Московский экономический журнал 3/2016

image_pdfimage_print

Безымянный 12

Фирсов Николай Николаевич
Аспирант  Международного института экономики и права

Корушев Олег Олегович
Аспирант Международного института экономики и права

Кожина Вероника Олеговна
кандидат экономических наук,
Заведующая кафедрой Экономической теории и мировой экономики
Международного института экономики и права

Firsov Nikolay
PhD student, International Institute of Economics and law

Korushev Oleg
PhD student, International Institute of Economics and law

Kozhina Veronika
Candidate of Economic Sciences, Head of the Chair of Economic Theory and World Economy of the International Institute of Economics and Law  

МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация. В статье рассматривается значение морского транспорта для мировой экономики. Также в статье приведены основные тенденции и проанализированы возможные перспективы развития внешнеторговых грузоперевозок морским транспортом.

Ключевые слова: морской транспорт, мировая экономика, грузоперевозки, грузооборот, международная торговля, “контейнерная революция”, мировой торговый флот, удобный флаг.

MARITIME TRANSPORT IN WORLD ECONOMY

Abstract. This article reviewed the importance of maritime transport for world economy. Also the main trends of  international trade cargo traffic by maritime transport is cited and possible development perspectives of it is analyzed in this article.

Keywords: maritime transport, world economy, cargo traffic, cargo turnover, international trade, container revolution, world shipping, flag of convenience.

Мировой океан представляет собой глобальную транспортную артерию, по ней производится около 80% всех перевозок, следовательно морской транспорт –основная сфера транспортных услуг в мировом хозяйстве.

Для развития производственных сил и накопления богатства государствами мировой океан имеет огромное неоценимое значение. Еще много веков назад возникновение и развитие древних цивилизаций происходило на берегах морей и океанов. Именно поэтому морской транспорт является одним из старейших ныне используемых видов транспорта.

Морской транспорт – один из наиболее универсальных видов транспорта, специализирующихся на международных перевозках. На его долю приходится более 70% всех грузоперевозок мирового хозяйства, общим объемом грузов — около 3,6 млрд. т в год, он также обслуживает около 4/5 всей международной торговли. Именно морской транспорт способствует не разделению, а соединению стран и континентов [4].

По общей протяженности морские трассы составляют миллионы километров. Морские суда занимаются, в основном,  транспортировкой массовых грузов: нефти, нефтепродуктов, угля, руды, зерна и других, причем, как правило на расстояния 8-10 тыс. км.

Благодаря “контейнерной революции” в морском транспорте произошел быстрый рост перевозок и так называемых генеральных грузов — готовых изделий и полуфабрикатов. В результате развития морского транспорта сформировался ряд специализированных направлений в судостроении: танкеры, балкеры, рефрижераторы, контейнеровозы и т.д. «Контейнерная революция» привела к ускорению и удешевлению транспортировки промышленных товаров, появилась возможность перехода на  смешанные перевозки грузов, используя в одном процессе перевозок наряду с морским и других видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, речного. Сегодня в мире существует 7100 контейнеровозов  с самой различной вместимостью  [4].

В последние годы происходит  усиливается концентрация в отрасли,  которая ранее была довольно раздробленная. Приблизительная цифра владельцев компаний  контейнеровозов, объединившихся в союзы, составляет порядка 20 компаний. Таких союзов ныне насчитывается 6, им соответствует более 50 % тоннажа  [2].

Морской торговый флот обеспечивает все морские перевозки в мире, его общий тоннаж составляет более 420 млн. т. Абсолютным лидером в мировом судоходстве является Атлантический океан (3/5), второе место по объемам морских перевозок принадлежит Тихому океану (1/4), который пока еще значительно отстает от Атлантического, но, тем не менее, имеет огромный потенциал. К его берегам имеют выход около 60 государств с населением приближающимся к 3 млрд. человек  [4].

Индийскому океану на сегодняшний день принадлежит лишь третье место, к берегам которого имеют выход около 30 стран, население которых составляет более 1,5 млрд. человек  [7].

Значительно меньшее значение в мировом морском судоходстве имеет Северный Ледовитый океан, хотя можно уже сейчас отметить существенную тенденцию к усилению его роли в морских перевозках. Это происходит за счет влияния отнюдь не экономического фактора, причиной всему здесь служит глобальное потепление. Там, где ранее были непроходимые арктические льды, окруженные пустынной территорией вечной мерзлоты, в перспективе можно прогнозировать возникновение эпицентра промышленности и торговли подобно Средиземному морю.  Возникновение летних морских путей через Арктику позволит сократить на тысячи километров расстояние между Тихим и Атлантическим океанами  [5].

Огромно влияние на географию морского транспорта международных морских каналов (особенно Суэцкий и Панамский) и морских проливов (Ла-Манш, Гибралтарский и др.).

Морской транспорт является самым дешевым видом транспорта. Он осуществляет перевозку наливных, навалочных и насыпных грузов. Наибольшим тоннажем морского торгового флота обладает Япония, США, Греция, Россия. Свыше 3/4 мировых морских грузоперевозок приходится в современных условиях на 25 стран, причем только США, Великобритания, Германия и Франция контролируют почти 40% грузооборота и 30% наличного тоннажа  [1].

Среди крупнейших мировых портов  (по показателям грузооборота) можно выделить: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др. [4].

 По размерам морского флота сегодня можно выделить такие страны, как  Панама и Либерия. Это факт можно объяснить судоходством под флагами этих стран судов других держав. В практике мирового судоходства это феномен называется «удобным флагом». Среди шести ведущих морских держав мира пять мест формально принадлежат странам «удобного флага», помимо Панамы, Либерии,  «удобный флаг» принадлежит Багамским островам, Кипру и Мальте. Под этим флагом с начала XXI века было зарегистрировано более 50% от общего тоннажа мирового морского торгового флота  [3].

Значительная часть торгового флота (от 40 до 80%) большинства экономически развитых стран мира зарегистрирована под «удобными флагами» различных групп регистров, которые предоставляют значительные преимущества и, прежде всего, в области налогообложения судовладельцев и членов экипажа  [7].

Процессы глобализации, идущие во всем мире, в том числе в производстве и торговле, оказали существенное влияние на характер спроса на фрахт и сопутствующие услуги и обусловили заметные приватизационные, организационные и технологические сдвиги в морском транспорте. Сегодня стоимость фрахта судов, обеспечивающих морские грузоперевозки, составляет 230-250 млрд. долл. в год  [2].

 На сегодняшний день  можно говорить о трех центрах морской мощи в миром хозяйстве – это Евросоюз, США, Дальний Восток. В XXI  веке можно четко отследить общую тенденцию регионального развития мировой экономики и морского хозяйства – направление в Азию, происходит значительное усиление судоходной активности в Тихом океане. Азиатскими странами контролируется свыше 40% мирового морского тоннажа, лидером здесь является Дальневосточный регион  [1].

 В последние несколько лет идет процесс глобального смещения центра мирового развития в Азию в различных сферах и отраслях мирового хозяйства с разной скоростью, однако применительно к  морскому транспорту «азиатский сдвиг» происходит в особенности быстрыми темпами.

Также в последние годы идут процессы расширения сферы действия частного капитала, приватизации частыми операторами государственных судоходных компаний в рамках совместных предприятий. Наряду с приватизацией, идет процесс сдачи государством соответствующих площадей в аренду для того, чтобы улучшить работу ряда портов и терминалов и модернизировать их.

За годы второй половины XX века и начала XXI века морской торговый флот увеличился с 260 до почти 850 млн тонн. На начало XXI века  мировой торговый флот насчитывал более 30000 судов различных типов, количество которых увеличивается и по сей день  [6].

По данным Review of Maritime Transport 2015, в 2008 году, ставшим началом мирового экономического кризиса, общий объем грузоперевозок морским транспортом составлял 8 229,5 млн тонн, в 2009 г. эта цифра упала до 7 858,0, а в 2010 г.  снова начала рост (8 408,9 млн тонн), составив 9 841,7 млн тонн в 2014 г. Учитывая текущую тенденцию, и в дальнейшие годы ожидается рост объемов грузоперевозок морским транспортом  [6].

Таким образом, морской транспорт выступает в роли своеобразного барометра мировой экономики и соответствующим образом реагирует на множество изменений, происходящих в мире.  На его состояние оказывает влияние все множество современных процессов и тенденций, происходящих не только в экономической, но и других сферах мирового хозяйства. Объем перевозимых в международной морской торговле грузов напрямую зависит от состояния мирового хозяйства. В этой связи в период мировых кризисов и как следствие спада международной торговли, общий объем грузооборота мирового хозяйства снижается, соответственно на стадии подъема эта цифра растет.

Список использованной литературы:

  1. Андрианов В.Д. Современные тенденции в развитии морского транспорта и перспективы развития морского транспорта России // Морская политика России.  2012.   №1.   С. 10-15.
  2. Букин А. Геометрия транспортных коридоров // Деловые люди.  2013. №150. С. 56-57.
  3. Дворецкий А.Н. Мировой рынок морских грузоперевозок и проблемы его регулирования // Бюллетень иностранной коммерческой информации.  2013.  №142. –С. 127-132.
  4. Лимонов Э.Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки.  СПб.:  Информационный центр «Выбор».  311 с.
  5. Таяние льдов в Арктике и грядущий бум [Электронный ресурс].URL: http://voprosik.net/tayanie-ldov-v-arktike-i-gryadushhij-bum/ (дата обращения: 20.05.2016).
  6. Review of Maritime Transport 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/rmt2015_en.pdf (дата обращения: 20.05.2016).
  7. WTO Annual Report 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/anrep_e/anrep15_e.pdf (дата обращения: 20.05.2016).
  8. Кожина В.О. Транспорт как важнейший рычаг интеграционных процессов в мировой экономике // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее»: в 5 частях, 2016. С. 164-167.
  9. Международная торговля : учебник / Ю.В. РагулинаН.А. ЗавалькоВ.О. Кожина.  М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014.