Московский экономический журнал 1/2018

image_pdfimage_print

Bezymyannyj-12

Антикризисное управление в реформах П.А. Столыпина

Удалова Евгения Константиновна,

студентка IV курса ГУЗ

Аннотация: в данной статье рассмотрены реформы П.А. Столыпина, которые прямо или косвенно направленны на антикризисное управление. Проанализирована связь между методами правления П.А. Столыпина и современными методами управления.

Ключевые слова: реформа, П.А. Столыпин, кризис, антикризисное управление, экономика.

«В России любят затевать реформы только потому, что так легче скрыть неумение править». (П.А. Столыпин)

   Реформа это система обновления государственного управления во всех сферах государственной власти, с целью улучшения жизни граждан, за счет повышения качества управления.

   Реформы обычно осуществляются в целях развития общества и чаще всего характеризуются прогрессивно – консервативным настроем, опираясь на традиции ради будущего развития. В случае если реформы реализуются достаточно быстро, то есть происходит ускоренная модернизация устоявшегося в обществе порядка, то это влечет за собой раскол общества, где появляются противники и сторонники реформ, а это, в следующую очередь, способно привести страну к кризисной ситуации.

   Не смотря на это, и сами реформы могут быть средством антикризисного управления. Рассмотрим такую ситуацию на примере реформ П.А. Столыпина.

   Проанализировав подход П.А. Столпина к решению некоторых проблем, можно сделать вывод о том, то он достаточно современен.  Основным фактором была системность реформ, это характеризовалось наличием у П.А.Столыпина чёткого плана коренных преобразований, которые в дальнейшем сделали бы Россию мировой державой. Текущее состояние России можно было охарактеризовать, как  «точку невозврата», так как дальнейшая борьба с кризисными явлениями только двигала Россию вперед и нуждалась в реформировании.

   Преобразования должны были осуществляться по следующим направлениям:

1) Формирование основ гражданского общества;

2) Реформирование институтов и структур управления и самоуправления;

3) Модернизация экономики.

   Значительные изменения планировались в области формирования основ гражданского общества. Предлагалось освобождение крестьян от сословных ограничений, это в первую очередь. Изменения были прописаны в указе от 5 октября 1906 г. «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других податных сословий».

   Еще одним изменением был  законопроект «О неприкосновенности личности и жилища и тайны корреспонденции», который регламентировал полномочия полицейских.

   Не последнюю роль в реформах того времени сыграл комплекс законодательных актов, который нес в себе конфессиональный характер. Он был направлен на преодоление религиозно дискриминации, а так же на установление свободы совести.

   Важно заметить, то не все законопроекты П.А. Столпина были приняты Государственной Думой, или Государственным Советом. Благодаря умению Петра Аркадьевича, обходить запрет и играть по существующим и устоявшимся правилам, ему удавалось проводить наиболее важные законопроекты. Из этого следовал еще один вектор развития в рамках реформирования – обеспечение социального партнерства между различными слоями населения. Столыпин разработал пакет проектов, направленных на улучшение качества прав рабочих, связанный со страхованием, а так же ряд реформ направленных на улучшение труда и быта многих категорий рабочих.

   Еще одной составляющей для достижения гражданского общества стала реформа в области образования, науки и культуры. Столыпин знал, то если население останется неграмотным и необразованным, то не сможет понять и оценить ту модернизированную, благодаря реформам, Россию. Именно он вдвинул тему о всеобщем начальном образовании на обсуждение. Изменяется управление средней школой, улучшается и распространяется подготовка учителей, строятся новые здания для образовательных целей. 

   Второй областью реформирования было направление институтов и структур управления и самоуправления. Столыпин предлагал произвести изменения в судебной системе.

   Предлагались такие изменения, как: введение земельного союза, реформирование всех уровне местного самоуправления, объединение уездного и губернского управления для решения общегосударственных задач. Столыпин планировал положить конец прошлой системе управления и модернизировать Россию и в этом направлении.

   Третьей же областью было самое распространенное направление – модернизация экономики. В это области были проведены реформы направленные на радикальные изменения в налоговой системе, изменение банковской системы,  развитие кооперации, а так же самое популярное – аграрная реформа.  Во время реформ Столпина наблюдалась тенденция к улучшению жизни населения, улучшился социально-культурный сектор, благодаря высоким темпам развития экономики и культуры.

   Столыпинские реформы схожи с нынешней ситуацией,  хоть реформ настоящего времени и развиваются не так быстро, как нужда населения в преобразованиях. Реформы 1906 – 1911 запомнились не только народу того времени, но и вошли в историю под именем Столыпина. Не смотр на то, то некоторые идеи и сами проекты были позаимствованы у предшественников Петра Аркадьевича. Сейчас существует множество антикризисных реформ, особенно в современном положении России, но так ли они эффективны, запомнят ли их, и войдут ли они в историю так же, как реформы П.А. Столпина – не известно.

Литература

  1. П. А. Столыпин глазами современников // Под общ. ред. П. А. Пожигайло.-М.:РОССПЭН, 2008.-367 с.
  2. Тери Э. Экономическое преобразование России / Эдмон Тери; [пер. с фр. А. А. Пашкова].-М.:РОССПЭН, 2008.-183 с.:табл.
  3. Фомин А.А. Оценка влияния вступления в ВТО на состояние аграрного комплекса / Хлебопродукты, 2013. № 6. С. 4-7.
  4. Пожигайло П. А. Столыпинская программа преобразования России (1906-1911). – М.:РОССПЭН, 2007.-240 с
  5. Фомин А.А. УРОКИ РЕФОРМ ПЕТРА АРКАДЬЕВИЧА СТОЛЫПИНА /
    Международный сельскохозяйственный журнал. 2017. № 2. С. 6-7.
  6. Фомин А.А. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / Международный журнал прикладных наук и технологий Интеграл. 2017. № 4. С. 11.
  7. Горбунов В.С. К вопросу о регулировании земельных отношений / Землеустройство, кадастр и мониторинг земель, 2017. № 7. С. 17-24.
  8. Горбунов В.С., Буров М.П. Совершенствовать управляющее воздействие на развитие территорий / Землеустройство, кадастр и мониторинг земель, 2017. № 9. С. 5-13