http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 1/2016 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 1/2016

УДК 332.3.

Махотлова М. Ш., кандидат биологических наук,

Кабардино–Балкарский государственный

аграрный университет имени В.М. Кокова, г.Нальчик

Makhotlova M.SH., сandidate of biological Sciences,

KabardinoBalkarian state agrarian Universitynamed

after V.M. Kokov, Nalchik

ЗЕМЕЛЬНЫЙ СТРОЙ РФ – СОВОКУПНОСТЬ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

THE LAND SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION – THE COMPLEX OF LAND RELATIONS

Аннотация. В статье рассматриваются земельные отношения сложная многоаспектная проблема, включающая большой круг вопросов, требующих безотлагательных решений: формы собственности и хозяйствования, рынок и цена земли, землеустройство и земельный строй, государственное регулирование и управление земельными ресурсами. Характеризуется современный земельный строй России совокупностьземельных отношений.

Abstract. The article examines land relations is a complex multidimensional problem, which includes a large range of issues that require immediate solutions: forms of ownership and management, the market and the price of land, land management and land structure, government regulation and land management. Characterized by a modern land system of Russia – a set of land relations.

Ключевые слова: земля, земельный строй, земельная реформа, земельные отношения, землевладения, землепользования.

Keywords: land, land structure, land reform, land relations, land tenure, land use.

Введение

Земельный строй – это правовое регулирование земельных отношений. Актуальность рассмотрения земельного строя в том, что вопросы распределения, управления землей являются вопросами государственной важности. На протяжении истории развития земельных отношений в России земельный строй также претерпевал определенные изменения, связаны они были, в первую очередь, со сменой власти, политического режима.

Земля – неоценимое и незаменимое богатство общества. Она является основным природным ресурсом, материальным условием жизни и деятельности людей, базой для размещения и развития всех отраслей народного хозяйства, главным средством производства в сельском хозяйстве и основным источником получения продовольствия [6]. Земля в пределах внешних границ страны составляет территориальную основу суверенитета государства. В соответствии с Конституцией России она является основой жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории.

Земельные отношения и современный земельный строй России

Земельные отношения представляют собой специфическую форму производственных отношений в области владения и пользования землей. Их важнейшими элементами являются: виды и формы собственности на землю, система хозяйствования на земле, а также механизмы управления земельными ресурсами и методы регулирования земельных отношений. Земельные отношения органически связаны с политической и социально-экономической системой государства, зависят от исторических, культурных, психологических и других условий, в которых они формируются. В результате исторического развития складывается определенная иерархия субъектов земельных отношений, к которым относятся все их участники, наделенные земельными правами и несущие обязанности, предусмотренные земельным законодательством. В силу специфических особенностей земли как природного ресурса, средства производства и объекта социальноэкономических связей субъектом земельных отношений (в широком смысле) является все население, проживающее на данной территории. Это соответствует нормам Конституции РФ и характеризует всеобщую заинтересованность в установлении рациональных и социально ориентированных земельных отношений. В более узком смысле к субъектам земельных правоотношений относятся физические лица, их отдельные сообщества, организации, владельцы и собственники земельных участков, землепользователи и арендаторы, то есть круг физических и юридических лиц, реализующих свои права и обязанности в области пользования землей. Государство объединяет, представляет и защищает их интересы, а поэтому также является непременным участником (субъектом) земельных отношений.

Объект земельных отношений это юридически однородный и пространственно ограниченный на местности земельный массив, по поводу которого возникают земельные отношения [1]. В качестве объекта земельных отношений может выступать административно однородная территория, то есть весь земельный фонд как единое целое, а также часть земельного фонда как объект государственной, муниципальной или иных форм собственности. Объектом может выступать также отдельный земельный участок, конкретное землевладение или землепользование. Следует подчеркнуть: земельные отношения могут осуществляться не только в рамках действующего законодательства, но и вне этих рамок. То есть они могут носить как законный, так и незаконный характер. Урегулированные законами, они становятся земельными правоотношениями, то есть юридической формой закрепления экономических отношений в области использования земли.

Земельный строй РФ это совокупность земельных отношений, сложившихся в обществе на основе существующих в нем форм собственности на землю, и соответствующие им формы владения, пользования и распоряжения землей [3].

Современный земельный строй России характеризуется следующим особенностями:

  1. земля является достоянием народов, проживающих на данной территории;

  2. граждане имеют право на получение земельного участка;

  3. многообразие и равенство всех форм собственности на землю;

  4. равноправное развитие всех форм хозяйствования на земле; приоритетное использование земли для нужд сельского хозяйства;

  5. функции распоряжения землёй осуществляют местные административные органы (предоставление и изъятие земли);

  6. землевладение и землепользование является платным в форме земельного налога и арендной платы;

  7. права собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земли защищаются и гарантируются законом;

  8. земля должна использоваться эффективно и охраняться от неблагоприятных воздействий;

  9. землевладельцы и землепользователи имеют право собственности на посевы сельскохозяйственных культур, закладку многолетних насаждений и постройки.

Государственный земельный строй (как часть политической системы) регулирует виды и формы собственности на землю, систему управления земельными ресурсами, систему землепользования и землеустройства, права и обязанности субъектов земельных отношений, систему платы за пользование землей и другие важнейшие вопросы земельной политики. Важнейшим аспектом земельных отношений является юридическое обеспечение прав на землю, включая собственность, владение, пользование, распоряжение ею [2]. При этом определяют не только рациональные соотношения территорий различных форм собственности, но и их разграничение. Так, указом Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» определены объекты федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, муниципальной и частной собственности на землю. К объектам федеральной собственности отнесены земельные участки, предоставленные для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, осуществления других функций, отнесенных к ведению органов государственной власти; земельные участки, занятые объектами, находящимися в федеральной собственности, а также участки особо охраняемых природных территорий федерального значения. К объектам государственной собственности субъектов Федерации отнесены земли, находящиеся в пределах их административнотерриториальных границ, за исключением земель, составляющих федеральную, муниципальную, частную или иную форму собственности на землю. Объектами муниципальной собственности являются земли, находящиеся в границах административных районов и населенных пунктов, кроме земель, находящихся в государственной, частной и коллективной собственности. Земли государственной и муниципальной собственности, как правило, предоставляются юридическим и частным лицам (в качестве объектов хозяйствования) в бессрочное (постоянное) или временное пользование, а также в аренду. Земли частной собственности могут находиться в индивидуальной, коллективной, коллективнодолевой и других формах.

На этой основе формируются землевладения и землепользования, состоящие из юридически обособленных земельных участков. Земельный участок это часть поверхности земли, имеющая фиксированные границы, площадь, местоположение, правовой статус (целевое назначение, разрешенное использование и форму законного владения) и другие характеристики, отражаемые в документах и материалах государственного земельного кадастра (включая государственную регистрацию прав на землю) [4]. Одним из узловых вопросов индивидуального землепользования является правовая основа владения и пользования земельными участками.

Собственность на землю гарантирует землевладельцу не только пожизненное использование участка, но и право распоряжаться им по своему усмотрению, вплоть до продажи, дарения, передачи по наследству, использовать ее в качестве залога и получать компенсацию стоимости в случае принудительного изъятия земельного участка для государственных и общественных надобностей. Режим бессрочного (постоянного) или временного пользования землей устанавливается, в основном, для промышленных, транспортных и других несельскохозяйственных целей. Вместе с тем эта форма получила широкое распространение в сельском хозяйстве на землях, которые нецелесообразно передавать в частную собственность. Например, при организации выпаса скота в сельской местности, сенокошения, предоставления земель под огороды и т. п. Преимущество этой формы в том, что она позволяет эффективно использовать земельные ресурсы, предназначенные для важных государственных целей, но не востребованные в настоящее время. Аренда земли – это форма ее хозяйственного использования, при которой собственник земли (государство или частник) за определенное вознаграждение (плату) передает земельный участок на установленный срок другому юридическому лицу [5]. Наиболее широкое распространение аренда получает в сельском хозяйстве в силу того, что приватизировавшие землю работники бывших совхозов и колхозов не в состоянии эффективно ее использовать в индивидуальном крестьянском хозяйстве. Кроме того, аренда – наиболее распространенный способ землепользования в городах и других крупных поселениях.

Земельные отношения включают и экономические отношения, возникающие между их субъектами в процессе пользования землей. Прежде всего это проявляется при формировании землепользования сельскохозяйственных предприятий. Понятие землепользования имеет различные значения. Как естественная структура землепользование – это земельный участок или массив, предоставленный юридическому или частному лицу для определенных целей, имеющий фиксированное местоположение, четкие границы и определенную площадь. В правовом отношении землепользование определяется как установленные государством виды, формы и порядок пользования землей. Экономическое содержание понятия землепользования включает характеристики функционирования земли в определенных производственных процессах.

В истории проведения земельных реформ в России и других странах особое место занимает землеустройство как основной механизм обоснованного осуществления крупных земельных преобразований [7]. Важнейшей формой регулирования земельных отношений является система управления земельными ресурсами. В нее входят политические, социально-экономические, правовые и административные меры государства, направленные на организацию использования и охрану земель, а также охрану прав субъектов земельных отношений и налаживания механизма их реализации. Эти задачи значительно усложняются с осуществлением земельной реформы из–за появления массы новых собственников, владельцев и пользователей земли, а также в связи с новыми задачами перераспределения земельных ресурсов.

Перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.

Механизмами решения поставленной проблемы должны являться:

  • антимонопольное регулирование – как единый для всех хозяйствующих субъектов механизм;

  • приватизация (продажа);

  • повышение роли муниципалитетов;

  • детализация и кодификация земельного законодательства.

Таким образом, понятие землепользования шире понятия земельного участка:

  • во–первых, землепользование может состоять из одного или нескольких земельных участков;

  • во–вторых, земельные участки, входящие в землепользование, могут иметь различный правовой статус;

  • в–третьих, характер и интенсивность использования земель в пределах землепользования может быть различной.

То есть землепользование – это прежде всего экономическая категория и характеризует землю как объект хозяйствования.

Заключение

Проблема совершенствования регулирования земельных отношений в России в последнее время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых не только среди юристов, законодателей и политиков, но и в обществе в целом. Для России важно не столько признание целесообразности земельного рынка, сколько выбор подходящих путей и методов его формирования. Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне неэффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, не создана система земельного законодательства. Земельный ранок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей, ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Десятки миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв, при этом финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего система землеустройства близка к ликвидации. Земельные отношения крайне политизированы.

Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений государственной земельной политики и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию реформы в Российской Федерации.

Литература

  1. Боголюбов С.А. Земельное право в вопросах и ответах // Учебное пособие / М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С.413.

  2. Волков С.Н., Широкорад И.И. История землеустройства в России // Научная монография. ГУЗ. М. 2011. –С.215.

  3. Грудцына Л.Ю. Развитие права собственности на землю в российском законодательстве//Законодательство и экономика. 2007, № 11. – С.58-63.

  4. Жариков Ю.Г., Улюкаев Х.В., Чуркин В.Э., Земельное право: Учебник. – М., 2008. – С.149.

  5. Ерофеев Б.В. Земельное право // Учебник для вузов. М.: Издательство «Юрайт», 2015. –С.123.

  6. Махотлова М.Ш., Кумехов А.А. Проблема управления земельными ресурсами в РФ. В сборнике: Научные открытия в эпоху глобализации. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2016. – С. 9 – 13.

  7. Махотлова М.Ш., Кумехова Б.А. Систематизация территориального землеустройства В сборнике: Научные открытия в эпоху глобализации. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2016. – С. 5 – 9.

Literature

  1. Bogolyubov S. A. Land law questions and answers // tutorial / M.: TK Valby, Publishing house Prospect, 2007. –S. 413.

  2. Volkov S. N., I. I. Shirokorad History of land management in Russia // Scientific monograph. Goose. M. 2011. –S. 215.

  3. Grudtsyna L. Yu., Development rights of land ownership in the Russian legislation // The Legislation and economy. 2007, No. 11. –S. 58–63.

  4. Zharikov, Y. G., Ulyukayev H. V., Churkin, V. E., Land law: Textbook. – M., 2008. –S.149.

  5. Erofeev, B. V. Land law // The Textbook for high schools. Moscow: Urait Publishing House, 2015. –S.123.

  6. Makhotlova M.SH., Somehow A.A. The Problem of land administration in the Russian Federation. // In the book: Scientific discovery in the era of globalization. Collection of articles of International scientific-practical conference. Ufa, 2016. –S.9–13.

  7. Makhotlova M.SH., Kumakhova B.A. Systematization of territorial land management // In the book: Scientific discovery in the era of globalization. Collection of articles of International scientific-practical conference. Ufa, 2016. –S.5–9.