Московский экономический журнал 1/2019

image_pdfimage_print

1MEZHlogo-e1521963337142-2

УДК 631.61:631.171

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-11025

РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ТЕРРИТОРИЙ, ОТВЕДЁННЫХ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, НА ПРИМЕРЕ СКОРОСТНОЙ ТРАССЫ МОСКВА – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ М11

RECLAMATION OF AREAS SET ASIDE FOR THE CONSTRUCTION OF ROADS ON THE EXAMPLE OF A HIGH-SPEED HIGHWAY MOSCOW – SAINT PETERSBURG

Москвина Марина Владимировна, аспирант, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет по землеустройству»

Клюшин Павел Владимирович, профессор, доктор сельскохозяйственных наук, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет по землеустройству»

Аннотация: Каждый год в России строится от 300 до 500 км качественных автомобильных дорог (автомагистрали, 1 и 2 класс). С учётом расстояний, разделяющих города в нашей стране, – строительство дорог является одним из приоритетных направлений развития экономики.

Однако, строительство автомобильной дороги оказывает значительное влияние на окружающую среду сразу в нескольких направлениях: химическое загрязнение атмосферного воздуха, поверхностного стока, почвенного и растительного покрова, изменение акустического режима прилегающей территории, механическое перемещение земляных масс в ходе строительства, изменение гидрологического режима водных объектов, и т.д.

Для целей снижения негативного влияния процесса строительства дорог на окружающую среду необходимы продуманные и системные программы рекультивации, которые будут способны минимизировать возникающий ущерб.

Summary: Every year in Russia, from 300 to 500 km of high-quality roads are built (motorways, 1st and 2nd class). Taking into account the distances separating cities in our country, the construction of roads is one of the priority directions of economic development.

However, the construction of highways affects the environment in several directions at once: chemical pollution of atmospheric air, surface water, soil and vegetation, changes in the acoustic regime of the adjacent territory, mechanical movement of land masses during construction, changes in the hydrological regime of water bodies, etc.

In order to reduce the harmful effects on the environment, it is necessary to develop and use remediation programs that will be able to minimize damage.

Ключевые слова: автомобильные дороги, линейные объекты, рекультивация земель, строительство.

Key words: roads, linear objects, land reclamation, construction.

С каждым годом строительство новых автомобильных дорог в России провоцирует возникновение экологических проблем. Проекты автомобильных дорог и, в частности, федеральных трасс затрагивают огромные расстояния и вносят изменения в сложившиеся экосистемы регионов по которым проходят.

Процесс строительства автомобильной дороги оказывает воздействие на окружающую среду по следующим факторам:

  • химического загрязнения атмосферного воздуха, поверхностного стока, почвенного и растительного покрова;
  • физического воздействия – изменение акустического режима прилегающей территории, механическое перемещение земляных масс в ходе строительства, изменение гидрологического режима водных объектов, в т.ч. болот и пр.;
  • биологического воздействия – изменение путей миграции диких животных, нарушение территорий кормовых угодий и пр., вырубка древесной и кустарниковой растительности в коридоре трассы автомагистрали и пр.

Для минимизации негативного воздействия предусмотрены природоохранные мероприятия по следующим направлениям:

  • предупреждение прерывания автомагистралью поверхностного стока на участках недостаточно дренированной местности;
  • восстановление и рекультивация водоохранных зон пересекаемых водотоков;
  • организованный отвод ливневых и талых вод на локальные очистные сооружения, на участках пересечения поверхностных водных объектов (в т.ч., болот), обеспечивающий условия недопущения сброса неочищенных поверхностных сточных вод в водные объекты;
  • шумозащитные мероприятия (шумозащитные экраны);
  • сохранение путей миграции диких животных путем организации зверопроходов (экодуков) в теле трассы;
  • вывоз и утилизация образующихся отходов.

Для того, чтобы объективно оценить процесс рекультивации территорий строительства автомобильных дорог в качестве объекта исследования нами была взята строящаяся (в эксплуатацию введены отдельные участки) скоростная автомагистраль Москва — Санкт-Петербург (федеральная автомобильная дорога М11)

Трасса скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург проходит по территории Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей.

Рассматриваемый нами участок по обоснованию полосы отвода для строительства автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке км 389 – км 450 проходит по территории Окуловского района Новгородской области.

Предлагаемый проект рекультивации будет проведён в два этапа:

На первом этапе будет производиться подготовка территорий, которые затрагивает строительство магистрали для будущего целевого использования в хозяйстве. Данную работу будут проводить нанятые дорожно-строительные организации.

Подробный список работ первого этапа будет включать следующие пункты:

  • формирование верхних слоев отвалов из пород пригодных для биологической рекультивации;
  • снятие и транспортировку почвенно-растительного грунта, и его складирование в кавальеры;
  • планировка прилегающей территории;
  • уборка строительного мусора после завершения строительных работ с последующей планировкой территории;
  • засыпка траншей грунтом с отсыпкой валика, обеспечивающего создание ровной поверхности после уплотнения грунта;
  • распределение оставшегося грунта по рекультивируемой площади равномерным слоем или транспортирование его в специально отведенные места;
  • противоэрозионная организация территории.

Второй этап будет заключаться в проведении мероприятий по восстановлению плодородия вышеупомянутых земель. Работами на этом этапе будут заниматься организации, в чьё ведение передадут территории.

Безымянный

На рисунке 1 представлена схема растительных сообществ и зон ООПТ на участке км 389 – км 450 автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург.  Данная схема поможет эффективно распределить работы биологического и технического этапов рекультивации земель в процессе строительства магистрали.

Биологический этап должен осуществляться после полного завершения технического этапа. Земельные участки в период осуществления биологической рекультивации в сельскохозяйственных и лесохозяйственных целях должны проходить стадию мелиоративной подготовки.

Для сохранения маршрутов миграции наземных позвоночных проектом предусмотрено строительство специальных сооружений соответствии с «Реестром требований муниципальных образований Новгородской области».

Роль переходов для животных выполняют так же запроектированные мосты и путепроводы на крупных логах. Водопропускные трубы, предусматриваемые проектом на всех временных водотоках, являются проходами для земноводных и мелких животных.

Установка ограждения вдоль дороги высотой 2-3 м с обеих сторон автомагистрали позволяет предотвратить выход животных на дорогу вне участков расположения предусмотренных проходов. Проходы предусмотрены шириной не менее 15,0м и высотой не менее 4,5 м. Общее количество зверопроходов – 25 шт.

Важной частью проекта является рекультивация земель, временно занимаемых для строительства временных объездных дорог. Для обеспечения транспортного сообщения по автодороге Савино-Селище и автодороге Новоселицы – Папортно, на период строительства путепроводов и реконструкции подходов к ним, проектом организации строительства предусмотрено устройство объездных временных дорог.

По завершению строительства путепроводов и подходов к ним, объездные дороги разбираются, а временно занимаемые участки рекультивируются.

Целью биологического этапа рекультивации земель является восстановление плодородия, биологической активности, структуры, водно-воздушного режима и накопление органических веществ на участке размещения временных дорог.

В технический этап рекультивации входят следующие работы:

  • разборка объездных временных дорог
  • планировка рекультивируемой площади автогрейдером.

Биологический этап рекультивации включает в себя:

  • ранневесеннее боронование в 2 следа;
  • внесение различных видов минеральных удобрений (селитры аммиачной, суперфосфата, калийной соли, извести, азотных удобрений, калийной соли);
  • вспашку на глубину 20-30см
  • предпосевное боронование в 2 следа;
  • предпосевное прикатывание в 1 след;
  • предпосевная культивация с одновременным боронованием (2 раза);
  • засев нескольких видов трав (люцерны, тимофеевки, овсяницы луговой);
  • скашивание трав и с последующим комплексом работ по уборке сена.

Восстановление почвы (биологический этап) производится в течение 5 лет. Данные по размеру площади земель, занятых под временный отвод и подлежащих рекультивации отображены в таблице 1.

Общая площадь земель, подлежащих рекультивации после строительства временных объездных дорог в Окуловском районе Новгородской области (км 389 – км 450 проектируемой магистрали) составляет – 8,8655 га (из них 8,7037 га – сельскохозяйственные земли).

Безымянный

Как было отмечено нами вначале, проект автомобильной трассы затрагивает разные природные зоны. Поэтому, одним из важнейших направлений проекта по рекультивации является рекультивация земель, временно занимаемых для переустройства русел.

Снятый при разработке плодородный слой почвы складируется во временные отвалы на специально оборудованных площадках, и после окончания строительства возвращается на прежнее место. Растительный грунт, снятый при переустройстве русел, находится в недостаточном количестве для рекультивации, в связи с этим необходимо дополнительно привезти растительный грунт.

Рекультивация земель, занятых полосой для движения механизмов, кавальером растительного грунта, месторождением грунта, площадок для складирования грунта и строительных материалов, включает следующие работы:

  • планировка территории;
  • дискование в 3 следа;
  • рыхление подпочвенного слоя на глубину 0,3 м для обеспечения водно-теплового режима;
  • надвижка растительного грунта с разравниванием.

Работы по снятию и восстановлению плодородного слоя почвы необходимо выполнять только в теплый период года.

Данные по размеру площади земель, занятых под временный отвод и подлежащих рекультивации сведены в таблицу 2.

Общая площадь земель, подлежащих рекультивации после переустройства русел в Новгородской области ((км 389 – км 450 автодороги) составляет – 1,5824 га (из них 0,0173 га – сельскохозяйственные земли).

Безымянный

В соответствии с требованиями «Инструкции по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», ВСН 8-89, а также «Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», приказ N 525/67 от 22.12.95, все продуктивные земли, занимаемые во временное пользование, по окончании строительства приводятся в состояние, пригодное для сельскохозяйственных работ.

Плодородный слой почвы на площади, занимаемой траншеями и котлованами, до начала основных земляных работ должен быть снят и уложен в отвалы для возможности дальнейшего использования. При производстве указанных работ следует строго соблюдать требования проекта рекультивации и положения соответствующих инструкции по рекультивации земель.

Снятие, транспортировка, хранение и обратное нанесение плодородного слоя грунта должны выполняться методами, исключающими снижение его качественных показателей, а также его потерю при перемещениях.

На рисунке 2 представлен фрагмент окончательного проекта рекультивации земель на автомобильной дороге Москва – Санкт-Петербург

Безымянный

Таким образом можно говорить о том, что успешная реализация проекта рекультивации земель, отводимых для строительства автомобильных дорог, возможна только при условии, что будут приняты во внимание все возможные последствия для окружающей среды, в том числе переустройство русел, переустройство инженерных коммуникаций, попадающих в зону строительства автомобильной дороги, переустройство брошенных участков существующей дороги.

Список использованных источников

  1. Земельный кодекс Российской Федерации с последними изменениями на 2018 год (ред. от 12.07.2018) . — М.: Эксмо — Л., 2018. — 192 с
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации с последними изменениями на 2018 год (ред. от 25.12.2018) . — М.: Эксмо — Л., 2018. — 226 с
  3. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (ред. от 29.27.2018). — М.: Проспект — Л., 2018. — 72 с.
  4. Закон Российской Федерации «О недрах» (ред. от 03.10.2018). — М.: Проспект — Л., 2018. — 72 с.
  5. СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги (с Изменениями N 2-5)
  6. ВСН 182-91 Нормы на изыскания дорожно-строительных материалов, проектирование и разработку притрассовых карьеров для автодорожного строительства
  7. ГОСТ 17.4.3.02-85 (СТ СЭВ 4471-84) Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ
  8. ГОСТ 17.5.3.04-83 Охрана природы (ССОП). Земли. Общие требования к рекультивации земель (с Изменением N 1)
  9. ГОСТ 17.5.3.06-85 Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ
  10. ГОСТ 17.5.1.02-85 Охрана природы (ССОП). Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации
  11. Акуленко Ю.Н., Игнатов Р.А. Автомобильные дороги и их влияние на окружающую среду // Вестник АГАУ. 2018. №4. С – 435
  12. Балацкий Д. В., Швецов А. Я. Антропогенное воздействие на почвы при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог и влияние его на здоровье человека // Вестник АГАУ. 2016. №4. С – 243
  13. Мартынов К.Ф. Система водоотвода автомобильных дорог // Современные инновации. 2016. №10 (12). С – 117
  14. Левкович Т.И., Мевлидинов З.А., Черненков А.В. Об использовании отработанных карьеров под водоемы при строительстве автомобильных дорог // Научный журнал. 2017. №7 (20). С – 129
  15. Тарасова О.Ю., Москалева С.А., Ларина А.В. Геоэкологические аспекты проектирования автомобильных дорог // Современные проблемы территориального развития. 2018. №2. С – 267