Московский экономический журнал 1/2019

image_pdfimage_print

1MEZHlogo-e1521963337142-2

УДК 336.02

UDC 336.02

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-11024

Финансовая политика Республики Казахстан в условиях глобальных  вызовов современности

Financial policy of Republic of Kazakhstan in the conditions of global challenges of the present

Абжалелова Шолпан Рахимжановна, м.э.н., доцент

Жунусова Алтын Мусахановна, м.э.н.

Бектенұлы Мұхтар, магистрант

Академия Кайнар, город Алматы, Республика Казахстан

Abzhalelova Sholpan Rakhimzhanovnamsc, associate professor

Zhunusova Altyn Musakhanovna, msc

Bektenuly Mukhtar, master student

Аннотация: В данной статье раскрыта сущность финансов, финансовых отношений и финансовой системы государства,  охарактеризовано содержание, значение и механизмы функционирования финансовой политики государства в условиях глобализации экономики. Глубоко проанализировано влияние финансовой политики на социально-экономическое развитие экономики в условиях глобализации экономики, а также охарактеризован финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики государства

Автор постарался исследовать политику финансовой стабилизации в Республике Казахстан, были обозначены направления денежно-кредитной политики Казахстана. Вопросу финансовой политики государства в условиях глобализации значительное внимание уделяют экономисты, социологи, политологи и др. В данной статье изучено понятие глобализации, ее основные аспекты, определено, что глобализация мировой экономики неизбежный процесс, который в XXI веке все более набирает обороты.

Summary: In this article the essence of finance, financial relations and a financial system of the state is disclosed, contents, value and mechanisms of functioning of financial policy of the state in the conditions of globalization of economy is characterized. Influence of financial policy on social and economic development of economy in the conditions of globalization of economy is deeply analyzed and also the financial mechanism as the instrument of realization of financial policy of the state is characterized

The author has tried to investigate policy of financial stabilization in the Republic of Kazakhstan, the directions of monetary policy of Kazakhstan have been designated. To question of financial policy of the state in the conditions of globalization considerable attention is paid by economists, sociologists, political scientists, etc. In this article the concept of globalization, her main aspects is studied, defined that globalization of world economy inevitable process which in the 21st century more and more gains steam.

Ключевые слова: финансовая политика, финансовые ресурсы, бюджет, налоги, доходы государства, мировая политика, государственное регулирование, глобализация, экономическая интеграция, экономика Казахстана, взаимозависимость, проблемы глобализации.

Keywords: financial policy, financial resources, budget, taxes, revenues of the state, world politics, state regulation, globalization, economic integration, economy of Kazakhstan, interdependence, globalization problems.

В последние годы все ярче можно наблюдать влияние фактора глобализации на экономику Казахстана. Изменение цен на нефть привело к ослаблению экономики, рост курса доллара – стал одним из факторов, повлекших девальвацию и т.д. На современном этапе Казахстан оказался довольно глубоко втянут в мировое хозяйство, зависимым от внешних связей.

Интенсификация процесса глобализации имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Последний эффект все чаще проявляется на современном кризисном этапе для мировой экономики.  По этой причине особого внимания требуют проблемы влияния внешних факторов на развитие казахстанской экономики. Все эти моменты подчеркивают актуальность выбранной проблемы. Сложность проблемы, ее многогранность и постоянная изменчивость обуславливают острую необходимость комплексного подхода к изучению закономерностей воздействия глобализации на экономику государства через финансовую политику 

Целью исследования является раскрытие теоретических и методических подходов к оценке финансовой политики государства в условиях глобализации на примере казахстанской экономики.

В ходе исследования применялись диалектический, системный, институциональный, синергетический подходы, сочетание методов анализа и синтеза, единства логического и исторического, восхождения от абстрактного к конкретному и др.

Финансовая политика — это комплекс мероприятий государства на обеспечение его финансовой устойчивости. Под финансовой устойчивостью понимают отсутствие у государства долга, профицита бюджета [1, с. 5].

Судя по данным kazportal.kz финансовая политика — это не только управление финансами, но и воздей­ствие на среду, в которой осуществляется финансовый процесс. Она предпо­лагает разработку плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а также последовательность разумных действий на основе разработанного плана и имеющихся ресурсов для решения поставленных задач. Финансовая политика любого государства складывается из двух взаимосвязанных направ­лений деятельности государства; налоговой полигаки и бюджетной политики. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны. Финансовая политика каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные задачи с учетом состояния эконо­мики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и других факторов. Финансовая политика Казахстана тоже не исключение.

Обобщение мировой практики государственного регулирования экономики позволяет систематизировать востребованные на практике и устоявшиеся направления финансовой политики по двум составляющим — формирование общего экономического пространства и решению более узких задач в рамках шести основных подходов: финансового, отраслевого, территориального, функционального, типологического и программно-целевого (рисунок 1). 

Безымянный

Основными задачами финансовой политики являются:

  • обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществляемых государством;
  • установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  • сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики;
  • достижение финансовой устойчивости и независимости государства;
  • создание устойчивой материальной основы функционирования хозяйственных субъектов;
  • формирование уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.

Финансовый подход, или финансовая политика государства направлены на обеспечение финансовой безопасности государства с помощью использования различных инструментов государственного регулирования (рисунок 2).

Всемирное хозяйство в последние десятилетия все больше подвержено влиянию такого мирового феномена как глобализация. Мировой экономический порядок превратился в неразрывную экономическую систему из-за все большего возрастания зависимости экономик стран друг от друга.

Некоторые признаки глобализации стали проявляться еще со времен великих мировых империй, но в полной мере процесс глобализации запустился около 80-х гг. прошлого столетия. Тогда же стали оформляться первые научные обоснования по проблемам глобализации [3, c. 23].

Безымянный

Казахстанские исследователи заинтересовались вопросами глобализации с началом роста национальной экономики и более полно после того, как государством было принято решение о вступлении во Всемирную Торговую Организацию.

Анализ различных мнений позволил сформировать понятие глобализации как обхват мировой экономикой все большего количества стран, увеличение роли международных организаций, имеющих наднациональные приоритеты, формирование глобальных коммуникационных систем во всех их формах и т.д. [4, c. 69]. Несмотря на то, что глобализация в последние годы во многом определяет мировое социально-экономическое развитие, она также обостряет существующие и формирует новые экономические проблемы.

Исследуя проблемы глобализации, сотрудники отдела геоглобалистики и экономической безопасности Казахского института стратегических исследований Г.А. Куанова и А.К. Кажмуратова  акцентировали на том, что определенные моменты влияния глобализации на экономику Казахстана заслуживают пристального внимания. В первую очередь, это слишком быстрый рост прямых зарубежных капиталовложений, намного превосходящие темпы роста мировой торговли. Такие инвестиции оказывают непосредственное влияние на государственную экономику, так как занимают ключевую позицию в передаче технологий, промышленном переформировании, формировании международных компаний.

Во вторых глобализация оказывает непосредственное влияние на технологические нововведения в стране. В свою очередь технологические инновации являются движущими рычагами глобализации и обостряют конкуренцию между государствами. В третьих, именно глобализация способствует росту торговли услугами, включая финансовые, юридические, управленческие, информационные и все виды «невидимых» услуг, которые стали главными двигателями международных торговых отношений.

Таким образом, глобализация несет в себе как положительные, так и отрицательные изменения, и то, в какой степени и в каком количестве они будут влиять на экономику, зависит от государства. Банки, руководствуясь собственными интересами, могут усложнить процесс достижения конечной цели финансовой политики – экономического роста, в связи с тем, что в условиях макроэкономической стабильности у них снижается уровень восприятия рисков на фоне возрастающих объемов предоставления кредитов; и наоборот в условиях депрессивного и критического состояния рынка банки напротив повышают требования к кредитоспособности заемщиков и сокращают размер кредитования, в то время как участники экономических отношений испытывают повышенную потребность в заемных средствах.  

Финансовую стабилизацию в Республики Казахстан обеспечивают путями государственного регулирования экономических процессов. Главными целями государственного регулирования в Казахстане являются: создание предпосылок для повышения инвестиционной активности за счет завершения процессов малой и массовой приватизации, создания инфраструктуры финансового рынка, совершенствования банковско-кредитной системы, регулирование валютного курса, реформирование производственного сектора и обеспечение общей макроэкономической сбалансированности[5, c. 9].

Казахстан продолжает противостоять вызовам, связанным со сниженными ценами на нефть и замедлением роста в России, Китае и Европе. Сложная внешняя ситуация оказывает отрицательное влияние на экономический рост

В 2018 году рост экономики РК замедлился, однако в 2019 году ожидается его повышение. Тем не менее, в среднесрочной перспективе темпы роста будут пониженными, что обусловлено сохраняющимися более низкими ценами на нефть и слабым ростом в странах, являющихся основными торговыми партнерами Казахстана [6].

Снижение цен на нефть, обусловленное им снижение курса тенге, ситуация на валютном рынке с резкими колебаниями курса и противоречивой политикой Национального банка, замораживание кредитной активности банков, начало добычи нефти на Кашаганском месторождении – все это повлияло на политику по финансовой стабилизации экономики Казахстана.

Мировые экономические тенденции прошлых лет негативно сказались и на Казахстане в силу интегрированности экономики в мировую экономическую систему. 2016 год начался со стремительного роста официального курса тенге к доллару США, с 1 января 2016 года всего за 3 недели национальная валюта обесценилась от 340,01 тенге до 383,91 тенге за доллар, показав 22 января 2016 года исторический максимум.

Регулятор минимизировал свое участие на валютном рынке и в течение всего февраля 2017 года практически не участвовал на валютных торгах.

Однако в конце февраля 2016 года в период налоговых выплат Национальный Банк был вынужден скупить валюту из-за большого предложения иностранной валюты на рынке. В результате в феврале 2016 года интервенции Национального Банка в форме покупки валюты составили 474 млн. долл. США или 20% от общего объема торгов.

Падение цен на нефть продолжает оказывать влияние на экономику Казахстана. Снижающиеся цены ослабляют экономику. Благоприятным событием для экономики Казахстана стал перезапуск месторождения Кашаган. Добыча нефти на месторождении Кашаган была возобновлена 28 сентября 2016 года. До конца 2016 года министерство ожидало объем добычи более 1,1 млн. тонн нефти. Рубеж в 1 млн. тонн безопасной добычи и сырой нефти и конденсата был достигнут 8 января 2017 года.

2016 год был довольно непростым и для банковского сектора. Произошли изменения в структуре зарубежных активов крупных банков второго уровня.

Банк ЦентрКредит в 2016 году продаж дочерний банк ООО «Банк БЦК-Москва» частным российским инвесторам. Это решение продиктовано значительным ухудшением экономической конъюнктуры и нестабильностью операционной среды в Казахстане и России. Причинами продажи активов названы такие факторы как резкое снижение мировых цен на нефть, сохранение санкций Запада в отношении России, падение обменного курса рубля и тенге.

В целом Правительством и Национальным банком РК предпринимаются меры по стабилизации экономики, однако на текущий момент говорить об их высокой эффективности нельзя.

В 2018 году участники финансового рынка ожидали сохранение основных рисков и тенденций прошлого года. Согласно проведенному опросу НБ РК, по оценкам инвестиционных компаний, восстановление отечественной экономики  ожидается с конца 2018 года при условии благоприятной внешней конъюнктуры и роста цен на энергоресурсы.

Предпринятые официальными органами ответные меры политики способствуют восстановлению экономики после шоков, начавшихся в 2014 году.

 В 2016 году темпы роста были положительными и составили 1%, что обусловлено увеличением добычи нефти и мерами поддержки, — в первую очередь, принятием программы «Нурлы жол», обеспечившей финансирование инфраструктурных проектов, МСБ и жилищного строительства. Действия Национального банка (НБК) стабилизировали рынки и восстановили доверие к тенге [7]. В течение года снижалась инфляция, и резервы НБК увеличились на 2 млрд. долл. США в результате значительного притока финансовых средств.

Источник kapital.kz опубликовало по данным Moody’s: Экономика Казахстана вырастет на 3,5%. Агентство опубликовало прогноз по корпоративному сектору СНГ на 2019 год. Международное рейтинговое агентства Moody’s Investors Service опубликовало прогноз по нефинансовому корпоративному сектору стран СНГ на 2019 год, сообщили центру деловой информации Kapital.kz в пресс-службе агентства.

«Стабильный прогноз обусловлен прежде всего комбинацией умеренного роста ВВП, благоприятных цен на нефть и замедлением внутреннего спроса», — говорит вице-президент — старший кредитный эксперт агентства Moody’s Артем Фролов.

В Казахстане благоприятные цены на нефть, повышение уровня добычи нефти и восстановление ненефтяного сектора экономики будут поддерживать рост ВВП в 2019 году на уровне 3,5% (снижение с 3,7% в 2018 году), однако недавняя девальвация тенге будет негативно влиять на потребительскую уверенность и внутренний спрос.

«В России благоприятные цены на нефть и низкий уровень инфляции будут поддерживать рост ВВП приблизительно на уровне 1,6% в 2019 году (снижение с 1,8% в 2018 году). Планируемая реализация государственных инфраструктурных проектов должна способствовать повышению слабого внутреннего спроса, однако угроза расширения санкций негативно влияет на деловые ожидания и настроения инвесторов», — указывается в отчете.

По прогнозу Moody’s, рост ВВП Украины замедлится с 3,5% в 2018 году до 3,2% в 2019 году в условиях замедления реформ, политической и геополитической неопределенности, которые негативно влияют на уровень инвестиций в стране, и демографических проблем.

«Внутренний спрос улучшился, и инфляция снизилась, однако событийные риски остаются высокими, а также сохраняется слабость банковской системы», — считают эксперты.

В соответствии с прогнозами, темпы экономического роста Казахстана достигнут 2,5% в 2018 году, а темпы роста ненефтяного ВВП должны достичь 4% к 2021 году. Это будет обусловлено дальнейшим увеличением добычи нефти, воздействием структурных реформ и возобновлением банковского кредитования. Прогнозируется улучшение состояния текущего счета внешних операций вследствие роста экспорта; инфляция в 2018 году должна снизиться до уровня, находящегося в установленном НБК целевом коридоре от 6 до 8 процентов. Тем не менее, степень неопределенности значительна, учитывая зависимость от динамики цен на сырьевые товары.   Также в работе по переходу на режим таргетирования инфляции и в проведении денежно-кредитной политики, включая применение гибкого обменного курса, достигнуты значительные успехи; тем не менее, вызовы остаются. 100

Для стабилизации экономики были разработаны проекты Общенационального плана мероприятий (ОНП) и Антикризисного плана действий Правительства и Национального банка по обеспечению экономической и социальной стабильности на 2016-2018 годы. Он подразумевает следующие меры: стабилизацию финансового сектора, оптимизацию бюджета, приватизацию и меры по инвестиционной и социальной политике.

Общенациональный план мероприятий содержит целевые индикаторы на 10 лет и 39 мероприятий по 5 основным направлениям.

Антикризисный план состоит из 2 разделов:

1) формирование новой структурной экономики, в рамках 5 основных направлений, определенных Президентом Казахстана [8];

2) оперативные меры по стимулированию роста и кредитованию экономики.

В заключение следует отметить, что стабилизация экономики – важная задача государства. От этого зависит и благосостояние граждан, поскольку происходит рост цен и, соответственно, снижается покупательная способность. Снижается деловая активность. Разработанные на текущий момент меры по стабилизации банковского сектора нуждаются в корректировке, ввиду постоянно меняющейся внешней среды. Кризисные явления с высокой вероятностью продолжатся – может произойти новый виток ухудшения ситуации на финансовых рынках, в том числе спад нефтяных котировок, с соответствующими последствиями для казахстанской экономики.  

Таким образом, можно сделать вывод: финансовую стабилизацию в Республики Казахстан обеспечивают путями государственного регулирования экономических процессов. Главными целями государственного регулирования в Казахстане являются: создание предпосылок для повышения инвестиционной активности за счет завершения процессов малой и массовой приватизации, создания инфраструктуры финансового рынка, совершенствования банковско-кредитной системы, регулирование валютного курса, реформирование производственного сектора и обеспечение общей макроэкономической сбалансированности. В ходе этого, государственную политику разрабатыва­ют и осуществляют преимущественно такие публичные институ­ты власти как правительство, президент и др. Также не исключает­ся возможность участия законодательных институтов в разработке политической стратегии и ее реализацией. Но парла­мент не является органом исполнения государственной полити­ки, ибо он выступает публичным институтом законодательной и представительной власти. В равной мере сказанное относится и ко всем другим политическим организациям, включая институты по­литического участия и гражданского общества.

В рамках регулирования денежно-кредитной политики предлагается:

1) совершенствование системы инструментов денежно-кредитной политики и повышение эффективности процентного канала;

2) уточнение целевого ориентира на денежном рынке при проведении денежно-кредитной политики;

3) следование плавающему обменному курсу;

4) конвергенция официальной ставки рефинансирования и базовой ставки;

5) построение кривой доходности;

6) измерение инфляционных ожиданий;

7) совершенствование коммуникационной политики;

8) восстановление кредитования экономики.

В развитии конкурентоспособности экономики важное значе­ние имеет правильно выбранная государственная политика. О го­сударственной политике писалось очень много. Некоторые авторы отмечают, что «Государственная политика — это целенаправлен­ная деятельность органов государственной власти по решению об­щественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных це­лей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, ко­торые имеются в его распоряжении. Политика должна быть откры­той, конкурентной и ориентированной на результаты»[15]. В дру­гом источнике пишут: «Государственная политика (общественная политика) — совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые раз­рабатываются и реализуются органами государственной власти с привлечением институтов гражданского общества. Это целена­правленная деятельность органов государственной власти по ре­шению общественных проблем, достижению и реализации общез­начимых целей развития всего общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь опре­деленных целей в конкретной области, используя правовые, эко­номические, административные и иные методы и средства воздей­ствия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении»[16].

Таким образом, в соответствии с вышеизложенным, экономика Казахстана нацелена на достижение устой­чивого развития страны путём диверсификации отраслей реально­го сектора, исследование позволило выявить основные направления развития экономики Казахстана посредством обновления финансовой политики, с учетом воздействия глобализационных факторов.

Список использованных источников

  1. Куанова Г.А., Кажмуратова А.К. Регионы Казахстана как субъекты глобализации // ANALITIK — Аналитическое образование. — 2010. — № 4. – C. 15-19
  2. Чуева А. С., Иваненко И. Н. Финансы и деньги: теоретико-правовая характеристика и соотношение // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2014. — №98. — 13 с.
  3. Алимбетов У. С., Зайнелова Г. З., Ордабаева М. А. Внешнеторговая политика Республики Казахстан: проблемы, приоритеты и механизм реализации // Статистика и экономика. – 2014. — №4. — С. 1-10
  4. Кудайбергенова К.С. Роль фискальной политики в государственном регулировании экономики / К.С. Кудайбергенова // Вестник Кокшетауского университета им.А. Мырзахметова. — 2013. — №3 .- С. 79-82
  5. Есентугелов А. Стратегия безопасного экономического развития Казахстана в условиях глобализации // Аль Пари. — 2015. — № 1. — С. 3–7
  6. Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2017-2021 годы от 31 августа 2016 года, протокол № 29 [Электронный ресурс]: http://site.economy.gov.kz/ru/pages/prognoz-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-kazahstan-na-2017-2021-gody-ot-31
  7. Ибраева А. Главные экономические события Казахстана в 2016 году [Электронный ресурс]: https://www.kursiv.kz/news/tendencii-weekly/glavnye-ekonomiceskie-sobytia-kazahstana-v-2016-godu/
  8. Тайбекулы А. Экономика Казахстана: итоги 2016 года [Электронный ресурс]:  http://iwep.kz/ru/kommentariy-eksperta/2016-12-23/ekonomika-kazahstana-itogi-2016-goda
  9. Букина И.С., Маневич В.Е. Макроэкономическая ситуация и денежно-финансовая политика в России (научный доклад)/ А.Н. Шабанов. — 1-е изд. — М.: Институт экономики Российской Академии Наук, 2013. — 57 с. — ISBN 978-5-9940-0421-0.
  10. «Глобальный инновационный индекс — 2013» ВОИС, Корнель-ский университет, школа бизнесаINSEAD — Женева, 01-07-2013
  11. Модели формирования национальных инновационных систем. Analysis and Modeling of Economic Processes / The Collection of Articles, ed. V.Z. Belenky. Issue — Moscow, CEMI RAS, 2013. — 163 p.
  12. Официальный сайт Агентства по статистике РК.stat.kz
  13. Сабден О. Конкурентоспособная экономика и инновации: Монография.-Алматы:Эксклюзив,2009.-152с.
  14. Айнабек К.С.,Смагулова М.М. Государственная политика в развитии конкурентоспособно­сти национальной экономики Республики Казахстан https://articlekz.com
  15. e-reading.ws/chapter.php/97129/46/Shapkarina Shpargalka_po_politologii.html
  16. ru/teoriya-gosudarstvennogo-upravleniya/ gosudarstvennaya-politika-ponyatie-i-osnovnie-napravleniya.html