Московский экономический журнал 3/2019

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-13016

Инвестиции китайских компаний в российскую арктическую зону: возможности и проблемы

Opportunities and challenges for Chinese companies investing in the Russian Arctic zone

Ло Ин, PhD. Научный сотрудник исследовательского центра по вопросам Арктики и Антарктики в Южно-китайском коммерческом институте при Гуандонском университете иностранных языков и международной торговли (член исследовательского центра Китайско-Северной Европы и Арктики, Национальная и региональная исследовательская база при Министерстве образования)

Аннотация: Глобальное потепление климата привело к возрастающим стратегическим и деловым ценностям Арктики. В Китае долгое время исследования проводились по стратегии развития Арктики с плодотворными достижениями, однако прагматические исследования только начались. В статье исследуются и обсуждаются прецедентные условия для китайских предприятий инвестировать в Арктику России, включая инфраструктуру, финансирование, транспорт, политику, климат, культуру и условия жизни и т.д,, с тем, чтобы выдвинуть возможные варианты их прогрессивного развития в рамках фактической деятельности китайско-российского сотрудничества.

Summary: The global climate warming has led to ever increasing strategic and business values of the Arctic Ocean. It has been long since the research was carried out on the Arctic Ocean strategy and rule, with fruitful achievements. However, pragmatic research has just begun. From the perspective of enterprise investment, the paper compares successes and failures of Russian special economic zones, investigates and discusses precedent conditions for Chinese enterprises to invest the Arctic zone, including infrastructure, financing, transportation, policy, climate, culture and living conditions, so as to put forward feasible schemes and push the development progress of the actual operation of Sino-Russia cooperation.

Ключевые слова: инвестирование предприятий, китайско-российское сотрудничесво, прецедентные условия, российская арктическая зона

Keywords: enterprise investment; Sino-Russian cooperation; preconditions; the Arctic zone

  1. Введение

Развитие российской Арктики - это огромный экономический и социальный проект, поэтому Россия надеется создать платформу для международного сотрудничества в Арктике.[1] В последние годы президенты Китая и России отметили, что отношения между двумя странами достигли своего апогея в истории. Как соседние страны, Китай и Россия весьма дополняют друг друга в экономической структуре. Но ещё необходимо пройти долгий путь, чтобы действительно преобразовать политическое взаимное доверие в ощутимое экономическое сотрудничество. Пока торговый потенциал между двумя странами не был полностью задействован, а уровень сотрудничества между  предприятиями двух стран недостаточно высок. В этом контексте необходимы  практические исследования, чтобы способствовать сотрудничеству и развитию экономических и торговых отношений между китайскими и российскими предприятиями.

Рыболовство, энергетика и горнодобывающая промышленность как базовые индустрии в арктическом регионе России заслужили большое внимание со стороны российского правительства. Кроме этих базовых индустрий, китайские предприятия имеют желание участвовать в сотрудничестве с российскими предприятиями в области инфраструктуры, техники связи, биофармацевтики и логистики.

2. Возможности сотрудничества между китайско-российскими предприятиями в Арктике

Китай и Россия являются весьма взаимодополняющими с точки зрения экономической структуры. Россия – богатая страна с такими ресурсами, как энергетика, полезные ископаемые и рыболовство – в авангарде мира. Товары легкой промышленности Китая занимают важное место на российском рынке. В последние годы российская сельскохозяйственная продукция постепенно вышла на китайский рынок и стала хорошим выбором для замены американской сельскохозяйственной продукции. Российский экспорт сельскохозяйственной продукции увеличил продовольственную безопасность Китая. Полная взаимодополняемость экономики является хорошей платформой для делового сотрудничества между двумя странами.

Китай – густонаселённая страна с десятками крупных городов. Китайский рынок имеет большой спрос на различные ресурсы в российской Арктике. В то же время Китай имеет столь необходимый капитал и трудовые ресурсы для развития российской Арктики. Предприятия в области связи и строительства инфраструктуры в Китае переживают период быстрого внутреннего развития. Внутренний рынок стал насыщенным и должен открыть для себя новые возможности за рубежом.

По мере того, как происходит потепление климата, возможность использования арктического морского пути постепенно увеличивается, и экономический пояс на ледяном шелковом пути формирозован. Российский Арктический регион – новое направление для китайских корпоративных инвестиций.

Китайские преимущества в развитии Арктики по сравнению с другими странами, стремящимися к этой возможности:

1) Широкий рынок потребления

Огромная численность населения и количество городских жителей в Китае являются объективными фактами. Спрос на различные высококачественные продукты неуклонно растет. Энергетика, полезные ископаемые, рыбопродукты и биофармацевтическая продукция в российской Арктике привлекательны для китайского потребительского рынка.

2) Китай обладает достаточными людскими ресурсами для развития Арктики

Китай является самой многолюдной страной в мире. С популяризацией девятилетнего обязательного образования уровень образования китайской рабочей силы также увеличивается с каждым годом. По сравнению со странами с достаточными трудовыми ресурсами в Юго-Восточной Азии и Южной Азии, Китай будет продолжать получать демографические дивиденды в течение длительного времени и иметь высокий уровень промышленного производства и промышленного управления. Китай является страной, соседствующей с регионами России. Китайская рабочая сила находит применение в Сибири и на Дальнем Востоке с 17-го века. По оценкам российского исследовательского отдела, в России уже работают миллионы китайских рабочих. [2] По мере потепления климата вступление китайской рабочей силы в Арктику станет новой тенденцией.

3) Китай имеет передовые технологии и богатый опыт в области строительства инфраструктуры

Китай обладает передовыми технологиями в области связи, строительства шоссейных дорог и высокоскоростных железных дорог, освоения природных месторождений. Одним из узких мест в развитии российской Арктики является то, что инфраструктурное строительство значительно отстает от спроса, не имея капитала и рабочей силы. Развитие связанных с Китаем компаний в стране становится все более насыщенным, а конкуренция жесткой. Капитал и труд этих предприятий остро нуждаются в поиске новых рынков.

  • Развитая промышленность логистики

События последних лет стали свидетелями процветания китайской логистической отрасли, которая построила всеохватывающую систему доставки наземными и воздушными судами. Доставка холодовой цепи пригодная для рыбной ловли, также становится все более совершенной, при этом накоплен богатый управленческий опыт. В области логистики, которая является одним из узких мест для развития арктического рыболовства в России,  есть много логистических магнатов на мировой арене, которые смотрят на Арктику как на очень перспективную область.

  • Проблемы китайско-российского сотрудничества между предприятиями

С точки зрения китайских компаний из-за отсутствия целостного понимания специфики арктического региона можно выделить две основные проблемы:

  1. Нечёткая инвестиционная политика

«Стратегия российской Арктики до 2020 года» указывает: «укрепление на двусторонней основе и в рамках региональных организаций добрососедских отношений Российской Федерации с приарктическими государствами, активизация экономического, научно-технического, культурного взаимодействия, а также приграничного сотрудничества, в том числе в области эффективного освоения природных ресурсов, сохранения природной среды в Арктике; соотношение объема привлеченных дополнительных финансовых средств (с учетом иностранных инвестиций) на реализацию проектов в Арктической зоне Российской Федерации за счет развития государственно-частного партнерства, интенсификации международного сотрудничества и общего объема ассигнований федерального бюджета на эти цели;»[3]. Однако это только политика Арктики, региональное стратегическое планирование, а инфраструктура не может вместе идти со скоростью развития. У российского правительства нет конкретных правил в отношении законов о гарантиях и политики поддержки иностранных инвестиций в Арктику. Неопределенность в правилах и политике является барьером для притока инвестиций.

  • Неясное настоящее состояние в Арктике

 Основным препятствием для инвестиций китайских компаний в Арктику является то, что слишком мало знает арктику. Китайские компании должны узнать основные условия Арктики: географию, историю, население, транспорт и инфраструктуру. Россия увеличила свои инвестиции в экономику и инфраструктуру Арктического региона, и значительно увеличила свои стратегические инвестиции в области приема иммигрантов, добычи ресурсов, строительства портов и строительства дорог, а также предоставила ценные возможности для экономического и торгового сотрудничества неарктических стран.[4]

Но неарктические страны не понимают текущий статус российской Арктики:климат, инфраструктура, население, природные ресурсы, культуры и т. Д. Возьмите Китай в качестве примера: самые динамичные предприятия находятся на юге Китая. Многие южные компании, обладающие инвестиционными возможностями, считают, что российская Арктика холодная и недоступная.

4. Текущий статус и будущее развитие Российской Арктики

1) Региональное распространение Арктической зоны России Российская Арктика разделяется на 8 районов: 1. Мурманская область, 2. Архангельская область, 3. Ненецкий автономный округ, 4. Ямало-Ненецкий автономный округ, 5. Тамил-Дорган-Ненецкий округ, 6. Республика Саха (Якутия), 7. Чукотский автономный округ, 8. Республика Коми (включая Волькульский муниципальный округ).

Арктический регион России простирается от Атлантического океана до Тихого океана с регионами и городами разного размера. Распределение населения, уровень промышленного развития и состояние инфраструктуры каждого региона сильно различаются.

Из-за существования островов Франца-Иосифа, Новой земли, Северных островов, Новосибирских островов и Острова Врангеля, значительные воды Северного Ледовитого океана являются русскими внутренними морями. С таянием льдов в Северном Ледовитом океане экосистема Северного Ледовитого океана реорганизована. В России находится почти половина побережья Северного Ледовитого океана. Изменение климата сделало российские рыболовные преимущества в Арктическом регионе все более очевидными.

2) Транспорт Российской Арктики Россия развивала транспорт Арктического региона с 16 века. Мурманск и Архангельск – старые российские города, которые служили центром внешней торговли. Во время правления Сталина арктическая была построена железная дорога. Недавно Россия возобновила сооружение арктической железной дороги.

Как видно из приведенного выше рисунка, с российского железнодорожного плана -эти города с большим населением, которые проникнут в Арктику к 2030 году и в конечном итоге построит железнодорожную сеть из Восточной Сибири через Чукотку на полуостров Камчатка. На этой карте мы можем видеть развитие транспортных амбиций Арктики. Железнодорожное планирование российской Арктики сосредоточено в основном на восточном и западном направлениях, и нет плана по прокладке железных дорог в центральной части российской Арктики.  Основным видом транспорта в Арктике в настоящее время является авиаперевозка.

С 1930-х годов Советский Союз активно строил аэропорты в Арктике. В 1960-х годах аэропорты в основных центральных городах Российской Арктики были построены и введены в эксплуатацию, центральный город Российской Арктики находится всего в 2-6 часах езды от Москвы. Потепление климата предполагает и подъем развития водного транспорта. Мощь рек российской Арктики будет полностью использоваться, особенно сила рек Лена, Енисей и Обь, соединяющих водные пути страны. Интермодальный транспорт арктических рек и Северного канала Северного Ледовитого океана (Северо-Восточный канал) представляет огромную экономическую ценность. Из следующей карты соединения Северного канала и внутреннего водного транспорта России видно, что реки внутренних вод, Западная железная дорога Арктики и Северный канал уже достигли интермодальных перевозок.

3) Уровень дохода на душу населения в Российской Арктике Основными отраслями в российской Арктике являются: производство энергии, добыча полезных ископаемых и рыболовство. С потеплением климата активность человека в Арктике становится все более интенсивной, и ожидается, что арктические ресурсы флоры и фауны будут развиваться. Биофармацевтическая промышленность имеет обширные перспективы. Арктику называют «последней сокровищницей человеческих ресурсов», [5] запасы энергии и полезных ископаемых, рыболовство и человеческий ресурс приносят  огромный доход стране. Российский уровень дохода на душу населения показан на рисунке:

Уровень дохода на душу населения в апреле 2017 года. На карте обзначено по уровню дохода в порядке убывания: темно-синим, за ним следуют регионы, маркирование зеленым и светло-зелёные: темно-синий – ежемесячный доход более 40 000 рублей (эквивалент 4000 юаней), зеленый – ежемесячный доход около 27 000-40000 рублей, светло-зеленый – 24700-28000 рублей, желтый – 22000-24700 рублей, оранжевый – 20000-22000 рублей, красный – 18 000-20000 рублей, коричневый – 16000-18000 рублей, бордовый – менее 16 000 рублей. По уровню дохода на душу населения регионы в российской Арктике занимают первое место в России.

5. Предпосылки развития китайско-российского сотрудничества в Арктике

Китайско-российское сотрудничество в Арктике имеет потенциал, но нынешний уровень сотрудничества еще не высокий.

Есть явные предпосылки к сотрудничеству, которые исходят от вышеперечисленных условий. Китай и Россия планируют разработать конкретные законы и положения, касающиеся деталей сотрудничества, что, несомненно, повышает возможность для инвестиций в предприятия российской Арктики.

Если рассматривать финансовую сторону сотрудничества между двумя странами, сотрудничество между правительствами двух стран обширно протекает в таких крупных городах, как Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург. В сферу финансового сотрудничества входят не только государственные банки, но и частные банки. Если  в российской Арктике будут решены инфраструктурные вопросы, в первую очередь логистики, больше китайских банков смогут открыть свои филиалы в российской Арктике.

С точки зрения условий логистики сеть дорог в российской Арктике еще не сформировалась, а железнодорожная транспортная сеть обслуживает не все города, хотя намечаются перспективы развития. В настоящее время арктические перевозки в значительной степени зависят от воздушного и морского транспорта, но на воздушные перевозки в значительной степени влияют климатические условия, а дорожные условия ограничивают  логистические возможности. Например, население Чукотки крайне мало на российском Дальнем Востоке, а доход на душу населения превышает 100 000 рублей в месяц, что делает Чукотку регионом с самым высоким доходом в России. Чукотка  омывается Беринговым морем, одному из двух крупнейших рыбных хозяйств в мире. Столица региона – Анадырь, занимается охраной рыболовного промысла в Беринговом море, рыбные ресурсы которого очень богаты, но не достаточно освоены, что является перспективным направлением для инвестиций китайских предприятий. Движение на Чукотке в основном зависит от авиаперевозок и морских перевозок. Дорожное строительство развито плохо. Транспортные средства на суше – это в основном тяжелые транспортные средства, предназначенные для перевозок по зимникам, а такие  внедорожные транспортные средства.

Необходимо активно модернизировать центры и портовые города Российской Арктики. Инфраструктура: больницы, школы и муниципальное строительство является ключевым фактором стабилизации населения вдоль Северного Ледовитого океана. Для улучшения этих необходимых в первую очередь условий жизнедеятельности требуется много капиталовливаний, поэтому здесь иностранный капитал может быть эффективно освоен.

В настоящее время правительство Китая и России должны стремиться к созданию более благоприятных инвестиционных условий для делового сотрудничества между двумя странами. Особенно важны следующие аспекты:

1) Дружеское и взаимное доверие между двумя правительствами должно ускорить принятие конкретных законов (политик), с целью содействия инвестициям в предприятия и в инфраструктуру, политические неудачи сильно повлияют на доверие к инвестициям в предприятия.

2) Для поощрения участия китайских предприятий в сотрудничестве с российскими предприятиями в создании инфраструктуры, такой как связь и транспорт, Правительства двух стран должны выработать соответствующую политику их преференциальной поддержки.

3) Важно усиление потока капитала и рабочей силы между двумя странами с целью строительства современных портов.

4) Необходимо установить устойчивые отношения с коренными народами, занимающимися рыболовством в Арктике, научиться уважать культуры аборигенов и  улучшить условия жизни аборигенов.

5) Требуется ускорить сотрудничество между двумя странами в области научных исследований, создать больше возможностей для китайских научных исследователей в сфере изучения российской Арктики и внедрить результаты научных исследований в экономическое развитие.

6.Заключение

Хотя в китайско-российском арктическом сотрудничестве все еще есть много проблем, его преимущества и возможности также уникальны. У двух правительств есть видение тесного сотрудничества в экономике, и у населения обеих стран также есть реальные потребности в экономическом обмене. С изменениями в глобальных климатических условиях, ростом рыболовства в Северном Ледовитом океане, с развитием энергетики и минеральных ресурсов России, будет открыть новый исторический этап российско-китайских отношений. Всестороннее укрепление арктического сотрудничества между китайскими и российскими предприятиями является важной частью строительства ледяного шёлкового пути, что способствует экономическому развитию двух стран и реструктуризации мировой экономики. Перспективы взаимного сотрудничества очень широкие.

Литература

  1. Qian Zongqi. Russian Arctic Strategy and the Silk Road on Ice[M]. Beijing: Current Affairs Press, 2018: 84
  2. Китайцы в Сибири и на Дальнем Востоке.  https://ru.wikipedia.org/wiki/Китайцы_в_Сибири_и_на_Дальнем_Востоке(2018/9/18)
  3. Russian Arctic Strategy Until 2020. http://www.government.ru/docs/22846/(2013/2/20
  4. Xiao Yang. Dark Wars of the Arctic. Subarctic Nations’ Strategic Games in the High North[M].        Beijing: People Daily Press, 2016:104          
  5. Pan Min. Arctic Aboriginal Studies [M]. Beijing: Current Affairs Press, 2012:1