Московский экономический журнал 3/2018

image_pdfimage_print

1МЭЖлого

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-13004

Савельева Людмила Николаевна

Основное место работы: ГПОАУ ЯО «Ярославский педагогический колледж», 

Должность по месту работы: преподаватель, аспирант на соискание ученой степени кандидата экономических наук ЯрГУ им П.Г. Демидова

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖКХ. СРЕДСТВА И ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ

Аннотация: В современных технико-экономических условиях инновационная направленность политики предприятий является основой качественных сдвигов в результатах их финансово-хозяйственной деятельности. Практически во всех отраслях народного хозяйства инновационная активность предприятий становится определяющим фактором их устойчивого положения на рынке. Инновационное развитие производства опирается на использование достижений научно-технического прогресса, оно ориентируется на разнообразные потребности рынка, обеспечивает необходимую концентрацию финансовых, материально-технических и человеческих ресурсов.

Ключевые слова: реформирование, коммунальные предприятия, услуги, технико-экономические условия, государственная собственность, правовые формы, жилищно-коммунальное хозяйство, инновации.

   Под влиянием инновационного развития производства преобразуются производительные силы общества. Каждое новое поколение инноваций в технике и технологии расширяет своё воздействие на динамику социально-экономических процессов, происходящих в обществе. Современная теория управления процессом инновационного развития тесно связывает его с проблемами социально-организационных изменений в народном хозяйстве. Многие авторы, исследовавшие развитие экономики, подчёркивали, что в период индустриализации господствовал принцип «технологической рациональности», развитие происходило под лозунгом «свобода предпринимательства». На этапе постиндустриального развития определяющей становится идея «свободы нововведений».

   Инновации, т.е. создание и реализация конкурентоспособного технологического преимущества, рассматриваются как главное средство ускоренного форсированного развития, наращивания технологической мощи, повышения технологической отдачи. Инновации пронизывают современную экономику, которая находится в состоянии безостановочного развития. Чем интенсивней инновационный процесс и чем значительнее его роль в приросте валового продукта, тем серьёзней предприятия должны относиться к стратегии экономического роста путём использования передовой технологии. Это позволит им достаточно долго сохранять конкурентоспособность своей продукции и услуг. Инновационная деятельность должна постоянно обновляться, поддерживаться, что обеспечит предприятию повышение достигнутого уровня эффективности производства [1].

   Переход на инновационный путь развития производства вызывает значительную трансформацию факторов экономического роста. Меняются ориентиры в направлениях развития науки и научных знаний, в технике и технологии производства. Коренным образом меняются подходы к выбору источников и оценке ресурсов экономического роста. Инновационная направленность развития экономики высветила неэффективность традиционно сложившихся организационных структур и методов управления производством, которые не учитывают возрастающего значения невещественных форм и новых качественных факторов экономического роста. В этих условиях управление инновациями должно быть нацелено на достижение предприятием стоящих перед ним целей путём интенсификации использования материально-технических, финансовых и трудовых ресурсов.

   В методологии управления инновационной деятельностью выделяются два относительно самостоятельных аспекта: во-первых, это процесс принятия управленческого решения; во-вторых, создание и использование аппарата управления инновационным процессом. В рамках первого аспекта (принятия решения) важно выделить методологические основы исследования альтернативных вариантов решений, оценки возможных последствий их реализации и технико-экономических обоснований выбранного варианта. При инновационной направленности экономического роста модели исследовательского процесса играют решающую роль. С этой точки зрения управление инновациями на предприятии предполагает создание специальных организационных структур, укомплектованных высококвалифицированными специалистами в области экономики и технологии данного производства [2].

   При изучении теоретико-методологических проблем управления инновационным процессом на уровне отдельных предприятий и любых интегрированных структур типа холдингов важно опираться на прикладные теории организации и управления производством, что позволит обеспечить научно-методическую базу для выработки практических решений. Представляется необходимым наделить руководящих работников подразделений, связанных с инновационным процессом, полномочиями принятия решений и их практического осуществления. Это подразумевает наличие упорядоченных, бесконфликтных отношений между частями управленческой структуры предприятия.

   Целью функционирования подразделений, связанных с инновационной деятельностью, является эффективное управление процессом разработки, внедрения, производства и коммерциализации новшеств. В зависимости от конкретных условий предприятий отдельные элементы этой системы могут выпадать и заменяться другими. Так, например, стадия разработки может быть заменена операциями по закупке методик управления производством, необходимой технической документации или новейшего технологического оборудования, которое требуется для инновационного обновления производства. Стадия коммерциализации возникает в случаях, когда сделанные на предприятии новые разработки техники и технологии, а также схем управления производством вызывают интерес у других предприятий и могут стать товаром.

   Необходимым условием принятия эффективных решений в области управления инновационной деятельностью является обоснование долгосрочных целей развития предприятия и стратегии достижения поставленных целей [3]. Эти обоснования предполагают, прежде всего, детальный анализ потребительского спроса, конкурентной и ценовой ситуации на рынке. Должны быть оценены ресурсные возможности предприятия, технико-экономический потенциал наличного оборудования, проанализированы возможные источники инвестиций для реализации инновационных мероприятий, а также оценено соответствие квалификационного уровня персонала задачам освоения новой техники и технологии. Важным этапом обоснования инновационной стратегии является анализ конкурентных преимуществ предприятия, его сильных и слабых сторон, возможностей возникновения внешних угроз.

   Стратегические цели инновационного процесса конкретизируются в рамках оперативных (тактических) планов, где главное внимание направлено на кратко- и среднесрочные горизонты. Отличительной особенностью оперативных планов является их достаточно полное информационное обеспечение. Стратегическое и оперативное управление инновациями находятся во взаимодействии и содержательно дополняют друг друга. Стратегическое управление концентрируется на важнейших структурных проблемах, а оперативное управление выбирает наиболее эффективные пути и средства реализации принятой инновационной стратегии развития предприятия. Оперативное управление инновациями сосредоточено на формировании производственных, научных, маркетинговых и других обеспечивающих подсистем предприятия, осуществляющих материально-техническое снабжение и сбыт продукции, информационное и финансовое обеспечение. Конечной целью оперативного управления инновациями является достижение высоких показателей по объёму реализации продукции, доходу, прибыли, рентабельности производства, упрочение положения предприятия на конкурентном товарном рынке.

   Обобщение результатов научно-методических разработок в области управления инновационной деятельностью предприятия ЖКХ представляется возможным выделить его следующие основные элементы [4]:

  1. Анализ внешней среды: правовой основы, налоговой системы, экономической ситуации в стране и регионе, прогноза потребительского спроса и конкурентной ситуации на рынке.
  2. Постановка стратегических целей: увеличение объёмов продаж, закрепление положения на сложившихся рынках сбыта товаров и услуг, выход на новые рынки.
  3. Разработка инновационной стратегии и тактики достижения поставленных целей. Оценка конкурентных преимуществ предприятия, анализ потенциала новых видов услуг, новых технологий и новых моделей оборудования, поиск патентов, лицензий и ноу-хау с оценкой экономической целесообразности их покупки.
  4. Планирование, оперативное управление, мониторинг и контроль за научными и конструкторскими разработками новшеств, их внедрением и использованием в производстве.
  5. Анализ возможных источников инвестиционного обеспечения инновационных программ предприятия. Оценка эффективности инвестиций.
  6. Совершенствование организационной структуры управления инновационной деятельностью. Управление и уменьшение всех видов рисков.
  7. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации всех категорий персонала предприятия, связанного с эксплуатацией новой техники, применением новой технологии и новых схем управления производством.
  8. В системе управления инновационной деятельностью предприятия ЖКХ необходимо учитывать возрастание стохастических и случайных факторов во внешней среде. В этой ситуации инновационная политика предприятия должна быть увязана с возможностью его реакции на возникающие изменения. Исследование реактивности предприятия на изменение внешних условий функционирования позволило выявить и классифицировать типы таких реакций, что повлекло за собой существенные изменения в системе управления.

   Основными типами реакции предприятий на изменения внешней среды считаются:

– изменения в технологии производства, снижение его ресурсоёмкости, изменения в составе и структуре продукции и услуг;

– преодоление конкуренции на основе возможного снижения цен, активизация рекламы и другие меры, способствующие укреплению позиций на рынках сбыта;

-инновационное обновление методов управления производством, организационных структур, техники, технологии и номенклатуры продукции и услуг.

   Чем активнее развивается на предприятии инновационный процесс, чем выше его роль в росте прибыли, тем с большим вниманием там относятся к разработке инновационной стратегии. Для руководителей этих предприятий свойственно понимание того, что движущей силой развития их бизнеса является способность создать и достаточно долго сохранять технологические преимущества. Для этого требуется, чтобы инновационная деятельность постоянно обновлялась, поддерживалась на достаточно высоком уровне.

   Сфера жилищно-коммунального хозяйства — одна из важнейших сторон повседневной жизни любого человека. При кажущейся малозаметности, она присутствует постоянно и повсеместно, занимаясь насущными и неотложными вопросами. Прекращение работы ЖКХ означает полный паралич обыденной жизни людей, поэтому направление нуждается в поддержке и постоянном внимании.

   Действующим законодательством утверждён Жилищный кодекс, регламентирующий все отношения в области ЖКХ, целью которого является сохранение жилья и недопущение нарушений. Для выполнения обязанностей по обслуживанию жилого фонда создаются управляющие компании (УК), товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК). 

   Рассмотрим основные функции организаций по обслуживанию и управлению многоквартирными домами в таблице 1.

Безымянный

Безымянный1

Безымянный2

Безымянный3

Безымянный4

Безымянный5

Безымянный6

Безымянный7

Безымянный8

Безымянный9

Безымянный10

Безымянный11

Безымянный12

Безымянный13

   Игроки российского рынка жилищно-коммунальных услуг готовятся к переходу на новую модель отношений между собственниками жилья в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями (РСО). Такой законопроект сейчас активно обсуждают в Госдуме. Если документ вступит в силу, жильцы смогут быстро и легко заключить прямой договор с поставщиками ресурсов, минуя управляющую компанию. Идею разделяют и РСО, и добросовестные управдомы, работающие в регионах Северо-Запада. Однако законопроект, по мнению игроков рынка и экспертов, требует доработки. В частности, речь идет об обслуживании проблемных многоквартирных домов, не оборудованных счетчиками и потребляющих больше ресурсов, чем установлено в нормативах

   Одна из причин, по которой решили изменить систему расчетов с поставщиками ресурсов, связана с огромными долгами управляющих компаний перед РСО. По данным Росстата, к середине прошлого года УК не выплатили ресурсоснабжающим организациям порядка 250 миллиардов рублей. Это практически пятая часть всех коммунальных долгов, зафиксированных в РФ.

   Нередко руководители управляющих компаний, накопившие долги, регистрируют организации с новым ИНН, пытаясь таким образом уйти от ответственности, после этого многоквартирные дома переходят на обслуживание к новой управляющей организации, которая фактически является прежней УК. В силу того, что имущество у компании-должника практически всегда отсутствует, взыскать с нее задолженность не представляется возможным. Подобный механизм позволяет УК покрывать свои затраты без дополнительных усилий. Например, не проводя работу по взысканию задолженности с жильцов многоквартирных домов.

   Все коммунальные платежи в Ярославской области хотят перевести в единый информационный расчетный центр — ЕИРЦ. Банковское обслуживание всей региональной коммуналки, скорее всего, будет осуществлять «Сбербанк».

   Создание ЕИРЦ предусмотрено указом губернатора Ярославской области №564 от 9 ноября 2016 года. Определить организационно-правовую форму Регионального информационно-расчетного центра и принять решение о его учреждении, согласно Указу, должно Правительство Ярославской области. Обнародованных документов Правительства еще нет. Пока не ясно, будет ли это государственное унитарное предприятие или акционерное общество. Проект курирует советник Председателя Правительства региона Павел Юхвидин.

   Таким образом, вероятно, региональные власти хотят распутать Гордиев узел проблем коммунальных неплатежей, тянущихся многие годы. В частности, речь идет о прозрачности коммунальных отчислений и платежей конечным поставщикам природных и коммунальных ресурсов — в первую очередь Газпрому. В ноябре 2017 года долг перед поставщиком газа региональных потребителей превысил 5,5 млрд рублей. При этом неоднократно возникали случаи, когда в цепочках расчетов за коммуналку возникали сбои — управляющие компании, собирая деньги с жителей, не перечисляли их поставщикам ресурсов (например, тепла или воды), или когда ресурсники, получив деньги от УК, не рассчитывались с «ГазпромМежрегионгаз Ярославль». Концентрация всех коммунальных платежей в одних руках может решить эту проблему: все денежные потоки станут прозрачными, что сведет к минимуму возможность махинаций. Граждане же смогут оплачивать в перспективе все платежи по единой квитанции.

   Сейчас практически во всех районах есть муниципальные информационные расчетные центры, которые занимаются начислением квартплаты и распределением коммунальных платежей далее. Они должны быть ликвидированы и влиться в состав нового регионального ЕИРЦ. Для этого требуется решение самих властей районов. Кроме того, ЕИРЦ нужно заключить договоры со всеми управляющими компаниями региона, подавляющее большинство которых — частные, а также поставщиками ресурсов — тепла и воды, и, наконец, с самим Газпромом.

   Если муниципальные расчетные центры и компании готовы взять «под козырек», то частные УК называют новую систему революционной и пока с большим сомнением относятся к возможным переменам. Одни компании находятся на обслуживании частных биллинговых центров, другие имеют собственные структуры, производящие начисление квартплаты, расщепление платежей, учет льгот и прочее. Кроме того, некоторые такие системы интегрированы в бизнес-процессы: система не только начисляет квартплату, но и следит, например, за заявками жильцов и контролирует их исполнение. Разорвать налаженные связи будет проблематично, говорит руководитель одной и управляющих компаний Ярославля, пожелавший остаться неназванным. Управляющие компании обращают внимание и на неопределенность технических решений.

Список литературы:

  1. Генцлер, И.Г. О некоторых вопросах управления многоквартирными домами. Международный опыт //Законы России. Опыт, анализ, практика. – 2008. – № 8. – с. 12-18.
  2. Глазунов, С.Н. Жилищный вопрос в России. Проблемы и перспективы. – М.: Дело, 2006. – 176 с.
  3. Ломова М. Н. Опыт зарубежных стран в решении проблем управления жилым фондом в России [Текст] / М. Н. Ломова // Экономическая наука и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 201-203.
  4. Игнатов, В.Г. Зарубежный опыт местного самоуправления и его реформирования. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2004. – 144 с.
  5. Кирсанов, С.А. Зарубежный опыт управления многоквартирными домами //ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. – 2011. – № 10. – с. 12-23.