Московский экономический журнал 4/2016

image_pdfimage_print

УДК 338.48

Безымянный 12

Бунаков О.А., Башнанова А.С.

Bunakov O., Bashnanova A.

Особенности системы мотивации персонала в принимающей компании туроператора (на примере компании ANEXTour)

The features of system of personnel motivation in the accepting company of tour operator (on the example of the ANEXTour company)

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности формирования системы мотивации персонала в принимающей компании туроператора. Авторами проводится опрос работников компании, по итогам которого делаются реальные предложения по совершенствованию системы мотивации. Особое внимание уделяется нематериальной мотивации, что в непростых экономических условиях делает внедрение предлагаемой системы мотивации более легкой для руководства компании. Предлагаемые меры будут способствовать сокращению текучки персонала и повышению престижности работы в компании.

Abstract. In this article the features of forming the system of personnel motivation  in the accepting company of tour operator are considered. Authors conduct the survey of employees of the company following the results of which real suggestions for improvement of system of motivation become. Special attention is paid to non-material motivation that in difficult economic conditions does implementation of the offered system of motivation easier for a management of the company. Proposed measures will promote reducing routine of personnel and increase in prestigiousness of the company.

Ключевые слова: туризм, мотивация, туроператорская компания

Keywords: tourism, motivation, tour operator company

Когда речь идет о том, чтобы предприятие непрерывно двигалось вперед, одной из главных задач является мотивация людей [1]. На сегодняшний день, мотивация трудовой деятельности занимает одно из ведущих мест в управлении персоналом организации. Необходимо помнить, что залог успешной и стабильной работы заключается в умении использовать весь потенциал сотрудников. А для этого персонал компании должен быть мотивированным в своей деятельности.

Без сомнений люди являются основой всех предприятий индустрии туризма, именно от приложенных ими усилий зависит производительность и успех организации. Но для того, чтобы усилия возникли, любой сотрудник должен быть заинтересован в выполнении своих обязанностей. Эта заинтересованность появляется под воздействием внешних и внутренних побуждающих сил. Именно поэтому руководство компании должно разрабатывать и  внедрять системы мотивации на предприятии. Для того чтобы составить эффективную систему мотивации необходимо обладать четким представлением об особенностях и мотивах поведения своих сотрудников [2, 3].

Бренд ANEXTour появился на российском туристическом рынке в 1998 г. Именно в этот период в нашей стране начинает формироваться культура массового туризма. Оказавшись у истоков процесса, туроператор определил свою миссию как стремление сделать качественный отдых за рубежом доступным любому клиенту. Первыми направлениями компании стали Турция и Египет, затем Таиланд. В настоящий момент, ANEX Tour является одним из ведущих туроператоров российского рынка. Проявляя особое внимание к потребностям клиентов, компания постоянно расширяет линейку своих предложений и совершенствует туры на уже открытых направлениях. В «копилке» туроператора такие популярные туристические направления как Турция, Таиланд, Испания, Греция, ОАЭ, Марокко, Индия, Вьетнам, Мексика, Доминикана, Чехия, Андорра, Болгария и Россия.

Предлагая такое количество направлений, компания нуждается в широком штабе сотрудников. Особенно остро проблема высококвалифицированных кадров стоит перед принимающими компаниями ANEXTour. В зарубежных странах, принимающие компании стремятся сократить свои расходы по оплате труда, устраивая на работу студентов. Вследствие того, что как студенты работают в компании на протяжении 4 – 7 месяцев с низкой заработной платой и без перспектив карьерного роста, их трудовая мотивация находится на очень низком уровне (см.Таблицу 1).

Таблица 1. Уровень заработной платы гидов компании ANEXTour в Таиланде (2016г).

bezymyannyj

С целью более глубокого анализа системы мотивации сотрудников ANEXTour, нами был проведен опрос среди 10 сотрудников принимающей компании в Тайланде. Опрос включал в себя 5 открытых вопросов без вариантов ответа.

  1. Устраивают ли жилищные условия?
  2. Устраивает ли отношение руководства?
  3. Устраивают ли отношения среди коллег?
  4. Довольны ли Вы уровнем з/п?
  5. Чего не хватает для того, чтобы работать лучше?

Результаты опроса поразили в первую очередь практически идентичными ответами сотрудников и это несмотря на то, что вариантов ответов не было предложено.

Абсолютно все респонденты не довольны уровнем заработной платы в компании, а 90% (9 из 10) также не устраивает отношение руководства к работникам. Были даны следующие комментарии: «нет взаимного понимания», «относятся как к рабам», «загружают работой», «сокращают выходные до минимума». В связи с этим многие респонденты подумывают об увольнении.

По всей видимости массовых увольнений сотрудников нет по причине хороших отношений с коллегами, о чем сказали 80% опрошенных. Следует отметить также 100% удовлетворенность персонала условиями проживания. Респонденты отмечали хорошие дружеские отношения с коллегами и поддержку с их стороны в сложные периоды.

bezymyannyj

Рис.1 Чего не хватает, чтобы работать лучше? (ответы респондентов)

На вопрос чего не хватает, чтобы работать лучше были получены 5 вариантов ответов (см. Рис 1). Ответы были самые разные, но большинство сотрудников ответили, что не хватает мотивации. По одному человеку ответили, что не хватает поощрений, корпоративов, выходных.

Суммируя выше сказанное, можно сделать вывод, что сотрудники компании не довольны условиями труда, а именно их абсолютно не устраивает заработная плата и отношение руководства. Соответственно, необходимо внести коррективы в систему мотивации сотрудников, чтобы  повысить мотивацию к работе и сократить текучку кадров.

Из бесед с работниками удалось выделить еще один недостаток существующей системы мотивации, который состоит в том, что в низкий сезон проценты от продаж получить очень трудно (а эти проценты являются одной из главных статей дохода сотрудников). Поэтому, в такой период, начальству надо быть предельно внимательным к персоналу, чтобы у них не снижалась мотивация, и, соответственно, не ухудшалась эффективность работы. По всей видимости, условия труда в низкий сезон должны пересматриваться в сторону увеличения окладной (гарантированной) части заработной платы. На сегодняшний день такой практики в ANEXTour не наблюдается.

Также в компании наблюдается демотивация сотрудников по причине необъективных штрафов и взысканий, что приводит к психологическому напряжению в коллективе.

Для решения задачи повышения мотивации сотрудников ANEXTour мы разработали ряд рекомендаций.

  1. Предоставление сотрудникам гарантии профессионального роста и продвижения по карьерной лестнице.

В настоящий момент в ANEXTour сложилась следующая ситуация. Чем лучше сотрудник выполняет свою работу на текущей должности, тем дольше он на ней задерживается. Поэтому, мы предлагаем создать нормативный документ, в котором будет четко прописана система роста и восхождения по карьерной лестнице.   

  1. Благодарственные письма сотрудникам за положительные отзывы от туристов и просто за профессионально проделанную работу.
  2. Создание стенда лучших работников в главном офисе, где каждую неделю будут отмечены сотрудники, проявившие свои профессиональные качества и неординарность в решении сложных задач.
  3. возможность бесплатного посещения экскурсий, предлагаемых компанией туристам.

При низкой загруженности в автобусе, компания может взять своих сотрудников в экскурсионную поездку. Для работников это будет полезно тем, что в автобусе они будут слушать как работают их коллеги, возможно, отметят для себя что-то новое и в дальнейшем будут применять полученные знания в своей работе.

Эмоциональный подъем сотрудников – это самая лучшая нематериальная мотивация в организации. Данный вид мотивации повышает лояльность и укрепляет командный дух сотрудников [4, с.319].

Разумеется, существуют также и материальные способы мотивации сотрудников и ими нельзя пренебрегать. Однако в своей работе мы намеренно о них не говорим, так как в индустрии туризма материальное вознаграждение для многих сотрудников не так значимо, как другие факторы  (признание коллег, возможность роста и самореализации и т.д.). Кроме того, использование предлагаемых нами методов мотивации будут не сильно обременительны для руководства компании в финансовом плане, что особенно важно, учитывая современные реалии в индустрии туризма  и в экономике в целом.

Список литературы

  1. Бунаков О.А. Управление позиционированием и устойчивым развитием туризма в регионе // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Российская Международная академия туризма. Москва, 2011
  2. http://www.scienceforum.ru/2013/62/499 Студенческийнаучный форум.  (Дата обращения: 15.11.2016)
  3. http://tourism.tatarstan.ru Государственный комитет Республики Татарстан по туризму. / (Дата обращения: 15.11.2016)
  4. Mingaleva Z., Bunakov O. Competitiveness assessment of Russian territories in terms of inbound tourism // Life Science Journal. 2014. Т. 11.№ 6s. С. 318-321.
  5. Fakhrutdinova L.R., Eidelman B.M., Rozhko M.V., Pratchenko O.V. Methodological Approaches of Formation of Evaluative Indicators of Quality of Life // Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 5, No. 24, 2014, pp. 251-255
  6. Gabdrakhmanov N.K. and Rubtsov V.A. Tourist and Recreational Positioning of Tatarstan Republic: Cluster Analysis // World Applied Sciences Journal 30 (Management, Economics, Technology & Tourism), 2014 — pp.202-205