Московский экономический журнал 2/2017

image_pdfimage_print

УДК 330.322

bezymyannyj-12

Пелымская Ольга Викторовна

кандидат экономических наук,

доцент кафедры землеустройства и кадастра

ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», г. Тюмень

Окмянская Валентина Михайловна

магистрант 1 курса

ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», г.Тюмень

Okmyanskaya V. M. e-mail: valentina.okmyanskaya@mail.ru

Pelymskaya O.V. e-mail: sizau@yandex.ru

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПО ОТБОРУ И ЭКСПЕРТИЗЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ ТОБОЛЬСКОГО РАЙОНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 

THE MAIN STAGES OF THE SELECTION AND EXAMINATION OF INVESTMENT PROJECTS ON THE EXAMPLE OF TOBOLSK DISTRICT TYUMEN REGION

Аннотация

В статье характеризуется состояние инвестиционного климата Тюменской области, более подробно анализируется Тобольский район. На примере  бизнес-проекта «Организация фермы по производству мяса птицы (мяса индейки)», планируемого к реализации на территории Тобольского муниципального района, разработан алгоритм, содержащий основные этапы по отбору и экспертизе инвестиционных проектов, претендующих на комплексное сопровождение со стороны органов местного самоуправления и    уполномоченных органов на проведение инвестиционной политики.

Summary

The article characterizes the state of the investment climate of the Tyumen region, discussed in more detail in the Tobolsk district. For example, the business project «Organization of a farm for production of poultry meat (Turkey meat)», planned for implementation on the territory of the Tobolsk municipal area, the algorithm containing the main stages of the selection and examination of investment projects, applying for comprehensive support.

Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиционный проект, инвестор, критерии первичного отбора, критерии экспертной оценки проекта.

Keywords: investment climate, investment projects, investor, criteria for initial selection of projects, criteria for expert evaluation of the project.

В настоящее время Тюменская область обладает высоким инвестиционным потенциалом и благоприятным инвестиционным климатом, что подтверждается официальными рейтингами и реализацией большого количества новых проектов. Так, по результатам национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации 2016 года Тюменская область занимает 5 место, уступая Республики Татарстан, Белгородской, Калужской и Тульской областям. Однако стоит отметить, что в 2015 году Тюменская область была только на 15 месте данного рейтинга. Вследствие чего можно говорить о реализации активной эффективной инвестиционной политике в данном субъекте. [1]

В свою очередь, Тюменская область обладает следующими предпосылками для успешного развития инвестиционной деятельности, среди которых можно выделить:

  1. Выгодное географическое положение с точки зрения кратчайшего доступа к рынкам Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, где реализуются крупнейшие нефтегазовые проекты.
  2. Транссибирская железнодорожная магистраль соединяет территорию Тюменской области с другими региональными центрами России.
  3. Крупнейшие запасы некоторых природных ресурсов – торфа, углеводородов, древесины, песка.
  4. Кадровый потенциал.
  5. Административное сопровождение инвесторов по принципу «одного окна».
  6. Наличие новых индустриальных парков – «Боровский» и «Богандинский», где инвестор может разметить новое производство. Резидентам парка предоставляется широкий спектр льгот – бесплатное подключение к инженерным сетям, минимальная арендная ставка, налоговые льготы и многое другое. [2]

Стоит также отметить, что деятельность органов государственной власти Тюменской области, органов местного самоуправления направлена на улучшение делового и инвестиционного климата. Это выражается в принятии нормативно-правовых актов в сфере инвестиционной политики, государственной поддержки и стимулирования инвестиционной деятельности, концепции социально-экономического развития Тюменской области в целом и каждого муниципального образования в отдельности, а также регламентов комплексного сопровождения инвестиционных проектов.

Кроме того, в целях определения эффективных направлений привлечения инвестиций в области разработаны долгосрочные стратегии инвестиционного развития ряда отраслей:

1) лесного комплекса;

2) пищевой промышленности, сельского хозяйства и рыболовства;

3) машиностроительного комплекса;

4) легкой промышленности;

5) строительного комплекса;

6) транспорта и логистики.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года главной стратегической целью инвестиционной политики Тюменской области является создание максимально комфортных условий для старта и ведения бизнеса на территории региона, а также формирование эффективной системы привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов. Однако осуществление данной цели невозможно без создания благоприятных условий для ведения бизнеса, открытия новых производств в отдельных муниципальных образованиях Тюменской области. [3]

В состав Тюменской области (без учета автономных округов) входят 5 городских округов, 21 муниципальный район, 292 сельских поселения. [4]

Рассмотрим более подробно Тобольский район Тюменской области как один из наиболее динамично развивающихся муниципальных образований региона.

Тобольский муниципальный район расположен на юге Тюменской области, граничит на западе со Свердловской областью, на севере с Ханты-Мансийским автономным округом, на востоке с Уватским и Вагайским районами, на юго-западе с Ярковским и Нижнетавдинским районами области. Площадь Тобольского района составляет 17221, 5 км². [5]

По результатам итоговых годовых показателей, таких как, объем инвестиций, количество реализованных, реализуемых и планируемых инвестиционных проектов на территории муниципального района, индекс промышленного производства и т.д., можно сделать вывод, что Тобольский район с каждым годом становится все более инвестиционно привлекательным как для предпринимателей, так и для инвесторов.

В настоящее время Тобольский район занимает четвертое место по объему привлеченных инвестиций среди муниципальных районов области, уступая Тюменскому, Ишимскому и Уватскому районам. В то время как, по итогам 2015 года район был на 9 месте по данному показателю.

Это обусловлено не только богатыми залежами природных ресурсов, наличием обширных сельскохозяйственных угодий, разнообразием рыбы, ягод, грибов и других дикоросов, но и проведением органами муниципальной власти инвестиционной политики в области привлечения инвесторов, комплексного сопровождения инвестиционных проектов, подготовки земельных участков с точки зрения инфраструктурной освоенности для размещения нового производства.

В целях комплексного сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации в Тобольском муниципальном районе Тюменской области распоряжением главы администрации Тобольского муниципального района от 04.08.2015 №867 был утвержден «Регламент комплексного сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации в Тобольском муниципальном районе». Стоит отметить, что данный регламент соответствует распоряжению Правительства Тюменской области от 21.02.2013 года №248-рп «Об утверждении Регламента комплексного сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации в Тюменской области».

Данные стандарты направлены на снижение административных барьеров при реализации инвестиционных проектов, а также на унификацию процедуры взаимодействия инвесторов с федеральными и региональными исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления Тюменской области.  [6;7]

Рассмотрим взаимодействие инвестора и органов муниципальной власти в Тобольском муниципальном районе в сфере реализации инвестиционного проекта на конкретном примере.

Согласно информации из реестра планируемых инвестиционных проектов на территории Тобольского района Тюменской области планируется реализация инвестиционного проекта «Организация фермы по производству мяса птицы (мяса индейки)».

Данный инвестиционный проект направлен на развитие в Тюменской области производства и переработки мяса индейки, а также предполагает возможность его поставки в другие регионы России. Спрос на этот вид продукции в нашей стране динамично растет, поэтому организация данного производства позволит увеличить предложение мяса индейки как на региональном рынке, так и на отечественном в перспективе. В свою очередь, размещение фермы по производству мяса индейки в Тобольском районе Тюменской области позволит улучшить социально-экономическое положение района, в том числе за счет повышения уровня жизни населения, посредством создания новых рабочих мест, и привлечь инвестиции в сельский населенный пункт, в котором будет реализовываться инвестиционный проект.

В соответствии с информацией из бизнес-плана проекта предприятие будет реализовывать следующие виды продукции: тушки индеек, части тушек, фарш из мяса индейки, субпродукты. Проектируемая ферма будет содержать 500 птиц. 

Основная информация об инициаторе проекта и краткая характеристика планируемого проекта представлена в таблице 1. [8]

Таблица 1. Основная информация инвестиционного проекта «Организация фермы по производству мяса птицы (мяса индейки)»

Безымянный

В связи с планируемым размещением инвестиционного проекта «Организация фермы по производству мяса птицы (мяса индейки)» в Тобольском районе Тюменской области возникает необходимость разработки алгоритма взаимодействия инвестора с органами муниципальной власти, осуществляющими  инвестиционную политику, для методической поддержки инвестора в проведении основных этапов реализации нового производства.

На рис. 1 представлены основные этапы по отбору и экспертизе инвестиционных проектов, претендующих на комплексное сопровождение,  на примере Тобольского района Тюменской области. Данный алгоритм разработан на основе Регламента комплексного сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации в Тюменской области и Регламента Тобольского района.

1 2 3

Рис. 1. Основные этапы по отбору и экспертизе инвестиционных проектов на примере Тобольского района Тюменской области

Разработанный алгоритм позволит инвестору последовательно принимать решения, а также обеспечит понимание основных этапов, предшествующих непосредственной реализации инвестиционного проекта, в том числе строительству производственных объектов.

Также предложенная методика позволит инвестору избежать многих рисков в процессе реализации нового производства. Возможные риски представлены на рис. 2.

Безымянный

Рис. 2. Возможные риски при  реализации инвестиционного проекта

Стоит заметить, что предложенный алгоритм применим не только в Тобольском районе, но и может быть адаптирован для других муниципальных образований Тюменской области. Инвестор, четко понимая, порядок необходимых действий, этапов для получения комплексной поддержки его бизнес-проекта со стороны Фонда «Инвестиционное агентство Тюменской области», органов муниципальной власти, ресурсосберегающих организаций, имеет больше шансов на успех в реализации нового производства, которое может стать одной из точек роста отдельного муниципального образования или Тюменской области в целом.

Литература

  1. Официальный сайт Агентства стратегических инициатив. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. URL: https://asi.ru/investclimate/rating/
  2. Деловой портал Правительства Тюменской области. Презентация инвестиционного потенциала Тюменской области. URL: http://www.tyumen-region.ru/upload/2017/presentation-tyumen-region-2017.pdf
  3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Тюменской области от 25.05.2009 № 652-рп
  4. Официальный портал органов государственной власти Тюменской области. Тюменская область в цифрах. URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/about/region_territory.htm
  5. Официальный сайт Тобольского муниципального района Тюменской области. Общая информация о Тобольском районе. URL: https://tobolsk-mr.admtyumen.ru/mo/Tobolsk mr/about_OMSU/more.htm?id=10531653@cmsArticle
  6. Распоряжение Правительства от 21.02.2013 № 248-рп «Об утверждении Регламента комплексного сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации в Тюменской области»
  7. Распоряжение главы администрации Тобольского муниципального района от 04.08.2015 №867 «Об утверждении Регламента комплексного сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации в Тобольском муниципальном районе»
  8. Пелымская О.В., Окмянская В.М. Выбор земельного участка под размещение инвестиционного проекта // Сборник XII Международной научно-практической конференции «Управление земельно-имущественными отношениями». 2016, г. Пенза