Московский экономический журнал 4/2016

image_pdfimage_print

УДК: 349.22  

Безымянный 12

Особенности правового регулирования труда младших воспитателей

Автор Гореликов С.Ю.

Гореликов Сергей Юрьевич

аспирант кафедры трудового права

 Академии Труда и Социальных Отношений

Адрес: Пятницкое шоссе,37-1-554, Москва,

125430, Российская Федерация

 Тел. 8 915 228 67 40.  Е-mail: sergeygorelikov@mail.ru

Аннотация. В данной статье автор анализирует, должностные обязанности младшего воспитателя, квалификационные требования и профессиональные стандарты для этой должности. Должностные инструкции младших воспитателей в разных Дошкольных Образовательных Учреждениях. Такой анализ позволяет выявить лакуны в правовом регулировании работы младших воспитателей и выявить ДОУ, в которых, исходя из действующих там должностных инструкций, на младших воспитателей возложены или несвойственные должности обязанности, или несвойственная должности ответственность. Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н должности помощника воспитателя и младшего воспитателя отнесены к профессиональной квалификационной группе должностей работников учебно-вспомогательного персонала [1].  Однако должность помощника воспитателя включена в профессиональную квалификационную группу (ПКГ) должностей работников учебно-вспомогательного персонала первого уровня, а должность младшего воспитателя – второго уровня [2]. Данное обстоятельство служит основанием для установления разных уровней оплаты труда, в т. ч. различных повышающих коэффициентов за квалификацию работников. Если судить по должностным обязанностям помощника воспитателя и младшего воспитателя, предусмотренным разделом “Квалификационные характеристики должностей работников образования 2016” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2009 № 593, то можно сделать вывод, что эти обязанности почти совпадают. Отличие состоит лишь в том, что в функциональные обязанности младшего воспитателя входит участие в проведении занятий, организуемых воспитателем, а помощнику воспитателя данная трудовая функция не вменяется в обязанности. По мнению автора, надо вообще исключить из номенклатуры должностей учебно-вспомогательного персонала должность «помощник воспитателя». Так как в ДОУ в группе работает либо младший воспитатель, либо помощник воспитателя.

Ключевые слова: воспитатель, младший воспитатель, помощник воспитателя, дошкольное образовательное учреждение, штатное расписание.  

Должность младшего воспитателя отсутствует в номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность [2,3,4]. Следовательно, данная должность работника, осуществляющего вспомогательные функции, не может считаться педагогической. [5]

Единым квалификационным справочником должностей (ЕКС) в разделе “Квалификационные характеристики должностей работников образования” [2], должность младшего воспитателя отнесена к должностям учебно-вспомогательного персонала. И претенденту на замещения этой должности не обязательно иметь педагогическое образование. Для этого достаточно «наличия среднего профессионального образования, независимо от направления подготовки». Так как, право на занятие учебно-вспомогательных должностей имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. А, в соответствии с ЕКС предъявляются следующие требования к квалификации по должности младшего воспитателя: «среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы» [5]. Иными словами, выпускники ПТУ любого профиля имеют право работать младшими воспитателями.

Однако, в должностные обязанности младшего воспитателя входят ряд педагогических функций. А именно: «участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, в проведении занятий, обеспечение сохранения и укрепления здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня, организация, с учетом возраста воспитанников, их работы по самообслуживанию, соблюдению ими требований охраны труда, оказание им необходимой помощи, участие в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников,  взаимодействие с родителями воспитанников (лицами, их заменяющими)» [2].

Кроме того, на основании расширенной трактовки пункта должностных обязанностей младшего воспитателя, где говориться, что он «обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса», некоторые руководители ДОУ считают, что имеют право замещать младшими воспитателями временно отсутствующих воспитателей. Такое замещение неправомерно по двум основным причинам. Во-первых, младший воспитатель всего лишь «обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников», а «несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса» воспитатель. Поэтому, приводя своего ребенка в ДОУ, родители должны передать его в руки именно воспитателю, а не дворнику, охраннику или младшему воспитателю, в чью компетенцию просто не входит ответственность за жизнь и здоровье их чада. Во-вторых, если ДОУ, кроме «присмотра и ухода», ведет еще и образовательную деятельность, а тем более если ДОУ входит структурным подразделением дошкольного образования (ДО) в образовательный комплекс (детский сад + школа), где обязаны соблюдать Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) для ДО, то никакой бывший слесарь-сантехник, занимающий должность младшего воспитателя не способен качественно заменить дипломированного педагога-воспитателя [6].

Тем не менее, на практики такие замены происходят довольно часто, а в каких-то ДОУ регулярно. И, если абстрагироваться от названных двух причин неправомерности такой замены, возникает вопрос об оплате заменяющему воспитателя помощнику воспитателя. С одной стороны, младший воспитатель не компетентен предоставить соответствующую ФГОС для ДОУ образовательную услугу. И значит, младшему воспитателю, замещающему воспитателя, нельзя заплатить как воспитателю, так как «оплата за невыполненную работу» это нарушение, которое предусматривает наказание за «присвоение или растрату» до 6 лет лишения свободы –  статья 160 УК РФ [7]. С другой стороны, замещая воспитателя, подразумевается, что младший воспитатель уже «несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников». А значит выполняет работу за пределами определенными трудовым договором. И такая работа, согласно статьи 151 ТК РФ [8] – «при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата». Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и объема дополнительной работы (статья 60.2 ТК РФ [8]).

Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, младшему воспитателю может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же должности за дополнительную оплату (статья 151 ТК РФ [8]).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. Согласно статьи 152 ТК РФ [8], «сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере».

Но как должна оплачиваться работа младшего воспитателя в рассматриваемом случае? Этот вопрос, в принципе, не может быть законодательно регламентирован, так как, теоретически, замены воспитателя младшим воспитателем вообще быть не должно – это вне правового поля и значит вне правового регулирования. Поэтому младшему воспитателю, замещающему воспитателя, следует денежный вопрос обсуждать индивидуально с работодателем, который очень и очень рискует, допуская такую замену.

Зачастую, младшие воспитатели по совместительству работают и уборщицами. Это выгодно работодателю. Так как внутреннее совмещение положительно влияет на повышение среднего заработка сотрудников, от чего, в свою очередь, зависит заработная плата руководителя образовательного учреждения. Воспитатель, за свою ставку заработной платы, при пятидневной рабочей неделе, работает 7 часов 12 минут в день (36 часов в неделю) и не может, на законных основаниях, работать 12 часов в день (совместителю разрешается работать только ½ времени, которое занимает основная работа, а требования к сверхурочной работе еще строже – «продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год и работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника – ст. ст. 151,152 ТК РФ [8]. А младший воспитатель работает за ставку 8 часов в день (40 часов в неделю) и имеет право работать еще 20 часов на полставки уборщицей [9]. Но не на полную ставку.

Литература

  1. Министерство Здравоохранения и Социального Развития Российской Федерации, Приказ от 5 мая 2008 года N 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» (с изменениями на 23 декабря 2011 года)
  2. “Квалификационные характеристики должностей работников образования 2016” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2009 № 593
  3. Федеральный закон от 23.07.2008 № 160-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации” (ред. от 28.11.2009)
  4. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 “Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении” (ред. от 10.03.2009)
  5. Закон Российской Федерации “«Об образовании в Российской Федерации»” от 29.12.2012 № № 273-Фз // Собрание законодательства Российской Федерации. с изменениями и дополнениями в редакции от 23.07.2013
  6. Акт министерств и ведомств. Приказ Министерства образования и науки РФ “Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования”. от 23 ноября 2009 г. № 655 // Российская газета.  2009 г.
  7. Закон Российской Федерации. Уголовный Кодекс РФ от 13 июня 1996 г. (с изменениями и дополнениями в редакции. от: 30.03.2016) //Собрание законодательства Российской Федерации” 1996 г.
  8. Закон Российской Федерации “Трудовой кодекс Российской Федерации” от 21 декабря 2001 г. (с изменениями и дополнениями в редакции от 15 мая 2015 года) //Собрание законодательства Российской Федерации. 2001 г.
  9. Акт правительства Российской Федерации “О введении новых систем оплаты труда …” (с изменениями и дополнениями)” от 5 августа 2008 г. № 583 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.  2008 г.

Features of legal regulation of junior educator’s work

By S.Y. Gorelikov

Gorelikov Sergey Yurjevich –

 postgraduate student of the Department of Labor Law

 of the Academy of Labor and Social Relations.

Address: Pjatnitskoe shosse, 37-1-554, Moscow,

 125430, Russian Federation

Теl. 8 915 228 67 40. Е-mail: sergeygorelikov@mail.ru

Summary. In this article the author analyzes the duties for junior educator’s qualifications and professional standards for the position, job descriptions of junior educators in different preschool educational institutions. This analysis identifies gaps in the legal regulation of the work of junior educators and identify preschool educational institution, where job descriptions for junior educators have duties which are unusual for the position, or unusual for their responsibility. According to the author, it is necessary to exclude from the office of teaching the staff position of “assistant educator”. Since in preschool educational institutions junior educators or assistant educators operate but their duties are practically identical. According to the Order of the Health Ministry of Russia from 05.05.2008 number 216n, an assistant educator and a junior educator are assigned to the group of professional qualification of worker’s jobs and supporting staff. However, the position of educator assistant is included in the professional qualification group of teacher’s support staff of the first level, and a junior educator – of the second one. This fact is the basis for the establishment of different levels of remuneration. The only difference is that the responsibilities of junior educator include participation in activities organized by the educator. Assistant educator’s work is not counted this function. According to the author, it is necessary to exclude from the range of teacher’s support staff positions an “assistant educator”. Since in the groups of preschool educational institutions only junior educators or only assistant educators operate.

Keywords: educator, junior educator, educator assistant, preschool educational institution, staffing.

References

  1. The Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation, Order of May 5, 2008 N 216n “On approval of the professional qualification of groups of education” (as amended December 23, 2011)
  2. Qualification characteristics of workers of education 2016 “Single qualification handbook for managers, professionals and employees, approved by the order of the Health Ministry of Russia from 14.08.2009 number 593
  3. Federal Law of 23.07.2008 number 160-FZ “On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in connection with the improvement of the powers of the Government of the Russian Federation” ( By 28.11.2009)
  4. Resolution of the RF Government of 19.03.2001 number 196 “On approval of the Model provisions on the educational institution” (ed. By 10.03.2009)
  5. ” On Education in the Russian Federation “,” The Law of 29.12.2012 number 273-FZ // Collection of the legislation of the Russian Federation”, as amended in the version of 07.23.2013
  6. The act of ministries and departments. Ministry of Education and Science of the Russian Federation “On approval and enactment of the federal state requirements to the structure of the main educational program of preschool education.” November 23, 2009 № 655 // the Russian newspaper. 2009
  7. Law of the Russian Federation. The Criminal Code of the Russian Federation dated 13 June 1996 (as amended by 03/30/2016) // Collection of the legislation of the Russian Federation in 1996
  8. Law of Russian Federation “Labor Code of the Russian Federation” of 21 December 2001 (as amended in the version dated May 15, 2015) // Collection of the legislation of the Russian Federation. 2001
  9. The Government of the Russian Federation’s Act “On the introduction of new pay systems …” (as amended) on August 5, 2008 № 583 // Collection of the acts of the President and the Government of the Russian Federation. 2008