Московский экономический журнал 3/2019

image_pdfimage_print

УДК 332.54

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-13035

ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF THE STATE CADASTRAL ASSESSMENT OF REAL ESTATE AT THE PRESENT STAGE

Жданова Руслана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры, ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, г. Москва

Zdanova R.V., zhdanova1604@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается нормативно-правовое регулирование государственной кадастровой оценки на современном этапе, тенденции рынка объектов недвижимости, даны характеристики основным нормативно -правовым актам: Методическим указаниям о государственной кадастровой оценке определяющим правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, рассмотрена особенность декларации о характеристиках объектов недвижимости, которые могут подать юридические и физические лица в период проведения государственной кадастровой оценки в Субъекте Российской Федерации, порядок рассмотрения обращений о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости.

Summary:The article deals with the legal regulation of the state cadastral valuation at the present stage, the trends of the real estate market, the characteristics of the main normative legal acts: Methodical instructions on the state cadastral valuation determining the rules for establishing the cadastral value of real estate objects, the feature of the Declaration on the characteristics of real estate objects that can be submitted by legal entities and individuals during the state cadastral valuation in the Subject of the Russian Federation, the order of consideration of complaints about the provision of clarifications related to the definition of the cadastral value.

Ключевые слова: кадастровая оценка, земельно-имущественные отношения, особенности, недвижимость.

Keywords: cadastral valuation, land and property relations, features, real estate.

Государственная политика Российской Федерации в сфере земельно-имущественных отношений направлена на рациональное использование земельных ресурсов и объектов недвижимости как важнейших составляющих национального богатства России, обеспечение государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество.

Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости является составной частью задач обеспечения социально-экономического развития страны, решения социальных, экономических и экологических проблем, повышения качества жизни и содействия региональному развитию.

Тенденции рынка недвижимости напрямую зависят от экономической ситуации в стране. Поэтому анализ информации об экономических, социальных, экологических и прочих факторах, оказывающих влияние на стоимость объектов недвижимости, предваряется анализом общей экономической ситуации в России.

Важным источником финансирования в разных направлениях деятельности государства являются налоги, которые являются экономическим инструментом реализации государственных приоритетов.

Государственная кадастровая оценка (далее — ГКО) проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения – не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.

Основной нормативно-правовой акт регулирующий государственную кадастровую оценку Федеральный закон от 03.07.2016 № 237 – ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации [1].

В Федеральном законе даны определения государственной кадастровой оценки и кадастровой стоимости, также определены цели и задачи кадастровой стоимости, рассмотрены принципы и порядок проведения государственной кадастровой оценки. Как указано в статье 3 кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке [1].

Для реализации федерального закона о кадастровой оценке в мае 2017 года были утверждены Методические указания о государственной кадастровой оценке № 226. Методические указания о государственной кадастровой оценке определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости: земельных участков и иных объектов недвижимости, в том числе объектов капитального строительства (далее — ОКС) (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (далее — ОНС), помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов (далее — ЕНК), и предназначены для определения кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости [4].

По результатам определения кадастровой стоимости составляется Отчет об итогах государственной кадастровой оценки. Требования к отчету утверждены приказом Минэкономразвития России от 09.06.2017 № 284. Данный нормативный акт содержат правила составления отчета об итогах государственной кадастровой оценки бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации, уполномоченными в сфере государственной кадастровой оценки.

Положение о проведении федерального государственного надзора за проведением государственной кадастровой оценки определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2017 № 523. В положении, установлен порядок осуществления федерального государственного надзора за проведением государственной кадастровой оценки, в том числе за установленной Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» периодичностью проведения государственной кадастровой оценки.

Федеральный государственный надзор проводится Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в отношении деятельности исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и созданного субъектом Российской Федерации бюджетного учреждения, наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.

Необходимо в работе активно задействовать такой механизм, как подача деклараций об объектах. Каждый собственник недвижимости может подать такую декларацию в ГБУ, и там обязательно сверят сведения из нее с данными Росреестра. Если найдут расхождения, собственник сможет исправить ошибки в данных ЕГРН до проведения кадастровой оценки. Порядок рассмотрения таких деклараций утвержден  Приказом МЭР от 27.12.2016 № 846.

Рассмотрение документов (утвержденная форма декларации содержит более 90 пунктов), проверка предоставленных сведений, подготовка ответов и уведомлений также требует больших временных затрат [2].

Периоды предоставлений Деклараций в государственном бюджетном учреждении (далее — ГБУ):

— период подготовки к проведению государственной кадастровой оценки в качестве самостоятельного документа (после 30 дней со дня принятия решения о проведении ГКО с 1января года определения кадастровой стоимости) как указано в статье 12 федерального закона 237-ФЗ [1];

  • период приема замечаний к промежуточным отчетным документам (в течение 50 дней со дня размещения) как указано в п.17 статьи 14 федерального закона 237-ФЗ [1];
  • период приема обращений об исправлении технической или методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (после дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, полученной в результате проведения очередной ГКО, либо до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) кадастровой стоимости, определенной по итогам ее оспаривания) о чем говорится в п.10,ст.21,237-ФЗ [1].

Целью приема Деклараций является сбор и обработка информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.

Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предусматривает совершенствование процедур взаимодействия учетно-регистрационной системы с заявителями, переход к ведению единого государственного реестра недвижимости на недвижимое имущество и сделок с ним в электронном виде и оптимизацию внутриведомственных процедур, повышение качества сведений о недвижимости, содержащихся в учетно-регистрационной системе, повышение эффективности управления персоналом, эффективности кадастровой деятельности, а также повышение информированности общества об услугах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Для этого разработаны специальные нормативные акты: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июня 2013 г. № 1101-р «Концепция федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 – 2020 годы) и Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

В рамках реализации Программы предусматривается комплекс мероприятий, обеспечивающих создание достоверного (полного и качественного) Единого государственного реестра объектов недвижимости, обеспечение оптимальных и комфортных условий предоставления государственных услуг потребителю, а также увеличение доходной части бюджетов за счет расширения налогооблагаемой базы, что, в свою очередь, способствует достижению такой важнейшей стратегической цели государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Российской Федерации, как эффективное использование земли и недвижимости для удовлетворения потребностей общества и граждан.

Предусмотрен такой шаг, как обращение за разъяснениями о том, как проведена оценка. Если в ходе такого обращения будут обнаружены ошибки в сведениях об объекте, ГБУ будет обязано их устранить за свой счет. Если же ошибки не будут выявлены, следующим (но не обязательным) этапом может быть обращение в комиссию по оспариванию, которую планируют создать в Москве. И уже в случае несогласия с ее решением можно будет идти в суд.

С обращением о предоставлении разъяснений в бюджетное учреждение вправе обратиться юридические лица и физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Порядок рассмотрения обращений о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости рассмотрен приказом Министерства экономического развития от 30 июня 2017г.№ 317 «Об утверждении порядка рассмотрения обращений о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, в том числе формы предоставления таких разъяснений» [3].

Настоящий Порядок определяет правила рассмотрения обращений о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.

Одной из показательных характеристик земельных участков, является его кадастровая стоимость. Которая необходима для решения многих задач на различных уровнях.

Государственная кадастровая оценка проводится на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости.

На сегодняшний день, определение кадастровой стоимости любого внесенного в кадастровый реестр недвижимого объекта, обязательная процедура, которая осуществляется уполномоченными государственными структурами, а полученные данные в последующем используются для целей налогообложения.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» от  03.07.2016 N 237-ФЗ [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении Порядка рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе ее формы» от 27.12.2016 N 846 / [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru
  3. Приказ Министерства экономического развития РФ»Об утверждении Порядка рассмотрения обращений о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, в том числе формы предоставления таких разъяснений» от 30 июня 2017 г. N 317 / [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru
  4. Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке» от 12.05.2017 N 226 (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2017 N 46860) / [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru
  5. Варламов, А. А. Кадастровая деятельность: учебник / А. А. Варламов, С. А. Гальченко, Е. И. Аврунев. — Москва: Форум Инфра-М, 2015. — 256 с.
  6. Жданова Р.В. Эффективность управления сельскохозяйственным землепользованием муниципальных образований на основе кадастровой информации (на примере Воронежской области): дис. … канд. экон. наук. М., 2010. 162 с.