Московский экономический журнал 3/2016

image_pdfimage_print

Безымянный 12

УДК  82.0

Одной из характерных черт современного литературоведения является изучение межнациональных литературных отношений, стремление к сравнительно-историческому анализу тем, образов, жанров национальных литератур. В статье осуществлен  сравнительно-типологический анализ поэзии  А.Н.Плещеева и К.Л.Хетагурова. Сравнительный анализ позволил обнаружить множество точек соприкосновения в их стихах, в их мировосприятии. Важное место в творчестве А.Н.Плещеева и К.Л.Хетагурова занимает тема детской судьбы. Все, что создали поэты для детей посредством слова, проникнуто высоким гуманизмом и интернационализмом.

Ключевые слова: поэзия; лирика; образ; творчество; портрет; реализм.

Кабулова Гаяна Cогратовна,       к.филол.н.,         Cеверо-Oсетинский государственный педагогический институт (Владикавказ), доцент кафедры осетинской филологии, gajana77@mail.ru

ТЕМА ДЕТСКОЙ СУДЬБЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.Н.ПЛЕЩЕЕВА И К.Л.ХЕТАГУРОВА

Детская тема в литературе XIX века свое самое яркое выражение получает в переломную эпоху, вырастает на национальной почве, поднимается на волне патриотизма и отвечает потребностям просвещения, при этом произведения этой тематики носят не только характер реалистического описания бытовых картин тяжелого безрадостного, а в других случаях счастливого детства, но и отражают процесс формирования личности, настроений и взглядов, может быть, рождающегося бунтаря в условиях дворянско-крепостнической среды, имеют воспитательное и образовательное значение, в них начинается диалог между ребенком и взрослым человеком, исследование развития душевной жизни ребенка, которая таит в себе залог перемен и связывается с верой во всемогущество ума человеческого. Все это находит отражение и в творчестве А.Н.Плещеева и  К.Л.Хетагурова.

Ко всему сказанному хочется добавить, что авторы подчиняют поэтику стиха своим идейным установкам, стихотворения данной тематики полны энтузиазма, пропитаны протестом против несправедливости. В них звучит призыв к гражданскому подвигу во имя освобождения.

А.Плещеев в своих произведениях отражал реальную жизнь. Особенно много внимания детской литературе Плещеев уделяет в 70-е – 80-е гг. Он не только создает содержательные сборники произведений, куда включает стихотворения Некрасова, рассказы Толстого, но и активно участвует в журналах «Детское чтение», «Семья и школа».

Плещеев считает необходимым, поскольку «мир фактически слишком сух для ребенка» [2, с.3], дать маленьким читателям произведения, которые действовали бы «не на один ум, а на сердце и воображение» [2, с.3]. Эти принципы отразились в стихах поэта, посвященных детям.

В русской литературе тема детства нашла двоякое отражение: уже в конце 50-х — начала 60-х годов Плещеев создает ряд стихотворений, одинаково близких и взрослым и детям: «Птичка», «Былое», «Скучная картина», «Мой садик», «Дети». В стихотворении «Дети», автор обращается к юным читателям:

И в глубине души, помимо воли,

Мучительный рождается вопрос:

Ужель и вам не видеть лучшей доли,

И вам идти путем бесплодных грез?

Ужель и вы в борьбе со злом могучим

Духовных сил растратите запас?

Страдали мы — и верили так страстно,

Что день иной придет…

О!  Неужель

Он и от вас далек — тот день прекрасный

И далека стремлений наша цель? [3, с.13]

 Хорошо зная детскую психологию, Плещеев знакомит своих читателей с окружающим миром, помогает им верно понять социальные отношения в обществе:

Капля дождевая говорит другим:

Что мы здесь в окошко стучим?

Отвечают капли:

Здесь бедняк живет,

Мы ему приносим Весть, что хлеб растет   

                            («Капля дождевая», перевод из М. Гартмана). [3, с.45]

В своих юных читателях Плещеев и Хетагуров видят прежде всего «будущих строителей земли», и стремятся научить их «любить добро, Родину, помнить свой долг перед народом» [2, с.87]. Поэты не скрывают от них теневые стороны жизни — социальный гнет, порождавший несправедливость, бедствия и горести бедняка, чьи ребятишки «обливают слезами черствый хлеб». Эту темы показал А.Плещеев в своих стихотворениях  «Песнь изгнанника», «На берегу», «Из жизни», «На даче», «Елка»; а К.Хетагуров в стихотворениях «Киска», «Будь мужчиной», «Мать сирот» .

В произведениях Коста мы видим – «…подробности быта жизни горцев, впечатления от услышанных в детстве легенд» [1, с.210], а главное в его творчестве – правдивое изображение жизни родного народа, молодого поколения и в том числе жизни своей семьи «… тяжелую участь послала на долю семье нашей бедной судьба…» – пишет он в стихотворении                      «Сестре» [6, с.25].

Народные страдания, всю горечь жизни с замечательной правдивостью и силой изобразил поэт в одном из самых выдающихся своих произведений, стихотворении «Мать сирот», «..написанном в духе лирической                      поэмы» [5, с.21] .

Ужасающая бедность, страдальческие лица детей, сидящих в тряпье у очага и грезящих о вкусной похлебке, безвыходная мука матери — вдовы, бросившей в котелок, вместо бобов камни, и с затаенной тоской ожидающей, когда же ее малютки заснут от утомления, – все это передано с потрясающей силой и окружено темными обрамляющими образами (ворон, вой бури, убогая сакля, повисшая на круче, дымный очаг):

Коченеет ворон

Страшен бури вой…

Спит на круче черной

Нар, аул глухой

Долгой ночью лучше.

Чем тяжелым днем…

……………………

На полу холодном —

Кто в тряпье, кто так —

Пять сирот голодных

Смотрят на очаг. [7, с.45]

В 1861 году А.Плещеев издает сборник стихотворений для детей «Детская книжка», а в 1878 году – «Подснежник», где объединяет поэзию для детей и небольшую часть «взрослых» стихотворений, доступных детскому восприятию. К.Хетагуров тоже подготовил специальное издание «Ирон фандыр»  иллюстрированное рисунками самого поэта [1899].  Анализируя поэзию темы детства обоих писателей, мы понимаем, что некоторые мотивы о детях связаны с личными переживаниями и воспоминаниями об их собственном детстве.

Глубоко созвучны по содержанию и смыслу стихотворение Плещеева «Детство» и К.Хетагурова  «Кубады».

Мне помнились с детства далекие годы

И тот городок, где я рос;

Приходского храма угрюмые своды,

Вокруг него земель берез.

Там долго веселый наш крик раздавался,

И не было играм конца;

Там матери нежный упрек забывался

И выговор строгий отца –

              пишет в стихотворении «Детство» А. Плещеев.  [3, с.90]

Подобную картину мы видим в стихотворении К.Хетагурова «Кубады». Только, Плещеев вспоминает родные места, а Коста пишет об уже увиденном:

Малыш безродный

В очаг холодный

Глядел, бывало.

Под кровом неба

Плясал немало.

Босой, избитый,

Кругом обиды

К нему летели.

Жилось не сладко. [7, с.75]

Образ мальчика-сироты с его горестями и невзгодами ярко обозначен у Плещеева в стихотворении «Нищие»:

В удушливый зной по дороге

Оборванный мальчик идет;

Изрезаны камнями ноги,

Струится с лица его пот.

В походке, в движеньях, во взоре

Нет резвости детской следа, —

Сквозит в них тяжелое горе,

Как в рубище ветхом нужда. [3, с.87]

А в стихотворении «Песня бедняка» Коста в суровых реалистических чертах знакомит нас с неприглядной обыденной жизнью горских детей:

У людей красивые дома,

В них светло, уютно, не сквозит,

А у нас — пещеры, холод, тьма,

Дети плачут, ползая в грязи. [7, с.36]  

По-своему обозначены жизненные невзгоды детей у Плещеева и в стихотворении «Скучная картина»:

Что ты рано в гости,

Осень к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла!

Все тебе не рады!

Твой унылый вид

Горе да невзгоды

Бедному сулит. [3, с.46]  

Но поэты писали не только грустные образы и картины из детской жизни. В их стихотворениях часто звучат и оптимистические ноты.

В стихотворениях «Бабушка и внучек» Плещеева и «Будь мужчиной» Хетагурова поэты разъясняют важность приобщения детей к учебе и культуре.  У Плещеева:

Будь по-твоему, голубчик;

Знаю я, что свет — ученье.

Бегай в школу, Ваня; только

Спеси там не набирайся;

Как обучишься наукам,

Темным людом не гнушайся!

                   «Бабушка и внучек». [3, с.143]

У Коста:

Скорей беги учиться

Да сумку не забудь!

Не будешь ты лениться —

Найдешь свой верный путь!

Учись, дружок, с охотой,

Чтоб мудрость всю познать,

И с радостью работай,

Чтоб человеком стать!

                                «Будь мужчиной». [7, с.43]

Все, что создали поэты для детей посредством слова, проникнуто высоким гуманизмом и интернационализмом.

Задумываясь над окружающей действительностью, каждый писатель своеобразно отражал трагедию не только общественной, но и личной жизни, пороки общества и человека, столкновение двух начал — как в человеке, так и в обществе – добра и зла и искал пути выхода к счастью и справедливости, к светлому будущему, усматривая коренное решение этой проблемы прежде всего в воспитании и образовании нового поколения.

Именно безграничная любовь к детям помогала Алексею Николаевичу воспитывать своих детей. Рано потерявшие мать, они росли слабенькими, часто болели. Дети – «единственное, что привязывает меня к «жизни» [2, с.4], не раз повторял Плещеев в письмах к друзьям. Перебивавшийся в нужде и лишениях, в стремлении накормить и одеть семью, он каждую свободную минуту отдавал детям, вникал в их радости и огорчения, умел найти для каждого доброе слово. Дети любили отца и доверяли ему свои маленькие тайны, печали, заботы. Общение с детьми, несомненно, помогло Плещееву создавать трогательные стихи, раскрывающие мир детства Они легко запоминались и, по мнению современников, «благотворно направляли мысли и чувства» [2, с.76].

Проанализировав произведения А.Н.Плещеева и К.Л.Хетагурова посвященные теме детства, мы пришли к выводу, что у поэтов много схожего.   

Накапливая жизненный опыт и, несмотря на все пережитое, поэты верили в лучшую жизнь, любили молодое поколение, юность, детей, для которых создавали столько прекрасных стихотворений. Произведения о детях Плещеева и Хетагурова хрестоматийны, кратки и разнообразны по содержанию. Они легли в основу русской и осетинской детской литературы.

Литература

  1. Кабулова Г.С. Общее и своеобразное в изображении природы Кавказа в творчестве А.С.Пушкина и К.Л.Хетагурова. Современные технологии обучения. Сборник статей и тезисов. В 2-х частях. Часть I. Владикавказ: Изд-во СОГПИ. 2010. С. 209-217.
  2. Плещеев А.Н. Избранное. — М.: Гослитиздат, 1960.-221 с.
  3. Плещеев А.Н. Стихотворения.- М.: Советский писатель, 1968.- 243 с.
  4. Пустыльник Л. С. Поэт-петрашевец А. Н. Плещеев. — М.: Знание, 1975.-192 с.
  5. Семенов Л.П. Избранное. Статьи об осетинской литературе.- Орджоникидзе, 1964.-165 с.
  6. Хетагуров А. Воспоминания о Коста // В кн.: Коста Хетагуров. Сборник памяти.- М.: Гослитиздат, 1975.-185 с.
  7. Хетагуров К.Л. Избранные стихотворения.- М.: Гослитиздат, 1970.- 123 с.

 

The theme of children’s fate in A.Plescheev and K.Hetagurov’s works

Abstract: One of the characteristic traits of modern literary criticism is the study of international literary relations, the pursuit of comparative historical analysis of images, genres, national literatures. The article presents a comparative analysis of the poetry by K.Hetagurov and A.Plescheev. Comparative analysis helped to find a lot of touch points in their verses and their worldview. The theme of children’s fate takes  important place in the works of  K.Hetagurov and A.Plescheev. All works created by the poets  for children breathe a spirit of humanism and internationalism.

Keywords: poetry; lyrics; image; creative work; portrait; realism.