Московский экономический журнал 2/2016

image_pdfimage_print

УДК 330.366

 

Бородавко Е. И., Шавандина И. В., Смирнов Н. А.,  Смирнова А. А.

Borodavko E. I., Shavandina I. V., Smirnov N. A., Smirnova A. A.

Развитие сельского хозяйства Нижегородской области в условиях экономических санкций.

Development of agriculture of the Nizhny Novgorod Region in the conditions of economic sanctions.

    Аннотация: В статье рассматриваются вопросы влияния санкций на развитие сельского хозяйства Нижегородской области, анализируется динамика отдельных показателей роста аграрного потенциала.  При  написании  данной  статьи  был  использован  аналитический  метод,  с помощью которого  было  выявлено,  что  последствия  введения  санкций  для  сельского  хозяйства  имеют  как  положительный,  так  и  отрицательный  эффект. 

    Annotation: The article examines the effect of sanctions on the development of agriculture in Nizhny Novgorod region, the analysis of the dynamics of separate indicators of the growth of the agricultural potential. When writing this article was used an analytical method by which it was revealed that the effects of the imposition of sanctions for agriculture have both positive and negative.

  Ключевые слова: сельское хозяйство, государственная поддержка, экономические санкции.

      Key words: agriculture, state support, economic sanctions.

    В настоящее время сельское хозяйство Нижегородской области, как и всей страны, находится в условиях импортозамещения в связи с введением экономических санкций против России рядом стран запада.

  Но как показывает время, введенные санкции не дали ожидаемого отрицательного результата, а напротив, послужили стимулом для наращивания мощностей отраслей экономики России.

  Деятельность агропромышленного комплекса Нижегородской области определяется Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы и государственной программой развития АПК Нижегородской области.

    Одной из приоритетных задач в работе министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области является увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности агропромышленного комплекса региона являются

    С целью уменьшения зависимости продовольственного рынка от поставок импортной продукции, импортозамещения и повышения самообеспеченности региона основными продовольственными товарами, в Нижегородской области реализуются 9 экономически значимых программ таких как:

  1. Развитие молочного скотоводства с применением современных технологических решений в Нижегородской области на 2014-2017 годы.
  2. Развитие свиноводства и увеличение производства свинины в Нижегородской области на 2014-2016 годы.
  3. Развитие птицеводства и увеличение производства, переработки, хранения и сбыта мяса птицы в Нижегородской области на 2014-2016 годы.
  4. Развитие мясного скотоводства в Нижегородской области на 2015-2017 годы.
  5. Развитие семеноводства сельскохозяйственных культур Нижегородской области на 2015-2020 годы.
  6. Развитие свеклосахарного производства в Нижегородской области на 2015-2017 годы.
  7. Развитие овощеводства защищенного грунта в Нижегородской области на 2015-2017 годы.
  8. Развитие льняного комплекса Нижегородской области на 2015-2020 годы.
  9. Предотвращение заноса и распространения вируса африканской чумы свиней на территории Нижегородской области на 2015-2017 годы [ 3].

    Кроме того на территории области в целях создания благоприятных условий для эффективной деятельности местных товаропроизводителей, стимулирования продвижения их продукции на региональном и российском рынках, снижения потребительской инфляции, продолжает развиваться программа «Покупай нижегородское».

    Если обратиться к официальной статистике, можно сказать что несмотря на введенные санкции аграрный потенциал Нижегородской области возрастает, и в 2014 году стоимость продукции сельского хозяйства Нижегородской области составила  67100 млн.руб., что на 40,09 % больше чем в 2012 году. По производству продукции сельского хозяйства в фактически действовавших ценах Нижегородская область занимает 6 место среди областей и республик Приволжского федерального округа (таблица 1).

Таблица 1– Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в фактически действовавших ценах, млн.руб.

1

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015:
Р32  Стат. сб. / Росстат. – М., 2015. – 1266 с.

   Также немаловажным показателем развития сельского хозяйства области может служить увеличение посевных площадей зерновых и зернобобовых культур.

    Как показано на рисунке 1, посевная площадь зерновых и зернобобовых культур в период действия санкций возросла с 529 тыс.га в 2014 году до 561,8 тыс.га в 2015 году, что безусловно является положительной тенденцией в развитии сельского хозяйства Нижегородской области.

1

Рисунок 1– Посевные площади сельскохозяйственных культур, тыс.га.

    Наряду с увеличением отдельных факторов, общая картина отрасли сельского хозяйства остается печальной. Количество сельскохозяйственных организаций сокращается с каждым годом. Данное явление обусловлено тем, что в настоящее время сельхозтоваропроизводители  нуждаются в колоссальных мерах государственной поддержки. В соответствии с указанной поддержкой сельскохозяйственным товаропроизводителям и российским организациям, зарегистрированным на территории Нижегородской области, предоставляются субсидии на возмещении части затрат по созданию и модернизации плодохранилищ, картофеле- и овощехранилищ, тепличных комплексов, животноводческих комплексов молочного направления, селекционно-генетических и селекционно-семеноводческих центров, оптово-распределительных центров строительство (модернизация) которых начаты не ранее 1 января года, предшествующего году предоставления субсидий.

     Анализируя результаты деятельности сельскохозяйственных организаций Нижегородской области за до санкционный период и период введения санкций (таблица 2), можно сделать вывод о том, что количество сельскохозяйственных организаций, в том числе и прибыльных продолжает сокращаться, что является отрицательной тенденцией в направлении создания продовольственной безопасности страны . Численность работников, занятых в сельском хозяйстве также сокращается, не смотря на то, что данная отрасль  остро нуждается в квалифицированных кадрах. Также существуют и другие отрицательные моменты, такие как, увеличение себестоимости продаж и сокращение прибыли сельскохозяйственных организаций наряду со снижающимся уровнем рентабельности от производственно-финансовой деятельности.

Таблица 2 – Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций Нижегородской области (по данным бухгалтерской отчетности)

1

*Источник: Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области. Предварительные итоги работы агропромышленного комплекса Нижегородской области в 2015 году.

   Из всего изложенного можно сделать вывод о  том, что последствия  введения  санкций  нельзя  назвать  однозначными.  Влияние  санкций носит  не  только  позитивный,  но  и  негативный  характер.

   В  первую  очередь  положительным  моментом  является  уменьшение  давления  импорта,  то  есть  снижение  конкурентной  среды  со  стороны  зарубежных  аналогов,  что  дает  хороший  шанс  для  еще  не  особо  известных  производителей  заявить  о  себе [5] .  Наряду с положительными сторонами существует также множество отрицательных воздействий, таких как рост цен в результате снижения предложения, а также  необходимость в государственной поддержке с целью расширения  рынка.

Библиографический список:

  1. Информационно-аналитический портал, посвященный АПК и сельскому хозяйству. [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL: http://www.agroxxi.ru.
  2. Кулов А. Р. Особенности воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве России в условиях экономических санкций.// Московский экономический журнал,-2016- № 1.
  3. Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области. [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL: http://www.mcx-nnov.ru/.
  4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015:
    Р32 Стат. сб. / Росстат. – М., 2015. – 1266 с.
  5. Санотова А. А., Седых Н. В. Влияние экономических санкций на развитие сельского хозяйства краснодарского края // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LVI междунар. науч.-практ. конф. № 12(54). – Новосибирск: СибАК, 2015.
  6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области. [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL: http://nizhstat.gks.ru.