существовать пункты, для которых приросты транспортных затрат (или издержки отклонения) будут одинаковыми. Линии, соединяющие эти пункты одинаковых издержек отклонения получили название изодапан (isodapane).

Для определения оптимального места размещения производства вокруг транспортных пунктов проводятся изодапаны, среди которых выделяется критическая изодапана – геометрическое место точек, где перерасход транспортных затрат равен экономии от агломерации производства. Отклонение изолированных производств от транспортных пунктов возможно только тогда, когда все отклоняющиеся производства, не выходя за пределы своих критических изодапан. Таким местом является площадь общего сегмента, образованного пересекающимися критическими изодапанами, так как только внутри этого сегмента издержки отклонения для каждого производства не превышают той выгоды, которая получается от соединения – рис. 3. В более общем случае несколько предприятий образуют не один, а несколько сегментов.

Screenshot_3

Screenshot_4

Рис. 3 – Выбор размещения производства, нуктиром показана критическая изодапана, цветом выделена площадь города

Графически такие линии можно представить в виде замкнутых кривых, которые описываются вокруг пункта транспортного минимума Р и соединяются точки одинаковых отклонений в транспортных издержках при перемещении пpoизводства в рабочие пункты P1 или P2. При этом изодапана, соединяющая точки, в которых отклонения транспортных издержек равны экономии на рабочих издержках, называется критической изодапаной для данного рабочего пункта.

Точки L1 и L2 – это пункты концентрации рабочей силы. Если экономия на рабочей силе в пункте L2 по сравнению с пунктом Р окажется больше издержек отклонения А2, то размещение производства в точке L2 будет увеличивать прибыль.

Пусть изодапаны А1, A2, A3, А4 соответствуют росту транспортных издержек на 1, 2, 3, 4 рубля на тонну продукции, по сравнению с аналогичными издержками пункта Р. С другой стороны, пусть издержки на рабочую силу дают экономию для пункта L1 в 3 рубля, а для пункта L2 – 2 рубля по сравнению с аналогичными издержками пункта Р. При этих условиях перемещение производства из Р в L2 очевидно выгодно, так как L2 лежит внутри своей критической изодапаны А2, а значит, увеличение транспортных издержек будет для L2 меньше, чем экономия на издержках на рабочую силу. Наоборот, перемещение производства из Р в L1 невыгодно, так как L1 лежит вне своей критической изодапаны А3 А3, а это показывает, что рост транспортных издержек не компенсируется и будет больше, чем экономия на издержках на рабочую силу.

Если данный рабочий пункт лежит внутри своей критической изодапаны, то перемещение производства из транспортного пункта в рабочий пункт выгодно, а если вне ее, то перемещение невыгодно. Например, если для рабочего пункта P1 критической изодапаной является А3, то предприятие предпочтительнее разместить в транспортном пункте Р. Если критической изодапаной является А4, то предприятие целесообразно разместить в рабочем пункте P1.

Анализ влияния агломерационных факторов на размещение предприятия А. Вебер строит на основе оценки изменений, вызываемых процессами агломерации, в оптимальной схеме размещения производства, полученной на основе транспортной и рабочей ориентации. Исходя из транспортной ориентации отыскиваются отклонения производства транспортных пунктов, обусловленные действием фактора агломерации. Такие отклонения целесообразны, если издержки отклонения перекрываются сбережениями в агломерационных пунктах.

Пусть различным объемам агломерированной массы (например, годовым выпускам продукции) соответствуют различные удельные издержки: 100 т – 10 руб.; 400 т – 6 руб.; 1600 т – 4 руб.; 6400 т – 3 руб. Уменьшение удельных издержек при росте объема производства отражает эффект концентрации. Разница в издержках для агломерированных масс по сравнению с первым уровнем концентрации производства составит: для второго уровня (10 – 6) = 4, для третьего (10 – 4) = 6, для четвертого (10 – 3) = 7. Полученные величины (4, 6, 7) и представляют собой сбережения, которые получаются для различных степеней агломерации и повышаются при укрупнении производства, так называемые индексы сбережений при агломерации.

Составим локационный треугольник, для этого возьмем три точки, А, В и С, которые представляют собой самые дешевые источники для производства – сырье, трудовые ресурсы и энергия. Пусть первоначальная стоимость производства в точке В составляет 30 руб. За пределами точки В локационная стоимость включает в себя расходы на транспортировку, увеличивающиеся по фиксированной величине создавая некое подобие туннеля – рис. 4.

Screenshot_5

Screenshot_6

Рис. 4 – Порядок определения оптимального места размещения промышленного предприятия в модели А. Вебера

Теперь построим изодапаны для двух оставшихся точек, при этом локационная фигура буте та же, а удаление колец будет сколько-нибудь далеким. Направление наклона показывает ориентацию изолиний. Мы можем рассчитать общую стоимость, как первоначальная стоимость плюс локационная стоимость для каждой точки. Если мы это делаем для каждой точки в пространстве, мы создаем стоимость всей территории. Можно построить форму этой трехмерной поверхности с семейством изолиний стоимости, которые представляют собой изодапаны, для наглядности они представлены разным цветом. Построим двухмерное изображение этой трехмерной поверхности стоимости, тогда мы можем протянуть прямую вдоль линии PQ – рис. 5.

Screenshot_7

Рис. 5 – Построение прямой линии, показывающей доходность производства

И далее, можно спроектировать линию вниз от каждого пункта пересечения между изодапаной и линией PQ. Построим развернутую кривую затрат как частное от общих затрат – рис. 6.

Screenshot_8

Рис. 6 – Графическая интерпретация модели А. Вебера

Цена в пространстве определена, следовательно, доходы представлены прямой линией. Точки Ma и Мb показывают предельные значения прибыли. В точке О локационные затраты будут минимальными. Если первоначальная стоимость изменяется, локационные затраты также переменные, семейство изодапан изменится и кривая затрат также будет другой.

Как видно из приведенного анализа классическая теория размещения требует большое количество первоначальных данных. Стоимость, доход и размещение для каждой промышленности сложны и сильно отличаются. В различных секторах экономики предприятия имеют различные принципы ценообразования и множество индивидуальных факторов. А. Вебер отмечал, что издержки на отклонение от пунктов с минимальными транспортными издержками и величина экономии издержек на рабочую силу зависят от густоты сети расселения, плотности населения и культурного уровня развития общества. В культурных и густонаселенных странах должна была преобладать ориентация на трудовые ресурсы, а в отсталых и редко населенных – транспортная ориентация.

На силу привлекательности ориентации на трудовые ресурсы влияет и характер тарифов на грузовые перевозки. При низких тарифах «рабочие пункты» становятся особенно привлекательными. Поскольку при нормальных условиях социально-экономического развития страны в ней растет плотность населения, повышается его культурный уровень и снижаются транспортные тарифы, постольку должна расти ориентация на рабочую силу. Однако ей будет препятствовать рост влияния «материальных складов» и механизация производства, ведущие к сокращению затрат живого труда.

В целом удешевление транспорта шло в первой четверти XX века более быстрыми темпами, чем усиление механизации производства. Поэтому в отраслях, относительно мало затронутых механизацией и вызванным ею сокращением потребности в живом труде, преобладала ориентация на трудовые ресурсы. В сильно механизированных производствах с высокими штандортными весами преобладала транспортная ориентация.

 Экономия на агломерации происходит за счет экономии на масштабах производства, за счет наличия удобных рынков сбыта, близости вспомогательных отраслей и более дешевой рабочей силы. Это способствует концентрации предприятий в центральных районах городов, однако тенденции к централизации противопоставлен резкий рост земельной ренты в перенаселенных центрах, который, в свою очередь, вытесняет крупные предприятия на окраинные районы [9, 19]. Убедиться в этом имеется возможность и сегодня.

Таким образом, А. Вебером была выработана многофакторная теория размещения производства, основанная на методах количественного анализа и математическом моделировании, введены экзогенные факторы, которые отражают замещение транспортных издержек расходами на факторы производства нетранспортного характера. Но исследования А. Вебера носили более теоретический, чем прикладной характер, и не учитывали такие специфические институциональные факторы, как разница в нормах процента или качестве менеджмента, налоговых ставках или ставках страховых взносов, и такие общие факторы, как климат или особенности ландшафта.

Ему первому удалось выработать многофакторную теорию размещения промышленного предприятия, опирающуюся на методы количественного анализа (математическое моделирование). Модель А. Вебера проста, универсальна и логична. Недостатком модели является допущение, что спрос сосредоточен в одной точке. Этот недостаток был устранен через 20 лет другим немецким экономистом Августом Лешем.

Так же модель не учитывает влияние конкуренции, предприятия не конкурируют между собой за потребителя или места добычи ресурсов для производства. Находясь в близости друг от друга предприятия могут снижать свои издержки образуя тем самым кластеры и разделяя потребительские рынки между собой. Впоследствии это продемонстрировал американский экономист Гарольд Хотеллинг, решив задачу размещения двух предприятий в условиях конкуренции за общий рынок сбыта.

Вместе с тем, стоит подчеркнуть особый вклад исследований А. Вебера, которые стали стимулом для создания глобальных теорий размещения народонаселения для ученых следующего поколения – Маккиндера, Спайкмена, Оруэлла, Хантингтона уже в рамках новой зарождавшейся в то время раздела экономической науки – геополитики [см. подробнее 12].

Литература

  1. Буров М.П. Информационное обеспечение земельно-имущественных отношений и экономического взаимодействия регионов // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2016. — № 10. — С. 12-20.
  2. Буров М.П. Маргалитадзе О.Н. Инвестиционный климат в России: существующее положение и проблемы форсированного роста инвестиций в развитие территорий и модернизацию экономики // М.П. Буров, О.Н. Маргалитадзе / Землеустройство, кадастр и мониторинг земель, 2017. №2 – С. 11-18.
  3. Буров М.П. Маргалитадзе О.Н. Улучшать инвестиционный климат в России и форсировать привлечение инвестиций в научно-технологическое развитие страны. // М.П. Буров, О.Н. Маргалитадзе / «Экономические системы», №4, 2016. С. 54-56.
  4. Буров М.П. Планирование и организация землеустроительной и кадастровой деятельности: учебник для бакалавров. – М.: «Дашков и Ко», 2017.
  5. Буров М.П. Региональная экономика и управление территориальным развитием: Учебник для магистров – М.: ИТК «Дашков и К», 2017. – 446 с.
  6. Буров М.П. Региональная экономика и управление: учебник. – М.: Наука-Бизнес-Паритет, 2014.
  7. Буров М.П. Регулирование процессов экономической интеграции субъектов Российской Федерации: роль и место межрегиональных органов власти и общественных структур / М.П. Буров. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – 222 с.
  8. Буров М.П., Горбунов В.С. К вопросу о методологии формирования стратегии развития национальной экономики / М.П. Буров, В.С. Горбунов // Экономика и предпринимательство, 2017. – № 4-1 (81-1). – С. 114-121.
  9. Буров М.П., Горбунов В.С. К вопросу о регулировании земельных отношений / М.П. Буров, В.С. Горбунов // Научно-практический ежемесячный журнал «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель». – М.: Издательский Дом «Панорама», №7 (150) июль, 2017, С. 17-24.
  10. Волков С.Н., Фомин А.А. История землеустроительного образования в России // С.Н. Волков. А.А. Фомин / Международный сельскохозяйственный журнал. 2014. № 5. С. 31-35.
  11. Германович А.Г. Динамизм формирования современных организационных структур региональных АПК / А.Г Германович // Инновации и инвестиции. – 2016. – № 10. – С. 168-173
  12. Горбунов В.С. Необходимость развития приграничных регионов Российской Федерации с учетом геополитической модели Х. Дж. Маккиндера / В.С. Горбунов // «Московский экономический журнал» / «Макроэкономика» и «Экономика», №1 – 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://qje.su/regionalnaya-ekonomika-i-razvitie/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2017-30/
  13. Горбунов В.С. Использование модели Й. фон Тюнена в современной региональной экономике / В.С. Горбунов // «Московский экономический журнал» / «Макроэкономика» и «Экономика», №2 – 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://qje.su/regionalnaya-ekonomika-irazvitie/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-2-2017/
  14. Горбунов В.С. «Обоснование размещения крупного металлургического комплекса на основе модели весового локационного треугольника Вильгельма Лаунхардта» // В.С. Горбунов / «Землеустройство и земледелие» / «Московский экономический журнал» (QJE.SU), № 3/2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://qje.su/zemleustrojstvo-i-zemledelie/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2017-71/
  15. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов // Проект Национального фонда подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации «Информатизация системы образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
  16. Ефремова Л.Б., Ефремов А.А. Роль природно-ресурсного потенциала в размещении сельскохозяйственного производства и его эффективности / Л.Б. Ефремова, А.А. Ефремов // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2009. № 6 (54). С. 32-37.
  17. Иванов Н.И. Взаимосвязь документации по территориальному планированию с программами социально-экономического развития /Землеустройство, кадастр и мониторинг земель – М.: Издательский дом «Панорама», №10, 2008. – С. 43-45.
  18. Колесников М.М. Сущность и содержание социально-страховой защиты занятого населения // М.М. Колесников / Народонаселение – М.: Изд-во Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН (Москва), №2 (52), 2011 – С. 057-061.
  19. Коростелев С.П. Устойчивое развитие территорий и налогообложение недвижимости // С.П. Коростелев / Землеустройство, кадастр и мониторинг земель – М.: Издательский дом «Панорама», №5, 2017. С. 32-39.
  20. Кошелева Т.В. Маркетинг, менеджмент и философия маркетинга // Т.В. Кошелева / Московский экономический журнал – М.: Редакция «Международного сельскохозяйственного журнала», №2, 2016. – С. 35.
  21. Нилиповский В.И., Отварухина Н., Костычева Д. Совершенствование моделей и процедур построения стратегии организации в современных условиях // В.И. Нилиповский, Н. Отварухина, Д. Костычева / Московский экономический журнал, №4, 2016, С. 58.
  22. Фомин А.А. Уроки реформ Петра Аркадьевича Столыпина // А.А. Фомин / Международный сельскохозяйственный журнал. 2017, №2. С. 6-7.