Московский экономический журнал 2/2016

image_pdfimage_print

УДК 33.336.2

 

Ахметова Людмила Ауесовна доцент кафедр бухгалтерского учета,

анализа и аудита Кабардино-Балкарского государственного университета им.Х.М.Бербекова

 

Akhmetova Liudmyla Auezovna, associate Professor of the Department “Accounting, analysis and audit” Institute of law, Economics and Finance, Federal state budgetary educational institution of higher l education “Kabardino-Balkarian state University. H. M. Berbekova”

 

Байзулаев Салих Ахметович доцент кафедры экономики и финансов Кабардино-Балкарского государственного университета им.Х.М.Бербекова

 

Bayzulaev Salih Akhmetovich, associate Professor of the Department “Accounting, analysis and audit” Institute of law, Economics and Finance, Federal state budgetary educational institution of higher education “Kabardino-Balkarian state University. H. M. Berbekova”

 

Барсуков Александр Васильевич  старший преподаватель кафедры менеджмента туризма Кабардино-Балкарского государственного университета им.Х.М.Бербекова

 

Barsukov Alexander Vasilevich,  senior teacher of the Department “Management”  Institute of law, Economics and Finance, Federal state budgetary educational institution of higher education “Kabardino-Balkarian  state University. H. M. Berbekova”

 

 

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы налогового планирования, оказывающие непосредственное влияние на диагностику внешней и внутренней среды организации. При этом рассматриваются вопросы и элементы стратегического и текущего налогового планирования на уровне организации. Определенное место отведено вопросам налогового планирования связанного с проведением учетной политики, которая является способом документального подтверждения налогового планирования. В предпринимательской среде  важное место отводится организациям, которые применяют упрощенную систему налогообложения.

 

Abstract: The article deals with tax planning issues have a direct impact on the diagnosis of external and internal environment of the organization. This addresses issues and elements of strategic and current tax planning at the level of the organization. Designated given to tax planning issues related to the conduct of accounting policy, which is a way to document the tax planning. In the business environment, an important place is given to organizations that use the simplified taxation system.

 

Ключевые слова: налоговое планирование, оптимизация налоговых платежей, методы налогового планирования, упрощенная система налогообложения.

 

Keywords: tax planning, optimization of tax payments, tax planning methods, a simplified system of taxation.

 

Формирование налоговой системы, проведение налоговой политики, выбор режима налогообложения во многом зависят от форм, методов и целей налогового планирования организации. Поэтому необходимо подчеркнуть, что в системе налогового регулирования важное место должно отводиться диагностике внешней и внутренней среды организации, оценке альтернативных вариантов налогового плана, выбору лучшего варианта решения, фиксации этого решения и, наконец, оценке эффективности налогового планирования. Изучение всех этих аспектов налогового планирования с целью определения эффективности деятельности организации направлено на совершенствование налоговой системы. В этой связи для конкретизации стратегии и тактики налогового регулирования предпринимательской деятельности необходимо определить условия, место и роль налогового планирования.

Разработка налоговой политики осуществляется вместе с другими процессами проведения налогового планирования (прогнозирования), осуществления налогового регулирования и налогового контроля. Все эти процессы взаимообусловлены и взаимосвязаны.

В экономической литературе вопросы повышения эффективности предпринимательства обосновываются с позиции оптимизации налоговых платежей и нормативного оформления различных налоговых схем, не противоречащих законодательству.

Анализ и исследование понятия «налоговое планирование» показывает, что научная литература в данное определение включает предпринимательскую деятельность, основанную на возможности уменьшения или оптимизации налоговых платежей [1]. Другие источники определяют налоговое планирование как целенаправленную деятельность организации, ориентированную «на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет»[2]. В этом определении подчеркнуто, что деятельность организации связана с учетом положений законодательства и не направлена на их нарушение. Однако и в этом определении  имеются некоторые неточности. Поэтому, прежде всего, необходимо выявить задачи налогового планирования, его цели и после этого трактовать данное понятие. Эти задачи для конкретной организации можно определить на основе прогноза социально-экономического развития, разработки налоговой концепции, стратегического и тактического поведения организации, нормативного определения налоговых схем и разработки и утверждения налогового бюджета. После этого возможно сформулировать задачи налогового планирования. В этот круг задач входит формирование налоговых обязательств организации перед бюджетом, формирование финансового плана организации, оптимизация налоговых платежей, составление плана экономического и социального развития и другие.

Из этого комплекса задач возможно сформулировать цели налогового планирования. Во-первых, планирование предполагает достижение оптимизации налоговых платежей за счет минимизации налоговых потерь. Во-вторых, решение комплекса финансовых задач способствует повышению общего научного уровня планирования в организации. Достижение этих целей безусловно приведет к повышению эффективности производства. Следовательно можно сделать вывод, что каждый предприниматель-налогоплательщик имеет право использовать, не переступая нормы, предусмотренные законом, различные способы, методы и средства для уменьшения налоговых обязательств перед бюджетами разных уровней. Необходимо отметить, что в российской системе налогообложения используются элементы двух действующих в настоящее время систем налогового права при осуществлении налогового планирования. Напомним, что таковыми являются англосаксонская и романо-германская системы. Для первой системы налогового планирования характерна минимизация налоговых обязательств на конкретный период времени без нарушения норм законодательства. Во втором случае налоговое планирование предполагает выбор одного из вариантов (оптимального) осуществления деятельности организации без нарушения действующих законов по размещению активов в целях наибольшего снижения обязательств по уплате налогов.

Осуществление налогового планирования по англосаксонской и романо-германской схемам предполагает разработку стратегического и текущего (тактического) планирования налоговых платежей.

Вследствие того, что осуществление налогового планирования является сложным многофакторным процессом, необходимо четко определить присущие каждому виду налогового планирования процессы.

Стратегическое налоговое планирование должно обеспечить основы принятия управленческих решений, которые в значительной мере позволяет обеспечить наиболее полное и всемерное использование налоговых льгот, установленных законодательством, преференций и преимуществ с целью учета налоговой и инвестиционной политики организации.

В конечном итоге всесторонний анализ элементов стратегического налогового планирования позволит определить эффективное управление финансами организации, которые включают управление доходами, расходами, капиталом и прибылью. Взаимное влияние налогового планирования и процессов управления финансами позволяет определить налоговое планирование как составную часть финансового менеджмента. Такой вывод основан на том, что налоговое планирование существенно влияет на принимаемые бизнес-решения и эффективность производства. Однако здесь важно подчеркнуть, что, будучи направленным на финансовую устойчивость, экономическую безопасность организации, налоговое планирование в обязательном порядке должно учитывать налоговые риски как вероятность возникшей опасности понести финансовые потери. К таким рискам можно отнести риски высокого налогового бремени, преследования на почве правонарушений, риски пор различным видам санкций в процессе налогового контроля.

Что касается текущего налогового планирования как совокупности методов, позволяющих предпринимателю снизить налоговое бремя в каждом конкретном случае или в течение определенного времени, то оно включает решение конкретных вопросов на уровне организации.

Все элементы направлены на оптимизацию налоговых платежей. Условия заключения сделок и подписания договоров являются важными элементами осуществления предпринимательской деятельности вследствие того, что не все вопросы решаются  с позиции положений гражданского законодательства ввиду отсутствия строгих рекомендаций, установленных в законе.  Поэтому контрагенты, ссылаясь на диспозитивный характер законодательства, могут самостоятельно решать многие вопросы и оговорить их в договоре. В случае правильного составления договора возможно достигнуть поставленных целей и задач, добиться оптимизации исполнения условий сделки, в том числе оптимизации налогов. Заключение договора должно сопровождаться анализом участников (сторон) договора и предмета договора, необходимо проанализировать вид деятельности и возможности изменений, обратить пристальное внимание на дату совершения предусмотренных договором операций, выявить все нюансы при утверждении цен, проанализировать меры ответственности сторон. Проведение такого рода детального анализа и подхода к составлению договора позволит наиболее полно отразить и правильно определить налоговые обязательства, учесть требования, предъявляемые к налоговому планированию.

Другим, не менее эффективным методом налогового планирования, является применение налоговых льгот, предусмотренных НК РФ. В качестве льгот по налогам и сборам в соответствии с налоговым законодательством «признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере» [3]. Иначе говоря, налогоплательщику в соответствии с НК РФ предоставляется возможность в исключительном порядке не уплачивать или уплачивать частично налоги, а также смягчить налоговое бремя. В соответствии с положениями НК РФ действуют следующие группы льгот:

– предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков;

– предоставляются по объекту налогообложения в виде изъятий и скидок;

– предоставляются по ставкам налогообложения за счет их снижения;

– предоставляются по срокам уплаты налога, когда могут устанавливаться более поздние сроки уплаты [1].

Следует отметить, что три последние льготы могут предоставляться налогоплательщику на равных условиях. Формы предоставления этих льгот довольно широкие – от освобождения от уплаты налогов для некоторых категорий и установления необлагаемого минимума до изъятий и вычетов и изменений сроков уплаты.

Эффективность налогового планирования будет тем выше, чем больше будут учтены и приняты во внимание все льготы, даже самые незначительные, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством. Отдельные исследователи считают научно обоснованное применение льгот одним из самых действенных методов налогового планирования[4].

Можно с определенной уверенностью утверждать, что действенность налогового планирования зависит от проводимой амортизационной политики. Известно, что при осуществлении предпринимательской деятельности организации имеют право применить коэффициенты амортизации основных фондов как понижающие, так и повышающие. Применение специальных коэффициентов позволяет уменьшить стоимость (среднегодовую) имущества, приводящую к уменьшению налога на имущество организации и, соответственно, к увеличению финансовых ресурсов.

Что касается влияния учетной политики на осуществление налогового планирования, то применяемая учетная политика представляет собой способ документального подтверждения налогового планирования. Детализация учетной политики должна быть осуществлена в той степени, а какой должны быть учтены налоговые последствия по принимаемым альтернативным решениям. В узком понимании учетная политика организации разрабатывается с целью правильного и достоверного отражения данных бухгалтерского учета. Однако развитие налоговых отношений, проведение соответствующей налоговой политики, возможность применения в налогообложении одного из двух режимов (общего или специального) по НК РФ вызывают необходимость разработки учетной политики в интересах налогообложения организации. При осуществлении предпринимательской деятельности организация может разработать отдельные документы по учетной политике для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения или решает вопрос о разработке единого документа, где прописаны раздельно положения для отдельных целей. Необходимость четкого определения учетной политики организации для ведения бухгалтерского учета и налогового учета связана с различными целями этих двух видов учета.

Цель бухгалтерского учета – сформировать полную и достоверную информацию о деятельности организации, ее имущественного положения; обеспечить соответствующей информацией всех пользователей (внешних и внутренних) с целью проведения контроля за соблюдением законов РФ при проведении хозяйственных операций, за использованием всех ресурсов (материальных, финансовых, трудовых); выявить имеющиеся резервы для обеспечения финансовой устойчивости.

Цель налогового учета – сформировать полную и достоверную информацию о ведении учета в целях налогообложения осуществляемой деятельности (хозяйственных операций) в отчетном или налоговом периоде; обеспечить информацией всех пользователей, осуществляющих контроль за правильным исчислением и своевременной уплатой налогов в бюджеты всех уровней. В учетной политике для целей налогообложения необходимо решить вопросы определения налоговой базы по налогам, формирования налоговых обязательств, оценки имущества, распределения убытков между налоговыми периодами.

Рассмотрение такого элемента текущего налогового планирования как учет дебиторской задолженности связан с проведением постоянного контроля  за данным процессом в системе бухгалтерского и налогового учета. Здесь важно не допустить превышения срока дебиторской задолженности (больше чем 2-3 отчетных периода) по хозяйственным договорам организации за отгруженные товары и оказанные услуги.

Выше было сказано, что специальные налоговые режимы применяются в Российской Федерации наряду с общим режимом налогообложения. Оптимизация налоговых платежей предпринимателями предполагает возможность выбора того или иного варианта исчисления и уплат налогов. В этой связи возникает правомерный вопрос: какова целесообразность применения специальных налоговых режимов и как их обосновать при налоговом планировании? Известно, что есть два способа заплатить минимальную сумму налогов и проводить упрощенный налоговый учет. К этим способам относятся упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход. С точки зрения методологического подхода к налогообложению более целесообразным является использование преимуществ одной из систем при осуществлении конкретного вида деятельности. В общей системе налогообложения действуют федеральные, региональные и местные налоги, которые регулируются НК РФ и действуют совместно с законами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами муниципальных образований в частности региональных и местных налогов соответственно.

Упрощенная система налогообложения регулируется только НК РФ, но для работы в этом режиме существуют различия для индивидуальных предпринимателей (ИП) и организаций. ИП при любой системе налогообложения не обременены обязательствами вести бухгалтерский учет (они ведут записи в Книге учета доходов и расходов). Организации, в которых применяется упрощенная система налогообложения, ведут бухгалтерский учет в минимальном размере. С 2011 года организации и ИП обязаны вносить страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского образования и Фонд социального страхования (в государственные внебюджетные фонды), а также взносы на страхование от несчастных случаев на производстве. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды уплачиваются при применении такого специального режима как единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. СНР не освобождают организации и ИП от уплаты транспортного налога (налог второго уровня – региональный налог). Организации и ИП вместо НДС, налога на прибыль организаций, НДФЛ, налога на имущество организаций уплачивают единый налог.

Достаточным условием перехода на упрощенную систему налогообложения является соответствующее заявление в городскую или межрайонную инспекцию, а уплату налога можно осуществлять в соответствии со ст.346.12 НК РФ следующими способами – либо с выручки (общего полученного дохода), либо с дохода за вычетом расходов. Ставки налога с указанных налоговых баз определены в размерах 6% и 15% соответственно. Выбор одного из двух способов осуществляется предпринимателем самостоятельно, но существует одно условие – замена способа уплаты налога может быть осуществлена по окончании года с момента применения «упрощенки». Такая ограничительная мера предполагает проведение тщательного анализа выбора способа уплаты налога и «упрощенная выгода» будет означать пробелы в налоговом планировании.

Одним из элементов налогового планирования организации было проведение амортизационной политики на должном уровне (рис.12). Поэтому ведение бухгалтерского учета при УСНО связано с расчетом ежемесячно амортизационных отчислений (учет основных средств и нематериальных активов).

Применение УСНО предполагает ряд ограничений, связанных с объемом доходов за 9 месяцев и за год в целом.

В соответствии со статьей 346.12 пункт 2 НК РФ, или доходы за 9 месяцев не превысили 45 млн.рублей организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, право  работать в УСНО налогоплательщик теряет, если его доход за год превысил 60 млн.руб. Следует оговориться, что в 2015 году эти суммы корректируются на величину коэффициента-дефлятора, равного 1,147 (в 2015 году величина этого коэффициента дефлятора составляла 1,067).

Другой  ограничительной мерой для УСНО является осуществление отдельных видов деятельности, в частности предприниматели и организации  не могут осуществлять банковскую, страховую деятельность, негосударственное пенсионное обеспечение, игорный бизнес и заниматься производством подакцизных товаров, добывать и реализовывать полезные ископаемые. Другие ограничения связаны с тем, что организации при осуществлении УСНО не должны иметь филиалы и представительства. Для в уставном капитале других организаций не должна превышать 25%, количество работающих ограничивается численностью в 100 человек.

Таким образом, организации и предприниматели в обязательном порядке при осуществлении налогового планирования должны учитывать все  положительные и отрицательные условия налоговых режимов с целью достижения максимального эффекта.

Возможности повышения эффективности деятельности организации за счет налогового планирования было бы неполным, если не рассмотреть влияние налоговой нагрузки на деятельность организации. Степень и уровень налоговой нагрузки выступает в качестве важнейшего количественного источника, налоговой базы. Для каждого налогоплательщика показатель  налогового бремени является индивидуальным и модели его расчета различные. Но тем не менее, их можно сгруппировать в соответствии с предложенными А.В.Трошиным методами, каждый из которых имеет свои особенности, преимущества и недостатки [5].

Определяя  налоговое планирование как объективный и реальный процесс налоговых отношений, следует отметить его возрастающее значение в налоговом регулировании предпринимательской деятельности. Но, вместе с тем, остаются нерешенными и проблематичными многие вопросы, связанные с налоговым планированием. Применение налогового планирования в предпринимательской деятельности не обеспечивает в полной мере правомерное поведение предпринимателей, подтверждением тому служат многочисленные и повсеместные правонарушения в налогообложении. До сих пор отсутствует единый подход к определениям и дефинициям понятия «налоговое планирование». Как отмечает Гусева Т.А. «Целевая направленность налогового планирования на уменьшение налогообложения, конфликтующая с государственным интересом, диктует необходимость законодательного регулирования этого явления, в частности, через установление его принципов, методов, точного разграничения правомерного и неправомерного поведения налогоплательщиков» [6].

Законное закрепление, в частности в НК РФ, понятие «налоговое планирование» позволит избежать неточностей в восприятии целевой направленности налогового планирования.

Итак:

– Налоговое планирование направлено на совершенствование налоговой системы и повышение эффективности деятельности организации;

– решение задач налогового планирования предполагает достижение оптимизации налоговых платежей организации;

– реализация элементов стратегического и текущего налогового планирования направлена на снижение налогового бремени, формирование полной и достоверной информации для предпринимателей и организаций;

– организации и предприниматели, осуществляющие политику налогового планирования, всегда имеют конкурентные преимущества.

 

Литература:

  1. rbk.ru – официальный сайт Российского бизнес-канала
  2. Налоговое планирование: Учебно-методическое пособие/ И.В.Сергеев, А.Ф.Галкин, О.М.Воронцова. –М.: Финансы и статистика, 2007. – C.109.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. –М., 2015.
  4. Селезнева Н.М. Налоговый менеджмент: учебное пособие. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. –C.191.
  5. Трошин А.В. Сравнительный анализ методик определения налоговой нагрузки на предприятия// Финансы. 2012. №5. – С.21-25
  6. Гусева Т.А. Правовое регулирование налогового планирования в предпринимательской деятельности: проблемы теории и практики. М.: Волтерс Клувер, 2006.–C.12.

 

Literature:

  1. If.rbk.ru – the official website of the Russian business channel
  2. Tax planning: Study guide / I.V.Sergeev, A.F.Galkin, O.M.Vorontsova. -M .: Finance and Statistics, 2007. – C.109.
  3. The Tax Code of the Russian Federation. -M., 2015.
  4. Selezneva NM Tax management: training manual. -M .: UNITY-DANA, 2007. -C.191.
  5. AV Troshin Comparative analysis of methods for determining the tax burden on enterprises // Finance. 2012. №5. – S.21-25
  6. TA Guseva Legal regulation of tax planning in business: theory and practice problems. M .: Wolters Kluwer, 2006. -C.12.