http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 1/2018 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 1/2018

Bezymyannyj-12УДК 332.3

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-11006

Тренькова Екатерина Вячеславовна,

преподаватель ГПОУ «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания», г. Новокузнецк

Trenkova E.V.  vkuzedeevo@ya.ru

Землеустроительное дело России: историческая ретроспектива в рамках «Столыпинских чтений в Государственном университете по землеустройству»

Land management business of Russia: a historical retrospective within «Stolypin readings at the State university on land management»

Аннотация

Современный землеустроительный процесс трансформационной экономики России сложен и многогранен, обладает большой долей противоречий и неразрешенных вопросов. Однако именно от ясности вопросов землепользования зависит эффективность развития производственных отношений, что является фундаментом экономической стабильности современного общества. В данной статье рассматриваются исторические вехи развития землеустройства, создается историческая взаимосвязь прошлого и настоящего.

Summary

Modern land management process of transformational economy of Russia is difficult and many-sided, possesses a big share of contradictions and not resolved questions. However the efficiency of development of relations of production depends on clarity of questions of land use that is the base of economic stability of modern society. In this article historical milestones of development of land management are considered, the historical interrelation of the past and the present is created.

Ключевые слова: землеустройство, межевое дело, экономическая теория.

Keywords: land management, boundary business, economic theory.

   В дореволюционной России землеустройство являлось одним из приоритетных направлений государственной деятельности. Его роль особенно возросла с отменой крепостного права в России и последовавшей за ней земельной реформой.

   Основные этапы развития землеустроительного дела в Российской Империи были следующие (рис. 1) [1].

Безымянный

   Ко времени Октябрьской революции 1917 года имелось одиннадцать категорий земель, среди прочих частновладельческие и городские. Сформировавшаяся система землеустройства в Российской Империи к началу ХХ века была нарушена в связи с принятием советскими органами власти ряда актов, в том числе Декрета о земле 1917 г. Была провозглашена государственная собственность на землю.

   Основным актом, регулировавшим земельные отношения в Советском Союзе, стал Земельный кодекс РСФСР от 1922 г. Согласно которому землеустройство имело своей задачей упорядочение существующих и образование новых землепользований [2, ст. 165]. Земельный кодекс РСФСР регламентировал основные землеустроительные действия: отвод земель, предоставляемых в пользование государственным организациям, учреждениям и предприятиям, городам и поселениям городского типа, объединениям трудовых земледельцев, а также на особых условиях (аренды, концессии и пр.) иным учреждениям, обществам и лицам [2, ст. 166].

   Подготовка землеустроительного дела в соответствии с Земельным кодексом Советского Союза состояла в установлении состава земель, подлежащих устройству в хозяйственно-техническом обследовании землеустраиваемой местности, определении земельных прав, выяснении землеустроительных пожеланий участников землеустройства в составлении предварительного проекта наиболее правильного и целесообразного устройства обозначенной местности. Составленный проект землеустройства предъявлялся сторонам на плане и в натуре с составлением особого протокола. Затем, окончательно утверждался землеустроительным учреждением [2, ст. 187]. Землеустройство могло производиться как по инициативе землепользователей, так и волостных, районных и соответствующих им съездов советов и исполнительных комитетов земельных органов [3, ст. 16].

   Земельный кодекс РСФСР 1970 г. [4] ввел понятие государственного землеустройства. Под государственным землеустройством понималась система государственных мероприятий, направленных на осуществление решений государственных органов в области пользования землей (ст. 121).

   Землеустройство включало, среди прочих, следующие землеустроительные действия (ст. 122 п.2):

  • уточнение и изменение границ землепользований (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 12.03.1980 г.);
  • отвод и изъятие земельных участков;
  • установление и изменение городской черты, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов;
  • проведение топографо-геодезических и других обследований и изысканий.

   В процессе землеустройства составлялись землеустроительные проекты, а также документы на право пользования землей. Землеустроительные проекты составлялись при участии заинтересованных землепользователей и после утверждения переносились в натуру.

   «Застой» в землеустроительных работах в 90-х гг. был вызван из-за следующих основных причин (рис. 2).

Безымянный

   Последующее принятие Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О землеустройстве», а также ряда законодательных и подзаконных нормативных актов вывело отечественное землеустройство на новый качественный уровень.

   Федеральный закон «О землеустройстве» устанавливает правовые основы проведения землеустройства. Цели Закона раскрывают особенности данного нормативного правового акта, которые выражаются в регулировании комплекса вопросов как публичного, так и частного характера. Установлено два вида землеустройства – территориальное и внутрихозяйственное. Каждый вид решает свои задачи [5, ст. 1].

   Землеустройство – это комплекс мероприятий осуществляемых государством, землевладельцами, землепользователями и собственниками земельных участков по наведению порядка в их использовании и охране. Землеустройство включает в себя правовые, организационно-хозяйственные, экономические, технологические и технические мероприятия.

   Территориальное землеустройство – система мероприятий (действий) по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования и охраны земель, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности. Распространяется на все земли независимо от целевого назначения, форм собственности и использования.

   Внутрихозяйственное землеустройство – система мероприятий (действий) по организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков.

Безымянный

   Землеустроительная документация – это документы, полученные в результате проведения мероприятий, направленных на организацию использования земли, учет и оценку земельных ресурсов, составление территориальных и внутрихозяйственных планов [5, ст. 19].

   Карта (план) объекта землеустройства – обязательный и необходимый элемент землеустройства, имеющий графическую форму. В этом документе отображаются местоположение, размер, границы объекта землеустройства, границы ограниченных в использовании частей объектов землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей [5, ст. 20].

   В ходе проведения территориального землеустройства выполняются следующие основные работы [9, с. 531]:

  • образование земельного участка;
  • межевание земельного участка.

   При межевании объектов землеустройства проводятся работы по определению (установлению) на местности границ земельных участков, их согласованию с обладателями права на смежные земельные участки, закреплению границ межевыми знаками, определению их координат, изготовлению карты (плана) объекта землеустройства.

   Таким образом, межевание земельного участка проводится с целью бесспорного определения и опознания на местности положения границ объектов землеустройства (межевых знаков и граничных линий), определенных на картографических материалах в соответствии с проектом строительства объекта и проектом границ земельного участка.

   Требования по межеванию установлены в Федеральном законе «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г. за № 78-ФЗ, «Положении о проведении территориального землеустройства», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2002 г. за № 396. Основными документами, регламентирующими проведение работ по межеванию земельных участков, являются «Инструкция по межеванию земель», утвержденная Роскомземом 8 апреля 1996 г., и «Основные положения об опорной межевой сети», утвержденные приказом Росземкадастра 15 апреля 2002 года.

   При межевании земельных участков в городах учитываются также требования «Положения о порядке установления границ землепользовании в застройке городов и других поселений», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. за № 105 с изменениями и дополнениями согласно постановлению Правительства Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам градостроительства и землепользования» от 21 августа 2000 г. за № 615.

   Резюмируя следует выделить главное, рассматривая исторический процесс формирования земельных правоотношений следует подчеркнуть ту важную категориальную роль, которую играет понятие земельный участок в современном рыночном обороте. «Земля» как категория не является предметом экономической модели управления. Для того, чтобы можно было эффективно управлять всем комплексом земельно-имущественной собственности в Российской Федерации необходимо иметь четкие представления о том, что именно «земельный участок» (разграниченный и определенный во времени и пространстве) может служить источником развития экономики на конкретной территории. И даже с учетом всего накопленного опыта законодательного оформления земельных правоотношений «земельный участок» сегодня не является фактором развития территории. Необходимо и дальше развивать модель землеустроительного дела в России.

Литература

1. Ялбулганов А.А. Постатейный комментарий к ФЗ «О землеустройстве». Система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

2. Постановление ВЦИК «О введение в действие земельного кодекса, принятого на 4 сессии IX созыва» от 30.10.1922 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

3. Постановление ЦИК СССР «Общими началами землепользования и землеустройства» от 15.12.1928 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

4. Постановление ВС РСФСР «Об утверждении земельного кодекса РСФСР» от 01.07.1970. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

5. ФЗ «О землеустройстве» от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

6. Федеральный закон от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ (в ред. от 21 марта 2002 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

7. Закон РФ от 14.07.1992 г. № 3297-1 (в ред. от 02.04.1999 г., с изм. от 30.12.2001 г.) «О закрытом административно-территориальном образовании» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

8. Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

9. Семенищенков А.А., Комов Н.В., и др. Предоставление земельных участков для строительства объектов нефтегазового комплекса, промышленности, транспорта, линий связи и электропередачи. (Практическое пособие для разработки землеустроительной документации). 3-е изд., переработ., и доп. – М.: Юни-пресс, 2003.