Московский экономический журнал 1/2019

image_pdfimage_print

1MEZHlogo-e1521963337142

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-11001

Оценка социально-экономического развития городского округа Краснотурьинск

Evaluation of the socio-economic development of the urban district Krasnoturyinsk

Рагозина Анастасия Юрьевна, соискатель, ассистент кафедры экономики труда и управления персоналом. Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г.Екатеринбург, ул.8 Марта/Народной Воли, 62/45. Контактный телефон: 8(908)63-45-549. e–mail: Anastasia453@yandex.ru

Ragozina A.Yu., applicant, assistant to chair of labour economics and human resource management, Urals State University  of Economics 62/45 8 Marta/Narodnoy Voli ul., Yekaterinburg, Russia, 620144, Phone:  8(908) 63-45-549, e–mail: Anastasia453@yandex.ru

Аннотация: В статье представлены результаты оценки социально-экономического развития городского округа Краснотурьинск. Положительная динамика большинства исследованных показателей характеризует социально-экономическое развитие городского округа Краснотурьинск как удовлетворительное, предложены направления для устранения выявленных проблем.

Summary: The article presents the results of the assessment of the socio-economic development of the urban district of Krasnoturyinsk. The positive dynamics of most of the studied indicators characterizes the socio-economic development of the urban district of Krasnoturyinsk as satisfactory, and suggested ways to eliminate the identified problems.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, состав населения, бюджет округа, безработица, оборот продукции, направления развития.

Key words: socio-economic development, population structure, district budget, unemployment, product turnover, development directions.

В соответствии со ст. 3 Устава городского округа Краснотурьинск, Краснотурьинск – это муниципальное образование, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.

В состав муниципального образования городской округ Краснотурьинск входят населённые пункты: город Краснотурьинск, посёлок Прибрежный, посёлок Воронцовка, посёлок Шихан, рабочий посёлок Рудничный, посёлок Чернореченск, рабочий посёлок Воронцовка.

Выполним анализ количественного и качественного состава населения городского округа Краснотурьинск (таблица 1).

Безымянный

Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что численность населения городского округа Краснотурьинск в исследуемом периоде снижается на 0,9%. Это обусловлено сокращением численности трудоспособного населения на 1,7% пенсионеров – на 2,3%. На рост численности населения практически не оказывает влияния увеличение количества детей на 2,1%.

На рисунке 1 покажем динамику численности населения городского округа Краснотурьинск за период 2015-2017 гг.

Безымянный

Из рисунка 1 наглядно видна тенденция к снижению общей численности населения городского округа Краснотурьинск в исследуемом периоде.

На долю трудоспособного населения в общей структуре населения в исследуемом периоде приходилось:

  • в 2015 году – 56,1%,
  • в 2016 году – 55,9%,
  • в 2017 году – 55,6%.

В таблице 2 кратко охарактеризуем состояние бюджета городского округа Краснотурьинск за период 2015-2017 гг.

Безымянный

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что бюджет городского округа Краснотурьинск в изучаемом периоде принимается с дефицитом, который составляет 7,6% от доходной части в 2015 году, 4,3% — в 2016 году, 4,3% — в 2017 году.

Доходная часть бюджета ежегодно увеличивается. В 2016 году такое увеличение составило 5,1% к уровню 2015 года, в 2017 году – 9,8% к уровню 2016 года. В доходной части бюджета преобладают налоговые поступления. Далее по объему следуют безвозмездные поступления и неналоговые доходы.

Расходная часть бюджета также имеет тенденцию к увеличению. Рост расходной части в 2016 году составил 2,3% по отношению к 2015 году, в 2017 году – 1,6% к уровню 2016 года.

Сокращение дефицита бюджета в 2016 и 2017 годах положительно характеризует экономическую основу местного самоуправления в городском округе Краснотурьинск.

В таблице 3 представлено изменение объема отгруженной продукции промышленных предприятий городского округа Краснотурьинск.

Безымянный

Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что в городском округе Краснотурьинск складывается благоприятная обстановка для деятельности промышленных предприятий. Это обусловлено увеличением объема отгруженной продукции в 2017 году на 122,5% к уровню 2015 года.

Как видно из таблицы 3, в общем объеме отгруженной промышленными предприятиями продукции доминируют предприятия по добыче полезных ископаемых. Наибольшую долю в объеме занимает ЗАО «Золото Северного Урала» — 83,5%. В 2017 году, по сравнению с 2015 годом, объем отгруженной продукции предприятия увеличился на 8%. Произведено 1269 кг серебра,  что на 28% больше, чем в 2015 году. Производство золота снизилось на 5% к уровню 2015 года и составило 1219 кг.

Объем отгруженной продукции ОАО «Богословское рудоуправление» (16,4% от общего объема добывающих предприятий) за 2017 год составил 147% к уровню 2015 года. Предприятием произведено 316 тыс. тонн железорудного концентрата, что на 18% превышает показатель 2015 года.

Объем отгруженной продукции артели старателей «Южно-Заозерский прииск» (около 0,1% от общего объема отгрузки добывающих предприятий) за 2017 год снизился по отношению к 2015 году  на 12%. Предприятием произведено 2,5 кг золота, что составляет 23% от уровня 2015 года.

Объем отгруженной продукции предприятий обрабатывающих производств в 2017 году увеличился на 120,1%  к уровню 2015 года.

Наибольшую долю в объеме традиционно занимают предприятия металлургического производства – 93,8%.  Это филиал «БАЗ-СУАЛ» ОАО «СУАЛ», филиал «СУАЛ-ПМ-Краснотурьинск» ООО «СУАЛ-ПМ».

Низкими темпами на территории городского округа Краснотурьинск осуществляется жилищное строительство. В 2017 году на территории городского округа введено в действие 4 индивидуальных жилых дома общей площадью 888 кв.м., что составляет 56% от уровня 2015 года, в том числе 96% жилых домов построено в городской местности.

В таблице 4 проанализируем оборот розничной торговли и общественного питания за 2015-2017 гг.

Безымянный

В 2017 году за счет роста цен оборот розничной торговли и общественного питания вырос по сравнению с 2015 годом на 113,1% и составил 5798 млн. рублей, при этом оборот предприятий розничной торговли увеличился к уровню 2015 года на 106,9%, оборот предприятий общественного питания — на 126,9%.

Используя данные таблиц 1 и 4, модно определить, что в среднем на каждого жителя города в 2015 году продано товаров на сумму 86 тыс.руб., в 2016 году  — 88 тыс. рублей, в 2017 году – 95 тыс. рублей.

В структуре оборота розничной торговли и общественного питания свыше 80% составляет доля оборота малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Одним из основных факторов, обеспечивающих положительное влияние на экономический рост, является улучшение ситуации на рынке труда.

Количество официально зарегистрированных безработных граждан представлено в таблице 5.

Безымянный

На 01.01.2018 г. в службе занятости населения зарегистрировано 1372 безработных, уровень безработицы составил 3,5%, снизившись к уровню 2015 года на 3,3%.

Проанализируем затраты на реализацию мероприятий по Программе поддержки занятости населения Свердловской области за период 2015-2017гг. (рисунок 2).

Безымянный

В 2017 году затраты на реализацию мероприятий по Программе поддержки занятости населения Свердловской области составили 10,7 млн. руб., что превышает затраты 2015 года на 4,7%. Все предоставленные местному бюджету средства были освоены на 100%.

В исследуемом периоде в общественных работах принимали участие:

  • 2015 год – 198 человек;
  • 2016 год – 214 человек;
  • 2017 год — 222 человека.

Положительная динамика большинства исследованных показателей характеризует социально-экономическое развитие городского округа Краснотурьинск как удовлетворительное.

Для устранения выявленных «узких мест» можно выделить следующие приоритетные направления повышения качества жизни, реализация которых позволит наиболее результативно и эффективно повысить уровень воспроизводства населения городского округа Краснотурьинск.

Во-первых, органам местного самоуправления необходимо содействовать уменьшению уровня безработицы, в том числе за счёт поддержки малого бизнеса; целенаправленного инвестирования в отдельные перспективные области хозяйствования; проведения мероприятий по профессиональной ориентации безработных граждан, незанятого населения и учащихся образовательных учреждений; оказания государственных услуг по психологической поддержке и социальной адаптации безработных граждан; оказания государственных услуг по профессиональному обучению безработных граждан профессиям, востребованным на рынке труда, с правом приоритетного направления на обучение особо нуждающихся в социальной защите граждан.

Данные мероприятия позволят существенно снизить уровень безработицы, величина которой в городском округе Краснотурьинск на сегодняшний день составляет 3,5%.

Во-вторых, органам местного самоуправления необходимо содействовать увеличению реальных доходов населения.

Несмотря на положительную динамику реальных денежных доходов населения городского округа в последние годы они пока отстают от аналогичных среднероссийских показателей. Значительная часть населения (19,5%) имеет уровень доходов ниже прожиточного минимума (по России – 13,2%).

Основные действия местных властей по повышению уровня доходов населения должны быть направлены на стимулирование роста объёмов производства; поддержание местных производителей; развитие инновационной активности предприятий; повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и услуг; повышение инвестиционной активности и реализацию важнейших целевых инвестиционных программ; более эффективное использование всех имеющихся в городском округе ресурсов.

В-третьих, муниципальным органам власти необходимо повысить уровень обеспеченности граждан комфортным и доступным жильём.

Библиографический список

  1. Айвазян С.А. Анализ синтетических категорий качества жизни населения субъектов Российской Федерации: их измерение, динамика, основные тенденции // Уровень жизни регионов России. – 2012. – № 11. – С. 5–41
  2. Баженов, С.А. Качество жизни населения: теория и практика / С.А. Баженов. – М.: ЭКОС, 2010. – 178 с.
  3. Васильев В.П. Качество и уровень жизни населения Российской Федерации / В.П. Васильев. – М.: ЭКОС, 2011. – 117 с.
  4. Васильев А. Л. Россия в XXI веке. Качество жизни и стандартизация. – М.: Стандарты и качество, 2011. – 211 с.
  5. Годовые статистические отчеты Отдела статистики Администрации городского округа Краснотурьинск за 2015-2017 гг. Режим доступа — http://adm.krasnoturinsk.ru/
  6. Давыдова Е.В., Давыдов А.А. Измерение качества жизни. – М.: Ин-т социол. РАН, 2009. – С.11–13.
  7. Дробышева В.В., Герасимов Б.И. Интегральная оценка качества жизни населения региона. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2011. – 115 с.
  8. Злобина Г.Ю. Качество жизни: структурные составляющие и перспективные направления развития / Г.Ю. Злобина. – М.: Социум, 2012. – 96 с.
  9. Косов В.В. Динамика качества жизни в субъектах РФ и направленность социальной политики // Мир России. – 2013. – № 2. – С. 50–66.
  10. Мироедов А.А. Качество жизни в статистических показателях социально-экономического развития / А.А. Мироедов. – М.: Вопросы статистики, 2011. – 125 с.
  11. О возможном подходе к разработке региональной концепции и программы улучшения качества жизни населения / М.Н. Алферова, В.П. Бабинцев, А.А. Белов и др. // Технологии качества жизни. – 2012. – Т. 2. – № 2. – С. 1–10.
  12. Отчеты Главы городского округа Краснотурьинск об исполнении бюджетов за 2015-2017 гг. Режим доступа — http://adm.krasnoturinsk.ru/

References

  1. Ayvazyan S.A. Analysis of synthetic categories of quality of life of the population of the constituent entities of the Russian Federation: their measurement, dynamics, main trends // The standard of living of Russian regions. — 2012. — № 11. — P. 5–41
  2. Bazhenov, S.A. Quality of life of the population: theory and practice / S.А. Bazhenov. — M .: ECOS, 2010. — 178 p.
  3. Vasiliev, V.P. Quality and standard of living of the population of the Russian Federation / V.P. Vasiliev. — M .: ECOS, 2011. — 117 p.
  4. Vasiliev, AL, Russia in the 21st Century. Quality of life and standardization. — M .: Standards and quality, 2011. — 211 p.
  5. Annual statistical reports of the Statistics Department of the Administration of the Krasnoturinsk city district for 2015-2017. Access mode — http://adm.krasnoturinsk.ru/
  6. Davydova E.V., Davydov A.A. Measuring the quality of life. — M .: In-t sociol. RAS, 2009. — P.11-13.
  7. Drobysheva V.V., Gerasimov B.I. Integral assessment of the quality of life of the population of the region. — Tambov: Publishing House Tamb. state tech. University, 2011. — 115 p.
  8. Zlobina G.Yu. Quality of life: structural components and perspective directions of development / G.Yu. Zlobin. — M .: Socium, 2012. — 96 p.
  9. Kosov V.V. Dynamics of the quality of life in the subjects of the Russian Federation and the focus of social policy // World of Russia. — 2013. — № 2. — P. 50–66.
  10. Miroedov A.A. Quality of life in statistical indicators of socio-economic development / A.A. Miroedov. — M .: Questions of statistics, 2011. — 125 p.
  11. On a possible approach to the development of a regional concept and program to improve the quality of life of the population / M.N. Alferova, V.P. Babintsev, A.A. Belov and others. // Technologies of quality of life. — 2012. — V. 2. — № 2. — P. 1–10.
  12. Reports on the execution of budgets for 2015-2017 by the Head of the Krasnoturinsk city district Access mode — http://adm.krasnoturinsk.ru/.