Московский экономический журнал 3/2016

image_pdfimage_print

УДК 339.9012.24+33(597)

Безымянный 12

Г.А. Шаламов, Нго Динь Ань

Иркутский национальный исследовательский технический университет,

664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83

Проблемы формирования внешнего долга Социалистической республики Вьетнам

Рассмотрена динамика изменения внешнего долга Социалистической республики Вьетнам в 2010 – 2015 годах. Проанализированы темпы роста валового внутреннего продукта Вьетнама. Определены факторы, определяющие необходимость заимствования финансовых ресурсов на внешнем рынке. Сформулированы предложения оптимизации величины внешнего долга Вьетнама.

Ключевые слова: экономический рост, инвестиции, валовый внутренний продукт, доходы и расходы государственного бюджета, внутренний долг, внешний долг,

Шаламов Георгий Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов Иркутского национального исследовательского технического университета, тел. 89149991530, e-mail: gshalam@rambler.ru

Нго Динь Ань, студент третьего курса Института экономики, управления и права Иркутского национального исследовательского технического университета, тел. 89247047768, тел. e-mail: gaconbotui@gmail.com

PROBLEMS OF EXTERNAL DEBT FORMATION OF THE SOCIALIST REPUBLIC OF VIETNAM

G.A. Shalamov, Ngo Dinh Anh

Irkutsk National Research Technical University,

83 Lermontov Str., Irkutsk, 664074

The article discusses the dynamics of change in the external debt of the Socialist Republic of Vietnam in the period of 2010 — 2015 years. The authors have analyzed the growth rates of the gross domestic product of Vietnam; identified the factors determining the necessity for borrowing financial resources on the foreign market. The authors propose the ways to optimize the amount of external debt of Vietnam.

Keywords: gross domestic product; income and expenses of state budgets; internal debt; external debt.

Shalamov Georgy Alexandrovich, Candidate of Economics, Associate Professor of Economic Theory and Finance Department, tel. 89149991530, e-mail: gshalam@rambler.ru

Ngo Dinh Anh, a third-year student of Economics, Management and Law Institute, tel. 89247047768, tel. e-mail: gaconbotui@gmail.com

Социалистическая республика Вьетнам твердо встала на путь рыночного развития своей экономики. Принято считать, что эта страна развивается по китайскому пути, то есть рыночные преобразования в экономике сочетаются с социалистической ориентацией в политике. Между тем, руководство Вьетнама провозгласило о своей программе рыночных преобразований в стране еще в 1986 году. Практические шаги по осуществлению рыночных реформ в экономике страны начались в 1991 году, в то время как в Китае, по мнению вьетнамских экономистов, они начали осуществляться в 1992 году. Мы не будем углубляться в правильность выбранного пути, но очевидные успехи как Вьетнама, так и Китая в развитии экономики своих стран свидетельствуют об его эффективности. Приведенные в таблице 1 данные о росте валового внутреннего продукта (ВВП) во Вьетнаме в период с 2010 по 2015 год являются убедительным подтверждением успешности проводимой руководством страны политики. Как следует из таблицы 1, среднегодовые темпы роста ВВП за рассматриваемый нами период составили 112,08%. Это одни из самых высоких темпов развития среди всех стран мира. Столь впечатляющий экономический рост может быть достигнут только за счет привлечения инвестиций в страну.

Таблица 1. Динамика роста номинальной ВВП Вьетнама (млрд дол. США)

Безымянный

Правительство Вьетнама в целях развития экономики страны последовательно проводит политику стабилизации совокупного спроса. Однако, в течение 3-х последних лет, как видно из той же таблицы 1, произошла снижение и стабилизация темпов роста ВВП Вьетнама на уровне 109%. Принято считать, что вьетнамская экономика сталкивается с замедлением темпа экономического роста и возникновением определенного количества новых проблем. На наш взгляд, основные проблемы, препятствующие росту национальной экономики Вьетнама, возникли в вопросах бюджетного дефицита и государственного долга. Исходя из сказанного, главной целью данной статьи является исследование именно этих проблем.

Сразу заметим, что такие понятия как дефицит государственного бюджета и внешний долг взаимосвязаны. Как известно, бюджет любого государства по плановой форме – финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов. По экономической сущности – денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично – и национального богатства) в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан [3, с. 112 — 113]. Дефицит бюджета возникает при дисбалансе его доходов и расходов, точнее, когда расходы превышают доходы.

Как видно из приведенной нами таблицы 2, бюджет Вьетнама с 2010 по 2015 год всегда был дефицитным. По расчетам Министерства финансов Вьетнама, дефицит бюджета рассчитывается как разница между общими доходами и общими расходами в центральном и местных органах самоуправлении в течение года. В своих отчетах об исполнении бюджета Минфин дает два значения дефицита бюджета, включая погашение долга и без погашения. Национальной особенностью Вьетнама является то, что эти значения дефицита бюджета заметно отличаются от статистики Международного валютного фонда. Тем не менее, в данной статье мы построим свое исследование по вьетнамской методике расчета дефицита государственного бюджета.

Таблица 2. Доходы и расходы бюджета Вьетнама в 2010-2015, млрд дол. США

Безымянный

Складывающаяся на протяжении исследуемого периода финансовая конъюнктура показывает, что Вьетнам пока не может добиться баланса между доходами и расходами своего бюджета. К сожалению, в последние годы государственный бюджет Вьетнама неизменно формируется с дефицитом.

Такое положение, на наш взгляд, связано с тем, что Вьетнам является развивающейся страной, которая должна уделять первостепенное внимание инвестициям в промышленный сектор и в высокотехнологические отрасли с целью обеспечения дальнейшей развития своей экономики, с одной стороны. С другой стороны, правительство Вьетнама уделяет большое внимание социальному развитию своего государства, поскольку вложения в развитие человеческого капитала являются залогом успешного развития страны в целом. В результате расходы на образование, социальное обеспечение, здравоохранение составляют 68% расходной части бюджета, а расходы на капитальное строительство только 20%. Именно в силу этого государство вынуждено наращивать доходную часть своего бюджета. Из таблицы 2 мы видим, что в стоимостном выражении доходы бюджета Вьетнама выросли с 30,76 млрд долларов США в 2010 году до 42,33 млрд долларов США или на 37,7 % или в среднем за год на 7,5%. Однако, доля доходной части бюджета в процентах от ВВП на всем протяжении исследуемого нами периода постепенно уменьшается. Так, в 2010 году она составила 29,70 %, а в 2015 году снизилась до 20,68%.

Во вьетнамской экономической литературе указываются две причины уменьшения доли доходов бюджета в ВВП: депрессия темпов роста экономики и изменения в фискальной политике государства. С первой причиной мы согласиться не можем, поскольку темпы роста ВВП в исследуемом нами периоде были равны на уровне 112,08%. Такие темпы роста нельзя считать депрессией. Это скорее очень высокие темпы роста экономики, о которых могут только мечтать правительства многих стран мира. Скорее речь идет не о депрессии, а о стабилизации темпов роста ВВП Вьетнама в период с 2013 по 2015 годы на уровне примерно 109% в год.

Что касается особенностей проведения фискальной политики правительством Вьетнама, то тут мы обращаем внимание на то, что, как нами уже указывалось, среднегодовые темпы роста ВВП в период с 2010 по 2015 год составили 112,08%, а темпы роста доходов государственного бюджета за этот же период составили 106,72%. Казалось бы, темпы роста ВВП страны должны давать такие же темпы роста и доходной части бюджета. Во Вьетнаме экономика растет почти вдвое быстрее, чем доходы государственного бюджета. На наш взгляд, данное соотношение отчетливо показывает, что это может происходить по двум причинам.

Во-первых, налоговые органы страны не могут добиться хорошей собираемости налогов, чего во Вьетнаме не наблюдается.

Во-вторых, и это, пожалуй, вернее всего, налоги во Вьетнаме вполне сознательно не только не остаются на одном уровне, а даже постепенно снижаются, что создает хорошие условия для развития бизнеса в стране. Это хорошо видно из структуры доходов государственного бюджета Вьетнама по источникам их формирования в 2010 – 2015 годах, которая отражена в таблице 3. Доля налогов в общей сумме доходов снижется с 82,09 % в 2010 году до 80,83 % в 2015 году.

Таблица 3. Структура доходов государственного бюджета Вьетнама по источникам их формирования в 2010 – 2015 годах

Безымянный

Важно отметить, что по сравнению с другими странами Юго-Восточной Азии соотношение доходной части бюджета и ВВП у Вьетнама более высокое чем, например, в Китае и Таиланде — в 1,2 раза и почти в 1,5 раза выше, чем у Индии и Филиппин по состоянию на 2011 и 2012 годы.

Более подробно рассматривая таблицу 2, мы убеждаемся, что дефицит бюджета — это важная проблема для Вьетнама. Практически каждый год в рассматриваемом нами периоде дефицит по отношению к ВВП составляет примерно 5%. Мы вполне допускаем, что на величину и структуру доходной части бюджета влияют такие внешние факторы как снижение цен на нефть, нестабильность привлечения зарубежных инвестиций, в том числе в виде финансовой помощи со стороны США в форме компенсации за нанесенный стране ущерб во время войны во Вьетнаме.

Среди внутренних причин снижения доходной части бюджета следует отметить смягчение фискальной политики и уменьшение доходов от продажи домов и земельных участков, принадлежащих государству.

Правительство Вьетнама предпринимает попытки уменьшения дефицита бюджета за счет снижения расходной части бюджета. Так, например, по данным Минфина, в период с 2010 по 2015 год расходы на капитальное строительство уменьшились, а вот текущие затраты – факторы, меньше влияющие на развитие экономики увеличились.

Рассмотренная нами ситуация приводит к тому, что наличие дефицита бюджета и увеличение государственного долга создают определенные трудности по выплате основной суммы внешнего долга и увеличению расходов на его обслуживание.

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг Вьетнама формируется из трех основных источников: накопления годового дефицита бюджета, задолженности госпредприятий, государственных расходов на проекты за пределами бюджетного учета.

Было бы совершенно неправильно рассматривать проблему внешнего долга Вьетнама без учета его внутреннего долга. С этой целью нами на рисунке 1 и в таблице 4 отражен государственный долг Вьетнама с учетом его внешней и внутренней составляющей. Из рисунка 1 и таблицы 4 видно, что государственный долг Вьетнама на протяжении 2010 – 2015 годов все время растет. Впрочем, как и его составляющие:

  • внутренний долг вырос с 25,90 до 75,10 млрд долларов США или в 2,9 раза;
  • внешний долг увеличился с 32,40 в 2010 году до 54,88 млрд долларов США или на 69,4%.

Безымянный

Рисунок 1. Государственный долг Вьетнама в 2010-2015 гг,  млрд дол. США

Внутренний долг Вьетнама в рассматриваемом нами периоде увеличивался более чем в четыре раза быстрее внешнего долга. Наряду с этим увеличилась доля государственного долга в ВВП страны с 50,29 до 63,28%. Вполне объективно возникает вопрос: много это или мало?

Таблица 4. Государственный долг Вьетнама в 2010-2015 годах, млрд дол. США

Безымянный

Чтобы ответить на поставленный нами вопрос необходимо проанализировать, как решается эта проблема в других странах мира. С этой целью обратимся к данным рейтинга стран мира по уровню государственного долга, опубликованного по состоянию на 19 сентября 2012 года, который мы отразили в таблице 5.

Таблица 5. Рейтинг стран мира по уровню государственного долга по состоянию 19 сентября 2012 года [2]

Безымянный

Как явствует из таблицы 4, государственный долг Вьетнама в 2012 году 77,76 млрд долларов США, что составляло 49,90% от ВВП. А вот из таблицы 5 мы видим, что лидером по соотношению государственного долга и ВВП была Япония с показателем 211%. При этом долговая нагрузка на одного жителя Японии была равна 105 тыс. долларов США. Правда, справедливости ради следует отметить, что Япония – мировой лидер по объему международных резервов, которые в случае необходимости смогут покрыть около 10% долгов.

Если говорить об абсолютной величине государственного долга, то здесь, пожалуй, ни одна страна мира не может сравниться с Соединёнными Штатами Америки. По итогам 2015 года величина государственного долга США достигла поистине фантастической величины — 18,3 трлн долларов. Весьма примечательно, что расходы США по содержанию своего государственного долга в 2015 году превысили 200 млрд долларов США [1, с. 10]. На этом фоне государственный долг Вьетнама в сумме 77,76 млрд долларов США не кажется уже таким высоким. 

Тем не менее, мы должны отметить, что государственный долг Вьетнама, динамика изменения которого отражена на рисунке 2, является достаточно высоким по сравнению с другими странами в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Такое положение определяется в первую очередь тем, что правительство Вьетнама направляет свои усилия на то, чтобы привлечь финансовые ресурсы для инвестиций в развитие своей экономики в 2016 — 2020 годах.

Безымянный

Рисунок 2. Динамика изменения внешнего долга Вьетнама в 2010-2015 гг.

Мы считаем необходимым остановиться на некоторых особенностях формирования государственного долга Вьетнама. С этой целью мы отдельно отразили динамику изменения внешнего долга на рисунке 2 и внутреннего долга Вьетнама в период с 2010 по 2015 на рисунке 4. Как мы уже отмечали выше, рассматривая рисунок 1, внешний и внутренний долг на всем протяжении исследуемого нами периода постоянно увеличиваются. Однако темпы роста внутреннего долга значительно выше, чем внешнего. Да и по абсолютной величине внутренний долг превышает внешний. Это, по нашему мнению, свидетельствует, в первую очередь, о том, что правительство Вьетнама, направляя значительные усилия на развитие отечественной экономики, проводит весьма осторожную политику в области формирования своего внешнего долга, то есть правительство делает ставку на мобилизацию прежде всего внутренних источников при формировании своего государственного долга. Это, по нашему мнению, продиктовано необходимостью обеспечения собственной экономической безопасности и укрепления суверенитета своего государства.

В связи с этим представляется весьма интересным рассмотреть структуру внешнего долга в зависимости от стран-кредиторов, которая представлена на рисунке 3.

Безымянный

Рисунок 3: Структура внешнего госдолга Вьетнама в 2012 году в зависимости от стран кредиторов

Как хорошо видно из рисунка 3, крупнейшими кредиторами Вьетнама в 2012 году были Япония (34,5% от общей суммы долга), Всемирный банк (28,8%), ABD (15,5%) и Германия (9,8%). Самым крупным кредитором является Япония – 34,5% от всей суммы внешнего долга. Не может не обратить на себя внимание то, что доля России во внешнем долге Вьетнама всего полтора процента. Это свидетельствует о том, что роль России в развитии экономики своего некогда весьма близкого партнера заметно снизилась. На наш взгляд, представленная структура внешнего долга Вьетнама не свидетельствует о его фатальной зависимости от какого-то одного кредитора. Отметим также, что большая часть внешнего долга Вьетнама в основном номинирована сильными конвертируемыми мировыми валютами, такими как японская йена, доллар США и евро.

Ведущие вьетнамские экономические эксперты уверены в необходимости снижения зависимости внешнего долга страны от доллара США. Это связано с тем, что большая часть международной торговли страны связана с расчетами в валютах других стран, что мы и можем видеть из рисунка 3. Высказываются опасения, что в случае долларизации экономики Вьетнама двусторонние валютные курсы между Вьетнамом и основными торговыми партнерами не будут отражать истинных экономических отношений между Вьетнамом и странами-партнерами.

Подтверждением нашего предположения о проведении политики укрепления суверенитета и экономической независимости Вьетнама служит то, что следует из рисунка 2. Мы имеем ввиду долю внутреннего долга в ВВП. Начиная с 2010 года по 2015 год, доля внутреннего долга в ВВП постоянно возрастает при небольшом снижении в 2011 году. В общей сложности доля внутреннего долга в ВВП страны значительно выросла за пять лет: с 22,34% в 2010 году до 36,70% в 2015 году, то есть это еще раз подтверждает наше предположение о том, что правительством Вьетнама ставка сделана на внутренние заимствования при формировании своего государственного долга.

Безымянный

Рисунок 4: Динамика изменения внутреннего долга Вьетнама в 2010-2015 гг

А теперь обратим внимание на динамику изменения доли внешнего долга в ВВП на рисунке 2. Сразу бросаются в глаза большие колебания этого показателя с хорошо выраженной тенденцией к снижению. Такое впечатление складывается из-за принятого на диаграмме масштаба. На самом деле за пять лет произошло снижение доли внешнего долга в ВВП с 27,95% в 2010 году до 26,58% в 2015 году, то есть всего чуть более одного процента. В этом случае мы можем говорить о том, что при очевидном росте внешнего долга Вьетнама рост его доли в ВВП государства решительно сдерживался вьетнамским правительством.

На основании изложенного мы можем сделать вывод о том, что на современном этапе правительство Вьетнама проводит весьма консервативную взвешенную политику в области формирования государственного долга, которая позволяет поддерживать дефицит государственного бюджета на стабильном уровне и обеспечивает одни из самых высоких темпов роста своей экономики.

Список использованной литературы

  1. Базанова Е. Ноль // Ведомости. – 18 сентября 2015.
  2. Рейтинг стран по уровню государственного долга по состоянию на 19 января 2012 — [Электронный ресурс]. – Режим доступа (http://basetop.ru/reyting-stran-po-urovnyu-gosudarstvennogo-dolga ).
  3. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 1166 с.
  4. Официальный сайт Таможенного управления Вьетнам– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.gov.vn/.
  5. Официальный сайт Минфина Вьетнам– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mof.gov.vn/.
  6. Официальный сайт Департамента статистики Вьетнама– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gso.gov.vn/.
  7. Официальный сайт Института экономических и политических исследований – VEPR — [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://vepr.org.vn/.
  8. VEPR – Nguyen Duc Thanh, Pham Van Dai, Ngo Quoc Thai, and Nguyen Thanh Trung // Characteristics of Vietnamese Public Debt – 11/11/2015.
  9. Исторические курсы валют OANDA Corporation — [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.oanda.com/lang/ru/currency/historical-rates/.
  10. The Economist — [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.economist.com/
  11. Данные всемирного банка — [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://data.worldbank.org/country/vietnam
  12. Đại học kinh tế quốc dân // Thâm hụt ngân sách trong những năm gần đây -4/2013.
  13. Đại học kinh tế quốc dân, Phạm Thế Anh // Thâm hụt ngân sách và những rủi ro vĩ mô đối với Việt Nam – 2013.
  14. Минфин Вьетнама // Годовой отчет 2012.
  15. Минфин Вьетнама // Информационный бюллетень долгов, статистики 2010-2013 – август 2014.
  16. Департамент статистики Вьетнама // Статистический ежегодник 2014
  17. Двойной кризис: долговой и валютный кризис, оценка риска для Вьетнама // Институт научного исследования экономики и ей управления.