Московский экономический журнал 4/2017

image_pdfimage_print

УДК 332.1
Bezymyannyj-12

Севостьянов Анатолий Васильевич,

доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры городского кадастра,

Государственный университет по землеустройству, г. Москва,

Спиридонова Анна Петровна,

студентка магистратуры факультета Городской кадастр

Государственный университет по землеустройству, г. Москва

Близнюкова Татьяна Викторовна

Старший преподаватель факультета Городской кадастр

Государственный университет по землеустройству, г. Москва

Sevostiyanov A.V.  sevav39@mail.ru

Spiridonova A.P.  annechkin@mail.ru

Bliznukova T.V tvblisnukova@gmail.com

Перспективы социально-экономического развития сельских территорий Чувашской Республики

Prospects for the socio-economic development of rural areas in the Republic of Chuvashiya

Аннотация

В Российской Федерации принята Стратегия устойчивого развития сельских территорий на период до 2030 года. В Моргаушском районе Республики Чувашия сформированы земельные участки для предоставления многодетным семьям. Для первоочередного освоения выбран участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 118,3 га на территории Кадикасинского сельского поселения. С точки зрения градостроительного освоения территории, проведённых кадастровых и землеустроительных работ, данный масштабный проект вполне можно отнести к разряду проектов комплексного освоения территории. Проекты комплексного освоения территории, предназначенные для расселения многодетных семей не могут быть выполнены без изменений действующего законодательства, в котором нет точных и четких указаний о распределении обязательств по строительству объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур. Многодетные семьи до настоящего времени не могут приступить к решению своих жилищных и бытовых условий. В случае реализации проекта комплексного освоения территории, предназначенного для расселения многодетных семей столицы республики и Моргаушского района, следует ожидать получение положительного мультипликативного эффекта, направленного на социально-экономическое развитие всей территории сельского поселения и формирование сельской агломерации с ядром в населённом пункте Кадикасы.

S u m m a r y

The Russian Federation adopted the Sustainable Development Strategy for Rural Territories for the period up to 2030. In the Morgaushsky District of the Chuvash Republic land plots have been formed to provide families with many children. A plot of agricultural land with an area of 118,3 hectares was chosen on the territory of the Kadikasinsky rural settlement for primary development. From the point of view of urban development of the territory and cadastral and land management works that were carried out, this large-scale project can be attributed to the category of integrated development projects. The projects for the integrated development of the territory, intended for the resettlement of families with many children, cannot be carried out without changing the existing legislation, in which there are no precise and clear indications of the distribution of obligations under the construction of communal, transport and social infrastructures. Families with many children have not been able to start resolving their housing and living issues to date. In the case of the implementation of the project for integrated development of the territory intended for the resettlement of large families of the capital of the Republic and the Morgaushsky District, one should expect a positive multiplier effect aimed at the social and economic development of the whole territory of the rural settlement and the formation of a rural agglomeration with a core in the settlement of Kadikasy.

Ключевые слова: сельские территории, развитие территорий, инженерная, транспортная и социальная инфраструктура

Keywords: rural areas, development of territories, engineering, transport and social infrastructures

Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Стратегия) указывает на неравномерность их развития. И если агропромышленный комплекс развивается динамично, то уровень и качество жизни сельского населения в целом по стране существенно отстают от уровня жизни в городах. Поэтому численность сельского населения постоянно сокращается: с 2000 года по 1 января 2014 года – на 2,3 млн. человек. Несмотря на высокую рождаемость, для села характерны низкая ожидаемая продолжительность жизни и миграционный отток населения в города. Только в 2012 году из села «ушло» 166,6 тыс. человек, а в 2013 году ещё больше – 176,8 тыс. человек [1].

В связи с такой миграцией остаётся лишь вспомнить слова классиков марксизма:  «Буржуазия подчинила деревню господству города. Она создала огромные города, в высокой степени увеличила численность городского населения по сравнению с сельским и вырвала, таким образом, значительную часть населения из идиотизма деревенской жизни»[2].

Чтобы победить этот «идиотизм» и обеспечить устойчивое развитие сельских территорий в первой трети 21-го века государство в названной выше Стратегии ставит, в том числе, и такие задачи:

«– создать комплекс условий и предпосылок для улучшения демографической ситуации в сельской местности;

– оптимизация территориального размещения сельского хозяйства и связанных с ним отраслей;

– диверсификация сельской экономики;

– развитие малого предпринимательства и кооперации в сельской местности;

– совершенствование социальной инфраструктуры, повышение доступности социальных услуг;

– совершенствование жилищной и инженерно-коммунальной инфраструктуры;

– развитие дорожно-транспортной инфраструктуры сельских территорий» [1].

Рассмотрим далее, как эти задачи решаются на уровне отдельного субъекта федерации – Чувашской республики.

Чувашская Республика – располагается в центре европейской части России. Считается небольшим по территории регионом Приволжского федерального округа, но густонаселенным (плотность населения на 2017 год составила 67,38 чел./км2).  Из 1 235 863человек (по данным Росстата) 38% проживает в сельской местности.

Ведущее место в экономике Чувашской Республики занимает промышленность (машиностроительный комплекс, химическое производство, производство пищевых продуктов, швейное производство), сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых. Конкурентными преимуществами для социально-экономического развития республики являются: выгодное географическое положение; развитый строительный комплекс; наличие высокотехнологичных производств на ряде промышленных предприятий; современные телекоммуникации и связь; ускоренная информатизация во всех сферах жизнедеятельности населения [3].

В связи с тем, что в республике сельскохозяйственные земли более эродированные, нежели в других регионах России, высокая степень износа сельскохозяйственной техники, значительная миграция для сельскохозяйственного производства республики характерны низкая доходность и рентабельность. Всё это, несмотря на благоприятные природно-климатические условия для развития сельского хозяйства, способствовало ухудшению финансового состояния сельхозпредприятий, выводу сельскохозяйственных земель из оборота и миграцию из села квалифицированной рабочей силы, главным образом, молодёжи [4].

Для современной России в целом характерна сверхконцентрация населения в столицах и не характерны процессы субурбанизации и контрурбанизации. Это происходит и в Чувашии, где молодое сельское население мигрирует в г. Чебоксары и другие крупные населённые пункты. Например, в Моргаушском районе республики численность сельского населения за 24 года сократилась с 38,1  до 33,0 тыс. человек.

В соответствии с классификацией, предложенной в Стратегии,  сельскую местность Чувашской Республики следует отнести к регионам с неблагоприятными социальными условиями развития сельской местности. Для преодоления этого негативного явления для таких регионов, Стратегией предлагается, в первую очередь, провести социальную и демографическую политику. Это возможно путём усиления государственной поддержки многодетных семей, имеющих 3-х и более детей; сокращения миграционного оттока; повышения миграционной привлекательности сельских территорий; содействия занятости населения;  развития социальной инфраструктуры; обеспечения специальной поддержки сельского хозяйства;  диверсификации сельской экономики (развитие несельскохозяйственных отраслей (лесного хозяйства, ремесел, сохранение традиционного культурного ландшафта, сельской архитектуры, развитие сферы обслуживания туристов); сохранения освоенности территорий (в первую очередь, поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств и малого бизнеса) [1].

В рамках предлагаемых Стратегией мер в целях улучшения демографической ситуации в России, действует Государственная программа предоставления земельных участков многодетным семьям: многодетные семьи, имеющие 3-х и более детей, имеют право получить в собственность земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для строительства индивидуального жилья и ведения личного подсобного хозяйства. В данную программу включилась и Чувашская Республика, приняв республиканский Закон от 01.04.2011 №10 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям». На территории республики на март 2017 года проживало 11,5 тыс. многодетных семей. На учёт поставлено 10 тыс. семей. Получили земельные участки 5,6 тыс. многодетных семей (56%) [5].

Для реализации данного закона выбраны все районы республики и крупные города, в том числе и Моргаушский район, расположенный рядом со столицей Республики – городом Чебоксары, а в нём, в том числе, сельское поселение Кадикасинское, на опыте которого проанализируем возможность реализации мероприятий, принятых законом.

Основное противоречие, характерное для данного поселения, заключается в том, что предпосылки для успешного и интенсивного развития поселения не соответствуют его реальному социально-экономическому положению.

В поселении наблюдается высокий процент незанятости трудоспособного населения; убыточность большинства сельхозпредприятий и промышленных предприятий; низкая эффективность сельхозпроизводства, (в том числе по причине истощения почв и неиспользуемых сельскохозяйственных земель); негативная демографическая ситуация; миграция населения в республиканские и областные центры; недостаточная обеспеченность населения целым рядом культурно-бытовых услуг [6].

Проанализировав состояние сельских территорий Моргаушского района, администрации муниципалитетов района и города сформировали земельные участки для предоставления земельных участков многодетным семьям Республики Чувашия и Моргаушского района, привязав их и к территории Кадикасинского сельского поселения. Три участка, рассмотренные для реализации проектов на территории сельского поселения, показаны на рисунке 1:

Screenshot_1

Рисунок 1 – Земельные участки для многодетных семей на территории Кадикасинского сельского поселения

Окончательно для первоочередного освоения был выбран участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 118,3 га,  примыкающий к северной окраине деревне Кадикасы, расположенной в двадцати километрах от города Чебоксары, и вошедший в состав земель данного населённого пункта. К востоку от выбранного земельного участка расположена деревня Шомиково. Их разделяет пойма водного объекта (рисунок 2).

Screenshot_2

а)                                                                б)

Рисунок 2 – Земельный участок, выбранный для первоочередного освоения: а) размещение земельного участка на основном чертеже проекта Генерального плана; б) размещение земельного участка на карте градостроительного зонирования

Эти земли власти республики в 2013 г. передали в собственность г. Чебоксары. На участок был разработан проект планировки и проект межевания, с вариантом застройки, что явилось основой для образования земельных участков, переданных затем многодетным семьям (рисунок 3).

Screenshot_3

Рисунок 3 – Проект планировки с вариантом застройки земельного участка

Проектом межевания предусмотрены  характерные для сельских населённых пунктов виды разрешённого использования земельных участков:

  • Для индивидуального жилищного строительства
  • Малоэтажная многоквартирная жилая застройка
  • Для ведения личного подсобного хозяйства
  • Блокированная жилая застройка

Кроме жилых домов предусмотрено строительство двух детских садов, школы, предприятий торговли и бытового обслуживания, детских и спортивных площадок, автопарковок, площадок для сбора мусора. После полного заселения населённый пункт рассчитан на проживание 4725 человек [6]. То есть, в составе сельского поселения появится новый населённый пункт, по своей численности превосходящий существующее население поселения (2,9 тыс. человек) почти в 2 раза. По сути, в существующей системе расселения появится ядро будущей сельской агломерации (численность населения по данным 2015 года составляет: в Шомиково – 656 и в Кадикасах – 604 человека) – в трёх смежных населённых пунктах сосредоточатся почти 6 тыс. человек.

На рисунке 4 представлен фрагмент публичной кадастровой карты, на которую нанесены все образованные земельные участки.

Screenshot_4

Рисунок 4 – Фрагмент публичной кадастровой карты с вновь образованными земельными участками

С точки зрения градостроительного освоения территории, проведённых кадастровых и землеустроительных работ, данный масштабный проект вполне можно отнести к разряду проектов комплексного освоения территории (КОТ). Проект планировки и застройки (рисунок 3) предусматривает расселение 746 семей из города  Чебоксары и 154 семьи – из Моргаушского района.

Но особенность данного проекта комплексного освоения территории в том, что он не может быть выполнен, если не поменять действующее законодательство. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ при заключении договора о комплексном освоении территории его существенными положениями являются:

  • «обязательство сторон договора осуществить на земельном участке, в отношении которого заключен договор, или на земельных участках, образованных из такого земельного участка, строительство объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с проектом планировки территории;
  • обязательство исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления обеспечить в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения строительство … объектов коммунальной инфраструктуры за границами земельного участка, в отношении которого заключен договор, необходимых для обеспечения подключения (технологического присоединения) на границе такого земельного участка к объектам коммунальной инфраструктуры, построенным на таком земельном участке» [77, ст. 46.4].

И если по второму указанному здесь пункту ясно, кто обеспечивает его выполнение, то по первому совсем не ясно.

Там, где рыночная стоимость жилья высокая, все затраты на себя берёт инвестор (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область), понимая инвестиционную привлекательность таких проектов.

В рассматриваемом же случае этого произойти не может:

  • нет единого застройщика и инвестора. Застройщиком каждого отдельного жилого дома является конкретная многодетная семья;
  • строительство жилых домов невозможно осуществить в плановом порядке. Каждый дом возводится индивидуально вне увязки по срокам со строительством других домов;
  • главное – отсутствует внутрипоселковая транспортная, инженерная и социальная инфраструктура, без чего многодетным семьям невозможно приступать к строительству жилых домов.

Понимая это, администрация города Чебоксары и администрация Моргаушского района 22.11.2012 года заключили соглашение, по которому городская администрация за счёт собственных средств обеспечивает данную территорию объектами инженерной инфраструктуры.

Но есть ещё инфраструктуры, социальная и транспортная, о которых в данном соглашении речь не идёт. Близость города Чебоксар и наличие отдельных объектов социальной инфраструктуры в населённых пунктах поселения могли бы на первое время принять на себя соответствующую нагрузку и на некоторое время отодвинуть строительство новых объектов. Например, известно, что существующие в соседних деревнях школа и детский сад полностью не загружены.

На рисунке 5 показан охват территории, отведённой для комплексного освоения, радиусами нормативной пешеходной доступности детсада и школы [8].

Screenshot_5

Рисунок 5 – Анализ доступности дошкольных учреждений и школ

А вот со строительством транспортной инфраструктуры – полная неизвестность.

Поэтому многодетные семьи до настоящего времени не могут приступить к решению своих жилищных и бытовых условий. Бездействие администраций в этом вопросе побудило семьи, получившие земельные участки, обратиться в прокуратуру. Состоявшееся 19 июля 2017 года открытое судебное заседание обязало администрацию муниципального образования город Чебоксары обеспечить объектами инженерной инфраструктуры земельные участки, предоставленные многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство в д. Кадикасы в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу [9].

Такое решение вполне ожидаемо. Как известно, в европейских странах инфраструктура для жилых комплексов финансируется государством. В России же – это задача девелопера.  «Сегодня в подавляющем большинстве субъектов РФ девелоперы не могут вкладывать средства в инфраструктуру — ни в инженерную, ни в социальную, ни в дорожную внутриквартальную, потому что все это отражается на цене квадратного метра. Покупательская способность в этом случае не позволяет людям приобретать жилье», —  заявил министр строительства и ЖКХ Михаил Мень в ходе Петербургского международного экономического форума [10]. Отсюда очевиден вывод: при реализации проектов КОТ строительство социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в сельских населённых пунктах должно финансировать государство.

Не менее важная проблема возникнет, когда рассматриваемый в статье проект будет реализован. Это – трудоустройство трудоспособного населения. Поскольку большую часть будущего населения деревни Кадикасы составят переселенцы из столицы, многие из них продолжат работать на предприятиях и в организациях города. Оставшееся трудоспособное население будет трудоустраиваться в сельском поселении.

Ведущую роль в агропромышленном секторе республики играют личные подсобные хозяйства (ЛПХ) населения. На них приходится 60-75% производимого в республике мяса и молока, около 70-80% производства картофеля и овощей. Диапазон земельных участков для ЛПХ, установлен республиканскими нормативами градостроительного проектирования. Для развитого ЛПХ (хозяйство с содержанием крупного, мелкого скота и птицы) – от 0,15 до 1 га; для ограниченного ЛПХ (хозяйство с содержанием мелкого скота и птицы) – от 0,04 до 0,08 га [11]. В рассматриваемом проекте для многодетных семей из г. Чебоксары в блокированной и коттеджной застройке предусмотрен земельный участок в 5 – 6 соток на семью; для переселенцев Моргаушского района – 10 соток. При таких размерах земельных участков возможно ведение только ограниченного ЛПХ для обеспечения семейных нужд, но не для товарного производства.

Чувашские крестьяне традиционно возделывали различные зерновые, зернобобовые и крупяные культуры (рожь, овес, ячмень, полбу, просо, гречиху, чечевицу, пшеницу, горох). В XIX в. рожь и овес занимали половину посевной площади. Чувашия всегда славилось хмелеводством, в этой отрасли республика почти монополист (80% хмеля, производимого в России). Поэтому для ведения малого сельскохозяйственного бизнеса следует вспомнить о производстве традиционных культур. Этому должен способствовать также нарастающий интерес к экологически чистым продуктам питания, которые возможно производить только в сельской местности. Но для этого необходимо найти на территории поселения неиспользуемые сельскохозяйственные угодья и законодательно передать их в пользование желающим организовать такой бизнес.

Рабочие места для трудоспособного населения появятся также в построенных объектах культурно-бытового обслуживания, в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Возможно, нужные кадры профессионалов сферы обслуживания будут в основном из данного сельского поселения, из вновь создаваемого ядра сельской агломерации.

 Неподалеку, северо-восточнее от проектируемой территории, находится лесной массив рекреационного назначения, где уже сегодня размещены несколько детских оздоровительных лагерей и санаторий. Дальнейшее развитие сети лечебно-оздоровительных учреждений потребует новых воспитателей, педагогов, кухонного персонала, медицинских работников, дворников, охранников и т.д. Можно предположить, что найти вакансию можно и на Моргаушской птицефабрике, которая расположена возле деревни Кадикасы.

В случае строительства автостанции, запланированной проектом, и налаживании регулярного сообщения между деревней Кадикасы, столицей и районным центром, появится возможность новым поселенцам найти работу и там.

В случае реализации данного проекта комплексного освоения территории, предназначенного для расселения многодетных семей столицы и Моргаушского района, следует ожидать получение положительного мультипликативного эффекта, направленного на социально-экономическое развитие всей территории сельского поселения и формирование сельской агломерации с ядром в населённом пункте Кадикасы. А дальше будет нарастать эффект взаимодействия с соседними населёнными пунктами сельского поселения, а затем и с соседними сельскими поселениями. Но это станет возможным при наличии управленческой воли.

Литература

  1. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года N 151-р.
  2. «Манифест коммунистической партии» (1848) К. Маркс, Ф. Энгельс. [Электронный ресурс] https://www.marxists.org/ russkij/marx/1848/ manifesto.htm.
  3. http://gov.cap.ru/Default.aspx?gov_id=693 – официальный сайт Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары.
  4. Закон Чувашской Республики «О стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года». Принят Государственным Советом Чувашской Республики 22 мая 2007 года (с последними изменениями в 2016 году).
  5. Об обеспечении многодетных семей, поставленных на учёт, земельными участками, их освоении и строительстве объектов инженерной инфраструктуры для целей жилищного строительства на территории муниципальных образований Чувашской республики. Доклад министра юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики. 31 марта 2017 г.
  6. Кадикасинское сельское поселение. Проект генерального плана. Описание обоснований проекта генерального плана. Том 2 (часть 1), ООО «Арконпроект», г.Чебоксары, 2007 г.
  7. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017).
  8. СП 42.13330.2016. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*.
  9. Решение Моргаушского районного суда Чувашской республики-Чувашии, 20 июля 2017 г.
  10. https://www.restate.ru/companies/ministerstvo-stroitelstva-i-zhilishhnokommunalnogo-hozyaystva-rf-2990/
  11. Постановление Кабинета министров Чувашской Республики от 7 февраля 2008 года № 21 «Об утверждении республиканских нормативов градостроительного проектирования «Градостроительство. Планировка и застройка городских округов и поселений Чувашской Республики» (с изменениями на 14.12.2016)».

Реферат

В статье анализируются перспективы социально-экономического развития сельских территорий Чувашской Республики на примере Кадикасинского сельского поселения  Моргаушского района. В целях реализации Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года в поселении сформирован земельный участок для предоставления многодетным семьям. Проект предусматривает расселение 746 семей из города Чебоксары и 154 семей из Моргаушского района и относится к разряду проектов комплексного освоения территории. Авторы выделили характерные особенности данного проекта: застройщиком каждого отдельного жилого дома является конкретная многодетная семья, нет единого застройщика и инвестора; строительство жилых домов невозможно осуществить в плановом порядке; отсутствует внутрипоселковая транспортная, инженерная и социальная инфраструктура, без чего многодетным семьям невозможно приступать к строительству жилых домов. Проекты комплексного освоения территории, предназначенные для расселения многодетных семей, не могут быть выполнены без изменений действующего законодательства, в котором нет точных и четких указаний о распределении обязательств по строительству объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур. Многодетные семьи до настоящего времени не могут приступить к решению своих жилищных и бытовых условий. В случае реализации проекта комплексного освоения территории следует ожидать получение положительного мультипликативного эффекта, направленного на социально-экономическое развитие всей территории сельского поселения и формирование сельской агломерации с ядром в населённом пункте Кадикасы.

Summary

The article analyses the perspectives of social and economic development of rural areas of the Chuvash Republic using the example of the Kadikasinsky rural settlement of the Morgaushsky District. In order to implement the Strategy for Sustainable Development of Rural Territories of the Russian Federation for the period up to 2030, a land plot has been established in the settlement to provide families with many children. The project is one of the projects for integrated development of the territory and it provides for the resettlement of 746 families from the city of Cheboksary and 154 families from the Morgaushsky District. The authors distinguished the characteristics of this project: the real estate developer of each individual residential building is a specific family with many children, there is no single developer and investor; the construction of residential buildings cannot be routinely carried out; there is no transportation, engineering and social infrastructure between settlements and this does not let families with children start building houses. The projects for the integrated development of the territory intended for the resettlement of families with many children cannot be carried out without changing the existing legislation, in which there are no precise and clear indications of the distribution of obligations under the construction of communal, transport and social infrastructures. Families with many children have not been able to start resolving their housing and living issues to date. In the case of the implementation of the project for integrated development of the territory, one should expect a positive multiplier effect aimed at the social and economic development of the whole territory of the rural settlement and the formation of a rural agglomeration with a core in the settlement of Kadikasy.