http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 3/2016 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 3/2016

УДК 338.45

Безымянный 12

Артющик Виктория Дмитриевна

Студентка Инженерно-экономического института

Московского авиационного института (национального исследовательского университета), г. Москва

Гусаков Андрей Геннадьевич

Студент Инженерно-экономического института

Московского авиационного института (национального исследовательского университета), г. Москва

Тихонов Алексей Иванович

Кандидат технических наук, доцент

Директор Инженерно-экономического института

Московского авиационного института (национального исследовательского университета), г. Москва

Artyushchik Victoria D.

Student of  Engineering and Economics Institute

Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Gusakov Andrey G.

Student of  Engineering and Economics Institute

Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Tikhonov Alexey I.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Director Engineering and Economics Institute

Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

РАЗВИТИЕ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

DEVELOPMENT OF AVIATION INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN CONDITIONS OF IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация. В связи с введением экономических санкций со стороны целого ряда стран против Российской Федерации наиболее остро встал вопрос импортозамещения и поддержки отечественного производителя в авиационной промышленности. Для осуществления комплекса мер необходимо сформулировать и начать реализацию новой адекватной стратегии развития авиационной отрасли на государственном уровне. Рынок поставок авиационных компонентов является традиционно закрытым, поскольку количество участников ограничено, и все поставщики комплектующих и систем находятся в тесной взаимосвязи, что необходимо учитывать при  реализации политики импортозамещения в этом сегменте. В настоящее время отечественные и «союзные»  поставщики формируют новый внутренний российский рынок потребления. Таким образом, введенные санкции дают уникальный шанс загрузить заказами и развить нашу авиационную промышленность, гарантировать безопасность страны, создать десятки тысяч рабочих мест и тем самым обеспечить подъем российской экономики.

Summary. In connection with the introduction of economic sanctions by the US and the European Union against the Russian Federation there was a question of import substitution, which requires stimulation and support of domestic producers in the aviation industry. To solve this problem it is necessary to formulate and begin implementation of adequate development of the aviation strategy at the state level. Aircraft components supply market is closed, because the number of participants is limited and all the suppliers of components and systems are closely connected, it is necessary to take into account the implementation of the import substitution policy in this segment. However, at present, domestic and «allied» suppliers form a new Russian domestic market consumption. Thus, the sanctions are given a chance to download orders and develop our aviation industry, guarantee the security of the country, to create tens of thousands of jobs and thereby ensure the rise of the Russian economy.

Ключевые слова: импортозамещение, авиационная промышленность, экономические санкции, программа импортонезависимости.

Keywords: import substitution, aviation industry, economic sanctions, import program.

Отличительной чертой российской авиационной отрасли является её большой потенциал, обусловленный историческими традициями в авиастроении.  С другой стороны, существует такая проблема, как отставание в уровне применяемых технологий по сравнению с зарубежными. Именно это обусловливает  высокую долю импорта в данном сегменте, хотя   российская авиационная отрасль располагает достаточной ресурсной базой и научно-технологическим потенциалом для производства конкурентоспособной продукции. Весьма прискорбно, что Россия, как страна с богатейшими традициями в авиастроении, оказалась в сильной зависимости от импортного оборудования, к чему привели отдельные политические решения  девяностых годов ХХ  века.

Отечественная  политика импортозамещения  — это целенаправленные действия правительства, направленные на создание, поддержку и развитие производства тех товаров, которые, будучи произведенными внутри страны, по объективным причинам могут обладать конкурентными преимуществами по отношению к аналогичным импортируемым товарам. [1] Импортозамещение обозначено на государственном уровне  как один из приоритетов для России, ведь потенциал страны позволяет производить самостоятельно большой список  товаров. В последнее время наблюдается замедление темпов роста импорта, что  является результатом осмысленной экономической политики государства по поддержке внутреннего производителя.  В 2015 году доля импорта в объёме розничных продаж в России опустилась до 36 % — рекордно низкого уровня за последнее десятилетие. [2]

Программы импортозамещения эффективны в таких отраслях реального сектора экономики,  где у нас  имеются очевидные конкурентные преимущества:  дешевое сырьё, насыщенный внутренний рынок, многолетние традиции и опыт.  В табл.1 представлены наиболее перспективные и конкурентоспособные отрасли для реализации импортозамещения. [3]

Таблица 1. Перспективные отрасли для реализации импортозамещающей политики

Безымянный

В настоящее время сформировались следующие предпосылки для создания концепции и программы импортозамещения, способных вывести российский рынок на более высокий уровень оснащенности для поддержания стабильности в условиях ограниченных поставок комплектующих и материалов из-за рубежа:

  • сложившиеся международные условия;
  • санкции со стороны целого ряда государств;
  • снижение темпов собственного производства, финансово-экономическая динамика рынка;
  • финансовые потери, которых можно было бы избежать при импортозамещении;
  • «теневые» схемы при формировании государственных и корпоративных заказов на рынке представителями крупных западных компаний;
  • низкий уровень технологической оснащенности российских производств и, как следствие, их низкая рентабельность;
  • обеспечение военной безопасности страны.

Стоит отметить, что импортозамещающая политика имеет как очевидные преимущества для развития отрасли, так и недостатки, которые могут быть выявлены в ходе реализации программ. К преимуществам импортозамещения можно отнести внедрение новых технологий в производство, а также ускорение научно-технического прогресса в целом,  формирование собственного внутреннего рынка потребления и сохранение выручки внутри страны, развёртывание новых производств в отрасли, создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы, укрепление национальной безопасности страны.

К недостаткам импортозамещения относятся: низкая отдача отечественных предприятий вследствие протекционизма в государственной политике,  невыполнение обязательств, принятых в рамках вхождения нашей страны в ВТО, разрушение сложившихся международных коопераций в сфере производства, отсутствие конкуренции в процессе ценообразования на внутреннем рынке. 

Безымянный

Рис.1 Результаты опроса отечественных предприятий [4]

Основной проблемой на сегодняшний день остается отсутствие в нашей стране корпораций, способных производить и поставлять на рынок достойные аналоги зарубежным комплектующим, особенно в части  авиационной промышленности. Банальная нехватка сырья и всех необходимых материалов, а также низкое  качество продукции,  стоит особняком на пути успешной реализации импортозамещающей политики.

В июне 2016 года на Иркутском авиационном заводе состоялась официальная публичная презентация нового среднемагистрального пассажирского самолета МС-21 («Магистральный самолет XXI века»). Этот масштабный российский проект является вторым после Sukhoi Superjet 100 («Сухой Суперджет 100») в области гражданской авиации, который был создан без советского задела. В отличие от Sukhoi Superjet, рассчитанного на нишу региональных самолетов (дальность полета — 3 тыс. км), МС-21 рассчитан на полеты до 6 тыс. км. Лайнер создается в качестве замены моделей Ту-154 и Ту-204/214, а также самолетов зарубежного производства Airbus А320, Boeing 737 и др. «МС-21 по своему технологическому уровню превосходит те гражданские суда аналогичного класса, которые в настоящий момент летают», – отметил премьер-министр Д.А.Медведев, выразив уверенность, что Россия будет конкурентоспособна на мировом рынке самолетостроения. [5] Наше государство должно поставить цель по насыщению российскими самолетами всех российских авиакомпаний. Это должна быть стратегия стимулирования, а не запрещения, и наши производители с государственной поддержкой  должны предлагать перевозчикам более выгодный продукт, чем их конкуренты.

В общей сложности, доля импортных комплектующих в МС-21 составляет более 50%. (рис.1) К 2018 году планируется довести долю отечественных комплектующих до 80%. Из рисунка видно, что в основном  импортируются такие комплектующие как авионика, системы и двигатель. Именно по этим направлением и наблюдается технологическое отставание от зарубежных производителей. 

Безымянный

Рис.2 Комплектование российского самолета МС-21

Основная часть производства авиационных двигателей теперь сосредоточено в российских компаниях, входящих в Объединенную двигателестроительною корпорацию (ОДК)  и холдинг «Вертолеты России». Именно за счет их совместных усилий ожидается скорейшее внедрение новых образцов двигателей на наши новые гражданские самолеты и вертолеты. Перспективные отечественные разработки позволят добиться увеличения целого ряда технических характеристик в сравнение с зарубежными аналогами. Перед предприятиями поставлена задача создать производство той материальной части, которая на территории РФ не производилась.

Предприятие ОДК «Пермские моторы» подготовила современный Перспективный Двигатель тягой 14 тонн (ПД-14), который входит в проект семейства перспективных гражданских турбовентиляторных двигателей. Семейство двигателей ПД предназначено для установки на самолёты МС-21-200/300/400, а  более мощные модификации двигателя могут быть применены на Ту-214Ил-96-300 и Ил-96-400Т. Цель проекта — завоевание более 10 % рынка турбовентиляторных двигателей в классе тяги 7—18 тонн. Удельный расход топлива на крейсерском режиме на 10—15 % меньше по сравнению с современными двигателями аналогичного класса тяги,  эксплуатационные расходы на 14—17 %, а стоимость жизненного цикла на 15—20 % меньше, чем у конкурентов. Серийный выпуск планируется уже с 2016 года, и будет выпускаться не менее 20-30 двигателей в год. По расчётам ОАК, примерно в 2019—2020 годах потребуется до 200 двигателей в год. Стоимость всей программы оценивается в 70 млрд рублей, из которых 35 млрд руб. будет выделено из бюджета. [6]

ММПО имени В.В. Чернышева, выполняя  приоритетный проект развития отечественной авиационной промышленности, приступило к серийному производству двигателя ТВ7-117В для нового вертолета Ми-38 и турбовинтового двигателя ТВ7-117СМ для регионального пассажирского самолета Ил-114,  добившись таким образом полного импортозамещения двигателей на ряде вертолетов и самолетов, где ранее использовались поставляемые с Украины элементы.

В 2015 году Правительством  России было разработано 20 отраслевых программ импортозамещения в гражданских отраслях промышленности.
Целью этих программ является создание и поддержание производств и разработок для обеспечения развития и перевооружения технологий, продукция которых сегодня импортируется в Россию. Следует  понимать, что ключевым «локомотивом» в этом процессе реализации импортозамещения в авиационной промышленности будет выступать именно государство, которое  проанализировав все «за» и «против» в состоянии выдвинуть сбалансированный и единственно верный курс развития экономики.

В настоящий момент уже активно реализуется Государственная программа Российской Федерации «Развития авиационной промышленности на 2013 – 2025 годы». [8] Данная программа планирует свое выполнение в три этапа:

1 этап: с 2013 года по 2015 год.

2 этап: с 2016 года по 2020 год.

3 этап: с 2021 года по 2025 год.

Программа включает в себя реализацию следующих так называемых подпрограмм:

  • Подпрограмма 1. Самолетостроение
  • Подпрограмма 2. Вертолетостроение
  • Подпрограмма 3. Авиационное двигателестроение
  • Подпрограмма 4. Авиационное агрегатостроение
  • Подпрограмма 5. Авионика
  • Подпрограмма 6. Малая авиация
  • Подпрограмма 7. Авиационная наука и технологии
  • Подпрограмма 8. Обеспечение реализации Государственной программы

Реализация всех вышеуказанных подпрограмм обеспечит российскому авиапрому возможность создания корпораций мирового уровня, способных выводить на рынок высококачественную конкурентоспособную продукцию. Авиационная промышленность сможет в полной мере удовлетворять потребности как гражданских, так и военных заказчиков и станет ключевым вектором развития перехода экономики на инновационное развитие. Наша продукция будет способна еще активнее привлекать иностранных инвесторов по всему миру.

Нетрудно заметить, что сейчас мы находимся на втором этапе Госпрограммы, когда планируется масштабная «перестройка» в корпорациях, с целью укрепить их, а также дать им возможность поставки на рынок как уже практически законченных проектов («Сухой Суперджет 100», МС-21, ПД-14, ТВ7-117 и т.д.), так и новых перспективных изделий. Кроме всего прочего планируется привлечение в отрасль высококвалифицированных специалистов, а также  подготовка всех нормативных и нормативно-правовых документов.

3-й этап Госпрограммы планирует уже окончательную подготовку всех документов, сертификатов, а также финальный запуск изделий в серийное производство и в дальнейшую продажу. Однако только лишь простое следование данным этапам не может дать стопроцентной гарантии по успешному развитию российского авиапрома.

Существует мнение, что не менее важными основными принципами программы импортозамещения должны стать следующие [9]:

  • Ограниченность во времени. Указанная Государственной программе Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 года» четко соответствует данному принципу, так как в ней четко разграничены все временные рамки, с учетом возможных внешнеэкономических факторов.
  • Госпрограмма носит четко выраженный стратегический характер, и имеет под собой определенно выраженную общую цель, подкрепленную на государственном уровне.
  • Необходимость в активном мониторинге Госпрограммы на всех этапах с целью дальнейшего сравнения ее ключевых показателей на момент начала и окончания программы. Это позволит проанализировать как положительную, так и отрицательную динамику в процессе реализации программы, и как следствие, эффективность ее внедрения и использования.

Результатом реализации программы должно стать достижение следующих целевых значений показателей (индикаторов) к 2025 году [10]:

  • увеличение общей выручки авиационной промышленности до 1775 млрд. рублей (в 2011году – 504 млрд.рублей);
  • достижение 3,6% и 11,9% долей мирового рынка в денежном выражении в гражданском и военном сегменте авиастроения (в 2011году -1,1% и 12,5% соответственно);
  • достижение производительности труда промышленных организаций авиастроения в размере около 14500 тыс. рублей на человека в год (в 2011году -1542 тыс. рублей в год);
  • увеличение рентабельности продаж по чистой прибыли промышленных организаций отрасли авиастроения до 8,5% (в 2011году-3,7%);
  • увеличение рентабельности активов промышленных организаций отрасли авиастроения до 7,5% (в 2011 году-5,9%);
  • сокращение численности занятых в промышленных организациях отрасли до 122,5 тыс. человек (в 2011 году-326,9 тыс. человек).

Согласно этим показателям, Госпрограмма Российской Федерации «Развития авиационной промышленности на 2013-2025 года» имеет все необходимые шансы на успешную реализацию, позволяющую добиться ожидаемых от нее результатов: подъема Российской экономики в целом и отечественного авиапрома в частности.

Импортозамещение открывает дополнительные возможность для роста и развития российской авиационной промышленности  и, как следствие, улучшения всей социально-экономической обстановки в стране.

Список литературы

  1. Выжитович А. М., Ершов П.А. Импортозамещение: актуальные механизмы и инструменты // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2015. — №38. – С. 52–64.
  2. Доля импорта в товарных ресурсах розничной торговли. -[Электронный ресурс] URL: https://www.fedstat.ru/user/login.do?redirectUrl=/indicator/data?id=37165 (дата обращения: 03.07.2016).
  3. Лекарство от зависимости.-[Электронный ресурс] URL: (http://rg.ru/2014/08/05/zameshenie.html (дата обращения: 26.04.2016 г.)
  4. Что мешает импортозамещению.-[Электронный ресурс] URL: http://www.vpk.ru/cgi-bin/uis/w3.cgi/CMS/Item (дата обращения: 25.06.2016 г.)
  5. МС-21 стал самолетом.-[Электронный ресурс] URL: http://expert.ru/2016/06/8/letaem-s-udovolstviem/ (дата обращения: 16.06.2016 г.)
  6. Объем финансирования программы ПД-14 составит 70 млрд руб.-[Электронный ресурс] URL: http://www.aviaport.ru/news/2010/03/10/191587.html (дата обращения: 10.06.2016 г.)
  7. Тихонов А.И. Модель комплексной реализации концепции импортозамещения в инновационной среде (на примере авиационного двигателестроения) // Вестник Московского авиационного института. 2015. Т.22. № 3. – С.146-153.
  8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013 – 2025 годы » // Минпромторг России.-[Электронный ресурс] URL: http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/GP_RAP_dop_chast_bez_prilozhenii.pdf (дата обращения: 26.04.2016).
  9. Мантуров Д.В.. Клочков В.В. Методологические проблемы стратегического планирования развития российской авиационной промышленности Электронный журнал «Труды МАИ», 2012, Вып. 53. -[Электронный ресурс].  URL: http: // www.mai.ru / science / trudy / published.php?ID=29363 (дата обращения: 19.07.2016).
  10. Пичурин И.И. Обеспечение импортозамещения после вступления России в ВТО: монография. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2014. – 128 с.
  11. Перспективы отечественного авиационного двигателестроения в условиях вхождения России в ВТО
    Зеленцова Л.С., Тихонов А.И.
    Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 1 (92). С. 37-42.
  12. Тихонов В.А., Новиков С.В. Основные механизмы стимулирования и регулирования инновационной деятельности в России. Евразийский союз ученых. 2015. № 12-2 (21). С. 132-135.