Стратегические направления развития региональной отрасли мараловодства

image_pdfimage_print

УДК 338.43
Андрей Полтарыхин,
доктор экономических наук, доцент,
заведующий кафедрой,
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва,
Александра Тарасова,
ассистент,
Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова,
г. Барнаул

Так как в рыночных условиях особое значение приобретает стратегическое планирование, авторы предлагают стратегию развития регионального мараловодства Алтайского края и Республики Алтай и методический подход на основе сценарного планирования.

S u m m a r y

In this market environment is particularly important strategic planning. The authors proposed a regional development strategy maralovodstva Altai Krai and Altai Republic and methodical approach based on scenario planning.

Ключевые слова: мараловодческая отрасль, стратегия, стратегическое планирование, сценарное планирование.

Keywords: maralovodcheskoe industry, strategy, strategic planning, scenario planning.

Состояние экономики российских регионов подтверждает слабость регионального уровня управления, а острота накопившихся проблем требует принципиально нового подхода к управлению, предусматривающего реализацию совершенно иных принципов, функций, методов и инструментов. В условиях рыночной экономики такой функцией управления выступает стратегическое планирование, позволяющее на основе предвидения изменений принимать гибкие неординарные решения, связанные с социально-экономическим развитием региона.

При разработке региональных стратегий развития отрасли, на наш взгляд, в методологическом аспекте следует опираться на то, что отрасль представляет собой компактное множество взаимосвязанных ресурсов, компактное множество рутин и компактное множество контрактов, что является результатом различных теорий стратегического управления.

В последние годы среди отраслей сельского хозяйства критическая ситуация сложилась в отрасли мараловодства, где предприятия не только не в состоянии обеспечить устойчивое развитие своего хозяйства, но и едва покрывают текущие финансовые потребности. Либерализация экономики, деструктивные процессы, происходящие на рынках юго-восточной Азии, отрицательно сказались на параметрах пантового рынка, что привело к значительному падению цен на пантовую продукцию. Особенно сильное падение цены произошло во время кризиса 1996-1997 гг., когда средняя цена снизилась в среднем на 250 долл. за 1 кг (рис. 1).

Снимок экрана 2015-04-23 в 0.11.34

Рис. 1. Средняя цена консервированных пантов маралов в хозяйствах Алтайского края и Республики Алтай, долл./кг

Производство пантов сырых на одно животное с 1991 по 2013 гг. в Республике Алтай уменьшилось на 11,7%, а пантов консервированных – на 21,5%. При этом специалисты отрасли отмечают ухудшение таких показателей, как выход молодняка, который в последние годы составляет 32 теленка на 100 маралух, что в 2 раза ниже возможного. Высокими остаются потери животных от болезней. В 1995 г., например, в Республике Алтай падеж маралов составил 1500 голов, а пятнистых оленей – 600 голов.

Мараловодческая отрасль является одной из основных сфер занятости жителей сельских территорий Республики Алтай. Помимо большой социальной роли, которую играет мараловодство, оно обеспечивает занятость и сохраняет культурную среду малочисленных народов (алтайцы, тувинцы и др.), а также способствует освоению и созданию инфраструктуры в горных приграничных территориях, богатых рекреационным потенциалом. Мараловодческие хозяйства оказывают действенную поддержку органам местного самоуправления: выделяют транспорт для проведения различных мероприятий, ремонтируют школы, содействуют в мероприятиях по тушению лесных пожаров и т.д.

Интерес, который проявляет Правительство Республики Алтай к мараловодству, неслучаен. Начиная с 1992 г., выручка от реализации пантовой продукции является одним из основных источников поступления средств в республиканскую экономику, включая бюджеты разных уровней. Так, еще в 1992 г. для предприятий мараловодства был утвержден налог в размере 20% от суммы реализации пантовой продукции, который впоследствии был снижен до 40 долл./кг, а затем до 10% от суммы реализации. В период кризиса 1997-1998 гг. он был отменен, но до сих пор в некоторых районах применяется практика, когда мараловодческие хозяйства на добровольных началах отчисляют средства на социально-экономическое развитие своих районов [2]. В 2005 г. пантовой продукции было реализовано на сумму порядка 10 млн долл. – это 30% выручки от продажи всех сельскохозяйственных товаров в республике. До 58% экспортного внешнеторгового оборота Республики Алтай приходится именно на реализацию пантов.

Мараловодческая отрасль имеет ряд проблем: давление международных конкурентов; увеличение объемов поставляемых пантов другими странами, такими как Канада, Новая Зеландия и др.; неразвитость отечественной индустрии здоровья; растущие цены на все факторы производства (электроэнергия, материалы и др.); ежегодное уменьшение закупочных цен на сырье пантов; отсутствие договоренности отечественных производителей пантов. Однако, пока нет реальных сдвигов в экономической политике мараловодческих хозяйств, говорить о неэффективности отрасли еще преждевременно [2].

Данная статья показывает, что на сегодняшний день, для того чтобы удержать свои позиции на рынке и успешно работать на нем стратегическое развитие выступает первоначальной задачей для мараловодческой отрасли.

Для дальнейшего развития мараловодства, как и любой другой отрасли, в качестве обязательного этапа должно предусматриваться определение возможных сценариев изменения внешнего окружения. Мы считаем, что одним из основных инструментов стратегического планирования, позволяющим решить проблему выбора конкретных альтернатив в региональном мараловодстве, является сценарное планирование. Оно дает возможность выстроить защиту региональной отрасли от основных угроз внешней среды.

В работах многих исследователей [3, 4, 5] подробно описаны процедуры разработки сценариев, однако не предлагается способа внедрения полученных сценариев в систему формирования стратегии региональной отрасли. Поэтому нами предложены следующие этапы стратегического планирования применительно к региональной отрасли (рис. 2).

Снимок экрана 2015-04-23 в 0.11.43

Рис. 2. Скорректированная методика стратегического планирования региональной отрасли

По нашему мнению, сценарный подход позволяет системно решать проблему регионального развития с учетом предупреждения зарождающихся проблем и изменений.

Оптимальные пропорции в структуре АПК положительно скажутся как на воспроизводственных процессах, так и на благосостоянии населения региона. Управление стратегическим развитием регионального мараловодства Алтайского края и Республики Алтай должно осуществляться совместными усилиями представителей мараловодческих хозяйств и органов государственной власти (рис. 3, 4).

Снимок экрана 2015-04-23 в 0.12.03

Рис. 3. Стратегическое развитие регионального мараловодства

Алтайского края

*Дополнено автором

Особенность предлагаемых систем развития регионального мараловодства заключается в том, что, наряду с применением административных и экономических методов, возможно, будет использоваться сценарный подход в реализации стратегии развития мараловодства Алтайского края и Республики Алтай.

Снимок экрана 2015-04-23 в 0.12.39

Рис. 4. Стратегическое развитие регионального мараловодства

Республики Алтай

*Дополнено автором

В настоящее время все большее число российских отраслевых организаций используют сценарное планирование при выборе долгосрочной стратегии развития, в результате чего заметно снижается уровень неопределенности.

Таким образом, решение проблем в региональном мараловодстве требует разработки основных направлений развития, которые включают следующие задачи:

-корригировать ориентацию мараловодов в сторону внутреннего рынка (так как на экспорт целесообразно направлять только крупные панты, которые оцениваются высоко, а мелкие панты целесообразно реализовывать на внутреннем рынке);

-разработать безотходную переработку пантов в регионе (поскольку сегодня Республика Алтай продает продукты пантового мараловодства в виде сырья на сумму примерно 10 млн долл., то, наладив производство препаратов, только на внутреннем рынке можно получить минимум 4 млрд руб.);

-развивать маркетинговую политику мараловодческой отрасли;

-создать такие институты, которые обеспечивали бы долговременность, эффективность пантового рынка.

Реализация этих направлений приведет к созданию общих условий функционирования сельского хозяйства, достижению финансовой устойчивости АПК и внешнеэкономическому регулированию, развитию туристической отрасли, улучшению демографических показателей на территориях региона, а также развитию социальной и инженерной инфраструктуры региона, что имеет важнейшее стратегическое значение не только для Республики Алтай, но и для России в целом.

Проведенное исследование показало, что региональное стратегическое планирование в настоящее время является необходимым условием повышения эффективности государственного управления регионом. Несмотря на проработанность целого ряда вопросов, связанных с теорией и практикой стратегического регионального управления, за пределами научного рассмотрения остается еще много проблем, решение которых будет способствовать устойчивому развитию региона, а также повышению эффективности региональных рынков.

Необходимо поддержать эту отрасль, за счет которой во многом сохранились другие отрасли сельскохозяйственного производства, такие как овцеводство, молочное и мясное скотоводство и ряд других.

Повышение роли мараловодческой отрасли обуславливает решение проблем не только в одной из отраслей сельского хозяйства, но и решение других немаловажных проблем: развитие связи и туристической отрасли, дорожно-транспортной инфраструктуры, улучшение демографических показателей на сельских территориях, развитие строительной индустрии и др. Это приведет к развитию приоритетных подотраслей, достижению финансовой устойчивости АПК и внешнеэкономическому регулированию, созданию общих условий функционирования сельского хозяйства, а также развитию социальной и инженерной инфраструктуры сел.

Литература

  1. Бочаров С.Н., Попов А.П. Нужно ли объединение в пантовом оленеводстве? // ЭКО. 2007. № 8. ­ С. 106-118.

  2. Попов А.П., Тарасова А.Ю. Роль инноваций в развитии отрасли пантового оленеводства республики Алтай // Материалы I Междунар. практ. конфер. «Аграрно-экономическая наука о проблемах инновационного развития агропромышленного производства» (28-29 июня 2007 г.). Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ. Ч. II. 384 с.

  3. Bourgeois L.J. Strategic management from concept to implemention. University of Virginia, Darden Graduate School of business, 1998.

  4. Mercer D. Scenarios made easy // Long Range Planning. 1995. Vol. 28. № 4. Р. 81-86.

  5. Schoemaker Paul J.H. Multiple Scenario Development: its conceptual and behavioral foundation // Strategic Management Journal. 1993. Vol. 14. № 3. P. 193-213.

alexa_tarasova@mail.ru