http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 2/2017 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 2/2017

УДК 334.7.01

Скоморохов Сергей Николаевич, научный сотрудник

Skomorokhov Sergey Nikolaevich, research  associate

ФГБНУ «ВИАПИ имени А.А. Никонова», г. Москва

All-Russian institute for agrarian issues and informatics named after Nikonov A.A.

Решение задач потребительского  кооператива через учреждение им коммерческой организации или участие в капитале коммерческой организации

Solving the problems of the consumer cooperative through the establishment of a commercial organization or participation in the capital of a commercial organization

Аннотация.

Процесс развития кооперации в России, несмотря на поддержку со стороны государства, сталкивается со значительными трудностями. Негативную роль играют сложившиеся стереотипы в кооперативном сообществе. Считается, что  кооператив — единственное  юридическое лицо для проведения  хозяйственных операций в интересах своих членов.  Недооценивается возможность участия в капитале коммерческих обществ или учреждения собственных коммерческих обществ. В статье рассмотрены законодательные основы проведения кооперативами коммерческих операций через коммерческие общества, в которых они являются единственными учредителями или владеют долей в капитале. Представлен анализ налогового регулирования коммерческих операций в потребительском кооперативе как одном из типов некоммерческой организации. Рассмотрены  зарубежные примеры. Раскрыты преимущества и риски при работе кооператива через коммерческую организацию. Даны рекомендации по работе кооперативов в рамках существующей нормативной базы и предложения по ее совершенствованию.

Annotation.

The process of development of cooperation in Russia, despite the support from the state, faces considerable difficulties. A negative role is played by the developed stereotypes in cooperative community. It is believed that the cooperative is the only legal entity to conduct business operations in the interests of their members. The possibility of equity participation of commercial societies or organization of own commercial societies is underestimated. The article discusses the legislative bases for cooperatives to conduct commercial transactions through commercial companies in which they are the sole founders or own a share in the capital. The analysis of fiscal regulation of commercial transactions in consumer cooperative as one of types of non-profit organization is provided. Considered international examples.  he advantages and risks are revealed when cooperatives work through a commercial organization. Recommendations about work of cooperatives within the existing regulatory base and the offer on its enhancement are made.

Ключевые слова: некоммерческая организация; потребительский кооператив; государственная поддержка кооперативов; распределение прибыли; участие кооператива в капитале коммерческих обществ; субсидиарная ответственность членов кооператива по обязательствам кооператива, кооперативное объединение.

Keywords: non-profit organization; consumer cooperative; state support of cooperatives; profit distribution; participation of cooperative in the equity of commercial societies; subsidiary responsibility of members of cooperative for liabilities of cooperative; cooperative consolidation.

Введение

Несмотря на закрепление в нормах Гражданского Кодекса РФ статуса кооператива как некоммерческой организации, то есть  «юридического лица, не  распределяющего  полученную прибыль между участниками» (пункт 1 статьи 50) [1], до настоящего времени именно кооператив рассматривается в качестве единственного юридического лица, ведущего хозяйственные операции в интересах своих участников. В частности, не предусматривают иных решений действующие в настоящее время условия предоставления государственной поддержки на «внедрение новых технологий и создание высокопроизводительных рабочих мест, строительство, реконструкцию, модернизацию или приобретение материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов» (Приложение N 9 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы) [2].

Главная экономическая основа незыблемости установки о закреплении исключительно за кооперативом хозяйственных операций – это кооперативные выплаты по итогам хозяйственного года. Возможность распределения дополнительной выручки (прибыли) в виде кооперативных выплат остается в тексте закона 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (статья 36)[3], несмотря на прямой запрет, установленный нормами ГК РФ [1] .

Однако, сложности, с которыми уже много лет сталкивается процесс развития кооперации, заставляют критически переосмыслить правомерность такой установки. Тем более что сам вопрос распределения кооперативом прибыли относится больше к теории, чем к реалиям хозяйственной практики. А процесс получения кооперативом прибыли оказывается гораздо более сложным, чем прописывается в самых реалистичных бизнес-планах. Популярные предположения о том, что объединив объемы продаж участников и/или объемы их закупок, кооператив сразу получит выгоду на рынке, которую и распределит между участниками, не часто реализуется на практике. Если в сложившихся  кооперативных системах ряда зарубежных стран именно через кооперативы производится, перерабатывается и продается значительная часть сельхозпродукции: более 80% в Скандинавских странах, 37% в Бразилии, на молочном рынке США кооперативы занимают 87%, в Европе – 60%. [4].  В России реальность рынка намного сложнее, и те «некооперативные» хозяйствующие субъекты, которые должны бы согласно теории проигрывать в конкуренции с кооперативами, почему-то оказываются более гибкими и конкурентоспособными. За редким исключением фермеры продолжают продавать свой урожай  перекупщикам, закупают сырье, запчасти и технику у некооперативных продавцов. Доля реализации сельхозпродукции через кооперативы по оценке Минсельхоза РФ составляет порядка 1-2% [4].

В этих условиях есть смысл обратить внимание на потенциальную возможность решения кооперативом своих задач через участие в капитале коммерческих обществ или учреждение собственных. Этому и посвящена настоящая статья.

Первоначально вывод о необходимости проведения коммерческих операций исключительно через учреждаемые кооперативом коммерческие предприятия был сделан применительно к решению задачи сглаживания  негативного влияния неограниченной  субсидиарной ответственности членов кооператива по обязательствам кооператива [5]. Эта тема подробно изложена в разделе 6 второго издания книги «Секреты успешного кооператива» [6]. Однако вопрос учреждения кооперативом коммерческого предприятия и участия в капитале коммерческих предприятий оказался гораздо более многогранным, и заслуживающим более  подробного рассмотрения. Изложенная в статье информация относится, преимущественно к сельскохозяйственным потребительским кооперативам, но не ограничивается исключительно ими. Как минимум, материал  будет интересен также и кооперативам, работающим на селе и/или в интересах села, но по разным причинам, не подпадающим под действие ФЗ-193 «О сельскохозяйственной кооперации» и, соответственно, не имеющим право называться «сельскохозяйственными» (условно в рамках данной статьи они именуются сельскими потребительскими кооперативами).

Юридические аспекты: история и современное состояние положений российского законодательства.

Юридическая основа хозяйственной деятельности  сельскохозяйственного потребительского кооператива базируется на его статусе как некоммерческой организации в соответствии с пунктом 3  статьи 50 ГК РФ [1] и праве некоммерческой организации осуществлять коммерческую деятельность, закрепленную пунктом 4 данной статьи ГК: «Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям».

Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в российской Федерации №3085-1 от 19.06.1992 г предоставляет право потребительским обществам, созданным в форме потребительского кооператива, «…создавать хозяйственные общества, учреждения…участвовать в хозяйственных обществах, кооперативах, быть вкладчиком в товариществах на вере» (статья 5) [7].

Закон 193 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» не предусматривает полномочий кооператива учреждать коммерческие организации, участвовать в долевом (акционерном) капитале, других кооперативах (статья 6). При этом общему собранию такие полномочия даны (статья 20) [3].

В оставшемся как наследство от социалистической экономики законе «О кооперации в СССР» N 8998-XI от 26.05.1988 [8], говорится, что «…кооперативы имеют право участвовать в создании межотраслевых производств, ремонтно-строительных, торговых и других предприятий и организаций» (статья 10, пункт 3). Имущество создаваемых кооперативом «предприятий и организаций, а также межхозяйственных предприятий и организаций в соответствии с его долевым участием» является его собственностью (статья 7, пункт 3). Кроме того, в законе имеется еще одно упоминание о функциональных возможностях кооператива, исчезнувшее из текстов законов, принятых в более позднее время: кооператив имеет право выпускать акции и другие ценные бумаги, поступления от которых являются источником формирования имущества кооператива (статья 7, п. 2). Закон до настоящего времени не отменен. Но при этом  его действие ограничено: он не применяется на территории Российской Федерации в части, касающейся потребительской кооперации (Постановление ВС РФ от 19.06.1992 N 3086-1) [8], в части сельскохозяйственной кооперации (Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ)[3], в части, регулирующей деятельность кооперативов в сферах производства и услуг (Федеральный закон от 08.05.1996 N 41-ФЗ)[10], в части, регулирующей деятельность садоводческих товариществ и дачных кооперативов (Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ)[11].

Следовательно, кооперативы, которые не отнесены к указанным категориям – должны руководствоваться законом «О кооперации в СССР». В том числе, сельские кооперативы, не являющиеся сельскохозяйственными в силу требований 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Некоммерческая и коммерческая деятельность кооператива с точки зрения налогового законодательства и правил бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет в потребительских кооперативах ведется в соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ от  06.12.2011г. «О бухгалтерском учете»[12], Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина РФ от 29.07.2008г. № 34[13], Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. № 94н[14].

Потребительский кооператив как некоммерческая организация, основанная на членстве, имеет право финансировать затраты по своей деятельности за счет членских взносов. В  кооперативе должна быть  выстроена четкая система работы с членскими взносами и определен порядок финансирования расходов. В бухгалтерском учете необходимо организовать раздельный учет доходов в виде средств целевого финансирования и расходов за счет этих средств, а также доходов в виде выручки от реализации товаров, продукции, работ и услуг и расходов за счет этих средств. [15, стр. 16]

Статьей 251 НК РФ [16] определен закрытый перечень доходов налогоплательщика, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению.

К таким поступлениям отнесены, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), Налогоплательщики, получившие целевые поступления, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. Целевые поступления при направлении их получателем по целевому назначению (на покрытие расходов на содержание и ведение уставной деятельности) при определении налоговой базы не учитываются.

Таким образом, при ведении раздельного учета расходы кооператива, понесенные им при осуществлении уставной деятельности, осуществляются за счет целевых поступлений и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. [17].

В составе расходов, осуществляемых в процессе ведения предпринимательской деятельности, должны быть учтены затраты, соответствующие критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. они должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение доходов.

Каких-либо особых условий для учета расходов для целей исчисления налога на прибыль некоммерческими организациями, ведущими предпринимательскую деятельность, НК РФ не устанавливает. Напротив, в своих ответах на запросы налогоплательщиков, Минфин изложил однозначную позицию об отсутствии у некоммерческих организаций права распределять  общехозяйственные  расходы между коммерческой и некоммерческой деятельностью для целей налогообложения прибыли [18,19,20].

Таким образом, государство через нормативную базу налогового законодательства рассматривает потребительский кооператив как несмешиваемое соединение двух разных организаций: некоммерческой и коммерческой. В связи с чем, правомерно предположить, что для кооператива, полностью выполняющего требования налогового законодательства перенос коммерческих операций в отдельную коммерческую организацию не потребует значительных затрат.

В настоящей статье не рассматривается особый режим налогообложения, которым могут пользоваться сельскохозяйственные потребительские кооперативы – Единый сельскохозяйственный налог. Его применение не отменяет общих принципов, определяемых государством в работе с некоммерческими организациями, в частности пунктом 1 ст. 346.5 Налогового Кодекса РФ [16] установлено, что при расчете ЕСХН налогоплательщики не должны учитывать доходы, перечисленные в ст. 251 и, соответственно, расходы, перечисленные в статье 252 Налогового Кодекса [16].

Зарубежный опыт

Германия

Опыт зарубежных стран необходимо рассматривать в привязке к исторически сложившимся традициям и правовому положению кооперативов, аналогичным потребительским кооперативам в российских условиях. Например, нет информации о том, что кооперативы в Германии используют механизм создания дочерних коммерческих предприятий. Видимо, нормы закона о кооперации Германии, относящие кооперативы к коммерческим организациям, позволяют кооперативам быть самодостаточными субъектами рыночных отношений [21]. В то же время фермерские объединения по взаимному обмену техникой «Maschinenring» (Машинный ринг) созданы в Германии как некоммерческие организации и их уставы содержат прямой запрет на проведение коммерческих сделок, — все сделки осуществляются через учреждаемые коммерческие предприятия [22]. И, хотя это не кооперативы, а союзы, их задачи и принципы организации работы близки по своей сути нашим потребительским кооперативам, прежде всего, связанным с использованием техники. Идентичная модель (некоммерческий союз плюс коммерческая организация) применяемся при работе Машинных рингов в  Австрии и Швейцарии.

Дания

Дания – одна из стран, не имеющая кооперативного законодательства, но создавшая одну из самых устойчивых кооперативных систем. Фермеры – участники кооперативных обществ, которые можно схематически разделить на кооператив и предприятие. Кооператив владеет коммерческим кооперативным предприятием. Поэтому крестьяне владеют предприятием совместно — они не владеют отдельными частями предприятия. Члены кооператива совместно владеют предприятием. То есть ни один из фермеров не может продать свою долю. Членство является не экономическим активом, подлежащим продаже, а средством обеспечения стабильности сбыта и получения наиболее высокой цены за продукцию.

Членами кооператива могут быть лишь те фермеры, кто имеет непосредственную заинтересованность в предприятии. Иными словами, члены покупают у кооперативного предприятия или поставляют / продают ему свою продукцию.

Для улучшения качества продукции зачастую необходимы довольно значительные инвестиции, а у кооперативного предприятия может не оказаться достаточного капитала или желания рисковать.

В Дании некоторые кооперативные общества решили создать акционерные объединения, занимающиеся переработкой продукции, и с этой целью получили займы у банков, страховых обществ или пенсионных касс. Обычно кооперативное общество владеет контрольным пакетом акций в акционерном обществе, но делит риск с другими участниками.

При этом предприятия, принадлежащие кооперативам, не имеют каких-то преференций на рынке и обязаны соблюдать те же нормы и правила, что и все участники рынка. [23]

Финляндия

Опыт Финляндии по  созданию кооперативами акционерных обществ с целью привлечения финансовых и других ресурсов, пожалуй, наиболее известен в России. В материале Е.В. Аверьяновой [24] речь идет об  акционерно – кооперативных структурах, в частности приведен пример Акционерного общества «Atria». Оно создано в 1994 году и  имеет в числе владельцев не только кооперативы,  но и частных инвесторов. Однако, контрольный пакет акций в руках финских кооператоров, и именно они принимают управленческие решения по развитию акционерного общества.

Члены финских кооперативов, определяя цели и анализируя рыночные возможности и альтернативы, готовы оперативно реагировать на маркетинговую информацию. Пример этого — покупка Финским акционерным обществом «Atria»  Российского ООО «ПитПродукт» в 2005 году, и оперативная модернизации площадок по переработке в п. Синявино и п. Горелово /Ленинградская область/.

Учреждение кооперативом коммерческой организации и участие в капитале действующих коммерческих организаций: Преимущества и риски.

Принимая решение об учреждении коммерческой организации для проведения через нее бизнес-операций, участники кооператива устраняют неоднозначность трактовок вопроса разделения коммерческой и некоммерческой деятельности. Все, что относится к некоммерческой – остается в кооперативе, а бизнес ведет учрежденная кооперативом коммерческая организация (в большинстве случаев это будет ООО, поэтому в дальнейшем речь будет идти именно о нем).  Прежде всего, такая определенность важна для внешних контрагентов, — от кредиторов, поставщиков и покупателей, до государственных контролирующих органов. Важна она и для членов кооператива, как действующих, так и потенциальных. Вносится ясность взаимосвязи  получаемых от участия в кооперативе преимуществ с обязательствами,  принимаемыми при вступлении в кооператив. В частности становится понятной роль вступительных и дополнительных взносов, которые обеспечивают работу кооператива и  идут на формирования уставного капитала ООО. При неэффективной работе взносы могут «сгореть», при эффективной работе – пай в кооперативе будет прирастать. И  практически до нуля сводится субсидиарная ответственность. При этом нужно понимать, «практически до нуля» — не равно нулю. При определенных условиях такая ответственность гипотетически может наступить. Это в случае, если кооператив, учредив ООО, не будет им управлять и судом будет доказано, что он как учредитель, говоря юридическим языком, действовал «недобросовестно или неразумно, в том числе, если его действия/бездействия не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску». Ответственность та же, что и если учредитель – физическое лицо. Эта ответственность существует и сегодня, но вступлением  с 1 сентября 2017 года в силу изменений в 14-ФЗ [25], она будет усилена, и претензии могут быть предъявлены к ликвидированной организации в течение трех лет с момента ликвидации.

Действующее законодательство (ст. 53.1  Гражданского кодекса РФ) [1] определяет ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица. Закон предъявляет требования разумности и добросовестности к осуществлению возложенных полномочий.  В случае виновного причинения вреда – руководитель должен его возместить (п. 1 ст. 53.1)[1]. При этом возмещению подлежит не только прямой ущерб, но и упущенная выгода. Если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнение своих обязанностей это лицо действовало недобросовестно или неразумно, в том числе, если его действия/бездействия не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску».

Практика применения нововведений в законодательство будет нарабатываться, причем, в отличие от ситуации с субсидиарной ответственностью в кооперативах, на это не потребуется десять лет. В экономике работает множество ООО, у которых имеются собственные юристы, есть и множество консалтинговых компаний, специализирующихся на обслуживании ООО.

В то же время сам факт наличия ответственности учредителя заставляет более взвешено подходить к оценке необходимой доли участия кооператива в капитале коммерческой организации. Кооператив может быть учредителем коммерческого предприятия (ООО) со 100% долей в капитале. Однако не всегда такое решение является оптимальным по разным причинам. Прежде всего, когда речь идет об участии в уже действующем предприятии. У кооператива кроме задачи получения прибыли от проводимых операций по закупке сырья, переработке или реализации продукции членов кооператива, есть еще и множество других проблем, которые требуют решения в интересах участников кооператива. Например: обеспечить стабильность в снабжении ресурсами, предоставить возможность получения конкурентоспособных в условиях рынка условий хранения и высокотехнологичной переработки, вариативность каналов сбыта. При этом у кооператива нет достаточных материальных ресурсов. Например, кооперативу необходимо найти решение по забою скота, исходя из поголовья, имеющегося у участников кооператива. Можно построить бойню, купить или взять в лизинг модульный забойный цех, а можно использовать возможности  уже имеющегося предприятия. Уже действующий поблизости забойный цех можно рассматривать только как первоочередного конкурента, но, возможно, имеет смысл провести переговоры о покупке кооперативом доли в его капитале.  Какой должна быть эта доля  — зависит найденного оптимального решения, на которое влияет с одной стороны — интересы существующего владельца, предлагаемая цена покупки, с другой стороны — потребности членов кооператива и располагаемые кооперативом ресурсы.

Вне зависимости от доли в капитале, участникам общества Федеральным законом № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [25] предоставлены права; «участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и уставом общества, получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его уставом порядке». Размер доли имеет определяющее значение при распределении прибыли, а также при принятии решений, требующих единогласного голосования всех участников либо квалифицированного (2/3, 3/4) большинства голосов. [25]

Кроме того, в соответствии с п.2 ст.8 названного Закона 14-ФЗ, Устав Общества может также предусматривать иные права (дополнительные права) участника общества. Указанные права могут быть предусмотрены Уставом общества при его учреждении или предоставлены участнику общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Это также тема для переговоров.

Также, согласно п.3 ст. 8 названного Закона [25] у участников Общества имеется возможность заключения договора об осуществлении прав участников общества, по которому они обязуются осуществлять определенным образом свои права и (или) воздерживаться (отказываться) от осуществления указанных прав, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласовывать вариант голосования с другими участниками, продавать долю или часть доли по определенной данным договором цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться (отказываться) от отчуждения доли или части доли до наступления определенных обстоятельств, а также осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества. Такой договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Используя преимущества и оценивая риски,  связанные с учреждением коммерческих организаций или долевого участия в их капитале, кооперативы смогут раскрыть заложенный в кооперации потенциал и смогут занять достойное положение в рыночной экономике. Один из возможных вариантов такого решения с добавлением элемента использования типовых уставов и внутренних документов кооператива предложен нами в виде комплексной программы «СельКооп – МТО (Машино-тракторное объединение)»[22]. И хотя программа ориентирована, прежде всего, на решение задачи использования в малых и средних хозяйствах высокоэффективной техники, заложенные в ней принципы могут применяться и, например,  для молочных или овощных кооперативов.

Выводы и предложения.

На современном этапе развития сельской кооперации, несовершенство регулирующего деятельность кооперативов законодательства, практически стало общепризнанным фактом.  Внесение изменений в законодательство требует времени, поэтому,  наряду с разработкой проектов, необходимо обеспечить работоспособность кооперативов в переходный период. В современных условиях важной задачей является не только критический анализ законодательства и системы налогообложения, но и поиск решений, обеспечивающих устойчивую работу кооперативов и их развитие в рамках действующих нормативных документов.

Раскрыть  потенциал, заложенный в праве кооперативов  учреждать  коммерческие организации и участвовать в капитале коммерческих организаций  – направление для реализации преимуществ от объединения возможностей членов кооператива. Именно экономическая эффективность, основанная на конкурентных преимуществах, в конечном счете, является главным критерием, определяющим развитие кооперации.

6.1. Активное применение кооперативами своих возможностей создавать коммерческие организации и участвовать в долевом капитале коммерческих организаций не требует внесения изменений в законодательство и каких-то значимых организационных или финансовых затрат. При этом и члены действующих кооперативов, и потенциальные участники получают однозначность в понимании коммерческой и некоммерческой составляющей кооператива. Не менее важно придание конкретики некоммерческой и коммерческой сущности кооператива  для сторонних участников, являющихся кредиторами, поставщиками и покупателями.

В итоге кооперативы получают:

  • Возможность приведения своей деятельности в полное соответствие с нормами действующего законодательства. Право применять в своей работе правовые механизмы, опыт и наработки, общепринятые для других субъектов экономической деятельности.
  • Возможность альтернативного привлечения денежных ресурсов с рынка капиталов через выпуск облигаций и векселей.
  • Возможность при изменении рыночной ситуации продать долю в капитале ООО, либо, напротив приобрести новый актив в организации, интересной, с точки зрения развития бизнеса членов кооператива.
  • Возможность устранить барьер региональной привязки деятельности кооперативов. Кооперативы смогут самостоятельно, или вместе с другими кооперативами создать коммерческие  организации в соседних регионах,  в крупных городах,  где сосредоточен сбыт продукции, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге.
  • Возможность вместо низкоэффективных миницехов создавать современные высокотехнологичные производства для хранения, первичной и промышленной переработки сельхозпродукции. Производить продукты с высокой добавленной стоимостью конкурентоспособные как на отечественном рынке, так и при поставках на экспорт.

В целях правильного позиционирования на рынке, акцентирования внимания на особом статусе кооперативов и кооперативных коммерческих организаций, необходимо привести в соответствие применяемую терминологию. Одного термина   «кооператив» уже недостаточно. Наиболее подходящим является термин « Кооперативное объединение».

Кооперативное объединение – это работающее с учетом принципов кооперации объединение юридических и физических лиц, включающее  в себя непосредственно кооператив, а также принадлежащие кооперативу коммерческие организации (100% капитала принадлежит кооперативу), коммерческие организации, в которых доля участия кооператива составляет 10% и более, индивидуальных предпринимателей, с которыми у кооператива  заключены долгосрочные договора по единому типовому образцу.

Последняя позиция в определении – самая слабая в кооперативной системе, так как никой договор не позволяет в долгосрочной перспективе гарантировать работу ИП в интересах исключительно кооператива. Однако, учитывая фактическую распространенность формата  ИП в экономике и, в том числе, как действующих контрагентов кооперативов, их включение на современном этапе является обоснованным. Кооператив может предлагать  индивидуальным предпринимателям создание совместного ООО,   однако конкретные условия рыночных операций могут быть объективно более выгодными именно для формата ИП.

6.3. Хотя действующее законодательство не содержит ограничений для активного использования кооперативом возможностей работы через учреждение коммерческих организаций, для развития потенциала кооперативной системы, будет целесообразным внести отдельные корректировки в нормативные документы и разработать рекомендации для кооперативов:

  • В целях идентификации ООО, учрежденных кооперативам и выделения их в массиве других обществ, нужно ввести отдельный код в Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ). Он должен присваиваться ООО, в случае, если в его капитале доля участия кооператива составляет 10% и более. Например, «Общества с ограниченной ответственностью с участием в капитале 10 и более процентов кооперативов и кооперативных союзов, код 12400».
  • Внести изменения в условия предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам. Разрешить кооперативам направлять средства гранта на формирование уставного капитала учреждаемых кооперативом ООО, приобретение долей в действующих ООО, или передавать приобретенное на средства гранта имущество в уставной капитал учреждаемого или действующего ООО.
  • Разработать рекомендации по формированию цены и условиям расчетов в договорах поставки между членами кооператива и учрежденной кооперативом коммерческой организацией (организацией с долей кооператива в капитале),
  • Разработать рекомендации по составлению соглашения кооператива с ООО при долевом участии кооператива в капитале.

Список литературы

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ// Консультант Плюс: Версия Проф [Электронный ресурс];
2 Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717
«О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы» (в редакции Постановления Правительства от 31.03.2017г. N 396);
3 Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 года №193-ФЗ, (с изм. и доп.) // Консультант Плюс: Версия Проф [Электронный ресурс];
4 Сарайкин В.А., Янбых Р.Г. «Возможности развития кооперации в регионах с различным типом аграрной структуры». Журнал «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий», №8, 2016
5 Антонова М., Скоморохов С. «Несовершенство норм законодательства о субсидиарной ответственности членов кооператива – сдерживающий фактор развития кооперации». Международный журнал прикладных наук и технологий, №2, 2016
6 Скоморохов С.Н., Петров Е.Б, Антонова М.П. «Секреты успешного кооператива, 2-е издание». Дашков и Ко, 2016, 136с.;
7 Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в российской Федерации» №3085-1 от 19.06.1992 г. // Консультант Плюс: Версия Проф [Электронный ресурс];
8 Закон СССР от 26.05.1988 №8998-XI (ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998) «О кооперации в СССР» // Консультант Плюс: Версия Проф [Электронный ресурс];
9 Постановление ВС РФ от 19.06.1992 N 3086-1 «О введении в действие Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации»
10 Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» // Консультант Плюс: Версия Проф [Электронный ресурс];
11 Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» // Консультант Плюс: Версия Проф [Электронный ресурс];
12 Федеральный закон № 402 от 06.12.2011г. «О бухгалтерском учете» // Консультант Плюс: Версия Проф [Электронный ресурс];
13 Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 29.03.2017) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» // Консультант Плюс: Версия Проф [Электронный ресурс];
14 Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н
«Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» // Консультант Плюс: Версия Проф [Электронный ресурс];
15 «Бухгалтерский учет и налогообложение в сельскохозяйственных потребительских кооперативах». Методические рекомендации / Под общей редакцией И.В. Палаткина – Пенза,- 2009. – 113 с.
16 Налоговый Кодекс Российской Федерации, часть вторая N 117-ФЗ 5 августа 2000 года// Консультант Плюс: Версия Проф [Электронный ресурс];
17 Минфин РФ. Письмо от 01.03.2012 г. N 03-03-06/4/14;
18 Минфин РФ. Письмо от 20.01.2010 N 03-03-06/4/4;
19 Минфин РФ. Письмо от 19.03.2010 N 03-03-06/4/25;
20 Минфин РФ. Письмо от 02.04.2010 N 03-03-06/4/38;
21 Genossenschaftsgesetz in der Fassung der Bekanntmachung vom 16. Oktober 2006 (BGBl. I S. 2230), das zuletzt durch Artikel 17 des Gesetzes vom 24. April 2015 (BGBl. I S. 642) geändert worden ist;
22 Скоморохов С.Н. «Зачем России МТО?». Журнал Агрострахование и кредитование №6/ 2014
23 «Датские кооперативы». Издательство Ассоциации датских кооперативных обществ и сельскохозяйственного совета Дании, 1993 г., 35с.;
24 Аверьянова Е.В. «Особенности развития сельскохозяйственной кооперации в Финляндии», lenagro.org, 15.02.2012.
25 Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ // Консультант Плюс: Версия Проф [Электронный ресурс];