Московский экономический журнал 3/2017

image_pdfimage_print

УДК 658.7

Bezymyannyj-12

Шаталова Мария Юрьевна

Студентка кафедры «Управление персоналом» Инженерно-экономического института Московского авиационного института (национального исследовательского университета), г. Москва

Лазников Николай Михайлович

Кандидат технических наук, доцент

Доцент кафедры «Экономика инноваций и управления проектами» Инженерно-экономического института Московского авиационного института (национального исследовательского университета), г. Москва

Тихонов Алексей Иванович

Кандидат технических наук, доцент

Заведующий кафедрой «Управление персоналом» Инженерно-экономического института Московского авиационного института (национального исследовательского университета), г. Москва
Shatalova Maria Y.

Student of department «Human resource management» Engineering and Economics Institute Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Laznikov Nikolai M.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Associate Professor of department «Economics of Innovation and Project Management» Engineering and Economics Institute Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Tikhonov Alexey I.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Head of department «Human resource management» Engineering and Economics Institute Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

KEY PERFORMANCE INDICATORS AS AN INNOVATIVE  LOGISTICS DEVELOPMENT TOOL

Аннотация. Рассматриваются различные виды логистического процесса, определение логистической системы, применение ключевых показателей эффективности, их основные компоненты, составлены графики структуры логистических издержек, выделены основные проблемы в использовании ключевых показателей эффективности.

Abstract.  Different types of logistic process, the definition of the logistics system, the application of key performance indicators, their main components, schedules of logistical costs, highlight the main problems in the use of key performance indicators.

Ключевые слова: управление проектами, ключевые показатели эффективности, логистический процесс, логистическая система, инновации.

Keywords: project management, key performance indicators, logistics process, logistics system, innovations.

Для многих предприятий одной из ключевых задач является повышение эффективности деятельности организации. Правильно налаженная логистика организации способствует совершенствованию бизнес-процессов на предприятии. Логистика довольно часто является ключевым звеном при решении производственных и финансовых задач. Создаются специальные отделы, занимающиеся сбором, анализом информации, планированием деятельности компании и организацией как можно более эффективных мероприятий по повышению эффективности логистики.

Логистический процесс (логистика) – наиболее эффективная организация людских, информационных и материальных потоков на основе их организационно-аналитической оптимизации. В зависимости от специфики деятельности организация выбирает различные логистические системы. Логистическая система – это общая совокупность действий, обеспечивающая эффективность логистического процесса и выполнение основных задач логистики. На практике управления логистикой включает в себя несколько составляющих: складские постройки, запасы материальных ресурсов, их транспортировка, комплектация и упаковка, информация или связь. Логистика подразделяется на различные виды,  которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Виды логистики

Screenshot_8

Наличие информации о колебании спроса снижает проблему запаса, при этом знание изменения спроса оказывает огромное влияние на деятельность организации. Поэтому инновационность логистики должна заключаться в переориентации запасов на информацию посредством оптимизации логистических цепей [7,11].

За время развития логистики в промышленно развитых странах сформировалась система инновационных показателей, оценивающих эффективность и результативность, к которым обычно относятся: общие логистические издержки; качество логистического сервиса; продолжительность логистических циклов; производительность (результативность); возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру. Эти показатели называются ключевыми показателями эффективности логистики, т.к. они направлены на измерение эффективного использования ресурсов в рамках компании или организации, на оценку логистического управления, а главное являются основой для отчетности в организации, планирования и контроля [1-3].

В таблице 2 представлены ключевые показатели эффективности, их значение и основные компоненты.

Таблица 2. Ключевые показатели эффективности

Screenshot_9

По данным американских консультантов, показанным  на Рис. 1, суммарные логистические издержки в промышленности США на складирование, перевозку, управления заказами, управление распределением, а также управление запасами составляют 48,76 долл. [10].

Screenshot_10

Рис. 1 Структура логистических затрат  на 100 фунтов веса (45 кг) продукции в долл.

На Рис. 2 представлена структура затрат, выраженных в долях, что составляет в сумме 9 процентов от продаж.

Screenshot_11

Рис. 2 Структура логистических затрат (в процентах от продаж)

Анализ логистических издержек западными и российскими компаниями обычно проводится в процентном отношении к стандартным, объемным или ресурсным показателям, например: логистические издержки в отношении объема продаж; отдельные составляющие логистических затрат в отношении общих издержек; логистические издержки фирмы в отношении стандартов или среднего уровня в данной отрасли и проч. [9].

Существует огромное количество логистических инновационных показателей эффективности. При использовании показателей для оценки эффективности логистической деятельности возникает проблема несогласованности разных показателей, которые могут давать разнонаправленные результаты. Например, увеличение степени автоматизации склада увеличивает производительность труда, но уменьшает производительность капитала; Таким образом, необходимо выбирать показатели в зависимости от целей и задач, которые поставила перед собой организация или компания.

Для того чтобы реально отображать ситуацию в организации по логистическим затратам, показатель должен: быть связанным с целями цепи поставок; фокусироваться на существенных факторах; быть реально измеряемым; быть объективным; быть связанным с текущими, а не прошлыми результатами; быть сравнимым с другими организациями и другими временными срезами; быть понятным всем заинтересованным лицам; затруднять манипулирование в целях получения искаженных данных.

Список литературы

  1. Зуева Т.И., Горелов Б.А. Формирование системы показателей и условий реализуемости проектов создания авиатехники гражданского назначения в современных экономических условиях // Управление экономическими системами: электронный научный журнал . 2015. №1(73).  С. 22.
  2. Короленко В.В., Лазников Н.М. Необходимость логистического и интегративного подходов к обеспечению эксплуатации авиационной техники военного назначения // Вооружение и экономика. 2013. №4(25).  С. 94-101.
  3. Тихонов А.И., Лазников Н.М., Зуева Т.И. Применение показателя стоимости жизненного цикла инновационного изделия на авиапромышленном предприятии // Труды МАИ. 2013. №70.  С. 24.
  4. Короленко В.В., Лазников Н.М. Решение задачи распределения материальных ресурсов между заказчиками при их поставке организациям, эксплуатирующим авиационную технику // Логистические системы в глобальной экономике . 2013. №3-1.  С. 126-132.
  5. Короленко В.В., Лазников Н.М., Методика рационального распределения заказов на материальные ресурсы при планировании поставок в системе интегрированной логистической поддержки эксплуатации авиационной техники военного назначения // Вооружение и экономика. 2014. №2 (27).  С. 85-96.
  6. Короленко В.В., Лазников Н.М. Состояние вопроса по созданию систем интегрированной логистической поддержки жизненного цикла авиационной техники военного назначения // Логистические системы в глобальной экономике. 2015. №5.  С. 236-239.
  7. Силантьева Е.А., Тихонов А.И. Ключевые аспекты инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса // Вестник московского авиационного института . 2016. Т.23. №2.  С. 195-199.
  8. Тихонов А.И., Муждабаева Н.В. Совершенствование логистической поддержки производства продукции в машиностроении // Экономика и управление в машиностроении . 2013 . №1.  С. 44-48.
  9. Просвирина Н.В., Зеленцова Л.С., Тихонов А.И. Управление предприятием авиационной промышленности с использованием концепции бережливого производства // Московский экономический журнал . 2016. №2.  С. 6.
  10. Сергеев В.И. Ключевые показатели эффективности логистики // Финансовый директор. 2011. №5-6.  С. 36-40.
  11. Евтодиева Т.Е. Характерные особенности организационных форм логистики в условиях неоэкономики. Самара: Самарский государственный экономический университет. 2011. 168 с.