Московский экономический журнал 1/2017

image_pdfimage_print

УДК 331.1

bezymyannyj-12

Алексеева Полина Александровна

Студентка кафедры «Управление персоналом» Инженерно-экономического института Московского авиационного института (национального исследовательского университета), г. Москва

Федотова Марина Александровна

Кандидат экономических наук, доцент

Доцент кафедры «Управление персоналом» Инженерно-экономического института Московского авиационного института (национального исследовательского университета), г. Москва

Тихонов Алексей Иванович

Кандидат технических наук, доцент

Заведующий кафедрой «Управление персоналом» Инженерно-экономического института Московского авиационного института (национального исследовательского университета), г. Москва

Alexeeva Polina A.

Student of department «Human resource management» Engineering and Economics Institute Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Fedotova Marina A.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Associate Professor of department «Human resource management» Engineering and Economics Institute Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Tikhonov Alexey I.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Head of department «Human resource management» Engineering and Economics Institute Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Ключевые факторы успеха руководителя предприятия ракетно космической промышленности

Key factors of success of the director of the space-rocket industry

Аннотация. На сегодняшний день не существует единой теории или подхода, которые объединяли бы все исследования и отражали бы общее видение соотношения лидерства и руководства. В ходе работы были рассмотрены вопросы соотношения лидерства и руководства. На основании исследования опыта российских и зарубежных успешных руководителей предприятий ракетно-космической промышленности обозначены ключевые факторы успеха руководителя в отрасли.

В ходе работы представлены профили компетенций и выделены ключевые компетенции для руководителей среднего уровня управления (конструкторского и проектного подразделений ракетно-космической отрасли).

Summary.  For present-day day no nor one theories or approach, which united all studies and reflected general vision of the correlation lesdership and managament. A considered questions of the correlation lesdership and managament were In the course of work. On the grounds of studies of the experience russian and foreign successful leaders enterprise racket-cosmic industry are marked key success factor of the leader in branches.

In the course of work are presented profiles competency and are chosen key competencies for leaders average level management (design and design subdivisions racket-cosmic branch).

Ключевые слова: руководство, лидерство, факторы успеха руководителя, теории лидерства, руководитель, аэрокосмическая отрасль, факторы успеха руководителя в аэрокосмической отрасли.

Keywords:  management, leadership, success factors of the head, the theory of leadership, the head, a space industry, success factors of the head in a space industry.

В настоящее время современная экономическая ситуация в РФ характеризуется наличием международных экономических санкций и снижением уровня финансирования государственных программ. В связи с этим всё чаще упоминается о необходимости инновационного развития всех секторов экономики страны [1]. Однако инновационное развитие в промышленном секторе может обеспечить только грамотный руководитель, обладающий рядом управленческих компетенций. Понятие «Компетенция» рассматривается по-разному. Известно, что компетенция — это знания, а компетентность — умения (действия). Д. Равен, профессор Эдинбургского университета считает, что «…компетентность — это способность брать на себя ответственность по собственной инициативе; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа; способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе» [2]. С учетом социально-экономической ситуации в РФ понятие «компетентность руководителя» – это совокупность знаний, навыков, профессиональных качеств руководителя, направленных на достижение целей организации; способность адаптировать ресурсы и потенциал организации к меняющимся экономическим условиям, в том числе в условиях возникновения кризиса.

Успех любой организации или учреждения напрямую зависит от того, кто руководит ею. Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. В то же время не так редко в организациях могут появляться лидеры, которые имеют не меньшее влияние на коллектив, чем руководитель. Сегодня роль лидерства особенно актуальна. Как показывает практика, руководитель, проявляющий лидерские качества, имеет большое влияние и способен добиваться с коллективом хороших результатов. По мнению Алиева В.Г.: «Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи» [3].

Руководитель становится во главе организации в результате намеренного действия формальной организации – делегирования полномочий. Лидерами становятся не по воле организации (таблица 1). Действия лидеров не ограничиваются рамками полномочий и структур. На практике в одной организации могут быть формальные руководители и лидеры без привязки к их должностям в иерархии.

Таблица 1. Соотношение понятий «Руководитель» и «Лидер»

bezymyannyj

Руководитель обязан быть сильным, как и лидер, но всегда ли руководитель должен быть лидером? Американский ученый  Эдвардс Деминг дает положительный ответ на этот вопрос. В своей книге «Выход из кризиса» он пишет: «Лидерство — это пусковой механизм работы системы качества, и без него она — скорее фикция, чем реальность» [4]. Для решения конкретных ситуаций управления руководитель располагает инструментами лидерства: власть, влияние, контроль. Если руководитель не обладает достаточной властью над подчиненными, он не сможет полноценно использовать ресурсы и потенциал организации, адаптировать их к изменившимся экономическим условиям. «Лидерство служит ключом к «хорошей организации и конкурентоспособности в глобальном масштабе» [9]. Можно встретить мнение, [11] что лидерство можно заменить четкой системой контроля, наказаний и поощрений. Что из этого получится? Нет лидерства — контролировать выполнение работ приходится чаще (снижается личная ответственность каждого сотрудника), увеличивается временя уходит на постановку и разъяснение задачи, возможно ухудшение социально-психологического климата в коллективе – в результате происходит потеря ресурсов: временных и человеческих. Зачастую тратятся дополнительные денежные средства на выполнение внеплановых проверок службы контроля. Может увеличиться текучесть кадров, порожденная плохим социально-психологическим климатом в коллективе, что также отражается на финансовом состоянии организации. Всё в совокупности отражается на эффективности деятельности компании. Но существуют руководители, у которых слабо развиты или полностью отсутствуют лидерскими качества. В связи с этим возникает вопрос: «Можно ли воспитать лидерские качества? Реально ли стать лидером?». Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо обратиться к теориям лидерства – истории происхождения феномена. Наиболее распространенными теориями лидерства являются [10]:

  1. Врожденные теории (Теории «великого человека», Теории «характерных черт») предполагают, что лидерами становятся от рождения. Этим людям с рождения присущи лидерские качества.
  2. Ситуационные теории лидерства (Теории «обстоятельств») рассматривают лидерство как характерную черту ситуации, а не конкретного типа личности. В основе теорий лежит привлекательная идея, что различные обстоятельства требуют различных форм лидерства.
  3. «Самовыдвижение» («Бихевиористские» теории, «Трансформационные» теории). Данные теории основаны на убеждении, что великими лидерами, не рождаются, а становятся. Уходя своими корнями в бихевиоризм, в этой теории лидерства основное внимание уделяется действиям лидеров, а не их психическим качествам или внутренним состояниям. Согласно этой теории, люди могут учиться и становиться лидерами через обучение и наблюдение.

Таким образом, согласно теориям «Самовыдвижения» руководителю, не обладающим врожденными лидерскими качествами, можно стать лидером. Человеку, стремящемуся стать лидером, следует пересмотреть в первую очередь свое отношение к окружающим его людям. Рекомендуется выстраивать линию своего в соответствии с принципами лидера (таблица 2).

Таблица 2. Основные принципы лидера

bezymyannyj

Эти принципы являются основополагающими для каждого, кто хочет стать лидером. Главным условием достижения высот является твердость намерений и ясность цели. Человек, имеющий огромное желание стать преуспевающей личностью и постоянно развивающий свои качества в этом направлении, становится лидером. Теория «Самовыдвижения» была использована для рассмотрения деятельности руководителей крупных предприятий аэрокосмической промышленности. Объектом проводимого исследования являлись карьерные особенности действующих руководителей предприятий. В ходе исследования были выделены следующие «факторы успеха для руководителя высшего звена», выполнение которых повышает шансы начинающих руководителей стать настоящими профессионалами [6,7].

  1. Опыт. Больше шансов на успех – у руководителей со стажем не менее 10 лет работы на предприятии. У такого руководителя не возникнет вопросов и проблем, которые обычно появляются у молодых специалистов. Без опыта в данной сфере, без соблюдения корпоративной культуре конкретной компании невозможно правильно принимать верные судьбоносные решения, добиваться положительных результатов. Поэтому одним из важнейших факторов успеха является срок пребывания руководителя во главе компании. Средний возраст назначения на должность руководителя – 30 – 40 лет. В ходе исследований [7] специалисты-психологи по работе с персоналом пришли к выводу, что: использование понятия «молодой руководитель без опыта работы» в свой адрес — это программирование собственных будущих неуспехов. Они также предположили, что на крупных предприятиях государственной важности нельзя допустить неправильные решения со стороны руководства по той причине, что от такого решения может зависеть не только результат компании, но и жизнь и здоровье работников.
  2. Власть руководителя должна быть направлена «на цели» организации. Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми. Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей организации. Страх, вознаграждение, традиция, харизма, разумная вера, убеждение и участие в управлении являются инструментами, которые руководитель использует для влияния на исполнителя, апеллируя к его потребностям. Но даже тот редкий руководитель, который имеет в своем арсенале все эти механизмы, должен принимать во внимание и другие факторы. Власть должна быть достаточно сильной, чтобы побуждать сотрудников работать, направлять на достижение целей организации. Руководитель должен четко определить, какие виды поощрений и по каким параметрам, нормативам он будет назначать. Методы поощрения персонала бывают разными в зависимости от того, за что и в какой степени руководитель хочет поощрить работника. Любое поощрение должно быть обоснованным, поэтому и нужно строить особую систему, которая будет, к тому же, дополнительным стимулом для работников [8].
  3. Руководителю необходимо правильно организовать работу вверенного ему коллектива. Он должен оптимально распределить обязанности и добиться от каждого сотрудника максимальной производительности труда. При непосредственном управлении компанией руководитель должен создавать все возможные условия для раскрытия потенциала сотрудников. Для этого рекомендуется проводить совещания, на которых проводятся обсуждения предложений сотрудников по оптимизации работы, повышению эффективности деятельности компании, по улучшению работы подразделений. Руководителю необходимо получить знания и практические навыки в области управления персоналом; а также освоить технику ведения эффективных деловых переговоров.
  4. Руководитель — это представитель власти в организации, поэтому он всегда обязан защищать её интересы или обосновать изменение курса организации. Для достижения успеха в сфере организационного поведения необходимо применять наиболее эффективные стратегии и методы достижения целей организации при помощи власти. Выбор стратегии и тактики приобретения власти в организации может по-разному сочетаться с формальным порядком в организации, ее нормами и принципами. Для повышения эффективности руководитель должен знать суть управленческих процессов, применять современные методики по управлению персоналом и строить стратегию развития в соответствии с экономической ситуацией в аэрокосмической отрасли.

Успешными руководителями в истории отечественного развития предприятий аэрокосмической отрасли являются, к примеру, Михаил Федотович Решетнев, Андрей Николаевич Туполев, Павел Осипович Сухой. Характеристика деятельности выдающихся личностей-руководителей представлена в таблице 3.

Таблица 3. Характеристика руководителей российских предприятий аэрокосмической отрасли.

bezymyannyj

Все этим руководителям присущи следующие «Факторы успеха», описанные в данной научной работе:

1) Опыт. Средний стаж работы составляет 50 лет. Примерно половина времени (20-22 года) отведена на создание предприятия и дальнейшее личное руководство. Занимаемая должность – генеральный конструктор.

2) Власть руководителей направлена «на цели» организации.

По словам Генерального конструктора НПО Прикладной механики А.Г.Козлова: «главная заслуга М.Ф.Решетнева заключается в том, что он правильно определил профиль предприятия. Занялся не боевыми ракетами, а направлением, которое необходимо людям.» [5].

В течение профессиональной деятельности А.Н.Туполев реализовывал поставленные перед КБ задачи высокой степени сложности и государственной важности.

Под руководством выдающегося советского авиаконструктора П.О.Сухого стремительно развивалась реактивная и сверхзвуковая авиация . К созданию реактивных самолётов, кроме самого КБ подключались десятки научно-исследовательских институтов и организаций.

3) Правильно организованная работа коллектива.

По словам Главного конструктора НПО Прикладной механики Ю.Князькина: «М.Ф. Решетнев быстро стал ведущим специалистом – за девять лет прошел путь от рядового инженера до заместителя главного конструктора. Вверенный ему коллектив составляли молодые специалисты со всей страны, которые горели желанием поработать на космос».

А.Н.Туполев воспитал целую плеяду выдающихся авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В.М.ПетляковП.О.Сухой, В.М.Мясищев.

П.О.Сухой умел СЛУШАТЬ людей, причём не имело значения, кто был его собеседником по должности. Сначала он, молча, не перебивая, выслушивал человека, и только потом приводил свои доводы.

4) Руководитель — это представитель власти в организации.

Рассмотренные примеры выдающихся конструкторов авиационной отрасли  подтверждают данный фактор успеха. Для этих людей интересы организации были несомненно превыше личных. Их деятельность была напрямую связана с разработкой (руководством) проектов в ракетно-космической и авиационной промышленности. Все научные изобретения имели прикладную ценность и внесли огромный вклад в развитие промышленности страны.

В числе современных успешных руководителей ракетно-космической отрасли наиболее яркими личностями – руководителями являются:

  • В России – Комаров Игорь Анатольевич, глава Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».
  • В США – Илон Рив Маск (Elon Reeve Musk), генеральный директор и главный инженер «SpaceX»; главный разработчик (Chief Product Architect), генеральный директор и глава совета директоров «Tesla Motors».

bezymyannyjНа примере деятельности рассмотренных выше руководителей был сформулирован следующий вывод: образ успешного руководителя аэрокосмической отрасли включает в себя определенные особенности, которые характерны для специфики отрасли.

Ключевые факторы, которыми должен обладать успешный руководитель аэрокосмической отрасли, представлены на Рис. 1.

bezymyannyj

Рис. 1. Ключевые факторы успешного руководителя предприятия аэрокосмической отрасли

Успешным руководителям подразделений в большей степени присущи особые компетенции, которые способствуют достижению высоких результатов в сфере их профессиональной деятельности.

В ходе работы над данной статьей была получена и обработана информация, представленная крупной корпорацией ракетно-космической отрасли. Рассмотрены профили компетенций руководителей среднего звена. На основании оценки важности и значимости (по шкале 0-3) представленных специфических компетенции были составлены диаграммы – профили компетенций руководителей подразделений аэрокосмической отрасли: конструкторского подразделения (Рис. 2) и проектного подразделения (Рис. 3).

bezymyannyj

Рис. 2. Профиль компетенций руководителя конструкторского подразделения

На основании представленной диаграммы можно сделать вывод: наиболее значимая компетенция (показатель 3) для руководителя конструкторского подразделения – это системное мышление.

Системное мышление руководителя определяется умением видеть целую картину происходящего, моделировать ситуацию и, понимая истинные причины происходящего, принимать управленческие решения, которые предупреждают возникновение нежелательных результатов и ведут к достижению целей компании.

На втором месте по значимости (показатель 2,5) представлены следующие компетенции: ответственность, технический склад ума, пространственное представление, использование современных информационных технологий, логичность мышления, конкретное мышление, интерес к технике.

bezymyannyj

Рис. 3. Профиль компетенций руководителя проектного отдела

На основании представленной диаграммы можно сделать вывод: наиболее значимая компетенция (показатель 3) для руководителя проектного подразделения также, как и у руководителя конструкторского подразделения – это системное мышление.

На втором месте по значимости (показатель 2,5) представлены следующие компетенции: стратегическое мышление, логичность мышления, способность к анализу и синтезу, креативность, пространственное представление, профессиональная интуиция, критичность мышления, использование современных информационных технологий, восприятие чужих аргументов, обоснование своего мнения.

Вывод. Наличие перечисленных выше компетенций, их дальнейшее развитие и использование позволяет руководителям подразделений организаций в аэрокосмической отрасли с наибольшей вероятностью добиваться успеха относительно других представителей руководящего состава в отрасли.

Заключение

Лидеры создают видение будущего, устанавливают цели, задают новые направления развития, бросая вызов существующему положению вещей и являясь проводниками изменений. Руководители заинтересованы в стабильности, в сохранении существующего положения вещей. Они организуют подчиненных и направляют их на достижение поставленных задач в соответствии со стандартами, управляют коллективом в условиях заданных ограничений. Способность объединять в руководство и лидерство является особым качеством и позволяет руководителю стать ведущим представителем в своей сфере деятельности.

В работе представлено основное отличие лидерства от простой административной власти. Подтвержден тот факт, что лидерство подразумевает власть, не нуждающуюся в постоянном применении силы. Лидерство – это власть, которая применяется при необходимости, обусловленной целями организации. На основании известных теорий лидерства был сделан вывод о том, что современному руководителю рекомендуется совмещать и использовать в своей профессиональной деятельности лидерские качества. Лидером можно стать, если стремиться выстраивать свое поведение в соответствии с основными принципами лидерства.

На примере деятельности успешных российских и зарубежных руководителей, а также на примере рассмотренного положительного опыта руководства отечественной авиационной и ракетно-космической промышленности сформулированы ключевые факторы успеха руководителя предприятия аэрокосмической отрасли. Ключевыми факторами являются: наличие знаний по специфике отрасли по современных методов управления, включая управление персоналом; наличие навыков ведения эффективных деловых переговоров; умение анализировать результаты деятельности предприятия; способность генерировать бизнес-идеи в условиях нестабильной экономической ситуации. Соответствие данным факторам повысит шансы начинающего руководителя стать успешным профессионалом на предприятии аэрокосмической отрасли.

В ходе исследования были проанализированы компетенции руководителей среднего звена, которые используются в практике управления предприятий ракетно-космической промышленности. По данным исследования были сделаны выводы: У руководителей конструкторского подразделения наиболее развиты технические компетенции, им наиболее характерно системное мышление, конкретное мышление. Для подобных руководителей важен технический склад ума.

Для руководителей проектного отдела наиболее значимыми компетенциями являются системное мышление, восприятие чужого мнения, обоснованность своего. Таким образом, руководителям проектного отдела присущи управленческие компетенции, которые в большей степени направлены на координацию работы коллектива.

Описанные в работе компетенции необходимо активно развивать руководителям для того, чтобы повысить эффективность управления персоналом и руководства в целом на предприятиях ракетно-космической промышленности.

Список литературы

  1. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года. // Аналитический центр при Правительстве РФ.
  2. Базаров Т. Ю.Компетенции будущего: квалификация, компетентность (критерии качества) // Открытый университет. М.-2013. С. 510–539.
  3. Алиев В. Г. В чем схожи и чем различаются лидерство и руководство. [Электронный ресурс] // URL:http://www.elitarium.ru/liderstvo-rukovoditel-lider-sposobnost-psihologicheskij-klimat-stil-upravlenija
  4. Эдвардс Деминг Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / Альпина Диджитал. – 2014.
  5. Рак Л.А, Первые спутники вылетели из Сибири. // 
    Газета  «Труд» №2 за 12.01.2005.
  6. Cолтанова Ф.М. Портрет современного топ-менеджера: факторы, влияющие на успешность руководителя // Бюллетень Владикавказского института управления, 2009, № 31.
  7. Батырев М.А. Как стать хорошим начальником. [Электронный ресурс] // URL:http://www.the-village.ru/village/business/management
  8. Построение системы поощрений персонала [Электронный ресурс] // URL: http://hr-ru.com/2009/07/postroenie-sistemy-pooshhrenij-personala
  9. Лидерство и лидеры в организации: о чем говорят теория и практика. [Электронный ресурс] // URL:http:hrm.ru/db/hrm
  10. Теория лидерства. Лидер и стиль руководства. [Электронный ресурс] // URL: http://lektsia.com/4x10a6.html
  11. Эллиот Жак. Лидерство в менеджменте: ключ к хорошей организации // Хрестоматия Управление Обучением. МИМ «ЛИНК», 1994.
  12. Алексеева П.А., Федотова М.А., Тихонов А.И. Антикризисное управление персоналом предприятий аэрокосмической отрасли
    // Московский экономический журнал. 2016.№ 4. С. 6.
  13. Краев В.М., Тихонов А.И. Управленческий консалтинг в авиационно-космическом комплексе. – Учебно-методическое пособие / Москва, 2016.
  14. Силантьева Е.А., Тихонов А.И. Ключевые аспекты инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса // Вестник Московского авиационного института. 2016. Т. 23.№ 2. С. 195-199.
  15. Краев В.М., Тихонов А.И. Риск-менеджмент в управлении кадрами // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 8-2 (21). С. 22-25.