Московский экономический журнал 1/2019

image_pdfimage_print

1MEZHlogo-e1521963337142

УДК 332.33

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-11010

РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 

DEVELOPMENT OF INSTRUMENTS OF MANAGEMENT OF URBAN DEVELOPMENT AT THE PRESENT STAGE

Кряхтунов Александр Викторович, кандидат экономических наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень

Черных Елена Германовна, кандидат экономических наук, доцент, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень

Айнуллина Карина Наилевна, магистрант 2 курса, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень

Krjahtunov A.V. krjahtunovav@tyuiu.ru

Chernyh E.G. chernyheg@tyuiu.ru

Ainullina K.N. ajnullinakn@tyuiu.ru

Аннотация: В статье рассматривается нововведения в нормативно-правовую базу относительно градостроительной деятельности. Подробно рассмотрены новые требования к ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, а также к условиям изъятия земель для государственных и муниципальных нужд.     

Summаry: The article discusses innovations in the regulatory framework for urban planning. The new requirements for maintaining information systems for urban planning, as well as the conditions for the seizure of land for state and municipal needs, are considered in detail.

Ключевые слова: градостроительная документация, изъятие земельных участков, информационная система обеспечения градостроительной деятельности, единый государственный реестр недвижимости. 

Keywords: urban planning documentation, withdrawal of land, information system to ensure urban planning activities, the unified state register of real estate.

Сокращение сроков выдачи разрешительной документации на строительство зданий и сооружений – проблема на современном этапе оформления градостроительной документации.

Земельный кодекс Российской Федерации регламентирует условия предоставления земельных участков, в том числе в порядке их изъятия для государственных и муниципальных нужд. [1,2]

Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд до 1 сентября 2018 года для целей строительства и реконструкции объектов федерального, регионального и местного значения предполагали обязательное их (земельных участков) присутствие в утвержденных документах территориального планирования и проектах планировки территории.

Имеющаяся нормативно-правовая база при принципиальной позиции органов власти различных уровней, надзирающих и контролирующих структур позволяет обеспечить понятную и прозрачную систему изъятия и предоставления земельных участков для целей строительства, значительно сократить сроки оформления.

Градостроительная документация обеспечивает соблюдение нормативов градостроительного проектирования федерального, регионального и местного уровней. Практически все виды градостроительной документации подвергаются процедуре общественного обсуждения или публичных слушаний – это касается проектов генеральных планов, правил землепользования и застройки, проектов планировки и проектов межевания территорий, проектов правил благоустройства, проектов решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектов решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства.

С 1 сентября 2018 года допускается изъятие земельных участков, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования. Однако, по-прежнему, остается обязательным наличие утвержденного проекта планировки территории [3].

Инициаторы, заказчики разработки документов территориального планирования (Схемы территориального планирования федерального и регионального уровней, муниципальных районов, Генеральных планов городских округов и поселений) преследуют цель своеобразного резервирования земельных участков для строительства объектов капитального строительства на срок действия документов функционального зонирования. В большинстве случаев срок реализации документов территориального планирования превышает 20 лет.

Решение об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд должно быть принято в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, который предполагает размещение определенного объекта регламентированного функционального назначения.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации документация по планировке территории предполагает выделение элементов планировочной структуры, установление границ земельных участков, установление границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. [2]

Документация по планировке территории предполагает разработку двух документов: проект планировки и проект межевания. Последний документ, проект межевания, разрабатывается на основании проекта планировки территории.

При разработке проектов межевания земель уточняются границы существующих и образуемых земельных участков в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности.

Существенным моментом при разработке документов по планировке территории является тот факт, что основанием для этого выступают документы территориального планирования, правила землепользования и застройки и различные комплексные программы развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, нормативы градостроительного проектирования, границы зон с особым условием использования территорий и другие материалы [4].

Система бюджетного финансирования строительства и реконструкции капитальных объектов понятна – статус бюджетного обязательства определенного уровня власти, то есть строчка в бюджетной росписи. Совсем другой подход требуется при реализации инвестиционных проектов.

Набор мероприятий по реализации конкретных инвестиционных проектов, связанных с развитием земель населенных пунктов, можно предположить в следующем виде [5].:

  • проект планировки и проект межевания территорий, в том числе первоочередного развития;
  • концепция и бизнес-планы проектов по развитию территорий;
  • программы комплексного развития систем коммунальной, социальной и транспортной инфраструктур;
  • инвестиционная программа муниципального образования и инвест-паспорта отдельных инвестиционных площадок;
  • федеральные, региональные целевые программы, муниципальные инвестиционные программы.

Касательно межселенных территорий, задействованных в повышении качества жизни населения распространяется обязательное требование иметь утвержденные документы градостроительного зонирования, проектов планировки и проектов межевания территорий, в отдельных случаях –  градостроительных планов земельных участков для возможности капитального строительства.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. [3]

Объектам недвижимости присваивается кадастровый номер, а государственная граница РФ, границы административно-территориальных образований, функциональных зон имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени идентификационный реестровый номер.

Основные сведения об объекте недвижимости содержат его характеристики, определяющие объект в качестве индивидуально-определенной вещи, и характеристики, определяемые и изменяемые в результате формирования и уточнения границ земельных участков при строительстве и реконструкции зданий и сооружений.

Дополнительные сведения об объекте недвижимости содержат следующую информацию:

1) кадастровая стоимость;

2) наличие лесов, водных и иных природных объектов на земельном

участке как объекте недвижимости;

3) категория земель;

4) разрешенное использование земельного участка, здания, сооружения, помещения;

5) границы зон с особым условием использования территорий или территорий объекта культурного наследия и ограничения, установленные для таких зон или территорий;

6) границы особо охраняемых природных территорий, охотничьих угодий, лесничеств, лесопарков;

7) границы особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития;

8) включение объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия, требования к содержанию и использованию объекта;

9) наименование и назначение здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса;

10) границы территорий, на которые утверждены проекты межевания;

11) земельные участки, которые образуются в результате изъятия вместе с расположенными на них зданиями и сооружениями для государственных или муниципальных нужд;

12) земельные участки, которые образуются из неразграниченных земель.

Единый государственный реестр недвижимости содержит достаточно много информации из градостроительной документации [6].:

  • документы территориального планирования (схемы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, городских округов и поселений) – устанавливают функциональные зоны:
  • документы градостроительного зонирования (Правила землепользования и застройки) – устанавливают виды разрешенного использования территорий, минимальные и максимальные размеры земельного участка, предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции зданий и сооружений на основании градостроительных регламентов;
  • документы по планировке территории – выделяют элементы планировочной структуры (кварталы, микрорайоны), красные линии, коридоры коммуникаций, устанавливают границы земельных участков, предназначенных для строительства;
  • градостроительный план земельного участка.

Следует понимать, что законодательно установлено обязательное ведение систематизированного свода документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и другой информации, необходимой для осуществления градостроительной деятельности. Требования к ведению государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности изменяются и ужесточаются с 1 января 2019 года, но достоверность сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, остается обязательным условием.

Ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Перечисленные выше органы обеспечивают размещение соответствующих документов и материалов в течение 5 рабочих дней в государственных информационных системах – касается субъектов Российской Федерации, и 14 дней — уполномоченных органов местного самоуправления (норма действует до 1 января 2019 года). После указанного срока этот период составляет 10 рабочих дней.

Существует Федеральная государственная информационная система территориального планирования, которая обладает большим объемом информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, присутствует система контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы.

В нашей стране появился инструмент комплексной реализации земельной и градостроительной политики в пределах Российской Федерации, регионов и муниципальных образований. Вырабатывается целостная система, которая регламентирует принятие управленческих решений на разных уровнях власти, растет объем информации для граждан и юридических лиц в части перспективы развития той или иной территории.

Разработка документов территориального планирования и другой градостроительной документации, направленной на определение назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, позволит обеспечить устойчивое развитие различных административно-территориальных образований, учесть интересы граждан и их объединений.

Литература

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (в редакции от 01.10.2018 года).
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (в редакции от 03.08.2018 года).
  3. Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
  4. Черданцева Н. Г., Бударова В. А.Медведева Ю.Д.Некоторые вопросы получения кадастровой документации с использованием земельно-информационных систем // Перспективы науки. -2015. -Вып. 11 (74). -С. 173-177. 
  5. Кустышева И.Н.Некоторые технические решения по защите земельных ресурсов в нефтегазовом комплексе // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. 2015. № 1. С. 23-26.  
  6. Budarova V.A., Martynova N.G., Medvedeva J.D., Budarov V.P. Modern technologies for providing spatial data of territories of fields. Revista ESPACIOS. Vol. 39 (Number 26) Year 2018 Page [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.revistaespacios.com/a18v39n26/18392622.html (дата обращения 25.11.2018)